Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-04-01 | 296 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Свет божественной души
Из опыта работы учителя воскресной школы
храма Преображения Господня Эжвинского района г. Сыктывкара
Павловой И.З.
Сыктывкар 2009
ББК 86.37
С 24
Рецензент: Остапова З.В., зав. лабораторией Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А. Куратова, зам. председателя Православного педагогического общества имени Стефана Пермского.
С 24 Свет божественной души: методическое пособие по проведению православных праздников. Из опыта работы учителя воскресной школы храма Преображения Господня Эжвинского района г. Сыктывкара И.З. Павловой / сост. Н.М. Мищенко, Е.А. Круглова; авт. вступ. ст. Н.М. Мищенко; Коми республик. ин-т развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009. – 64 с.
Опыт преподавателя воскресной школы с 15-летним стажем Павловой И.З. будет полезен и интересен широкому кругу читателей, желающих получить знания и практический опыт в изучении «Основ православной культуры», духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи. В сборнике приведены примеры схем, таблиц, опорных конспектов, занимательного материала, поэтических картинок и других наглядно-дидактических материалов по изучению Священного Писания, Истории Христианской Церкви, церковно-славянского языка.
|
Материалы пособия окажут помощь в подготовке к олимпиадам и конкурсам по ОПК, в организации и проведении религиозных праздников в воскресных школах и других образовательных учреждениях.
© Мищенко Н.М., составление, 2009
© Круглова Е.А., составление, 2009
© ГОУ ДПО КРИРОиПК, 2009
Содержание
Религиозное образование в воскресной школе в системе непрерывного образования детей: роль наглядно-дидактических материалов. (Мищенко Н.М.)............................... | 4 | ||
Методические разработки православных праздников...................................................... | 18 | ||
Кто ищет Истину – находит. Литературно-музыкальная композиция............... | 18 | ||
Читай святую книгу Бога. Литературно-музыкальная композиция.................... | 24 | ||
Пасха Красная. Сценарий праздника......................................................................... | 29 | ||
Со светлым праздником Пасхи! Пасхальное поздравление..................................... | 35 | ||
Пасха Господня............................................................................................................ | 40 | ||
Пасха. Родина. Весна. Литературно-музыкальная композиция............................. | 46 | ||
Пасхальный привет Великой Победе! Литературно-музыкальная композиция.. | 52 | ||
Концерт, посвященный Пасхе.................................................................................... | 59 | ||
Приложения........................................................................................................................... | 62 | ||
| |||
.
Религиозное образование в воскресной школе
в системе непрерывного образования детей:
Пророки
Израильские Иудейские
Пророки Израильские
|
Пророки Иудейские | |
Пророки | Предсказания |
Михей | Спаситель родится в Вифлееме |
Захария | Вход Господень в Иерусалим |
Иоиль | Сошествие Святаго духа на людей |
Исаия Ветхозаветный евангелист | Рождение Мессии от Девы Вавилонский плен и возвращение |
Иеремия | Вавилонский плен, плач об Иерусалиме |
Иезекииль | Воскрешение из мертвых |
Даниил, начальник мудрецов. Постник. Умел разгадывать сны | Семьдесят седмин – 490 лет до прихода Мессии |
Анания Азария Мисаил | Не сгорели в огненной печи |
Аггей | В Иерусалимский храм войдёт Спаситель |
Малахия – последний пророк | О Предтече Спасителя – Иоанне Крестителе |
Одна из сложных тем – отличие Ветхого и Нового Заветов и их неразрывное единство. Взаимосвязь Заветов просматривается не только в пророчествах, но прообразах.
Обобщение прообразов Ветхого Завета в таблице даёт возможность систематизировать знания и пользоваться ею в случае необходимости для справки.
