Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-04-01 | 99 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Эмпирическим объектом данного исследования являются индивиды, которые проживают в городе Бердске, как жители локальной территориальной общности. Город Бердск является небольшим по площади, имеет определенные границы, что дает нам основание брать его в рассмотрение как локальную территориальную общность. В опросе могут участвовать представители взрослого поколения в возрасте от 18 лет, поскольку к этому возрасту вполне уже складывается свой взгляд на общество.
В качестве целевого источника информации выступают данные, полученные в ходе интервью с жителями Бердска.
Таблица 1. Система индикаторов и показателей
Блоки | Индикаторы | Показатели | Номер вопроса |
Характеристики члена локальной территориальной общности | Социально-демографические | Возраст | 1 |
Национальная принадлежность | 4 | ||
Продолжительность проживания на территории общности | 2, 3 | ||
Социально-статусные | Уровень образования | 5 | |
Профессия | 6 | ||
Положение в обществе | 7 | ||
Характеристики групп "Свои" и "Чужие" | Социально-демографические | Возрастная категория | 8 |
Национальная принадлежность | 9 | ||
Социально-статусные | Уровень образования | 10 | |
Профессия | 11 | ||
Положение в обществе | 12 | ||
Социальное окружение | Друзья, близкие, соседи, коллеги по работе и т.д. | 13 |
Выбор и обоснование метода сбора информации: личное интервью
Методом сбора информации в данном исследовании было выбрано интервьюирование. На основе существующей информации о теоретическом объекте, мы видим, что это наилучший способ решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез.
|
С помощью наблюдения мы можем только видеть какие-либо социальные явления, однако изучить идентификацию членов локальной территориальной общности мы не можем, поскольку это больше психологический процесс.
Метод контент-анализа не был принят во внимание в связи с недостатком документов по данной проблеме. При обзоре литературы были обнаружены исследования, посвященные теме идентификации с группами «Свои» и «Чужие», но во внимание были взяты в целом жители России. Были обнаружены статистические данные, которые помогли нам иметь представление о данной проблематике. Другие работы в основном касались либо территориальных общностей, либо идентичности и идентификации.
Для данного типа исследования подходит полуформализованное интервью. Во время личной беседы респондент может задавать все возникающие вопросы для более полного понимания анкеты. Еще одним преимуществом личной беседы является то, что респонденту будет трудно уйти от ответа на заданный вопрос. При заполнении анкеты самостоятельно повышается вероятность пропущенных и необдуманных ответов. Так же при полуформализованном интервью мы можем учитывать комментарии респондента по поводу содержания анкеты, чтобы в дальнейшем провести корректировку вопросов.
Предполагается проводить интервью на дому у респондента, потому что так мы точно будем знать, что этот человек является членом локальной территориальной общности.
Составление вопросов для интервью
На основе составленной системы индикаторов и показателей были разработаны вопросы для интервью (см. Приложение 1). Вопросы делятся на 2 группы в соответствии с блоками: характеристики групп «Свои» и «Чужие», характеристики члена локальной территориальной общности.
В группе вопросов, посвященных члену локальной территориальной общности, мы выясняем, сколько времени он проживает на территории общности, его возраст, национальность, уровень образования, имущественного положения и его профессию. Вопросы, касающиеся уровня образования и имущественного положения, сформулированы закрыто, поскольку предусмотрены все варианты ответов. Остальные вопросы открытые, поскольку заранее мы не можем предугадать ответы.
|
В последующей группе вопросов мы будем выяснять, каким образом индивид разделяет членов общества на группы «Свои» и «Чужие» на основе тех же характеристик, которые мы выделили для первой группы вопросов. Данная группа вопросов сформулирована открыто, поскольку нас интересует именно мнение респондента.
Методические выводы
В результате пробного пилотажа данного опроса были выявлены некоторые недостатки, которые в последующем будут доработаны. При проведении пилотажа было опрошено 10 человек, живущих в городе Бердске. После проведения интервью попросили респондентов ответить на несколько вопросов по структуре анкеты, какие вопросы были не корректно сформулированы или лишними. Так же во время интервьюирования были учтены вопросы, задаваемые респондентами.
Вопрос № 2 «Какое время Вы проживаете в городе Бердске?» был открытым. После проведения пилотажа вопрос был переформулирован и разбит на 2 вопроса. В первом респондент выбирает между двумя подсказками «Я родился в Бердске и живу тут всю жизнь» и «Я переехал в Бердск из другого города», а второй вопрос «Как долго Вы проживаете в городе Бердске» предназначается только респондентам, ответившим, что они переехали в Бердск.
