Из опыта работы учителя воскресной школы — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Из опыта работы учителя воскресной школы

2020-04-01 296
Из опыта работы учителя воскресной школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Свет божественной души

Из опыта работы учителя воскресной школы

 храма Преображения Господня Эжвинского района г. Сыктывкара

Павловой И.З.

                                                                                                          

 

                                                                  

 

Сыктывкар 2009

ББК 86.37

С 24

Рецензент: Остапова З.В., зав. лабораторией Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А. Куратова, зам. председателя Православного педагогического общества имени Стефана Пермского.

С 24 Свет божественной души: методическое пособие по проведению православных праздников. Из опыта работы учителя воскресной школы храма Преображения Господня Эжвинского района г. Сыктывкара И.З. Павловой / сост. Н.М. Мищенко, Е.А. Круглова; авт. вступ. ст. Н.М. Мищенко; Коми республик. ин-т развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009. – 64 с.                                                                                                                                                                                                                                          

 

Опыт преподавателя воскресной школы с 15-летним стажем Павловой И.З. будет полезен и интересен широкому кругу читателей, желающих получить знания и практический опыт в изучении «Основ православной культуры», духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи. В сборнике приведены примеры схем, таблиц, опорных конспектов, занимательного материала, поэтических картинок и других наглядно-дидактических материалов по изучению Священного Писания, Истории Христианской Церкви, церковно-славянского языка.

Материалы пособия окажут помощь в подготовке к олимпиадам и конкурсам по ОПК, в организации и проведении религиозных праздников в воскресных школах и других образовательных учреждениях.

 

© Мищенко Н.М., составление, 2009

© Круглова Е.А., составление, 2009

© ГОУ ДПО КРИРОиПК, 2009

Содержание

 

Религиозное образование в воскресной школе в системе непрерывного образования детей: роль наглядно-дидактических материалов. (Мищенко Н.М.)...............................   4
Методические разработки православных праздников...................................................... 18
Кто ищет Истину – находит. Литературно-музыкальная композиция............... 18
Читай святую книгу Бога. Литературно-музыкальная композиция.................... 24
Пасха Красная. Сценарий праздника......................................................................... 29
Со светлым праздником Пасхи! Пасхальное поздравление..................................... 35
Пасха Господня............................................................................................................ 40
Пасха. Родина. Весна. Литературно-музыкальная композиция............................. 46
Пасхальный привет Великой Победе! Литературно-музыкальная композиция.. 52
Концерт, посвященный Пасхе.................................................................................... 59
Приложения........................................................................................................................... 62
В Доме Епископа. Группа детей из воскресной школы Храма Преображения Господня с Епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом.   

 
   

 

 

.

 

 

Религиозное образование в воскресной школе

в системе непрерывного образования детей:

Пророки

     
 


Израильские             Иудейские

Пророки Израильские

Пророки Предсказания Илия Взят живым на небо Питал ворон Неубывающее масло и вино в сосуде бедной вдовы Воскрешение сына вдовы Сошествие огня на жертву и посрамление языческих жрецов Моление о дожде Елисей Очень милосердный Получил милость (одежду) Илии, когда тот был взят живым на небо Перешёл реку Иордан посуху Солью оздоровил воду Неубывающее масло в сосуде Молитва о воскрешении сына вдовы Исцеление сирийского военачальника Чудо воскрешения мёртвого на костях пророка Гибель детей от медведицы за оскорбление пророка Ослепление сирийцев Иона Проповедовал в Ниневии Был три дня в чреве кита

 

Пророки Иудейские

Пророки Предсказания
Михей Спаситель родится в Вифлееме
Захария Вход Господень в Иерусалим
Иоиль Сошествие Святаго духа на людей
Исаия Ветхозаветный евангелист Рождение Мессии от Девы Вавилонский плен и возвращение
Иеремия Вавилонский плен, плач об Иерусалиме
Иезекииль Воскрешение из мертвых
Даниил, начальник мудре­цов. Постник. Умел разга­дывать сны Семьдесят седмин – 490 лет до прихода Мессии
Анания Азария Мисаил Не сгорели в огненной печи
Аггей В Иерусалимский храм войдёт Спаситель
Малахия – последний про­рок О Предтече Спасителя – Иоанне Крестителе

 

Одна из сложных тем – отличие Ветхого и Нового Заветов и их неразрывное единство. Взаи­мосвязь Заветов просматривается не только в пророчествах, но прообразах.