Прообраз | Кого или чего? |
Жертвоприношение | Крестной жертвы Спасителя |
Ной | Иисуса Христа, Спасителя |
Ковчег | Церкви Христовой, Божьей Матери. |
Принесение в жертву Исаака | Смерти и воскрешения Иисуса Христа |
Лестница | Божьей Матери, соединения неба с землёй через воплощения Сына Божия. |
История Иосифа | Жизни, страдания, воскрешения Иисуса Христа, спасшего людей от греха и вечной смерти |
Мельхиседек | Иисуса Христа как Первосвященника и Царя, вечного Бога |
Хлеб и вино | Причастия |
Страдания Иова в чреве кита | Крестных страданий Иисуса Христа |
Неопалимая Купина | Божьей Матери и состояния иудейского народа, притесняемого, но не погибающего, имеющего помощь Божию |
Агнец | Спасителя, кровь которого избавляет верующих людей от гибели |
Ветхозаветная Пасха | Христианской пасхи, Воскресения Христова |
Переход евреев через Черное море | Крещения, избавления от власти диавола, рабства греху |
Дерево, отнявшее горечь от воды | Древа Креста Господня |
Манна небесная и вода их скалы | Тела и крови Христа |
Моисей с поднятыми крестообразно руками | Распятого Иисуса Христа, Креста, силою которого побеждаются видимые и невидимые враги |
Скиния | Церкви Христовой, Божией Матери |
Вход в скинию с востока | Ожидания прихода Христа |
Открытый двор для народа | Призвания в Церковь всех людей |
Жертвенник | Креста, на котором Иисус Христос принёс себя в жертву |
Умывальница | Купели крещения |
Святилище | Истинно верующих |
Светильник, трапеза с хлебами, алтарь для курения фимиама | Иисуса Христа, который просвещает, питает верующих и возносит молитвы их к Богу Отцу |
Святое святых, куда первосвященник входил с кровью жертвенного животного | Неба, куда Иисус Христос вошёл со Своей кровью |
Крышка ковчега с херувимами | Престола Божьего, окружённого херувимами |
Ковчег со скрижалями | Милости Божией к исполняющим Божий Завет |
Расцветший жезл Ааронов | Иисуса Христа, произошедшего от рода Давидова, усечённого до корня, находящегося в неизвестности и унижении. |
Медный змей на кресте Моисея | Иисуса Христа, распятого на кресте, взирая на Которого с верою, люди освобождаются от греха |
Чудесное сошествие росы на руно, а потом – на землю. | Сошествие на землю и воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и орошение благодатью Божией рода человеческого |
Трёхдневное пребывание пророка Ионы в чреве кита и чудесное спасение | Трёхдневной смерти и воскресения Христа Спасителя |
|
Приступая к изучению Нового Завета (или завершая и обобщая изученное о земном служении Иисуса Христа), необходимо дать представление о тех, кто написал об этом, кто донёс до нас учение Христово. Четыре евангелиста были разными по происхождению, национальности, возрасту людьми. И Евангелия, написанные ими, имели свои особенности. Ирина Зеноновна предлагает таблицу, позволяющую детям легко запомнить этот сложный материал.
Святые евангелисты | Их символы | Время написания Евангелия, язык | Цель (идея) | Адресат | Особенности |
Матфей –мытарь из 12 апостолов | Человек | Ок. 41 г. от Р.Х. в Иудее; 28 глав.; еврейский | И.Х. – обетованный Мессия. | Для христиан-иудеев | Ссылки на Ветхий Завет |
Марк –секретарь ап. Петра | Лев | До 60 г. от Р.Х.; Рим; 16 глав; греческий | И.Х. – Сын Божий | Для уверовавших язычников | Простота, краткость, образность |
Лука – грек. Врач, живописец, друг Павла. Из 70 апост. | Телец | 65-75гг. от Р.Х. Рим, Египет. Греческий | Правильность и правдивость сведений об И.Х | Для Феофила из Антиохии | Подробности, стройность изложения, учение о милосердии Божием |
Иоанн – сын рыбака, любимый ученик Господа. Из 12 апостолов | Орёл | После 75 г. от Р.Х. Эфес. 21 глава. Греческий | И.Х. – Бог, податель вечной жизни. | Для христиан | Торжественность, глубина, сведения, которых нет в других Евангелиях |
|
Учитель много работает над осмыслением слов и понятий, обогащает язык детей, расширяет их кругозор, эрудицию, формирует духовно-нравственную позицию.
