Или маршруты, ведущие к Новой реальности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Или маршруты, ведущие к Новой реальности

2020-04-01 102
Или маршруты, ведущие к Новой реальности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСХОДНЫЕ УСЛОВИЯ

Территория

Площадка, где на 5-12 часов может без помех может находиться группа от 6 до 30 человек. Стулья в круг. Доска для записи текста (пишущие принадлежности соответственно).

Группа

Ведущий, психотерапевт, специалист по ритму в текстах, специалист по психолингвистике, эксперт по критике текстов. До 20 добровольных членов группы-племени. И герой. Он – центр внимания.

НАЧАЛО МИФА

В самом начале, когда Герой только приступает к проявлению, выражению, проговариванию своего мифа им диктуют всего три и только три мотива:

определиться в координатах своей жизни, и найти определить "точки опоры"

разобраться с опасностями что подстерегают, прийти к стратегиям согласия и избавления

проявить, проговорить свое самое горячее желание, вожделение

В дальнейшем, в процессе создания личного мифа, Герой четко определяется с доминантами своих мотивов, широко разворачивает и проявляет персональную мотивационную сетку.

Маршруты к мифам

Маршрутов, ведущих к тексту только два – через активацию левостороннего мышления, или через активацию правостороннего мышления. Предпочтительнее сбалансированный подход, если опираться на оба этих метода, как на два крыла, чтобы они поддерживали друг друга как ветви молекулы ДНК. Своеобразное "стерео-".

"ПРАВАЯ" ПАРАЛЛЕЛЬ

Правая параллель - иррациональная.

Метод "Правосторонний подход - Мифы под знаком "душевные муки".

Путь: движение через "силовые линии" и "бури" духовных переживаний

Принцип: через активацию "правостороннего" мышления погружение в текст и информацию души.

Задача: надо следовать, жестко следовать проявляемой тяге личного мифа.

Ключевой инструмент – соблюдение тяговой направленности в мифе и ритминг.

Анонс: данный подход культивирует душевно-духовные муки и душевно-духовные достижения… через ряды смыслоподобия через выстраивание рядов смыслоподобия…

Пространство правой параллели

…Вот Писатель входит в туман, бродит по нему, а потом ведь ощутит, вспомнит и воспроизведет всю картину происходящего в этом тумане…

…из дневников опального психотерапевта

Имеет два полюса. На одном полюсе тотемное существо, которое сдерживает, направляет и управляет натурой, являясь прокрустовым ложем поведения личности, на другом же полюсе – всевозможностность, дающее право на все – быть все чем хочешь и делать все что хочешь.

В иррациональном (чувственном) пространстве исключительно важную роль играют телесные и внетелесные события. Телесные события: речь и сопровождающие позы, речь и сопровождающие движения, ритм дыхания в речи. Внетелесные события – любой контекст происходящего – так сказать события врывающиеся в пространство мифа из внешнего мира, проявляя тем самым природу знака – "неслучайную случайность".

Чтобы описать стадии и операции мифопроцессинга, проводимые в рамках в столь туманной сферы, как пространство иррационального мышления, необходимо прибегнуть к специальным метафорам и в первую очередь к терминам относящимся к области психотерапии. Иначе мы рискуем уподобиться искусствоведу, который фантазирует и на ходу придумывает термины, рассказывая о технике абстрактного рисования.

Главная задача "правостороннего подхода"

В целом же задача на протяжении всей правой параллели: изначальное иррациональное пространство героя ("дикий хаос") перевести в состояние мифологически осознаваемого ("организуемый хаос").

СТАДИИ

Организация "осевой тяги" в пространстве личного мифа

Изначально принимается за аксиому, что текст мифа уже есть, вот он – вот его аура витает в воздухе… и его надо только нащупать, осязать его весь в целом, все его пространство в него только следует погрузиться… погрузиться с головой и выразить и проявить… Пойти навстречу миру своего мифологического пространства. Принять его реальность такой какая она есть.

