Уровень развития науки, техники и технологии — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Уровень развития науки, техники и технологии

2020-04-01 95
Уровень развития науки, техники и технологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение

Культура

Организационные факторы

Уровень развития науки, техники и технологии

Состояние экономики

Международное сотрудничество и конкуренция

Территориальные особенности

Система стимулирования и мотивации инновационной деятельности

Последствия уже случившихся инноваций

Информационные и коммуникационные процессы

Особенность инновационной системы и структуры

Специфика инновационной политики

Использованные источники

 


Введение

 

Данная группа факторов является ведущей на всех этапах создания и реализации инноваций, поскольку представляют собой факторы социальной, культурной и технологической среды из которой происходят инновации и в которой они реализуются. Часто одна и та же среда, порождая инновации, ставит труднопроходимые барьеры для их реализации. Ведь инновация, прежде всего, дестабилизирует систему, разрушает привычные, уже устоявшиеся связи. И лишь потом, когда необходимые элементы системы будут перестроены, потери могут быть восполнены. Соответственно, чем сложнее система, в которой осуществляется инновация, тем больше и сложнее связи, которые необходимо нарушить, структуры которые требуется изменить - тем сильнее противодействие и барьеры для инноваций.

Суть инноваций - изменение той среды, из которой они произошли. Готовность к таким изменениям и составляет объективные факторы восприятия и оценки инноваций. Можно привести следующие факторы:

. Культура.

. Организационные факторы.

. Уровень развития науки, техники и технологии.

. Состояние экономики.

. Международное сотрудничество и конкуренция.

. Территориальные особенности.

. Система стимулирования и мотивации инновационной деятельности.

. Последствия уже случившихся инноваций.

. Информационные и коммуникационные процессы.

. Особенности национальной инновационной системы и структуры.

. Специфику инновационной политики

Теперь стоит подробно остановиться на каждом факторе.

 


Культура

Культура - может в принципе рассматриваться как универсальное обозначение всей внешней среды, в которой порождаются и реализуются инновации. Однако в контексте данной модели наиболее интересны следующие элементы:

Диалектическая связь инновация-традиция, которая представляет собой универсальный механизм сохранения и изменения культуры.

Ценностная система координат, которая предопределяет восприятие тех или иных инноваций. В частности, являются ли ценностью для данной культуре инновации как таковые.

Инновационная культура, как существующее в обществе отношение к инновациям, способ их реализации, подходы к оценке и выбору инноваций.

Устойчивая сторона культуры - это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

Социальная инноватика - современная отрасль научного знания, которое позволяет понять современные изменения, происходящие как в объекте, так и в субъекте управления. Сегодня процесс управления все в большей степени связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Слово "инновация" является синонимом нововведения или новшества и может использоваться наряду с ними.

Культура - всё, что создано или создается творческой человеческой деятельностью. Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главное функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требует разработки их классификации.

Социальные инновации направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

Различают следующие виды норм:

· формализованные правила (все, что официально записано)

· правила морали (связаны с представлениями людей)

· образцы поведения (мода)

Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своём развитии

Инновационная культура - это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности.

Человек как субъект культуры преобразует (обновляет) окружающие его природный, вещный, духовный миры и самого себя таким образом, что эти миры и сам человек все более полно пронизываются собственно человеческим смыслом, гуманизируются, культивируются, т.е. все более полно обретают черты универсального культурного триединства Истины, Добра и Красоты.

Инноватика сегодня - это наука о том, какими должны быть технологии создания новых вещей (в широком смысле слова) и каковы те социальные, технические, экономические, психологические и иные предпосылки, которые обеспечивают повышение эффективности таких инновационных технологий.

Инновативность и традиционность являются взаимосвязанными сторонами в развитии производства, науки, техники, экономики, искусства и т.д. В широком культурологическом контексте традиции можно рассматривать как необходимое условие всякого развития.

Общество, утратившее традиции, свою историческую память перестает развиваться, деградирует, поскольку прерывается связь между поколениями и происходят больших социальных групп и иные деструктивные процессы. С другой стороны, общество не может существовать, не изменяясь.

Таким образом, единство инновативности и традиционности, которое фиксируется в общекультурном принципе преемственности, является важнейшей предпосылкой социального прогресса.

Эффективность инновационной деятельности социальных субъектов во многом определяется состоянием, так называемого инновационного климата общества, который, в свою очередь, зависит от характера отношения к нововведениям со стороны основных социальных групп, со стороны различных поколений. Как правило, инновация ведет к возрастанию конфликтности в обществе, что, в свою очередь, тормозит внедрение нововведений. Это явление обозначается как инновационная инерция (недееспособность) общества.

При этом отмечается следующая тенденция в отношении общества к так называемым "эпохальным" инновациям: чем более короткой по времени является такая инновация, тем большее сопротивление она встречает. Поэтому инновационная культура здесь проявляется в том, что подобные изменения осуществляются эволюционно, постепенно.

Мир нововведений не сводится только к технологии и технике. Совершенствование управления, например, тоже осуществляется через введение новшеств. Все эти изменения объединяет то, что они представляют собой деятельность по обновлению, т.е. преобразованию чьей-то другой деятельности.

Основным конституирующим (движущим) противоречием этого мира является противоречие между "старым" и "новым", а отношение к этому противоречию по существу есть отношение к самому прогрессу со всеми вытекающими отсюда философскими, политическими, моральными, экономическими и иными последствиями.

Хотя сами по себе, объективно, категории "старого" и "нового" не являются аксиологически нагруженными, в конкретном социокультурном контексте они воспринимаются именно со стороны своей ценности, формируя саму потребность либо в новом, либо в старом.

 

Организационные факторы

Организационные факторы - ещё одно довольно общее определение, отражающее структуру и способ организации и координирования в обществе. В данной модели наиболее интересными являются следующие элементы:

Организационная структура институтов порождающих инновации, которая влияет на то, какие именно инновации будут созданы и как представлены.

Организационная структура институтов реализующих инновации (в том числе и государства), что определяет возможность снятия или усиления барьеров, а также результативность инноваций и успех инновационного процесса.

С целью получения устойчивых конкурентных преимуществ компании вынуждены искать новые формы организации своего бизнеса. Одним из факторов, способных повысить конкурентоспособность бизнеса, является активное использование инновационных технологий производства, что повлечет за собой становление научно-технической, производственной, финансовой, социальной деятельности в условиях новой институциональной среды.

Под инновациями, как фактором повышения конкурентоспособности, понимаются конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта на фундаментальном уровне, который используется для дальнейшей реализации в практической деятельности, а также - это результат внедрения инновационных разработок на рынке, то есть изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования - продукта или товара, когда оно начинает давать экономический эффект.

Инновации, влияющие на конкурентоспособность предприятий, классифицируются по следующим признакам:

характеру отношений: социально-экономические, организационные, технологические инновации;

сфере распространения: управленческие, производственные, технические, социальные инновации;

предметно-содержательной структуре: продуктовые, процессные и аллокационные инновации.

Исходя из этой классификации, можно определить основные направления воздействия инноваций на конкурентоспособность.

Управленческие инновации - это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, новых административных процессах и организационных структурах. Данные инновации заключаются в реализации творческой деятельности, направленной на разработку, создание новых управленческих методов и форм. Это приведет к переустройству системы управления, способствующей росту прибыли, а, следовательно, укреплению ее конкурентоспособности. Технические инновации связаны с использованием новой техники. Это позволит снижать издержки, социальные - с улучшением условий труда, проведением тренингов и мероприятий, направленных на повышение мотивации сотрудников, что повышает сравнительные и конкурентные преимущества. Более высокое качество рабочей силы, характеризующееся более высоким уровнем образования, квалификации работников, приводит к более эффективному использованию производственных ресурсов. Именно образовательный уровень отражает креативную способность работников воспринимать новые идеи, появившиеся на рынке.

Организационные инновации оказывают влияние на сравнительные и конкурентные преимущества через все организационные факторы, а также через некоторые внутренние - уровень и динамику цены предложения товара, гибкость ценовой политики на предприятии.

Технологические инновации оказывают влияние посредством технологических факторов на элементы конкурентоспособности (издержки и цену) таким образом, что конкурентоспособность субъекта и объекта повышается на порядок. Технология, используемая производителем, влияет на качество продукции и её себестоимость. Если технология изготовления продукции является новой, полезной и эффективной, она также подлежит правовой защите (например, патентом на способ изготовления), что, естественно, повышает конкурентоспособность продукции, изготовленной по этой технологии. Выбор технологии производства продукции влияет, в первую очередь, на её себестоимость, и здесь уже определяющими становятся экономические параметры и ее оценка конкурентоспособности.

Управленческие инновации воздействуют через организационные факторы на затраты, качество и цену. Они создают сильные конкурентные преимущества современного бизнеса и изменяют привычные принципы, процессы, структуру и практику менеджмента, совершенствуют способы и инструменты, которыми оперируют менеджеры и влияют, прежде всего, на управленческие процессы.

Производственные инновации оказывают влияние на все элементы конкурентоспособности через экономические и внутренние факторы. Такой вид инноваций, воздействуя через ресурсную и кадровую обеспеченность, уровень менеджмента и сервис повышает конкурентоспособность бизнеса.

Технические инновации воздействуют через технологические факторы и через внешние на сравнительные преимущества, качество и издержки.

Социальные инновации воздействуют через внутренние факторы на качество, цену и затраты.

От внедрения инноваций на предприятии с точки зрения его конкурентоспособности, можно получить следующие эффекты:

Во - первых повышение конкурентоспособности товара, создающее конкурентные преимущества на ближайшую и среднесрочную перспективу;

Во - вторых привитие новых потребностей, создающее конкурентные преимущества на отдаленную перспективу;

Повышение эффективности производства, трансформирующее конкурентоспособность товарной массы в конкурентоспособность предприятия.

 

Состояние экономики

Состояние экономики - определяет возможности для реализации инноваций, для преодоления дестабилизации вызванной внедрением инноваций, а также (если говорить о структуре экономики) является одним из факторов отбора инноваций.

В условиях усиливающейся глобализации мировой экономики обостряется и процесс соперничества государств в области развития науки и техники. Это связано, прежде всего, с тем, что лидирующие страны в этой области получат значительные экономические преимущества от данной глобализации, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому конкуренция в этой сфере идет не ради состязательности, а ради получения дополнительной прибыли.

Инновационный потенциал социально-экономической системы (государства, региона) - это важнейший показатель планирования инновационной деятельности. Теоретические исследования в данной области и анализ статистических данных позволили М. Портеру предложить активно используемый за рубежом измеритель инновационного потенциала (коэффициент: инновационный потенциал государства) [6].

Однако такой измеритель не дает возможности детального сравнения существующего и желаемого положения дел в инновационной сфере. Кроме этого, инновационный потенциал, сведенный к единому коэффициенту, не позволяет выделить недостатки в функционировании инновационной системы. Аналогичные, по экономической сущности, показатели для оценки инновационного потенциала предложены известной научной организацией Бостон Консалтинг Групп [14].

Для оценки уровня развития инновационных систем предлагается применять индекс инновационности. Индекс инновационности включает оценку человеческих ресурсов, создание новых знаний, передачу и применение новых знаний, вывод инновационной продукции на рынок [15].

Этот индекс не учитывает качественное состояние исследуемых объектов и слабо затрагивает развитие инновационной инфраструктуры. Применение его для управления развитием затруднено отсутствием учета желаемых значений показателей. В основу разработок положена концепция инновационного состояния социально-экономических систем [16]. Указанная концепция раскрывает и обосновывает понимание того, что инновационное состояние социально-экономической системы является эталонным, идеальным состоянием для обеспечения инновационного развития социально-экономической системы, а управление инновационным развитием означает обеспечение движения к инновационному состоянию.

Предлагаются следующие принципы оценки инновационного развития социально-экономических систем:

.   Принцип сбалансированных эталонных значений. Принцип означает, что вводимые эталонные значения для инновационного состояния социально-экономической системы связаны между собой количественно. Все принимаемые значения эталонных показателей являются лучшими для обеспечения инновационного развития.

.   Принцип охвата инновационной деятельности. Число показателей должно быть необходимым и достаточным для оценки инновационного состояния социально-экономической системы. Должны оцениваться все сектора инновационной деятельности социально-экономической системы.

.   Принцип качества показателей. Для оценки инновационного состояния должны использоваться показатели, позволяющие сравнивать прошлое, текущее и будущее состояние системы, допускающие их выражение в относительных единицах. Показатели должны быть достоверны.

Оценивание инновационного развития, как процесса качественного изменения состава и структуры социально-экономической системы предложено осуществлять с применением методик, разработанных с применением методологических основ оценки инновационного развития.

Методологические основы включают принципы оценки уровня инновационного развития социально-экономических систем, показатели, характеризующие инновационное развитие и порядок оценки инновационного развития социально-экономических систем.

 

Территориальные особенности

Территориальные особенности - представляет собой факторы связанные с особенностью демографических характеристик, профессионально-квалификационных, уровнем урбанизации и мобильности. Что опять таки определяет как и возможные инновации, так и способ их реализации.

В процессе развития научных концепций о формировании и эволюции инновационных систем разных уровней на протяжении последних нескольких десятилетий основное внимание уделялось особенностям их функционирования в рамках государства [10], [11], [13]. В развитие концепций региональных инновационных системы свой вклад внесли такие исследователи как: В.В. Иванов, А.Ф. Суховей, И.М. Голова, Н.И. Иванова, П. Линдхольм, С. Клесова, С. Никитенко. На основе анализа основных концепций территориальных инновационных систем, разработанных российскими и зарубежными учеными можно сделать несколько выводов.

. Большинство моделей имеет достаточно устойчивую совокупность структурных элементов: система генерации знаний, образование, инфраструктура, государственная поддержка, производство наукоемкой инновационной продукции, рынок (в некоторых моделях), кластеры (в некоторых моделях).

. Практически во всех моделях ряд институциональных взаимосвязей определяется последовательностью инновационной цепочки, т.е. первым элементом следует генерация и трансформация знаний (элемент "наука", что тождественно появлению и зарождению идеи в инновационной цепочке), а завершается реализацией инновационной продукции на рынке (через элемент "инновационная инфраструктура").

. Практически все модели обладают высокой степенью обобщения, благодаря чему трудно выявить специфику того или иного региона (наличие развитого научно-образовательного комплекса, структуру промышленности и т.д.).

. Во многих концепциях слабо проанализирована роль данной системы как элемента системы более высокого порядка.

Создание региональных инновационных систем, как составных элементов и относительно самостоятельных звеньев единой государственной (национальной) инновационной системы (НИС) в стране, призвано способствовать обеспечению перехода регионов к инновационному развитию; повышению их конкурентоспособности в условиях становления рыночных отношений, экономического спада и глобализации; обеспечению реализации в регионах страны концепции устойчивого развития как модели эффективного, непротиворечивого и гармоничного взаимодействия элементов.

 

Использованные источники

 

1. Кара-Мурза С. Куда идет Россия. Белая книга реформ / С. Кара-Мурза, С. Батиков, С. Глазьев. - М.: Политкнига, 2008. - 448с.

.   Сироткин С.В. Совершенствование методов прогнозирования в инновационной деятельности / С.В. Сироткин // Управление общественными и экономическими системами, 2006. - №2.

.   Чеченов X. Д. Формирование инновационной системы: реалии и перспективы. // Новая экономика.

.   Гольдштейн Г. Я. Стратегические аспекты управления НИОКР. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.

.   Смит А. Теория абсолютных преимуществ.

.   Портер М.Е. Конкуренция. - СПб., М., Киев: Изд. дом "Вильямс", 2000.

.   Тычинский А. В. "Адаптивные методы управления НИОКР как конкурентным фактором в условиях глобальной конкуренции". - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002

.   Глазьев С., "Конкурентные преимущества и слабости России в контексте глобальных тенденций экономического развития: стратегия роста". Доклад, 1997.

.   Н.И.Иванова Наука в национальных инновационных системах// Инновации - 2005 - № 3

.   Е.А. Монастырный Структурная модель инновационной системы // Инновации. - 2005. - №8, с. 49-54.

.   Е.А. Монастырный Методологическое обеспечение процессов формирование региональной инновационной системы // Инновации. - 2006. - №8, с. 98-101.

.   "Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области" (2001 - 2005 гг.). Томск. НТЛ. 2006 г.

.   А.Ф.Суховей, И.М.Голова. Сохранение отраслевой науки как необходимого элемента отечественной инновационной системы// Инновации, 2003-№5- с 26-28

.   Глобальный инновационный индекс ВКГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org.

.   Княгинин В.Н. Возможно ли новое поколение программ инновационного развития регионов? "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.csr-nw.ru/content/library/default.asp?shmode=8&ids=46&ida=2277.

.   Котов Д.В. Инновационное состояние социально-экономических систем: теория, практика, управление развитием: монография. - Уфа: Изд-во "Нефтегазовое дело", 2010. - 253 с.

.   Соколов А. В. Три лика информационного общества // Культурологический журнал [Электронный ресурс].2011. 2 (4). URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/55.html&j_id=6

Оглавление

 

Введение

Культура

Организационные факторы

Уровень развития науки, техники и технологии

Состояние экономики

Международное сотрудничество и конкуренция

Территориальные особенности

Система стимулирования и мотивации инновационной деятельности

Последствия уже случившихся инноваций

Информационные и коммуникационные процессы

Особенность инновационной системы и структуры

Специфика инновационной политики

Использованные источники

 


Введение

 

Данная группа факторов является ведущей на всех этапах создания и реализации инноваций, поскольку представляют собой факторы социальной, культурной и технологической среды из которой происходят инновации и в которой они реализуются. Часто одна и та же среда, порождая инновации, ставит труднопроходимые барьеры для их реализации. Ведь инновация, прежде всего, дестабилизирует систему, разрушает привычные, уже устоявшиеся связи. И лишь потом, когда необходимые элементы системы будут перестроены, потери могут быть восполнены. Соответственно, чем сложнее система, в которой осуществляется инновация, тем больше и сложнее связи, которые необходимо нарушить, структуры которые требуется изменить - тем сильнее противодействие и барьеры для инноваций.

Суть инноваций - изменение той среды, из которой они произошли. Готовность к таким изменениям и составляет объективные факторы восприятия и оценки инноваций. Можно привести следующие факторы:

. Культура.

. Организационные факторы.

. Уровень развития науки, техники и технологии.

. Состояние экономики.

. Международное сотрудничество и конкуренция.

. Территориальные особенности.

. Система стимулирования и мотивации инновационной деятельности.

. Последствия уже случившихся инноваций.

. Информационные и коммуникационные процессы.

. Особенности национальной инновационной системы и структуры.

. Специфику инновационной политики

Теперь стоит подробно остановиться на каждом факторе.

 


Культура

Культура - может в принципе рассматриваться как универсальное обозначение всей внешней среды, в которой порождаются и реализуются инновации. Однако в контексте данной модели наиболее интересны следующие элементы:

Диалектическая связь инновация-традиция, которая представляет собой универсальный механизм сохранения и изменения культуры.

Ценностная система координат, которая предопределяет восприятие тех или иных инноваций. В частности, являются ли ценностью для данной культуре инновации как таковые.

Инновационная культура, как существующее в обществе отношение к инновациям, способ их реализации, подходы к оценке и выбору инноваций.

Устойчивая сторона культуры - это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

Социальная инноватика - современная отрасль научного знания, которое позволяет понять современные изменения, происходящие как в объекте, так и в субъекте управления. Сегодня процесс управления все в большей степени связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Слово "инновация" является синонимом нововведения или новшества и может использоваться наряду с ними.

Культура - всё, что создано или создается творческой человеческой деятельностью. Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главное функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требует разработки их классификации.

Социальные инновации направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

Различают следующие виды норм:

· формализованные правила (все, что официально записано)

· правила морали (связаны с представлениями людей)

· образцы поведения (мода)

Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своём развитии

Инновационная культура - это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности.

Человек как субъект культуры преобразует (обновляет) окружающие его природный, вещный, духовный миры и самого себя таким образом, что эти миры и сам человек все более полно пронизываются собственно человеческим смыслом, гуманизируются, культивируются, т.е. все более полно обретают черты универсального культурного триединства Истины, Добра и Красоты.

Инноватика сегодня - это наука о том, какими должны быть технологии создания новых вещей (в широком смысле слова) и каковы те социальные, технические, экономические, психологические и иные предпосылки, которые обеспечивают повышение эффективности таких инновационных технологий.

Инновативность и традиционность являются взаимосвязанными сторонами в развитии производства, науки, техники, экономики, искусства и т.д. В широком культурологическом контексте традиции можно рассматривать как необходимое условие всякого развития.

Общество, утратившее традиции, свою историческую память перестает развиваться, деградирует, поскольку прерывается связь между поколениями и происходят больших социальных групп и иные деструктивные процессы. С другой стороны, общество не может существовать, не изменяясь.

Таким образом, единство инновативности и традиционности, которое фиксируется в общекультурном принципе преемственности, является важнейшей предпосылкой социального прогресса.

Эффективность инновационной деятельности социальных субъектов во многом определяется состоянием, так называемого инновационного климата общества, который, в свою очередь, зависит от характера отношения к нововведениям со стороны основных социальных групп, со стороны различных поколений. Как правило, инновация ведет к возрастанию конфликтности в обществе, что, в свою очередь, тормозит внедрение нововведений. Это явление обозначается как инновационная инерция (недееспособность) общества.

При этом отмечается следующая тенденция в отношении общества к так называемым "эпохальным" инновациям: чем более короткой по времени является такая инновация, тем большее сопротивление она встречает. Поэтому инновационная культура здесь проявляется в том, что подобные изменения осуществляются эволюционно, постепенно.

Мир нововведений не сводится только к технологии и технике. Совершенствование управления, например, тоже осуществляется через введение новшеств. Все эти изменения объединяет то, что они представляют собой деятельность по обновлению, т.е. преобразованию чьей-то другой деятельности.

Основным конституирующим (движущим) противоречием этого мира является противоречие между "старым" и "новым", а отношение к этому противоречию по существу есть отношение к самому прогрессу со всеми вытекающими отсюда философскими, политическими, моральными, экономическими и иными последствиями.

Хотя сами по себе, объективно, категории "старого" и "нового" не являются аксиологически нагруженными, в конкретном социокультурном контексте они воспринимаются именно со стороны своей ценности, формируя саму потребность либо в новом, либо в старом.

 

Организационные факторы

Организационные факторы - ещё одно довольно общее определение, отражающее структуру и способ организации и координирования в обществе. В данной модели наиболее интересными являются следующие элементы:

Организационная структура институтов порождающих инновации, которая влияет на то, какие именно инновации будут созданы и как представлены.

Организационная структура институтов реализующих инновации (в том числе и государства), что определяет возможность снятия или усиления барьеров, а также результативность инноваций и успех инновационного процесса.

С целью получения устойчивых конкурентных преимуществ компании вынуждены искать новые формы организации своего бизнеса. Одним из факторов, способных повысить конкурентоспособность бизнеса, является активное использование инновационных технологий производства, что повлечет за собой становление научно-технической, производственной, финансовой, социальной деятельности в условиях новой институциональной среды.

Под инновациями, как фактором повышения конкурентоспособности, понимаются конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта на фундаментальном уровне, который используется для дальнейшей реализации в практической деятельности, а также - это результат внедрения инновационных разработок на рынке, то есть изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования - продукта или товара, когда оно начинает давать экономический эффект.

Инновации, влияющие на конкурентоспособность предприятий, классифицируются по следующим признакам:

характеру отношений: социально-экономические, организационные, технологические инновации;

сфере распространения: управленческие, производственные, технические, социальные инновации;

предметно-содержательной структуре: продуктовые, процессные и аллокационные инновации.

Исходя из этой классификации, можно определить основные направления воздействия инноваций на конкурентоспособность.

Управленческие инновации - это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, новых административных процессах и организационных структурах. Данные инновации заключаются в реализации творческой деятельности, направленной на разработку, создание новых управленческих методов и форм. Это приведет к переустройству системы управления, способствующей росту прибыли, а, следовательно, укреплению ее конкурентоспособности. Технические инновации связаны с использованием новой техники. Это позволит снижать издержки, социальные - с улучшением условий труда, проведением тренингов и мероприятий, направленных на повышение мотивации сотрудников, что повышает сравнительные и конкурентные преимущества. Более высокое качество рабочей силы, характеризующееся более высоким уровнем образования, квалификации работников, приводит к более эффективному использованию производственных ресурсов. Именно образовательный уровень отражает креативную способность работников воспринимать новые идеи, появившиеся на рынке.

Организационные инновации оказывают влияние на сравнительные и конкурентные преимущества через все организационные факторы, а также через некоторые внутренние - уровень и динамику цены предложения товара, гибкость ценовой политики на предприятии.

Технологические инновации оказывают влияние посредством технологических факторов на элементы конкурентоспособности (издержки и цену) таким образом, что конкурентоспособность субъекта и объекта повышается на порядок. Технология, используемая производителем, влияет на качество продукции и её себестоимость. Если технология изготовления продукции является новой, полезной и эффективной, она также подлежит правовой защите (например, патентом на способ изготовления), что, естественно, повышает конкурентоспособность продукции, изготовленной по этой технологии. Выбор технологии производства продукции влияет, в первую очередь, на её себестоимость, и здесь уже определяющими становятся экономические параметры и ее оценка конкурентоспособности.

Управленческие инновации воздействуют через организационные факторы на затраты, качество и цену. Они создают сильные конкурентные преимущества современного бизнеса и изменяют привычные принципы, процессы, структуру и практику менеджмента, совершенствуют способы и инструменты, которыми оперируют менеджеры и влияют, прежде всего, на управленческие процессы.

Производственные инновации оказывают влияние на все элементы конкурентоспособности через экономические и внутренние факторы. Такой вид инноваций, воздействуя через ресурсную и кадровую обеспеченность, уровень менеджмента и сервис повышает конкурентоспособность бизнеса.

Технические инновации воздействуют через технологические факторы и чере<


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.