При изучении темы, связанной с учением Иисуса Христа через притчи, поясняются слова-доминанты. Так, рассматривая притчу о десяти девах, повествующую о предсказании Второго пришествия Иисуса Христа, словарь-пояснение строится следующим образом:
Свадебный пир | Царство Божие | ||
Ожидание | Жизнь земная | ||
Сон | Смерть | ||
Пробуждение | Воскрешение | ||
Жених | Иисус Христос | ||
Пять запасливых дев | Праведники, молитвенники, милостивые люди | ||
Пять нерадивых дев | Грешники, люди, которые не думают о жизни вечной | ||
Встреча | Страшный Суд | ||
Масло в светильниках | Добро | ||
К Пасхе |
От Пасхи | ||
1 неделя | Покаяние Смирение Прозрение Воздаяние | О Фоме | Вера |
2 неделя | Прощение | Жен мироносиц | Любовь |
3 неделя | Утверждение | О Расслабленном | Надежда |
4 неделя | Озарение | О Самаряныне | Богопознание |
5 неделя | Крестоношение | О Слепом | Просвещение |
6 неделя | Восхождение | Вознесение | Одухотворение |
7 неделя | Сострадание | СВ. Отцов | Стояние |
Воскресение | Святая Пятидесятница | Обновление |
Большое значение при изучении такого сложного материала, как История Христианской Церкви, играют опорные конспекты, выполненные самим учителем и учащимися в процессе обучения. Они позволяют предельно доступно и лаконично изложить материал большого объёма.
Христианство в I - III вв.
I в. – от Индии до Испании, от Чёрного моря до Африки;
Скифские мученики: Инна, Пинна, Римма.
II в. – Галлия, Испания, Германия.
III в. – Англия
Иерархия ХЦ
Глава – Иисус Христос.
Единая Церковь | Начальник отцов | Патриарх (V в.) | |
Клир | Епископы, диаконы | ||
Братия и сестры | Миряне. | ||
Епархии | Епископский округ | ||
Митрополии | Большой город, область Митрополит, Экзарх
| ||
Приходы | Пресвитеры, протоиереи, иереи –отцы: управление носит семейный характер | ||
На церковных должностях: чтецы, иподиаконы, певцы, привратники, диакониссы. | |||
Апологеты – защитники из бывших язычников |
Первенство чести патриарших кафедр:
Римская
Константинопольская
Александрийская
Антиохийская
Иерусалимская
Московская (с XVI в.)
После 250 г.
Мученичество – идеал христианской жизни.
Обеспечение жизни Церкви, охрана её членов
Велик и славен сонм мучеников за Господа Иисуса Христа!
Святитель Поликарп.
Епископ Смирнский, ученик ап. Иоанна Богослова, родился ок. 80 г., сирота.Император Марк Авелий за исповедничество Христа приговорил к сожжению. Пламя окружило, но не сожгло. Пронзён мечом, зажжён снова.
Память 7 марта.
Святитель Киприан.
Епископ Карфагенсский, адвокат, просвещён пресвитером Цецилием. При Декии скрывался, при Валериане в 257 г. отказался от языческого жертвоприношения, казнён усечением головы. Память 13 сентября.
5. Жития святых мучеников
- Вера, Надежда и мать их София 30.09.
- Анастасия Узорорешительница.
- Екатерина и царица Августа.
- Преподобномученица Анастасия.
- Димитрий Солунский, Мироточивый.
- Георгий Победоносец.
- Лидия, её муж и сыновья.
- Вонифатий.
- Варвара Великомученица.
- Адриан и Наталия.
- Семь Ефесских отроков.
- Марина.
-Пантелеймон-великомученик, милостливый.
- Косьма и Дамиан Асийские.
- Андрей Стратилат с 2593 воинами.
- Феодор Стратилат.
- сорок мучеников Севастийских.
- Татиана.