Лицом к лицу с чистой энергией своего мифологического пространства. Метафорически тяга может выражаться так: таинственный мир ждет меня… И я все более и более с каждым шагом него погружаюсь… Так складывается линия, ось тяги мифа.

Сопровождающий контроль:

Постоянное исследование текста на направленность мифа, на том, чтобы не было отклонения от оси тяги, исследования на опасную возможность для Героя "потеряться" в собственном тексте. Причем Тяга сложится полно и наиболее сильно тогда и только тогда, когда выстроится альянс и баланс личной инициативы и инициативы тотема в мифе. Что такое не проявленная, не проясненная ось? Это если в процессе тяги начинает доминировать тотем и действует как бы самостоятельно без личности и вне ее… то есть герой создал и силу и все - отошел в сторону, как бы отдыхает…В этом случае группа своей критикой, комментариями, обратной связью, должна среагировать, помочь Герою прийти в согласие, в совместное движение со своим внутренним, извлекаемым из глубин себя тотемным существом, и тогда - наступит мир…

Духоборство и "серфинг настроений"

…и опять повторяю, грех … это рас-путство, то есть переход с пути на путь, шатание по разным путям, блуждание по разным дорогам, а не по единственной правильной; или еще, это – блуждание, блужение, блуд, потеря своей настоящей стези…

П. Флоренский [ 15]

На этом этапе предельно точно в символах описывается драма духовных противоречий Героя. Для этого Героя необходимо погрузить в бездну. Бездну его собственной всевозможностности и "полного произвола". Таково именно таково изначальное состояние его иррационального пространства. Ведущий подобно Вергилию, сопровождавшему в ад Данте, ведет Героя в его же собственный хаос. Такое погружение Ведущий осуществляет через приемы, применяемые в психодраме, символдраме, например, пред Героем ставятся "неразрешимые" тупики, вызванные его личными психологическими комплексами.

Тотемизм

"Установление тотемов означало осознание первобытным человеком своего единства, своего родства с природой и, прежде всего с животным и растительным миром"

Леви-Брюль Л.

[ 4]

Как правило на данной стадии ярко начинает звучать эпос, в развивающейся здесь и сейчас драме Героя начинают проступать, четко проявляться сокровенные тотемы героя, некоторые имеют конкретные образы – собака-волк, золотая лошадь, радуга-змея. Текст, который при этом возникает, требует тщательной сверки каждого слова каждой строчки с настроением и эмоциональным состоянием Героя.

Сопровождающий контроль:

В группе необходимо наличие компетентного психотерапевта, способного быстро и квалифицированного проводить клинический анализ психического состояния Героя. Другие члены группы выступают или ко-терапевтами, или ассистентами, или членами клиент-группы у данного терапевта.

Перепроживание и реимпритизация

В состоянии соприкосновений с тотемами и своей "невыносимой потерянностью" Герой начинает проявлять чудеса памяти. Его психика начинает очень чутко реагировать на давние события жизни. "Узелки памяти" развязываются и события высвобождаются из глубин подсознания. Герой "вдруг" вспоминает давно забытые эпизоды из своей жизни, давние сны, события детства. У него могут даже всплыть образы и воспоминания события актов его рождения (перепроживание четырех перенатальных матриц по Грофу [1]). Таким образом многие зафиксированные - "наслоившиеся и зацементированные" состояния – размораживаются, герой вдруг освобождается от них как от старой змеиной кожи, как от ставшего тесным хитинового покрова. И если у героя в прошлом случилась деформация одного из импринтных контуров ("контуров биовыживания - по Юнгу [20], или нейрологических контуров - по Тимоти Лири [5]), то в состоянии данной стадии Герой очень остро это осознает и будет изо всех сил подсознательно стремиться реконструировать случившиеся ранее деформации. Через проговариваемый текст ему предоставляется исключительно экологический способ исправить старые и приступить к освоению новых, более высших контуров биовыживания.

