ГЛАВА 1. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

ГЛАВА 1. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь

2020-04-01 104
ГЛАВА 1. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Формирование национальных инновационных систем (далее - НИС) в практике мирового развития стало свидетельством перехода от исчерпавшей себя индустриальной модели экономики к постиндустриальной. Наука и образование, сфера разума превращаются в определяющие факторы экономического роста. При оценке конкурентоспособности продукции на первое место перемещаются её межстрановые технологические преимущества.

Актуальность выбранной темы очевидна. Республика Беларусь, на территории которой еще в начале 20 в. не было университетов и научно-исследовательских институтов, сегодня располагает значительным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, способным на высоком уровне решать научные проблемы в интересах народного хозяйства и социальной сферы, дальнейшего развития образования и культуры. Эффективное использование этого потенциала рассматривается руководством страны как важнейший фактор устойчивого социально-экономического развития государства, повышения конкурентоспособности национальной экономики на базе развития передовых производственных технологий и внедрения инноваций.

В отличие от стран-мировых лидеров инновационная сфера Беларуси отличается повышенной инерционностью. Необходимым условием реализации перехода страны на инновационный путь социально-экономического развития является развитие инновационной системы (НИС), предполагающей формирование эффективно действующего механизма генерации, распространения и использования знаний международного научно-технического сотрудничества.

Целью моей работы является рассмотрение инновационной структуры Республики Беларусь и перспектив её дальнейшего развития. На основе этой цели я сформировала задачи:

. Рассмотреть понятия инноваций, инновационной инфраструктуры, инновационных центров и их видов.

. Изучить инновационную политику Республики Беларусь и направления дальнейшего развития инновационной инфраструктуры.

. Подробно рассмотреть организации, занимающиеся инновационной деятельностью.


ГЛАВА 1. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь

ЧТО ТАКОЕ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

 

Инновационная инфраструктура - совокупность субъектов инновационной инфраструктуры, осуществляющих материально- техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности.

Задачи инновационной инфраструктуры:

. отбор проектов на основе системы объективной экспертизы создание благоприятных стартовых условий для развития малых инновационных технологически ориентированных фирм;

. поддержка механизмов взаимодействия с крупными центрами;

. формирование материально-технической базы для создания и развития малых инновационных фирм;

. создание информационных сетей обеспечивающих развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям;

. обучение предпринимательству в научно-технической сфере и т. д.

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

 

Инновационный центр- это собирательное понятие, охватывающее самые разные организации, такие как бизнес-инкубаторы, а также деловые, инновационные или технологические центры. В общих чертах цель инновационных центров заключается в создании общественного богатства на уровне конкретного района/региона. Инновационные центры представляют собой учреждения, оказывающие следующие услуги:

консалтинговые услуги на этапе создания компаний (подготовка бизнес- планов) и в процессе их развития;

предоставление в аренду необходимых офисных, лабораторных и/или производственных помещений;

технические и организационные услуги молодым (инновационным) предприятиям (например, секретарско-референтское обслуживание, телекоммуникационные услуги и инфраструктура для проведения совещаний/конференций);

инновационные и технологические услуги (передача технологии), а также подготовка кадров и информационная работа.

 

ВЫВОДЫ

 

Основная статусная роль НИС - обеспечение непрерывного интенсивного потока новых идей (знаний), их воплощение в научно-технических разработках (конструкторской и технологической документации, макетах, опытных образцах техники, материалов, продуктов и т.д.) и практическом освоении в производстве (новых машин, технологий, производственных систем, продукции).

Базовые функции НИС - генерация знаний, их распространение и применение, коммерциализация нововведений, образование и подготовка кадров, ресурсное, в т.ч. финансовое, обеспечение, управление и регулирование инновационных процессов. НИС выполняет также регулятивную, интегративно-организационную, идеологическую и другие функции.

К основным проблемам развития и обеспечения эффективного функционирования инновационной инфраструктуры Республики Беларусь можно отнести:

низкую инновационную восприимчивость промышленных предприятий, неразвитость малого инновационного предпринимательства и отсутствие заинтересованности частных предприятий в инновациях;

недостаточный стимулирующий характер действующего законодательства для развития инновационного предпринимательства и коммерческого использования результатов исследования и разработок;

отсутствие системной государственной поддержки как субъектов инновационной инфраструктуры, так потенциальных её клиентов (резидентов технопарков, инновационных центров и т.п.), и отработанного механизма финансового обеспечения деятельности этих структур, в особенности на начальных этапах их создания;

отсутствие сформировавшегося рынка инноваций и действенных механизмов передачи субъектам малого предпринимательства результатом научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполненных за счёт средств республиканского бюджета (в том числе безвозмездного).

 


ВЫВОДЫ

 

Инновационные центры ориентированы на содействие развитию инновационного предпринимательства и коммерциализации научно-технических разработок. В их число входят Ассоциация приборостроительных организаций «Инновационный центр приборостроения», ООО «Брестский инновационный бизнес-центр», ЗАО «Гомельский инновационный центр», КУП «Минский областной инновационный центр».