- Параскева Пятница.
- Ирина.
Меры пресечения ересей
1. Нравственное увещевание наедине.
2. Вразумление – обличение перед свидетелями, затем перед Церковью.
3. Отлучение от своего общества – до полного покаяния.
Отцы и защитники Церкви
- Мужи апостольские:
св. Варнава, св. Дионисий Ореопагит, св. Климент, III епископ Римский, св. Игнатий Богоносец, св. Поликарп, св. Ерм, св. Папий.
- Отцы и учители
Научное богословие
Богословские школы
Малоазийские школы
Североафриканские
Александрийская. Начало – ап. и евангелист Марк основал училище. Кахеты – наставники
Антиохийская
8. Эпоха Вселенских Соборов. IV - IX вв.
Равноапостольные свв. император Константин и царица Елена. Память 3 июня н.с.
Воздвиженье Честнаго и Животворящего Креста Господня. 27 сентября н.с.
Первый «царь во христианах». Знамение креста на солнце: «Сим победищи».
Император Константин
323 г. – единовластный правитель Римской империи.
Объявление христианской веры господствующей. Укрепление веры, строительство храмов.
325 г. – I Вселенский собор в Никее.
330 г. Столица Византии – Константинополь.
337 г. – крещение перед смертью.
Царица Елена
Освобождение заключённых христиан.
Паломничество по святым местам Палестины.
Заложение храмов:
- в Вифлееме над пещерой Рождества Христова;
- на горе Елеонской – месте Вознесения Господня;
- в Гефсимании – на месте Успения Божьей Матери;
- у дуба Мамврийского – на месте явления Святой Троицы;
- обретение Животворящего Креста Господня чудо исцеления и воскрешения.
Крест Господен
Первая часть – в Иерусалиме, в храме Воскрешения Господня. Вторая часть – разделение и раздача по миру. Крест воздвигался патриархом Иерусалимским Макарием для поклонения.
614 г. – утрата Креста: увезён в Персию.
628 г.– возвращение императором Ираклием.
Праздник Воздвиженья причислен к двунадесятым праздникам Православия.
9. Первый Вселенский Собор
Вселенский собор в Православии – собрание представителей всех Поместных Церквей с целью представить в полноте учение Церкви, переданное ей Иисусом Христом и апостолами.
Вселенские соборы непогрешимы. Постановления Соборов не подлежат отмене или пересмотру.
Причинасозыва I Вселенского Собора– ересь Ария.
Арий – пресвитер г. Александрии: Иисус Христос не единосущен Отцу, не безначален, не сотворён.
Состав: 318 епископов + пресвитеры, диаконы.
Александр, еп. Александрийский, Афанасий – диакон;
Свт. Николай, еп. Мир Ликийских чудотворец;
Св. Спиридон, еп. Кипрский, чудотворец.
Св. Иаков, еп. Низибайский, пустынножитель, чудотворец;
Свмч. Ипатий, еп. Гангрский.
Результат:
- «Символ Веры» (1-7);
- празднование Пасхи;
- 20 канонов;
- старшинство кафедр;
- осуждение арианства, изгнание Ария.
Борьба еп. Афанасия Александрийского (293-373 гг.) с арианством. Память 15 мая н.с.
10. Святитель Николай, архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец
Память 19 декабря, 22 мая н.с., Четверг Светлой Седмицы
Родился в г. Патара в Ликии. Родители – Феофан и Нонна. Имя обозначает «победитель народов». Назван православными «правило веры», «образ кротости». Рекомендован дядей еп. Николаем в пресвитеры. «Равноангельское житие»:
- Путешествие в Палестину.
- Желание уйти в пустыню, явление ангела.
- Жизнь в Ликии, избрание епископом в г. Миры:
• Видение Спасителя и Пресвятой Богородицы;
• Помощь нуждающимся и страждущим;
• Свободная и дерзновенная проповедь;
• Заключение в темницу;
• Исцеление от страстей и недугов;
• Разорение капищ;
• Участие в Никейском соборе;
• Посрамление Ария, пощёчина, заключение под стражу, видение епископов, возвращение сана.