Обобщение прообразов Ветхого Завета в таблице даёт возможность систематизировать знания и пользоваться ею в случае необходимости для справки.

 

Прообраз Кого или чего?
Жертвоприношение Крестной жертвы Спасителя
Ной Иисуса Христа, Спасителя
Ковчег Церкви Христовой, Божьей Матери.
Принесение в жертву Исаака Смерти и воскрешения Иисуса Христа
Лестница Божьей Матери, соединения неба с землёй через воплощения Сына Божия.
История Иосифа Жизни, страдания, воскрешения Иисуса Христа, спасшего людей от греха и вечной смерти
Мельхиседек Иисуса Христа как Первосвященника и Царя, вечного Бога
Хлеб и вино Причастия
Страдания Иова в чреве кита Крестных страданий Иисуса Христа
Неопалимая Купина Божьей Матери и состояния иудейского народа, притесняемого, но не погибающего, имеющего помощь Божию
Агнец Спасителя, кровь которого избавляет верующих людей от гибели
Ветхозаветная Пасха Христианской пасхи, Воскресения Христова
Переход евреев через Черное море Крещения, избавления от власти диавола, рабства греху
Дерево, отнявшее горечь от воды Древа Креста Господня
Манна небесная и вода их скалы Тела и крови Христа
Моисей с поднятыми кре­стообразно руками Распятого Иисуса Христа, Креста, силою которого побеждаются ви­димые и невидимые враги
Скиния Церкви Христовой, Божией Матери
Вход в скинию с востока Ожидания прихода Христа
Открытый двор для народа Призвания в Церковь всех людей
Жертвенник Креста, на котором Иисус Христос принёс себя в жертву
Умывальница Купели крещения
Святилище Истинно верующих
Светильник, трапеза с хле­бами, алтарь для курения фимиама Иисуса Христа, который просвещает, питает верующих и возносит молитвы их к Богу Отцу
Святое святых, куда пер­восвященник входил с кровью жертвенного жи­вотного Неба, куда Иисус Христос вошёл со Своей кровью
Крышка ковчега с херуви­мами Престола Божьего, окружённого херувимами
Ковчег со скрижалями Милости Божией к исполняющим Божий Завет
Расцветший жезл Ааронов Иисуса Христа, произошедшего от рода Давидова, усечённого до корня, находящегося в неизвестности и унижении.
Медный змей на кресте Моисея Иисуса Христа, распятого на кресте, взирая на Которого с верою, люди освобождаются от греха
Чудесное сошествие росы на руно, а потом – на землю. Сошествие на землю и воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и орошение благодатью Божией рода человеческого
Трёхдневное пребывание пророка Ионы в чреве кита и чудесное спасение Трёхдневной смерти и воскресения Христа Спасителя

 

Приступая к изучению Нового Завета (или завершая и обобщая изученное о земном служе­нии Иисуса Христа), необходимо дать представление о тех, кто написал об этом, кто донёс до нас учение Христово. Четыре евангелиста были разными по происхождению, национальности, воз­расту людьми. И Евангелия, написанные ими, имели свои особенности. Ирина Зеноновна предлагает таблицу, позволяющую детям легко запомнить этот сложный мате­риал.

 

Святые еван­гелисты Их символы Время напи­сания Еванге­лия, язык Цель (идея) Адресат Особенности
Матфей –мытарь из 12 апостолов Человек Ок. 41 г. от Р.Х. в Иудее; 28 глав.; еврейский И.Х. – обетованный Мессия. Для христиан-иудеев Ссылки на Ветхий Завет
Марк –секретарь ап. Петра Лев До 60 г. от Р.Х.; Рим; 16 глав; греческий И.Х. – Сын Божий Для уверовавших язычников Простота, краткость, образность
Лука – грек. Врач, живописец, друг Павла. Из 70 апост. Телец 65-75гг. от Р.Х. Рим, Египет. Греческий Правильность и правдивость сведений об И.Х Для Феофила из Антиохии Подробности, стройность изложения, учение о милосердии Божием
Иоанн – сын рыбака, любимый ученик Господа. Из 12 апостолов Орёл После 75 г. от Р.Х. Эфес. 21 глава. Греческий И.Х. – Бог, податель вечной жизни. Для христиан Торжественность, глубина, сведения, которых нет в других Евангелиях

 

Учитель много работает над осмыслением слов и понятий, обогащает язык детей, расши­ряет их кругозор, эрудицию, формирует духовно-нравственную позицию.

При изучении темы, связанной с учением Иисуса Христа через притчи, поясняются слова-доминанты. Так, рассматривая притчу о десяти девах, повествующую о предсказании Второго пришествия Иисуса Христа, словарь-пояснение строится следующим образом:

 

Свадебный пир Царство Божие
Ожидание Жизнь земная
Сон Смерть
Пробуждение Воскрешение
Жених Иисус Христос
Пять запасливых дев Праведники, молитвенники,  милостивые люди
Пять нерадивых дев Грешники, люди, которые не думают о жизни вечной
Встреча Страшный Суд
Масло в светильниках Добро

К Пасхе

От Пасхи

1 неделя Покаяние Смирение Прозрение Воздаяние О Фоме Вера
2 неделя Прощение Жен мироносиц Любовь
3 неделя Утверждение О Расслабленном Надежда
4 неделя Озарение О Самаряныне Богопознание
5 неделя Крестоношение О Слепом Просвещение
6 неделя Восхождение Вознесение Одухотворение
7 неделя Сострадание СВ. Отцов Стояние
  Воскресение Святая Пятидесятница Обновление

 

Большое значение при изучении такого сложного материала, как История Христианской Церкви, играют опорные конспекты, выполненные самим учителем и учащимися в процессе обучения. Они позволяют предельно доступно и лаконично изложить материал большого объёма.

 

Христианство в I - III вв.

I в. – от Индии до Испании, от Чёрного моря до Африки;

Скифские мученики: Инна, Пинна, Римма.

II в. – Галлия, Испания, Германия.

III в. – Англия

 

Иерархия ХЦ

Глава – Иисус Христос.

Единая Цер­ковь

Начальник отцов Патриарх (V в.)
Клир Епископы, диаконы
Братия и сестры Миряне.
Епархии

Епископский округ

Митрополии

Большой город, область     Митрополит, Экзарх

Приходы

Пресвитеры, протоиереи, иереи –отцы: управление носит семейный характер

На церковных должностях: чтецы, иподиаконы, певцы, привратники, диакониссы.

 

Апологеты – защитники из бывших язычников

Первенство чести патриарших кафедр:

Римская

Константинопольская

Александрийская

Антиохийская

Иерусалимская

Московская (с XVI в.)

 

После 250 г.

Мученичество – идеал хри­стианской жизни.

Обеспечение жизни Церкви, охрана её членов

Мученичество свято Уход в монашество Почитание мощей Литургия на мощах святых, антиминс Молитвы в нуждах святым

Велик и славен сонм мучеников за Господа Иисуса Христа!

 

Святитель Поликарп.

Епископ Смирнский, ученик ап. Иоанна Богослова, родился ок. 80 г., сирота.Император Марк Авелий за исповедничество Христа приговорил к сожжению. Пламя ок­ружило, но не сожгло. Пронзён мечом, зажжён снова.