Дерационализация

…Если речь жива, то она безусловно эротична… а эротизм - это и есть жизнь… да, где-то эротизм бывает откровенно телесный и земной, где много пота и крови, а где-то он воздушный и небесный…

…из записок "Клуба мертвых поэтов"

Постепенно, с накоплением личных осознаний, происходит уход Героя от соучастия окружающих. Он сам постепенно загоняет себя в одиночество и остро до невыносимости осознает свою потерянность в нем. Никто без подготовки не способен описать внутреннюю динамику происходящую в нем здесь и сейчас. Для избавления и исхода "из пустыни своих архетипов" у Героя есть только одно средство – текст. Такой текст исходит от Героя легко: слишком много накопилось осознаний, слишком много уплотнилось смыслов, готовых вырваться наружу. Морфологически текст выглядит как куски, обрывки, осколки фраз, слов, намеки на скрытые смыслы, и на первый взгляд все - бессвязно, но во всех элементах текста уже присутствует важный связующий взаимной соподчиняющий фактор: все элементы текста точно соответствуют вектору напряжения, тяге, заданной мифом. Но единственная и возможная личная терапия невыносимого одиночества - это обнаруженная в себе и наконец проявленная в тексте любовь, горячая страсть. Словом все, что в драме могло бы называться – "это проявление жизни".

Сопровождающий контроль:

Исследование на эротизм в тексте. На сколько явственно проступают элементы эротизма, соотношения мужского и женского, а в более широком смысле – присутствие Инь и Янь.

Ритминг

Ритмика требует, требует, требует… Поэты знают об этом лучше всех. Ритм - это океан, ритм - это река. В каком удивительном ритме спускается лавина…

С. Быков

Ритминг – это процесс регулируемого и настроечного (и потому – направленного) ритмообразования в тексте, достигающий следующих эффектов:

возникает эйфория от "высвобождения смыслов", ощущаются легкость, полет,

оживление формально-логической составляющей текста,

выраженная в тексте высокая синергетичность смыслов.

Сила ритминга в том, что по сути, чем более спонтанно был "выдан" текст, тем для ритминга лучше, так как из спонтанного, свободно проговоренного, излитого от души текста легче через направленное ритмообразование выделить в нем свою особую исключительно уникальную и индивидуальную логику – логику ритма.

Сопровождающий контроль:

У каждого Героя свой исключительно ему присущий ритм. Поэтому требуется определить жанр и размер ритма, присущих данному Герою, и в дальнейшем внимательно следить за "траекторией" изменения жанра, за сменой "манеры исполнения". Так как "запинание", "сбивка", "спотыкание" - это косвенные признаки несоответствия "родному тексту". Важно чтобы достигалось свободное плавное как само естественное дыхание течение текста. При этом от группы требуется, чтобы она внимательно вслушивалась не столько в смыслы сколько в само естество течения текста – чтобы достигалось состояние "читать как дышать". Жанр и манера исполнения текста, по разнообразию ничем не ограничены и могут вбирать в себя самые разнообразные направления, например, молитву, заклинание, частушку, колыбельную, оберег, оду, былину, эссе, кодекс, митинговую зажигательную речь.

"ЛЕВАЯ" ПАРАЛЛЕЛЬ

Левая параллель - рациональная.

Метод "Левосторонний подход - Мифы под знаком "Муки мышления"

Путь: через преодоление "ловушек разума".

Принцип: через активацию "левостороннего" мышления погружение в структуру мифа и информацию, порождаемую намерением.

Задача: надо осознать и выразить в кратком тексте собственные намерение, замысел.

Ключевой инструмент – соблюдение 4 алгоритмов мифа: конструирования, инициации, трансформации и синхронизации, акротекст

Анонс: формально процесс представляет собой переработку длинной (литературной) истории Героя, в короткий, и при этом полностью вбирающий в себя всю историю Героя текст, затем – в еще более короткий, и так – из стадии в стадию достигается сокращение истории условно "из 100 страниц" устного текста в 16-20 строк письменного.

Пространство левой параллели

На одном полюсе этого пространства – "жесткое" понимание мира. Это понимание происходит от массы социальных обусловленностей.

Такое понимание олицетворяет собой символ принадлежности толпе, серой массе, слияние с ней, и в этом смысле оно в целом - символ смерти. На другом полюсе – сновиденческое принятие мира, то есть свободное от условностей восприятие реальности – символ жизни.

СТАДИИ

8 нот мышления и восприятия

Сначала Герой последовательно преодолевает косность собственных формулировок и обобщений. Начинает он со формально логических определений социально обусловленного характера: "кто он и что он" – как будто заполняет "партийную анкету". Герою предстоит преодолеть 8 ступеней мышления. Каждая следующая ступень – это все более высокая скорость (пронзительность) восприятия. Чтобы достичь своего текста, Герою следует преодолеть линейку следующих ступеней:

формально-схематическое (анкетное),

системно-механистичное,

категориальное,

целостное комбинационное

композиционно-сценическое (режиссерское)

символьно-метафорическое

знаково-сигнальное, язык знаковых сообщений

сновиденчески-мифологическое (стерео, дельфинье, право-лево-стороннее)

Сопровождающий контроль:

Мозг человека - совершенное и уникальное творение, в нем "слишком" много феноменов, и поэтому вовсе не значит, что Герою необходимо последовательно, буквально "пошагово", проходить ступень за ступенью. Практика показывает, что освоение ступеней восприятия обычно протекает параллельно (труды К. Прибрама, [ 11]). Более того, склонный к трансовым состояниям и иррациональному мышлению человек способен сразу, вмиг, "провалиться" в сновиденческое сопереживание мира, и таким образом "одним махом" миновать все стадии. Представители первобытных племен и вовсе непрерывно пребывают в состоянии 8 ступени, никогда не выходя из него. В состоянии 8 ступени наиболее эффективно и неискаженно можно реализовывать алгоритмы мифа.

4 алгоритма мифа

Без соблюдения специальных 4 "алгоритмов мифа" мифологический текст невозможен. Только когда реализованы все четыре алгоритма – проявляется на свет полноценный, сбалансированный и неискаженный миф.

Алгоритм "Конструктор". Герой формулирует "из какого теста он сделан". Что есть его содержание. Он описывает, живописует себя.

Алгоритм "Инициатор". Герой сообщает о стартовых, сигнальных факторах, формулирует, что является для него отмашкой типа "поехали".

Алгоритм "Трансформатор". Герой формулирует представления о форме, об образе, с которыми он мечтал бы, вожделел бы слиться.

Алгоритм "Синхронизатор". Герой прислушивается к глубине своей "психической бездны" и из самых бесконечных глубин выражает "живое существо своей энергии", выражает кратко в скупых и точных штрихах, вносимых в текст (демонстрация - в таблице №1, часть С), это могут быть точно внесенные изменения в окончания и местоимения, или проявление одного из имен тотемного существа, что дает имя той силе, ведущей по жизни.

Сопровождающий контроль:

Стоит отдать предпочтение только одному из алгоритмов, (или двум, трем) и вместо мифологического текста, появится текст высокого суггестивного (внушающего) воздействия, по сути – манипулятивный текст. Именно такой "кухней" и занимаются социальные технологи – многие - путем намеренного искажения баланса реализуемых алгоритмов мифа довольно ловко "стряпают" тексты, обладающие силой жесткого внушения.

Единственное, что нам бы хотелось прокомментировать по этому поводу: достаточно внести любой хаос, любое своевольное спонтанное действие в процесс исполнения данных алгоритмов – и немедленно произойдет "гипервыпячивание" одного из алгоритмов (кстати, если приноровиться, то этим процессом можно будет управлять намеренно), то есть любое мало-мальски намеренное искажение - и в тексте сразу проявится опасное активное начало: иногда усиленное, а иногда и явно агрессивное внушение. Во всех таких так называемых "текстах повышенной суггестии" в основе лежит хаос, и его разрушительное начало создает высокий риск для экологии психического здоровья, а также экологии мышления и общественных коммуникаций.

4 ритуала мифа

Исполнение "племенных" ритуалов при мифах – есть по сути отражение мифа, но не в словах, не в тексте, а в групповых, коллективных сценах. Всего мы выделяем 4 основные группы ритуалов:

Ритуал жертвоприношения. Герою дают ощутить себя "потерянным" и голым, чтоб он один на один встретился с самим собой лицом к лицу.

Ритуал преодоления. Герою дают взлететь, чтоб он ощутил себя преодолевающим препятствия. Исполнение "племенных" ритуалов при мифах – фотография летающей Анны

Ритуал соприкосновения с таинственностью в реальности. Герою дают возможность так соприкоснуться с реальностью, чтоб он по-новому взглянул на нее. Например, введение факторов "мужского" и "женского". Во время написания мифа, если свой текст проговаривает женщина – то вводить ее (в символах, ситуациях) в соприкосновение с проявлением мужской составляющей мира, если мужчина – то соответственно с женской составляющей. Данные факторы можно проявлять через китайские категории Янь и Инь, юнгианские - Анима и Анимус.

Ритуал поклонения. Герой все более набирая силу, все более рождаясь в тексте, в виде обратной связи получает о окружающих членов группы (племени) смену критики на признание.

Процесс преодоления мертвой точки

Мертвая точка – термин, устойчиво прижившийся в практике мифопроцессинга. Обозначает жесткую фиксацию героем своего привычного состояния, и героем и со стороны наблюдателей формулируется обычно в терминах "жесткое застревание", "мертвая хватку", "стальные тиски". Например, Герой заявляет что совершенно запутался, что ему больше нечего сказать, что у него больше мыслей нет, что в голове абсолютная пустота, или вовсе замолкает и уходит в себя. В группе резко накапливаются настроения, усталости, безысходности, невыносимости. Поэтому, когда герой САМ находит возможность преодолеть мертвую точку – то в рамках группового пространства происходит маленькое чудо, хотя для самого Героя это великое чудо, и великая победа: ведь только что "ЭТО" считалось им совершенно невозможным, совершенно исключалось как возможное.

Свои преодоления мертвых точек Герой выражает текстом, реализуя прежде всего такие алгоритмы инициации и трансформации и приводя их во взаимное согласие.

Процесс освоения собственной живой речи

Любой человек обладает громадным речевым ресурсом. Помимо словарного запаса, его память содержит множество фразеологических оборотов, примеров различных речевых приемов и образцов текстов. Преодолев ряд мертвых точек человек снимает внутри себя зажимы, связывающие речевой материал. И тогда "речь льется". Это "разогретая" речь, на которой говорят обычно профессиональные ораторы и страстные агитаторы.

Акротекст

Акротекст – это особый текстовый феномен, он возникает, когда каждое слово в тексте обретает во-первых, значение символа, во-вторых, природу парафраза. Благодаря парафразам между символами-словами возникают взаимно обуславливающие смысловые нити, которые пронизывают текст и связывают его в единый перетекающий, вращающийся "кристалл смыслов".

Этап фокусировки текста

Итак тест в основном написан… Основные страсти позади. Теперь есть только тест и все… Надо погружаться в него.

Это финальный этап написания мифа, где пути, по которым он создавался, объединяются. Этап, когда текст из "длинной стенограммы" превращается в компактный текст на одну страницу особенно примечательна. Когда текст разместился уже в рамках одной странице, он считается сфокусированным. То есть не расползается на другие площади, и его можно весь разом охватить глазами, или весь разом воспринять на слух и удержать компактную звуко-буквенную композицию. Далее уже в "пределах рамки" текст истории претерпевает от 2 до 4 этапов изменения.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.