- Многие чудеса при жизни и по кончине.
- Перенесение мощей свт. Николая в г. Бары в 1087 г.
«Всеединство добродетелей», «всепобеждающая благодать».
- Духовная связь со свв. Сергием Радонежским и Серафимом Саровским.
- Особо почитаем на Руси:
• Множество храмов, часовен, приделов его импени;
• Крестные ходы (Великорецкий);
• Обновление икон;
• Заступничество.
11. Юлиан Отступник. Укрепление христианской веры в IV - V вв.
- ИмператорЮлиан – племянник Константина Великого. «Христианское» воспитание без любви к Богу и вере. Ниспровержение христианства. Восстановление язычества. Покровительство иудеям. Попытка восстановить храм в Иерусалиме. Поход в Персию, гибель в 363 г.
- «Ты победил, Галилеянин!»
При Юлиане пострадали:
Св. вмч. Артемий, префент Антиохии, память 3 ноября н.с.
Св. Кириек Иерусалимский 10 ноября н.с.
Св. Иоанн Воин 12 августа
Тайное окропление жертвенной языческой кровью продуктов на рынке, отказ христиан от покупок, употребление колива (память – 3 неделя Великого Поста – вкушение колива и неварёной пищи).
С 2000 года Ирина Зеноновна с большим интересом начала изучать с детьми новый предмет – церковно-славянский язык. По её собственным словам, на знакомство с одной буквой у них иногда уходит не одно занятие. Преподавание складывается из нескольких этапов. Сначала – изучение азбуки и грамматики. Каждая буквица имеет своё назначение, своё место, имя, духовный смысл. Нравственное осмысление необходимо. Каждая буква боговдохновенна. Это разговор с Богом.
Второй этап – правописание. Оно тоже несёт духовный и нравственный смысл. Правильность, красота чёткость в написании букв отражает красоту Божьего творения.
Третий этап – осмысление словаря церковно-славянского языка. На этом этапе много игровых, занимательных приёмов, развивающих интеллект, широту мышления, творчество. Ребусы, загадки, логические задачи, иллюстративный материал, аппликации, рисунки, художественное изображение смысла слов, поэтическая иллюстрация к словам – вот далеко не полный их перечень. Фразеологизмы, пословицы, поговорки дополняют поэтическую картину мира, представленную в языке-первооснове. Среди творческих заданий – прописывание, проговаривание, прорези, вензельная вышивка, разрисовывание, аппликация.
В качестве домашнего задания предлагается подготовить рассказы о Богородичных иконах или именах святых, название которых начинается с изучаемой буквы. Например, на букву У – Умиление, Утоли мои печали, Ульяна – Ульяновский монастырь. Практикуются упражнения на слова, например, начинающиеся с "у", заканчивающиеся на – ение: умение, уверение, уважение, умиление и т.д.
Чем больше буквиц знают дети, тем больше знают слов. У них выравнивается почерк, они начинают писать красиво и в школе. Многие начинают читать до 1 класса, сначала на церковно-славянском, потом – на русском.
Изучение церковно-славянского языка детьми даёт поразительные результаты: дети дошкольного возраста, отстающие в развитии, быстро овладевают навыками правильной речи и в дальнейшем опережают в развитии детей своего возраста.
С. Рачинский, знаменитый педагог, профессор Московского государственного университета заметил, что у детей снижается заикание, улучшается нервно-психическое состояние, формируется глубокое духовно-ориентированное мышление, стремление к знаниям, активный поиск истины, мотивация на достойное поведение. Подтверждаются его наблюдения и современным опытом и практикой общения с детьми. Работая в детском отделении Коми Республиканской психиатрической больницы, И.З. Павлова ведёт занятия с детьми, находящимися на лечении, и отмечает позитивные изменения в душевном состоянии и моральном облике пациентов.
Сегодня изучение церковно-славянского языка актуально как никогда. В разработанной для новой образовательной области УМК «Основы православной культуры» А.В. Бородина включила изучение церковно-славянского языка в программу 5 класса.
