Трагедия художника в окружающем мире — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Трагедия художника в окружающем мире

2020-04-01 127
Трагедия художника в окружающем мире 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Известный американский критик М. Гейсмар назвал роман Лондона «трагической национальной историей успеха» [цит. по Батурин 1983]. Ван Вик Брукс с горечью отмечал, что творческие умы в США «лишают питательной почвы, им противопоставляют страсть к стяжательству и ореол богатства. Буквально все тенденции общественной жизни Америки вступили в заговор с целью связать по рукам и ногам таланты страны…» [Брукс 1971: 183].

Как действует этот заговор в жизни, Джек Лондон прекрасно показывает на примере Мартина Идена. Его никто не понимает: ни родственники, ни друзья, ни люди, в которых он видит представителей интеллигенции - Руфь, ее родители, их окружение. Так называемое общество не спешит протянуть руку помощи ищущему свой путь художнику. Наоборот, оно пытается сбить его с избранного пути, столкнуть на так хорошо знакомую и понятную этому обществу дорогу чиновного служения или бизнеса и коммерции:

«Why don’t you become a reporter?» she asked when he had finished. «You love writing so, and I am sure you would succeed. You could rise in journalism and make a name for yourself. There are a number of great special correspondents. Their salaries are large, and their field is the world. They are sent everywhere, to the heart of Africa, like Stanley, or to interview the Pope, or to explore unknown Thibet» (London 2011).

Нужно обладать немалым мужеством, твердостью характера и уверенностью в своих силах, чтобы противостоять этому натиску, выдержать его и пройти свой путь до конца. Удается это немногим.

Мартин Иден на своем тернистом пути достигает успеха, успеха вопреки всем и вся. Подлинный трагизм этого успеха заключается в том, что Мартин добивается его в одиночку, без малейшей помощи, в борьбе с тем обществом, в котором он живет и трудится. В этой борьбе он теряет возлюбленную, от него отказываются родственники, он постепенно теряет веру в правоту своего дела и, в конце концов, твердо решает никогда больше не брать в руки перо. Заслуженный успех не приносит ему никакого удовлетворения. Один из американских философопрагматистов, Р.В. Чэмберс, отмечал: «Писатели не в чести у деловых людей, поскольку всем известно, что литература это счастливая находка для всех тех, кто не приспособлен к настоящему труду» [цит. по Батурин 1983]. Мартин Иден понимает, что его успех определяется не подлинным достоинством его произведений, а их способностью приносить доходы. Это финансовое выражение успеха является типично американским продуктом, и именно оно определяет национальную сущность истории Мартина Идена.

Безысходность судьбы Идена в том и заключается, что он на своем собственном опыте убеждается в правильности утверждения о том, что «Америка наименее пригодное на земле место для процветания искусств и писательского вдохновения» [цит. по Батурин 1983]. Писатель в Америке это не столько человек творческого труда, сколько ремесленник, призванный потакать вкусам публики. Даже такие корифеи литературы, как, например, Марк Твен, вынуждены были идти «на компромисс ради того, чтобы пробиться в ряды всеми признанных писателей и отвоевать себе место под солнцем. И если даже личности подобного калибра были не в состоянии отстоять свою независимость, то чего можно ожидать от рядовых служителей искусства?» [Андреев 1996]. Слова известного американского критика Ван Вик Брукса дают ответ на вопрос о причинах гибели Мартина Идена. Буржуазное общество Соединенных Штатов, в котором «плохо развито чувство уважения к художественному творчеству» [Брукс 1971: 45] и которое не способно понять искания подлинного художника, хотя и готово осыпать золотым дождем преуспевающего автора, предоставило Мартину Идену лишь один-единственный выход добровольный уход из жизни.

Life was ill, or, rather, it had become ill-an unbearable thing. When life became an aching weariness, death was ready to soothe away to everlasting sleep (London 2011).

И Мартин Иден забывается в вечном сне, бросившись в пучину океана.

Джек Лондон искренне недоумевал, почему ряд критиков видели в образе Мартина Идена социалиста, борца за идеалы рабочего класса [Юнг 1987: 45]. Ведь в романе прямо сказано, что Мартин верит не в социализм, а в теорию английского философа Спенсера - выживают сильнейшие:

The world belongs to the strong-to the strong who are noble as well and who do not wallow in the swine-trough of trade and exchange (London 2011).