Память       7 марта.

 

Святитель Киприан.

Епископ Карфагенсский, адвокат, просвещён пресвитером Цецилием. При Декии скры­вался, при Валериане в 257 г. отказался от языческого жертвоприношения, казнён усече­нием головы. Память    13 сентября.

 

5. Жития святых мучеников

- Вера, Надежда и мать их София      30.09.

- Анастасия Узорорешительница.

- Екатерина и царица Августа.

- Преподобномученица Анастасия.

- Димитрий Солунский, Мироточивый.

- Георгий Победоносец.

- Лидия, её муж и сыновья.

- Вонифатий.

- Варвара Великомученица.

- Адриан и Наталия.

- Семь Ефесских отроков.

- Марина.

-Пантелеймон-великомученик, милост­ливый.

- Косьма и Дамиан Асийские.

- Андрей Стратилат с 2593 воинами.

- Феодор Стратилат.

- сорок мучеников Севастийских.

 

- Татиана.

- Параскева Пятница.

- Ирина.



Меры пресечения ересей

1. Нравственное увещевание наедине.

2. Вразумление – обличение перед свидетелями, затем перед Церковью.

3. Отлучение от своего общества – до полного покаяния.

 

Отцы и защитники Церкви

- Мужи апостольские:

св. Варнава, св. Дионисий Ореопагит, св. Климент, III епископ Римский, св. Игнатий Богоносец, св. Поликарп, св. Ерм, св. Папий.

- Отцы и учители

Научное богословие

Отрицание фило­софии в делах веры

Богословские школы

1

Малоазийские школы

II в. Св. Ириней, Основа Символа веры III Св. Иполлит, Обличение всех ересей. III Юлий Афринас «Христианская всемирная история», 5 томов. 2.

Североафриканские

  Св. Киприан «О единстве Церкви»   Тертуллиан   3.

Александрийская. Начало – ап. и евангелист Марк основал училище. Кахеты – на­ставники

  Пантеон Апологет, комментатор Святого Писания.   Тит Флавий Климент «Протрептик», «Педагог», «Строматы».   Ориген Величайший учёный и проповедник. Изучил еврейский язык для сравнения переводов Библии.   Св. Дионисий,                  еп. Александрийский Толкование на Екклезиаст.   Св. Григорий Чудо­творец, еп. Неокесса­рийский Устроил праздник в честь мучеников. Написал трактат о Святой Троице, письма, Символ Веры.   Св. Памфил Основатель библиотеки, учитель церковного историка Ев­севия. Написал 5 книг в защиту Оригена.   Св. Мефодий Олим­пийский Противник Оригена. «О Боге, материи и свободной воле». «Пир десяти дев», «О Воскресении».       Афиногор Апологет, из гонителей стал защитником. «Учение об ан­гелах и злых духах».   Св. Иустин, мученик. Открыл в Риме школу, уверовал, сравнил философские системы. 4.

Антиохийская

  Дорофей и Лукиан – основатели     Св. Феофил, еп. Ан­тиохийский, осново­положник опытного богословия. Изложение православной веры. Хронология Истории Церкви. Первый употребил термин «Святая Троица».

8. Эпоха Вселенских Соборов. IV - IX вв.

Равноапостольные свв. император Константин и царица Елена. Память      3 июня н.с.

Воздвиженье Честнаго и Животворящего Креста  Господня. 27 сентября н.с.

Первый «царь во христианах». Знамение креста на солнце: «Сим победищи».

Император Константин

323 г. – единовластный правитель Римской империи.

Объявление христианской веры господствующей. Укрепление веры, строительство храмов.

325 г. – I Вселенский собор в Никее.

330 г. Столица Византии – Константинополь.

337 г. – крещение перед смертью.

Царица Елена

Освобождение заключённых христиан.

Паломничество по святым местам Палестины.

Заложение храмов:

- в Вифлееме над пещерой Рождества Христова;

- на горе Елеонской – месте Вознесения Господня;

- в Гефсимании – на месте Успения Божьей Матери;

- у дуба Мамврийского – на месте явления Святой Троицы;

- обретение Животворящего Креста Господня     чудо исцеления и воскрешения.

Крест Господен

Первая часть в Иерусалиме, в храме Воскрешения Господня. Вторая часть – разделение и раздача по миру. Крест воздвигался патриархом Иерусалимским Макарием для поклонения.

614 г. – утрата Креста: увезён в Персию.

628 г.–  возвращение императором Ираклием.

Праздник Воздвиженья причислен к двунадесятым праздникам Православия.

 

9. Первый Вселенский Собор

Вселенский собор в Православии – собрание представителей всех Поместных Церк­вей с целью представить в полноте учение Церкви, переданное ей Иисусом Христом и апостолами.

Вселенские соборы непогрешимы. Постановления Соборов не подлежат отмене или пере­смотру.

Причинасозыва I Вселенского Собора– ересь Ария.

Арий – пресвитер г. Александрии: Иисус Христос не единосущен Отцу, не безначален, не сотворён.

Состав: 318 епископов + пресвитеры, диаконы.

Александр, еп. Александрийский, Афанасий – диакон;

Свт. Николай, еп. Мир Ликийских чудотворец;

Св. Спиридон, еп. Кипрский, чудотворец.

 

Св. Иаков, еп. Низибайский, пустынножитель, чудотворец;

Свмч. Ипатий, еп. Гангрский.

Результат:

- «Символ Веры» (1-7);

- празднование Пасхи;

- 20 канонов;

- старшинство кафедр;

- осуждение арианства, изгнание Ария.

Борьба еп. Афанасия Александрийского (293-373 гг.) с арианством. Память     15 мая н.с.

 

10. Святитель Николай, архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец

Память     19 декабря, 22 мая н.с.,  Четверг Светлой Седмицы

Родился в г. Патара в Ликии. Родители – Феофан и Нонна. Имя обозначает «победитель народов». Назван православными «правило веры», «образ кротости». Рекомендован дядей  еп. Николаем в пресвитеры. «Равноангельское житие»:

- Путешествие в Палестину.

- Желание уйти в пустыню, явление ангела.

- Жизнь в Ликии, избрание епископом в г. Миры:

•  Видение Спасителя и Пресвятой Богородицы;

•  Помощь нуждающимся и страждущим;

•  Свободная и дерзновенная проповедь;

•  Заключение в темницу;

•  Исцеление от страстей и недугов;

•  Разорение капищ;

•  Участие в Никейском соборе;

•  Посрамление Ария, пощёчина, заключение под стражу, видение епископов, возвра­щение сана.

- Многие чудеса при жизни и по кончине.

- Перенесение мощей свт. Николая в г. Бары в 1087 г.

«Всеединство добродетелей», «всепобеждающая благодать».

- Духовная связь со свв. Сергием Радонежским и Серафимом Саровским.

- Особо почитаем на Руси:

•  Множество храмов, часовен, приделов его импени;

•  Крестные ходы (Великорецкий);

•  Обновление икон;

•  Заступничество.

 

11. Юлиан Отступник. Укрепление христианской веры в IV - V вв.

- ИмператорЮлиан – племянник Константина Великого. «Христианское» воспитание без любви к Богу и вере. Ниспровержение христианства. Восстановление язычества. Покровительство иудеям. Попытка восстановить храм в Иерусалиме. Поход в Персию, гибель в 363 г.

 

- «Ты победил, Галилеянин!»

При Юлиане пострадали:

Св. вмч. Артемий, префент Антиохии, память  3 ноября н.с.

Св. Кириек Иерусалимский        10 ноября н.с.

Св. Иоанн Воин   12 августа

 

Тайное окропление жертвенной языческой кровью продуктов на рынке, отказ христиан от покупок, употребление колива (память – 3 неделя Великого Поста – вкушение колива и неварёной пищи).

 

 С 2000 года Ирина Зеноновна с большим интересом начала изучать с детьми новый пред­мет – церковно-славянский язык. По её собственным словам, на знакомство с одной буквой у них иногда уходит не одно занятие. Преподавание складывается из нескольких этапов. Сначала – изучение азбуки и грамматики. Каждая буквица имеет своё назначение, своё ме­сто, имя, духовный смысл. Нравственное осмысление необходимо. Каждая буква боговдохновенна. Это  разговор с Богом.

Второй этап – правописание. Оно тоже несёт духовный и нравственный смысл. Правиль­ность, красота чёткость в написании букв отражает красоту Божьего творения.

Третий этап  – осмысление словаря церковно-славянского языка. На этом этапе много игро­вых, занимательных приёмов, развивающих интеллект, широту мышления, творчество. Ре­бусы, загадки, логические задачи, иллюстративный материал, аппликации, рисунки, художест­венное изображение смысла слов, поэтическая иллюстрация к словам – вот далеко не полный их перечень. Фразеологизмы, пословицы, поговорки дополняют поэтическую картину мира, пред­ставленную в языке-первооснове. Среди творческих заданий – прописывание, проговаривание, прорези, вензельная вышивка, разрисовывание, аппликация.

В качестве домашнего задания предлагается подготовить рассказы о Богородичных ико­нах или именах святых, название которых начинается с изучаемой буквы.  Например, на букву У – Умиление, Утоли мои печали, Ульяна – Ульяновский монастырь. Практикуются упражнения на слова, например, начинающиеся с "у", заканчивающиеся на – ение: умение, уверение, уважение, умиление и т.д.

Чем больше буквиц знают дети, тем больше знают слов. У них выравнивается почерк, они начинают писать красиво и в школе. Многие начинают читать до 1 класса,  сначала на церковно-славянском, потом – на русском.

Изучение церковно-славянского языка детьми даёт поразительные результаты: дети дошко­льного возраста, отстающие в развитии, быстро овладевают навыками пра­вильной речи и в дальнейшем опережают в развитии детей своего возраста.

С. Рачинский, знаменитый педагог, профессор Московского государственного университета заметил, что у детей снижается заикание, улучшается нервно-психическое состояние, формиру­ется глубокое духовно-ориентированное мышление, стремление к знаниям, активный поиск ис­тины, мотивация на достойное поведение. Подтверждаются его наблюдения и современным опы­том и практикой общения с детьми. Работая в детском отделении Коми Республиканской психиат­рической больницы, И.З. Павлова ведёт занятия  с детьми, находящимися на лечении, и отмечает позитивные изменения в душевном состоянии и моральном облике  пациентов.

Сегодня изучение церковно-славянского языка актуально как никогда. В разработанной для новой образовательной области УМК «Основы православной культуры» А.В. Бородина включила  изучение церковно-славянского языка в программу  5 класса.

Все народы мира, понимая взаимосвязь языка, духовных традиций и собственной жизнеспо­собности, свято чтут и изучают основы духовной письменности и культуры своего на­рода. Обязательным учебным предметом в школах мусульманских стран является арабский язык, в еврейских – иврит, в школах Западной Европы – латынь.

Проблемавозвращения в учебные программы современного образования церковно-славян­ского языка не нова. Причин несколько:

- Теряя смысл славянской основы, люди перестают чувствовать смысл слов, слова для них стано­вятся пустыми знаками.

- Утрата высокого стиля привела к тому, что права литературного гражданства получили жаргоны и площадная брань.

- Происходит негативное явление подмены, появлением в языке огромного количества слов-обо­ротней.

Например, при изучении первой темы «Азбука» даётся материал в сопоставлении – рассказывается о создании коми азбуки святителем Стефаном Пермским.

Азбука - алфавит

Свв. Кирилл и Мефодий

Св. Стефан Пермский

Время

Середина XI века

XII век

Название

Глаголица Кириллица Ан-бур

Начертание

Крест, круг, треугольник 24 греческие буквы + 16 сла­вянских Пасы

Вид

    А И С

Судьба

Исчезла Сохранилась, используется как основа алфавитов многих, не имеющих письменности, наро­дов. Не сохранилась. Дошло 236 слов. Использовалась при тайном писании

 

Учитель знакомит детей с видами надстрочных знаков и с целью их употребления в церковно-славянском тексте, он раскрывает духовный смысл каждого из них, например,  титла – орфо­графический нимб над священными словами.  Изучение их подкрепляется поэтическими иллюст­рациями.

В первой теме используется такая поэтическая картинка:


Книгу древнюю открою,

Буквы древние прочту.

Но смотрю я: что такое?

В строках – птички на лету!

В церкви я узнал всё точно:

Чтобы грамотно читать,

Про ударное надстрочное

Мне не надо забывать.

Ударенья, придыханья,

Даже маленький ерок

Открывает небо знаний,

Ввысь зовут, где Слово – Бог.

Над священными словами

Титла-нимбы, знак особый.

Чтением и письменами

Прославляли Бога чтобы.


 

Отсюда следует вывод: верующий человек средствами орфографии выражает благоговейное от­ношение к Богу.

Учитель: Какими действиями можно ещё выразить это отношение?


Об этом рассказывается в стихотворении:


Я сложил крестом ладошки,

Я головку наклонил.

Батюшка взглянул с улыбкой –

И меня благословил.

Я прошу благословенья

На серьёзное ученье.

Я хочу благословиться,

Чтобы азбуке учиться.


           

При изучении буквы «буки» рассматриваются группы родственных слов. Буки – буквица, азбука, азбучные истины. С буквы «буки» начинаются много важнейших для духовного существования человека слов. Одни из главных – Бог и благо. Эти слова являются родовыми для многих других прекрасных слов.

 

 

БОГ

ородица

БЛАГО

верный
омладенец словение
оявление душие
ослужение мыслие
ослов честие
оносец волие
омолец денствие
олепно вест
оугодно вещение
атство дать
атырь деяние
адельня дарность
услав родство
дан лепие
  чиние
  состояние

 

Загадки, шарады и ребусы – обязательная принадлежность занятия.

- Начало – деревом зовётся,

       Конец – читатели мои.

       Здесь, в книге целое найдётся,

       И в каждой строчке – всё они! (Буквы).

 

- Крошки-птички сели в ряд и словечки говорят. (Буквы).

- Пошёл ты в школу в первый класс, понёс его ты в первый класс. (Букварь)

- Что делал Бог до сотворенья мира? (Готовил ад для любопытных).

- Спинка в веснушках.

Ах, как неловко!

И покраснела …. (Божья коровка).

Выпишите из нравственных правил слова на изучаемую букву и определите их значения.

Бдение.


Неси в жизни бремя.

Не сей всюду брань.

Не твори беззаконие.

Смой с глаз брение.

Будь бессеребреником.

Не переставай бдети!

Иначе ждёт тебя бездна.

Туда влекут нас бесы.


 

Упражнение «Грамматическая арифметика».

БА +? = (рисунок – «Бабочка») Отгадка: бочка

БА + (рисунок – «Рак») =? Отгадка: барак

БА + порезы на пальце = вкусное угощение.   Отгадка: баранки.

 

К концу учебного года учащиеся читают по-церковнославянски, пишут небольшие диктанты, передают содержание текста на современном русском языке.