Все народы мира, понимая взаимосвязь языка, духовных традиций и собственной жизнеспособности, свято чтут и изучают основы духовной письменности и культуры своего народа. Обязательным учебным предметом в школах мусульманских стран является арабский язык, в еврейских – иврит, в школах Западной Европы – латынь.
Проблемавозвращения в учебные программы современного образования церковно-славянского языка не нова. Причин несколько:
- Теряя смысл славянской основы, люди перестают чувствовать смысл слов, слова для них становятся пустыми знаками.
- Утрата высокого стиля привела к тому, что права литературного гражданства получили жаргоны и площадная брань.
- Происходит негативное явление подмены, появлением в языке огромного количества слов-оборотней.
Например, при изучении первой темы «Азбука» даётся материал в сопоставлении – рассказывается о создании коми азбуки святителем Стефаном Пермским.
Азбука - алфавит
Свв. Кирилл и Мефодий
Время
Середина XI века
Название
Начертание
Вид
Судьба
Учитель знакомит детей с видами надстрочных знаков и с целью их употребления в церковно-славянском тексте, он раскрывает духовный смысл каждого из них, например, титла – орфографический нимб над священными словами. Изучение их подкрепляется поэтическими иллюстрациями.
В первой теме используется такая поэтическая картинка:
Книгу древнюю открою,
Буквы древние прочту.
Но смотрю я: что такое?
В строках – птички на лету!
В церкви я узнал всё точно:
Чтобы грамотно читать,
Про ударное надстрочное
Мне не надо забывать.
Ударенья, придыханья,
Даже маленький ерок
Открывает небо знаний,
Ввысь зовут, где Слово – Бог.
Над священными словами
Титла-нимбы, знак особый.
Чтением и письменами
Прославляли Бога чтобы.
Отсюда следует вывод: верующий человек средствами орфографии выражает благоговейное отношение к Богу.
Учитель: Какими действиями можно ещё выразить это отношение?
Об этом рассказывается в стихотворении:
Я сложил крестом ладошки,
Я головку наклонил.
Батюшка взглянул с улыбкой –
И меня благословил.
Я прошу благословенья
На серьёзное ученье.
Я хочу благословиться,
Чтобы азбуке учиться.
При изучении буквы «буки» рассматриваются группы родственных слов. Буки – буквица, азбука, азбучные истины. С буквы «буки» начинаются много важнейших для духовного существования человека слов. Одни из главных – Бог и благо. Эти слова являются родовыми для многих других прекрасных слов.
БОГ | ородица |
БЛАГО | верный |
омладенец | словение | ||
оявление | душие | ||
ослужение | мыслие | ||
ослов | честие | ||
оносец | волие | ||
омолец | денствие | ||
олепно | вест | ||
оугодно | вещение | ||
атство | дать | ||
атырь | деяние | ||
адельня | дарность | ||
услав | родство | ||
дан | лепие | ||
чиние | |||
состояние |
Загадки, шарады и ребусы – обязательная принадлежность занятия.
- Начало – деревом зовётся,
Конец – читатели мои.
Здесь, в книге целое найдётся,
И в каждой строчке – всё они! (Буквы).
- Крошки-птички сели в ряд и словечки говорят. (Буквы).
- Пошёл ты в школу в первый класс, понёс его ты в первый класс. (Букварь)
- Что делал Бог до сотворенья мира? (Готовил ад для любопытных).
- Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!
И покраснела …. (Божья коровка).
Выпишите из нравственных правил слова на изучаемую букву и определите их значения.
Бдение.
Неси в жизни бремя.
Не сей всюду брань.
Не твори беззаконие.
Смой с глаз брение.
Будь бессеребреником.
Не переставай бдети!
Иначе ждёт тебя бездна.
Туда влекут нас бесы.
Упражнение «Грамматическая арифметика».
БА +? = (рисунок – «Бабочка») Отгадка: бочка
БА + (рисунок – «Рак») =? Отгадка: барак
БА + порезы на пальце = вкусное угощение. Отгадка: баранки.
