Методика проведения развивающих занятий для развития навыков общения у детей второго года жизни — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Методика проведения развивающих занятий для развития навыков общения у детей второго года жизни

2020-04-01 126
Методика проведения развивающих занятий для развития навыков общения у детей второго года жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дидактические игры и занятия дают хороший результат в том случае, если педагоги четко представляют, какие задачи они могут решить в процессе обучения детей. Дидактические игры важны для умственного развития маленьких детей. Малыши сосредотачиваются на том, что говорят им взрослые, что они им показывают, побуждая воспроизводить показанные действия или сказанные слова. Это необходимые условия для усвоения навыков и умений. Тем самым игры закладывают такое важное качество, как любознательность. Получив необходимую крупицу знаний, малыш охотно участвует в занятиях, ждет их с нетерпением. Взрослый рассказывает детям о доступных для их понимания явлениях природы, знакомит со средствами передвижения. Поэтому перед взрослыми, обучающими детей, ставится задача научить детей понимать речь. Для этого им самим необходимо уметь пользоваться речью. На занятиях детей приучают не только созерцать, но и активно действовать. При выполнении таких действий у детей вырабатываются целеустремленность, планомерность, усидчивость.

Большое значение в развивающих играх для детей имеет их правильная организация. Обучающее воздействие взрослых вызывает у детей желание заниматься, достигать умственной активности в действиях игры. Поэтому, занимаясь с малышами и предлагая им дидактические занятия, следует вызывать живой интерес к этим процессам. В таких занятиях не должно быть назидания, скучности, всякое мероприятие должно нести положительный эмоциональный настрой на весь день. Дети, подражая взрослому в изучении действий с предметами, запоминают новые слова, выражения, учатся многократно повторять их. Взрослому следует быть терпеливым, когда ребенок воспроизводит новое действие в игре. Если малышу трудно, надо взять его руку в свои руки и правильно показать выполнение этих действий. Малышей всегда интересуют показ нового предмета или игрушки, их назначение, форма; их занимает сама мысль, как с ней справиться, куда ее применить и т. д. Поэтому сначала игрушки надо раздать им для изучения.

Дидактические игры и занятия имеют большое значение в нравственном воспитании детей. Они стимулируют общение со взрослыми и развитие интереса к сверстникам и общению с ними, выработку положительных привычек, препятствуют появлению отрицательных черт характера и поведения. С первого знакомства дети приучаются играть друг с другом, не мешая, не отнимая друг у друга игрушки. Постепенно они привыкают к совместной деятельности: вместе смотрят картинки, животных, учатся вместе плясать, играть, ходить на прогулки. Так у них зарождаются интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний. В этом возрасте взрослые развивают элементарные представления о плохих и хороших поступках, о том, что можно делать и что нельзя, т. к. дети второго года жизни не могут сами управлять своими эмоциями, не могут правильно оценить свое поведение.

Необходимой и существенной частью воспитания детей второго года жизни являются формирование положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, отработка правил поведения, предупреждение возникновения отрицательных привычек.

В этом возрасте, насколько это возможно, следует воспитывать у ребенка эстетический вкус. Если ребенок не умеет различать предметы, не умеет вслушиваться в слова взрослого, то у него невозможно развить сенсорное восприятие.

В возрасте 2 лет детям предлагаются одинаковые по форме цвету предметы. Если у всех малышей предметы разные, они отвлекаются, потому что все хотят иметь такие же, и в результате возникают конфликты. С каким бы материалом ни работали дети, количество, форма, цвет - все должно быть одинаковым для воплощения замысла во время занятия. Это сосредотачивает их на определенной цели.

Задачи, выполняемые в этих играх, не только должны иметь характер моторных движений (открывать, закрывать, нанизывать), но и заботиться об умственном развитии ребенка (знакомить с формой, цветом, величиной, активизировать запоминание новых слов, названий предметов в действиях).

Возникает вопрос о длительности занятий. Это зависит от активности детей и их эмоционального состояния. Есть занятия, на которых дети могут вставать со стульчика, ходить между столами, приносить предметы. Такие действия их не утомляют, в то время как чтение стихов, разучивание песенки не требует относительной активности, поэтому малыши отвлекаются, перестают слушать. Смена деятельности предупреждает утомление, но в то же время дети учатся слушать и понимать художественный текст. Взрослым при виде усталости и незаинтересованности детей следует прекратить занятия и предложить подвигаться, поиграть (например, в «Раздувайся пузырь», «Лови-лови», «Гуси-лебеди», «Найдем сапожок»).

В возрасте 2 лет происходят изменения в развитии речи, запас слов пополняется, дети умеют внимательно слушать сказки. Им нравятся стихи, где прослеживается точная рифма: они легко их запоминают. Дети отличают прозаический и поэтический тексты, замечают речевую интонацию взрослого. У малышей большой любовью пользуются потешки и сказки, которые содержат начало игровых ситуаций, привлекают своей напевностью. Сказки, предлагаемые детям этого возраста, отличаются динамичным сюжетом, сменой фактов, должны соответствовать их мышлению. Во время чтения рассказов, стихов, потешек, заучивания песенок взрослый учит детей чувствовать ритм звуков, напевность. Также можно сопровождать чтение текста показом игрушек или картинок. Так взрослый учит малышей сосредотачивать внимание на тех игрушках и предметах, которые им показывают.

Все занятия, построенные на использовании литературы, характеризуются общей задачей, которая состоит в том, чтобы научить детей слушать художественный текст, при этом слово и наглядность могут применяться в разных соотношениях. Однако наблюдения за детьми во время чтения им стихотворений, потешек показывают, что дети быстро отвлекаются; их внимание переключается на игрушку, которая попалась им на глаза, и они перестают слушать. Поэтому несложное и доступное детям содержание произведения не доходит до них. Они не в состоянии уловить и отличительные его признаки - ритмичность, рифму. Значит, чтение потешек, стихотворений не приносит им пользы. Чтобы обеспечить воздействие художественного слова на детей, надо умело сочетать само слово и наглядность. В раннем возрасте зрительные впечатления ярки и конкретны. Важно так организовать игру, чтобы зрительные впечатления, выполняя свою главную роль, не отвлекали детей от слушания. Использование наглядных средств и пособий - игрушек, картин, поделок - создает положительный эмоциональный настрой, способствует лучшему запоминанию, созданию игровых ситуаций. Необходимо плавно привлекать детей к игровому сюжету, описанному в тексте.

Преобладающими методами ознакомления с художественными произведениями являются рассказывание и чтение наизусть, малыши лучше воспринимают их, когда взрослые непосредственно общаются с ними. Хорошее развитие речи достигается систематическим обращением внимания ребенка на правильное произношение звуков. Дети легко учатся строить предложения из нескольких слов в быту, на прогулке. Взрослым следует вовлекать детей в разговоры о том, что они видели в магазине, кого встретили по дороге домой или в парк (собаку, птичку, машину). Когда дети сидят за столом и обедают, можно сконцентрировать их внимание на предметах домашнего обихода и попросить рассказать своими словами, что они в данный момент делают (из чашки пьют кисель, из тарелки едят суп, на стуле сидят и т. д.). Также надо знакомить детей во время игр с незнакомыми предметами, с их правильным названием. На прогулках можно учить детей своими словами описывать погоду: какой падает снег, какого он состава, цвета; какие деревья растут в парке: какого цвета листья, как они падают, куда падают и т. д.

Каждый ребенок с малых лет знакомится с набором различных игрушек. Дети, играя с ними, воображают себя то зайчиком в лесу, то мишкой в бору, то мышкой-норушкой, то легкой Дюймовочкой на цветке. Перевоплощаясь в этих героев, они учатся быть смелыми, решительными, ловкими, готовыми прийти на помощь друг другу.

В такие игры детям свойственно играть группами, чтобы было интересно и не страшно оказаться в самых неожиданных сказочных местах. Задача взрослого в таких играх состоит в том, чтобы научить ребенка перевоплощаться как в положительных, так и в отрицательных героев.

Общение между детьми в играх строится на совместных переживаниях. Правила в коммуникативных играх дисциплинируют детей, приучают трудиться совместно, в коллективе. Взрослые создают в играх такие ситуации, в которых дети учились бы обмену игрушками, устранению конфликтов при распределении ролей (примеры игр приведены в Приложении).

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.