К 2009 году Ирина Зеноновна разработала интегрированный курс изучения основ право­славного знания через изучение церковно-славянского языка. Программа включает язык, литера­турное чтение, Священную Историю Нового и Ветхого Заветов, Историю Православной Церкви, Иконоведение, Историю православного искусства, Закон Божий, Историю России, изобразитель­ное искусство.

Актуализация такого подхода – наличие разноуровневых по возрасту и знаниям детей в обучающихся группах, необходимость формирования позитивной мотивации к учению, необходимость «проживания», осмысления каждой буквицы – духовная работа души.

В качестве примера: при изучении буквицы Р разговор на занятии педагог касается цифрового обозначения (Р = 100), радуги, которую увидела семья спасённого Ноя, как особой милости и любви Божией к людям, как знак нового Завета с человечеством. Конечно, вспоминают дети и Рождество Христово, и рыбу как символ самого Христа, и учатся строить свою родословную.

Эффективно срабатывает система повторения, так необходимая в условиях воскресной школы.  О Ное, например,  говорится при изучении букв «глаголь» (голубь мира), «гор» (гора Арарат), «зело», «наш» (Ной).

Система, разработанная И.З. Павловой для детей дошкольного и младшего школьного возраста, создаёт благодатную почву для системного изучения Православия в дальнейшем,  в старших классах.

Расширение и приращение знаний о языке, законах его развития происходит при изучении языка-праосновы. Рассматривается исторический аспект языка, западная и восточная традиция, вариативность и общие языковые свойства трёх братских языков: русского, украинского и белорусского. Не декларативно, а на конкретных примерах дети постигают законы  языкознания, знание которого недостаточно в общеобразовательной школе. Из четырёх видов речевой деятельности наибольшее внимание уделяется слушанию.

На вопрос об использовании мультимедийных технологий Ирина Зеноновна отвечает по-евангельски: «Имеющий уши да услышит». По-мнению учителей-практиков, современные дети имеют плохо развитую слуховую память. Вот она и способствует её развитию.

Все годы работы в воскресной школе Ирина Зеноновна не мыслит без активного участия детей в православных праздниках, фестивалях, конкурсах. Декламация, театрализованное действие, танец, монтаж, колядки, паломнические поездки по святым местам – активные формы участия детей в образовательном процессе. Педагог составляет сценарии на каждый праздник, по необходимости – и музыку к словам песен. Участие в праздничных программах способствует развитию творческих способностей детей, вырабатывает навык публичного выступления, способствует обогащению словарного запаса детей, их коммуникативности.

Автор многих разработок: сценариев праздников, вечеров, утренников – И.З. Павлова считает, что без деятельного участия ребёнка в праздничной радости православного богослужения и сло­весно-музыкальном его проживании нет духовно-нравственного воспитания.

Если это происходит, детям становится понятен смысл того или иного религиоз­ного события, его историческая основа и переживание, связанное с религиозным событием. Так происходит воспитание души.

Мищенко Н.М., зав. ЦП и ДНВ КРИРОиПК

 

? ™

Павлова И.З. в классе воскрескной школы при храме Преображения Господня в Эжвинском районе г. Сыктывкара
Методические разработки

Православных праздников

 

 

«Кто ищет Истину – находит»

Литературно-музыкальная композиция

Ведущий


Всем, кто ищет дорогу к Богу,

Всем, кому нужна подмога от Бога,

Кто за родимым порогом  – с Богом,

Кто веру, надежду, любовь сберег,

Всем возвещаем мы:

С нами Бог!

ТРОПАРЬ Рождества Христова.

I.

Раздается стук

Все:  Кто там?

Под музыку чтецы читают стихотворе­ние:

«СТРАННИК»

Странник стоит у двери,

Тихо стучит: «Отвори…»

Посох в руке у Него,

Дальня дорога Его.

Что там случилось в дому?

Дверь не открылась Ему.

Видно в нем жители спят…

Но, может,  Ему отворят?

Тихо и скорбно стоял,

Только напрасно Он ждал;

Слезы бле


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.345 с.