Вопрос № 7 «К какому социальному классу Вы могли бы отнести себя?» был закрытый и имел 4 варианта ответа: низший, средний, высший, затрудняюсь ответить. Однако многие из опрашиваемых выбирали ответ «затрудняюсь ответить», некоторые не понимали вопроса, некоторые говорили, что вариантов ответов слишком мало. Поэтому вопрос был переформулирован в «К какому слою в обществе Вы бы скорее всего себя отнесли?» с вариантами ответов: к низшему слою, к низшей части среднего слоя, к средней части среднего слоя, к высшей части среднего слоя, к высшему слою, затрудняюсь ответить. Соответственно была изменена формулировка вопроса № 12 «Людей какого социального класса Вы могли бы назвать «Своими»? А кого «Чужими»?» на «Людей какого слоя в обществе Вы могли бы назвать «Своими»? А кого «Чужими»?».
В приложении 1 представлен уже скорректированный вариант анкеты для интервью.
|
Заключение
В результате проделанной работы была получена целостная программа исследования, целью которого является определение взаимосвязи между характеристиками члена локальной территориальной общности и критериями, по которым он выделяет группы «Свои» и «Чужие».
В программу исследования вошли методологический и процедурный разделы. В методологическом разделе была определена цель исследования, составлена теоретическая концепция, теоретически интерпретированы понятия, а также были установлены задачи исследования и выдвинуты гипотезы.
В процедурном разделе мы разработали систему индикаторов и показателей, выбрали и описали эмпирический объект, выявили целевые и нецелевые источники информации. Так же, был разработан инструментарий (анкета для полуформализованного интервью), который был апробирован в рамках пилотажа. Недостатки, выявленные в ходе интервью, были подкорректированы.
После исправления инструментария, полученную программу и разработанный инструментарий можно использовать для непосредственного проведения исследования и сбора первичной социологической информации.
Список литературы
Литература, посвященная изучению локальной территориальной общности
1. Горяченко Е. Е. Территориальная общность в изменяющемся обществе // Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Ред. кол.; Отв. ред. Т. И. Заславская, З. И. Калугина. Новосибирск: Наука. Сиб.предприятие РАН, 1999. Гл. 23. С. 499-534.
. Горяченко Е. Е., Литвинцева (Наумова) М. В. Локальная территориальная общность в крупном городе (на примере Новосибирского Академгородка) // Крупные города и вызовы глобализации. Смоленск: Ойкумена, 2003. С. 192-200.
. Смелзер, Нейл. Социология: [Учеб. пособие для вузов]: Пер. с англ. / Науч. ред. В. А. Ядов.- М.: Феникс, 1994.
. Теннис Ф. Общность и общество // Теоретическая социология: Антология: [В 2 ч.]. Ч.1. / Моск. высш. шк. социал. и экон. наук, РАН, Ин-т социологии, Центр фундам. социологии, Центр.-Европ. Ун-т; Под ред. С. П. Баньковской.- М.: Кн. дом "Университет", 2002.
|
. Троцковский А. Я. Трансформация социально-территориальной структуры региона. //Социальная траектория реформируемой России: исследования Новосибирской эк.-соц-й школы / Ред. кол.; Отв. ред. Т. И. Заславская, З. И. Калугина. Новосибирск: Наука, 1999. C. 478-499.
6. Файзуллин Ф. С., Хазиахметов Н. Х. Методологические проблемы исследования территориальных общностей. Электронный ресурс <www.anrb.ru/tmp/files/yumatovo/faizullin.doc <http://www.anrb.ru/tmp/files/yumatovo/faizullin.doc>>
. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. / Ред. Ф. А. Батурин. - Новосибирск: Наука, 1967.
. Электронный словарь www.mirslovarei.com/content_soc/OBSHHNOST-TERRITORIALNAJA-4015.html
Литература, посвященная изучению социальной идентификации
9. Данилова Е. Н., Ядов В. А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 27-30.
10. Даудрих Н. И. Социальная идентичность: методический аспект <http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/48428.html> // Социология: 4М. 2000. № 12. С. 77-95.
. Климова С. Г. Критерии определения групп "Мы" и "Они" // Социологические исследования. 2002. № 6. С. 83-95.
. Климова С. Г. Стереотипы повседневности в определениях «своих» и «чужих» // Социологические исследования. 2002. № 6. С. 83 - 96.
13. Шафранов А. И. Самоидентификация личности. 2004.
. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
. Ядов В. А. Социальная идентификация личности / Под ред. В. А. Ядова. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1993.
. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. Т. 4. № 3-4. С. 158-181.
Приложение
Здравствуйте! Это анонимное интервью, посвященное изучению взаимоотношений людей в рамках города Бердска. Данные, полученные от всех участников опроса, будут использованы только в обобщенном виде. Здесь нет верных или неверных ответов, нам важна Ваша точка зрения. Пожалуйста, внимательно слушайте вопросы, в случае непонимания - уточняйте. Большое спасибо, что согласились поучаствовать!
Для начала последует несколько вопросов о Вас.
Сколько Вам лет?
__________________________________________________ __________
2. Скажите, какой из ответов наиболее точно определит Ваше положение:
1. Я родился в Бердске и живу тут всю жизнь (переход к вопросу 4)
. Я переехал в Бердск из другого города (переход к вопросу 3)
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!