По своему мышлению Мартин был ярым индивидуалистом, в этом заключалась его трагедия, и именно это привело его к гибели. Его короткое знакомство с Бриссенденом подчёркивает его индивидуалистическое мировоззрение. Поэт как бы противостоит образу Идена и оттеняет в нём те черты характера и мышления, которые отсутствуют у самого поэта. Бриссенден не верит в объективность буржуазной публики и печати и поэтому никак не стремиться публиковать свои произведения. Мартин же мечтает об одном - увидеть свои произведения напечатанными. Бриссенден верит в социализм и неизбежность социальной справедливости. Мартин исповедует индивидуализм.

В романе роковой прыжок Мартина описан как совершенно естественный, простой и даже обыденный шаг. А ведь на этот шаг идет молодой, в расцвете своего таланта писатель, добившийся славы и успеха. И та обыденность, с которой уходит из жизни Бриссенден и Иден, это тоже неотъемлемая часть «трагической национальной истории успеха» [Кучерявенко 2001] талантливого художника в США. И дело здесь не только и не столько в физическом уходе из жизни, сколько в смерти духовной, в подчинении своего таланта требованиям обывателей.

Мартин Иден не был социалистом, являясь индивидуалистом, не имея ни малейшего представления о нуждах других, он жил только для себя, боролся лишь ради себя и умер из-за самого себя. Он пробился в буржуазные круги и был потрясён отталкивающей посредственностью буржуазии.

Д. Лондон понимал, что человек творческого труда не должен замыкаться в собственном узком мирке, отгородившись своими притязаниями на исключительность от внешнего мира.

На одном из экземпляров своего романа Джек Лондон написал в апреле 1910 года: «Это - книга, которую не поняло большинство критиков. Написанная как обвинение индивидуализма, она была истолкована, как обвинение социализма… Да будь Мартин Иден социалистом, он бы не погиб» [цит. по Юнг 1987:45].

Широкая популярность писателя среди простых людей Америки беспокоила защитников буржуазного образа жизни. Изображая Мартина Идена в виде социалиста и олицетворяя его с самим Джеком Лондоном, критики подводили читателя к мысли о том, что писатель разочаровался в социалистических идеях и в своем романе изобразил крах человека, исповедующего эти идеи [Зверев 1983: 3].

Джек Лондон не случайно так настойчиво возражал и против подобной трактовки образа Мартина Идена, и против того, что его самого олицетворяли с его героем. Писатель недвусмысленно разоблачал подобные утверждения. «Позвольте указать мне на главную слабость такой параллели», − писал Д. Лондон в этой связи,− «Мартин Иден покончил с собой, а я все еще жив» [цит. по Овчаренко 2007: 12].

Трагедия главного героя заключается в непонимании буржуазным обществом ценности его произведений, индивидуализма, на котором прочно стоит Мартин Иден. Он способен выделяться из общей массы, и в итоге остается за пределами общества, за пределами жизни.

Период создания Мартина Идена был сложным в жизни писателя. Во многом образ главного героя был взят из его собственного, поэтому данное произведение можно назвать исповедью писателя о писателе.

Однако ошибочно считать, что Мартин есть прототип Джека Лондона, сам писатель признает, что не отождествляет себя с героем.

В Мартине есть все те качества, которые присущи героям романов Лондона: доблесть, открытость, искренность, широта души.

История Мартина является трагедией, призванной показать порочность окружающего мира. Человек из низших классов пытается донести свои идеи обществу через искусство и красоту, вечные и прекрасные истины. Много трудясь над этим Мартин становится индивидуалистом, все меньше людей понимает его стремления и, не находя поддержки у близких, он уходит в себя.

В одиночку добившись своих целей, Мартин видит, что впереди новые трудности. То общество, куда он стремился, попасть предстало перед ним в совершенно другом обличье. Он попадает в толпу, слепо следующую тенденциям моды. Чтобы попасть в число известных людей, Мартину нужно писать не то, что он хочет, а что хочет видеть потребитель в его произведениях. Тут творческая натура попадает в рамки собственной личности. Выбор стоит сложный: поддаться и быть как все, или остаться личностью, индивидуальностью. Здесь Лондон показывает человека на грани его чувств, в сложный жизненный период, писатель тонко и подробно показывает всю сложность выбора сильного человека. Многие критики так и не поняли основной идеи романа, о чем не раз говорил писатель.

 


Заключение

 

Основной темой творчества Джека Лондона является человек: его взаимоотношение с природой, с обществом, с самим собой. Лондон глубоко затрагивает тему внутреннего мира человека, показывает его «настоящим», таким, каким Человек должен быть, с большой буквы.

Главный герой романа Джека Лондона Мартин Иден прошел сложный путь становления от обычного моряка до известного и богатого человека. Он добился успеха благодаря своей собственной философии жизни и следует по пути индивидуалиста. