Проверка эффективности методов развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Проверка эффективности методов развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

2020-04-01 139
Проверка эффективности методов развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель: проверка эффективности методов развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

Задачи:

) провести сравнительный анализ данных эксперимента;

) определить динамику развития слухоречевой памяти, смысловой памяти и фонематического слуха и внимания дошкольников;

) статистически проверить достоверность произошедших изменений.

Для того, чтобы определить динамику развития слухоречевой, смысловой памяти и фонематического слуха были составлены сравнительные таблицы результатов исследования.

Результаты исследования слухоречевой памяти дошкольников по методике "10 слов" А.Р. Лурия представлены в таблице 3.

 

  Констатирующее исследование Контрольное исследование
Очень низкий 10 0
Низкий 20 0
Средний 60 30
Высокий 10 70

В результате проведения работы среди дошкольников на 10% сократилось количество детей с очень низким уровнем развития слухоречевой памяти, на 20% - с низким, на 30% - со средним. Количество детей с высоким уровнем развития кратковременной слухоречевой памяти возросло на 60%. (Приложение 2)

Итак, динамика развития слухоречевой памяти дошкольников составила 60%. Положительные изменения наблюдались у 100% респондентов.

Результаты экспериментов диагностики слухоречевой памяти дошкольников по методике А.Р. Лурия представлены в таблице 4.

 

Констатирующее исследованиеКонтрольное исследование    
Очень низкий 50 10
Низкий 50 70
Средний 0 20

 

В результате проведения коррекционной работы в группе на 40% сократилось количество детей с очень низким уровнем развития долговременной слухоречевой памяти, на 20% возросло количество детей с низким уровнем развития слухоречевой памяти, и на 20% - со средним уровнем. (Приложение 3)

Итак, динамика развития слухоречевой памяти дошкольников составила 40%. Положительная динамика наблюдалась у 80% респондентов. У 10% динамики не наблюдалось, у 10% - динамика имела отрицательную направленность.

Результаты экспериментов диагностики смысловой слухоречевой памяти дошкольников по методике "Запомни пару" представлены в таблице 5.

 

  Констатирующее исследование Контрольное исследование
Очень низкий 10 0
Низкий 50 30
Средний 40 50
Высокий 0 20

 

В результате проведения коррекционной работы в выборке на 10% сократилось количество детей с очень низким уровнем развития смысловой памяти, на 20% - с низким. На 10% возросло количество детей со средним уровнем развития смысловой памяти, на 20% - с высоким.

 

Динамика развития смысловой слухоречевой памяти дошкольников

 

Итак, динамика развития смысловой памяти дошкольников составила 30%. Позитивные изменения наблюдались у 90% респондентов. У 10% - изменения не наблюдались.

Результаты экспериментов диагностики фонематического слуха по методике Р.В. Овчаровой представлены в таблице 6.

Результаты констатирующего и контрольного исследования фонематического слуха по методике Р.В. Овчаровой (в %)

 

  Констатирующее исследование Контрольное исследование
Низкий 30 0
Средний 30 30
Высокий 40 70

 

В результате коррекционной воздействия в группе сократилось на 30% количество детей с низким уровнем развития фонематического слуха, на 30% возросло количество дошкольников с высоким уровнем развития фонематического слуха.

Итак, динамика развития фонематического слуха составила на 30%. Положительная динамика наблюдалась у 60% респондентов. У 40% уровень развития фонематического слуха остался на прежнем уровне.

Дополнительно для определения достоверности эффективности коррекционного воздействия используем Т-критерий Вилкоксона. Вычисление критерия основано на выделении типичных и нетипичных сдвигов.

 

Динамика развития фонематического слуха дошкольников

 

Критические значения критерия: если Тэмп<Т 0,01, то преобладание "типичного" сдвига является достоверным; если Тэмп>Т 0,05, то преобладание типичного сдвига не является достоверным; если Т 0,01<Тэмп<Т 0,01< Т 0,05, то преобладание типичного сдвига является значимым лишь на 5 % уровне.

 

Критерий Вилкоксона

Параметры до и после коррекции N T p
Кратковременная слухоречевая память 10 0,0 0,01
Долговременная слухоречевая память 9 3 0,01
Смысловая слухоречевая память 9 0 0,01
Фонематический слух 6 3,5 -

 

Математическая обработка результатов исследования также указывает нам на то, что коррекционно-развивающую работу следует продолжить и полученная динамика в развитии слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня является не случайной.


Заключение

 

Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого.

Слуховая память просто необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам и простым людям. Слуховая память более долговременна. Итак, несмотря на постоянное совершенствование технических средств хранения для нас огромных объемов информации, отказаться от услуг собственной памяти мы не сможем никогда.

Но чтобы содержать слуховую память в полной боевой готовности, необходимы ежедневные тренировки нашей слуховой памяти. Кроме того, постоянная концентрация внимания является непременным условием при развитии слуховой памяти.

Доказано, что слуховую память и "слуховое внимание" развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. Методично развивая свою слуховую память, можно достичь невероятных результатов - мгновенно запоминать услышанные мелодии, сказанные мысли. Процесс обучения, работы будет идти в несколько раз быстрее и эффективнее, если слуховая память развита.

Итак, развитая слуховая память - сверхмощное оружие, которое будет бесперебойно помогать при любых жизненных обстоятельствах.

В связи с этим нами было проведено исследование слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Для этого мы изучили и проанализировали литературу по теме исследования, подобрали методики диагностики слухоречевой памяти дошкольников с ОНР, отобрали детей с ОНР III уровня для экспериментального исследования, провели их обследование, и апробировали систему игр и упражнений по коррекции слухоречевой памяти детей, дали оценку её эффективности.

В результате теоретического исследование мы рассмотрели понятие "слуховая память", под которой понимаем образную память, связанную с деятельностью слухового анализатора и направленную на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. рассмотрели её особенности в дошкольном возрасте в норме и у детей с ОНР III уровня.

Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что при воспроизведении запоминаемых слов дошкольники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу. Вследствие чего возникло предположение, что нарушения слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня обусловлены недоразвитием фонематического слуха. В связи с этим было проведено обследование фонематического слуха детей.

Для определения взаимосвязи между перечисленными параметрами, была использована корреляция, результаты которой подтвердили, что причинами нарушений в развитии слухоречевой памяти старших дошкольников с ОНР III уровня является недостаточность формирования фонематического слуха.

После проведения коррекционно-развивающей работы, нами были повторно обследованы дети, для определения динамики после коррекционного воздействия. На контрольном этапе эксперименты был определен достигнутый уровень развития кратковременной и долговременной слухоречевой памяти дошкольников с речевыми нарушениями. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что после проведения коррекции при воспроизведении запоминаемых слов дошкольники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу значительно реже, чем на контрольном этапе. Вследствие чего возникло предположение, что развитие слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня обусловлены тем, что нами была проведена работа по развития фонематического слуха. Это предположение было подтверждено статистически.

Результаты сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов показали, что динамика развития кратковременной слухоречевой памяти дошкольников составила 60%, долговременной слухоречевой памяти дошкольников - 40%, смысловой слухоречевой памяти - 30%, фонематического слуха - 30%.

Математическая обработка результатов исследования указала на то, что полученная динамика в развитии слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня является не случайной. А значит выдвинутая нами гипотеза о том, что трудности развития слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи связаны с недостаточным формированием фонематического слуха, получила эмпирическое подтверждение.

Таким образом, цели и задачи исследования были достигнуты, гипотеза подтверждена.


Список литературы

1. Аверин В.А., Дандорова Ж.К., Зимняя И.А. и др. Психология детства/ Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. - 352 с.

2. Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек//Школьный психолог. - №№ 33, 35, 36, 46, 47, 48. - 2012.

.   Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 2012. - 361 с.

.   Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.   Блонский П.П. Память и мышление. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 208 с.

.   Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 2012. - 209 с.

.   Большой толковый психологический словарь/ Ребер А. Том 2: пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2010. -564 с.

.   Бочарова С. Психология и память: Теория и практика для обучения и работы. - М.: Гуманитарный Центр, 2007. - 384 с.

.   Бурменская Г.В., Захарова Е.И. Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М.: Академия, 2012. -256 с.

.   Вачков И. Память и личность//Школьный психолог. - №4. - 2012.

.   Вачков И. Память//Школьный психолог. - №4. - 2012.

.   Виноградова А.Д. Коновалова Н.Л., Михаленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько А.А., Шипицина Л.М. Психологическая диагностика отклонения развития детей младшего школьного возраста. - СПб.: Речь, 2012. - 48 с.

.   Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 680 с.

.   Выготский Л.С. Эйдетика//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.   Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте Норман Д. Как мы обучаемся? Как запоминаем? //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.   Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2010. -1008 с.

.   Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.   Галанов А.С. Психодиагностика детей. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.

.   Джеймс У.Память//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.   Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 198 с.

.   Дубровина И.В. Практическая психология образования. - М.: Просвещение, 2010. - 315 с.

.   Жане П. Эволюция памяти и понятие времени//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.   Житникова Л. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 2012. - 86 с.

.   Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М., 2012. - 300 с.

.   Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2007. - 384 с.

.   Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.   Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М., 2012. - 28 с.

.   Истомина 3.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников Норман Д.Как мы обучаемося? Как запоминаем? //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.   Когнитивная психология памяти/Под редакцией У. Найссера, А. Хаймен. - М.: Прайм-Еврознак, 2012. - 640 с.

.   Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. - Минск: Университэцкае, 2012. - 190 с.

.   Крылов А., Маничев С. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии - СПб.: Питер, 2011. - 560 с.

.   Кулагина И.В. Возрастная психология. - М..: Просвещение, 2007. - 350 с.

.   Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей. //Дефектология. - № 2. - 2012. - С.33-45.

.   Левченко И.Ю., Кисилёва Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. - М.: Издательство "Книголюб", 2007. - 152 с.

.   Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.   Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 680 с.

.   Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.   Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов.- М., 2009. - 268 с.

.   Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2010. - 489 с.

.   Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

.   Никкинен И.И., Лукина Н.А. Научи меня слышать. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти. - СПб.: паритет, 2013. - 112 с.

.   Норман Д. Забывание //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.   Норман Д.Как мы обучаемся? Как запоминаем? //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.   Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 442 с.

.   Общая психология: Учеб для студентов пед.ин-ов/ А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2006.

.   Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: "Просвещение", "Учебная литература", 2011. - 352 с.

.   Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: ТЦ Сфера при участии "Юрайт-М", 2011. - 448 с.

.   Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2012. - 480 с.

.   Особенности психического развития детей 6 7 летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера - М.: Педагогика, 2012. - 287 с.

.   Павлова О. нейрофизиологические механизмы памяти//Школьный психолог. - №24. - 2011.

.   Петрова Е.А. и др. Возрастная и педагогическая психология.- М., 2013.-509 с.

.   Петрова О. Развиваем память. - М.: Эксмо, 2010. - 124 с.

.   Петровский А.В. Психология развития: словарь. - СПб.: Речь, 2010. - 175 с.

.   Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизический параллелизм. В кн.: Экпериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, М.: Прогресс, 2006, Вып. I, II. С. 185-189.

.   Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 256 с.

.   Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов/ Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: МПСИ, 2011. - 300 с.

.   Решетникова О. Память должна трудится // Школьный психолог. - №24. - 2011

58. Сеченов И. Психологические этюды. Спб., 2011.

59. Электронная педагогическая библиотека. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2010. - С.117.


Приложение 1

 

Уровень развития кратковременной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике "10 слов" А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования


Приложение 2

 

Результаты диагностики долговременной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования


Приложение 3

 

Особенности развития смысловой слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня на констатирующем этапе эксперимента


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.