Я рассмотрела данные инновационные структуры Беларуси. Из представленных данных видно, что все они занимаются абсолютно разной деятельностью: приборостроение, помощь различным предприятиям в продвижении их коммерческих предложений и инвестиционных проектов, содействие развитию инновационного и инвестиционного потенциала Минской области, развитие фундаментальных и прикладных исследований в области технологии материалов. Но в то же время общая черта данных центров в их цели: содействие развитию инновационного предпринимательства и внедрению научно-технических разработок на предприятия.

В Беларуси на данный момент немного инновационных центров: всего лишь 5, но государственная политика республики направлена на расширение и развитие инновационной инфраструктуры, о чём говорит Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, с тем, чтобы перейти от индустриального общества к постиндустриальному.

 


Заключение

 

Изучение опыта научно-технологического развития экономически развитых стран позволяет констатировать, что экономический рост инновационного типа возможен только в условиях зрелой инновационной системы (НИС). Исследование динамических процессов, происходящих в НИС, их анализ в различных ракурсах даёт возможность выявить те направления научно-технологического развития, которые наиболее действенно способствуют инновационной динамике и конкурентоспособности национальной экономики.

Разработка эффективной инновационной политики в Республике Беларусь, направленной на реализацию модели экономики знаний, является стержневой задачей. При этом необходимо учитывать стратегические направления инновационного развития, глобализационные тенденции, опыт научно-образовательного и промышленного развития экономически развитых стран, создавать условия для активного взаимодействия государственных, общественных и частных структур в данном процессе.

Особую роль бизнес- и инновационные центры играют в регионах, не имеющих развитого научно-технического или инновационного потенциала, явных преимуществ, позволяющих им интенсивно развиваться и не обладающих высокой инновационной активностью, каковой и является в настоящее время Республика Беларусь. ЕС рекомендовало, чтобы региональные программы включали в себя подобные структуры, т.е. бизнес- и инновационные центры, в тех регионах, которым требуется помощь, и более интенсивно использовали уже имеющиеся центры в целях регионального развития. Таким образом, обеспечивается участие инновационной системы в инновационном развитии территорий, прежде всего, не имеющих развитого научно-технологического или промышленного потенциала.


Приложение 1

ПАРК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Парк высоких технологий - проект по поддержке и развитию в Беларуси <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C> высоких технологий.

Цель проекта - создать в стране благоприятные условия для развития индустрии экспортно-ориентированного программирования, развития иных экспортных производств, основанных на новых и высоких технологиях, а также для концентрации кадрового, научно-производственного и инвестиционно-финансового потенциала.

Идея создания белорусского аналога «Силиконовой долины» начала обсуждаться в 2004 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/2004_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>. Декрет № 12 «О Парке высоких технологий» был подписан Президентом Республики Беларусь <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C> 22 сентября 2005 года.

С января 2011 года начинает работу образовательный центр Парка высоких технологий.

На 03.08.2011 Белорусский Парк высоких технологий (ПВТ) обеспечил рост объемов производства программного обеспечения за январь-июнь 2011 года 145% (на 5% больше, чем год назад) к соответствующему периоду 2010 года. Экспорт программного обеспечения в общем объеме производства ПВТ составил 83,5% (79% год назад). Заказчики ПВТ - компании из 44 стран мира. 43% экспорта продукции резидентов ПВТ приходится на страны Северной Америки, 34% - Западной Европы, 15% - на страны СНГ.

Введение

 

Формирование национальных инновационных систем (далее - НИС) в практике мирового развития стало свидетельством перехода от исчерпавшей себя индустриальной модели экономики к постиндустриальной. Наука и образование, сфера разума превращаются в определяющие факторы экономического роста. При оценке конкурентоспособности продукции на первое место перемещаются её межстрановые технологические преимущества.

Актуальность выбранной темы очевидна. Республика Беларусь, на территории которой еще в начале 20 в. не было университетов и научно-исследовательских институтов, сегодня располагает значительным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, способным на высоком уровне решать научные проблемы в интересах народного хозяйства и социальной сферы, дальнейшего развития образования и культуры. Эффективное использование этого потенциала рассматривается руководством страны как важнейший фактор устойчивого социально-экономического развития государства, повышения конкурентоспособности национальной экономики на базе развития передовых производственных технологий и внедрения инноваций.

В отличие от стран-мировых лидеров инновационная сфера Беларуси отличается повышенной инерционностью. Необходимым условием реализации перехода страны на инновационный путь социально-экономического развития является развитие инновационной системы (НИС), предполагающей формирование эффективно действующего механизма генерации, распространения и использования знаний международного научно-технического сотрудничества.

Целью моей работы является рассмотрение инновационной структуры Республики Беларусь и перспектив её дальнейшего развития. На основе этой цели я сформировала задачи:

. Рассмотреть понятия инноваций, инновационной инфраструктуры, инновационных центров и их видов.

. Изучить инновационную политику Республики Беларусь и направления дальнейшего развития инновационной инфраструктуры.

. Подробно рассмотреть организации, занимающиеся инновационной деятельностью.


ГЛАВА 1. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.