К концу учебного года учащиеся читают по-церковнославянски, пишут небольшие диктанты, передают содержание текста на современном русском языке.
К 2009 году Ирина Зеноновна разработала интегрированный курс изучения основ православного знания через изучение церковно-славянского языка. Программа включает язык, литературное чтение, Священную Историю Нового и Ветхого Заветов, Историю Православной Церкви, Иконоведение, Историю православного искусства, Закон Божий, Историю России, изобразительное искусство.
Актуализация такого подхода – наличие разноуровневых по возрасту и знаниям детей в обучающихся группах, необходимость формирования позитивной мотивации к учению, необходимость «проживания», осмысления каждой буквицы – духовная работа души.
В качестве примера: при изучении буквицы Р разговор на занятии педагог касается цифрового обозначения (Р = 100), радуги, которую увидела семья спасённого Ноя, как особой милости и любви Божией к людям, как знак нового Завета с человечеством. Конечно, вспоминают дети и Рождество Христово, и рыбу как символ самого Христа, и учатся строить свою родословную.
Эффективно срабатывает система повторения, так необходимая в условиях воскресной школы. О Ное, например, говорится при изучении букв «глаголь» (голубь мира), «гор» (гора Арарат), «зело», «наш» (Ной).
Система, разработанная И.З. Павловой для детей дошкольного и младшего школьного возраста, создаёт благодатную почву для системного изучения Православия в дальнейшем, в старших классах.
Расширение и приращение знаний о языке, законах его развития происходит при изучении языка-праосновы. Рассматривается исторический аспект языка, западная и восточная традиция, вариативность и общие языковые свойства трёх братских языков: русского, украинского и белорусского. Не декларативно, а на конкретных примерах дети постигают законы языкознания, знание которого недостаточно в общеобразовательной школе. Из четырёх видов речевой деятельности наибольшее внимание уделяется слушанию.
На вопрос об использовании мультимедийных технологий Ирина Зеноновна отвечает по-евангельски: «Имеющий уши да услышит». По-мнению учителей-практиков, современные дети имеют плохо развитую слуховую память. Вот она и способствует её развитию.
Все годы работы в воскресной школе Ирина Зеноновна не мыслит без активного участия детей в православных праздниках, фестивалях, конкурсах. Декламация, театрализованное действие, танец, монтаж, колядки, паломнические поездки по святым местам – активные формы участия детей в образовательном процессе. Педагог составляет сценарии на каждый праздник, по необходимости – и музыку к словам песен. Участие в праздничных программах способствует развитию творческих способностей детей, вырабатывает навык публичного выступления, способствует обогащению словарного запаса детей, их коммуникативности.
Автор многих разработок: сценариев праздников, вечеров, утренников – И.З. Павлова считает, что без деятельного участия ребёнка в праздничной радости православного богослужения и словесно-музыкальном его проживании нет духовно-нравственного воспитания.
Если это происходит, детям становится понятен смысл того или иного религиозного события, его историческая основа и переживание, связанное с религиозным событием. Так происходит воспитание души.
Мищенко Н.М., зав. ЦП и ДНВ КРИРОиПК
?
|
Православных праздников
«Кто ищет Истину – находит»
Литературно-музыкальная композиция
Ведущий
Всем, кто ищет дорогу к Богу,
Всем, кому нужна подмога от Бога,
Кто за родимым порогом – с Богом,
Кто веру, надежду, любовь сберег,
Всем возвещаем мы:
С нами Бог!
ТРОПАРЬ Рождества Христова.
I.
Раздается стук
Все: Кто там?
Под музыку чтецы читают стихотворение:
«СТРАННИК»
Странник стоит у двери,
Тихо стучит: «Отвори…»
Посох в руке у Него,
Дальня дорога Его.
Что там случилось в дому?
Дверь не открылась Ему.
Видно в нем жители спят…
Но, может, Ему отворят?
Тихо и скорбно стоял,
Только напрасно Он ждал;
Слезы бле
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!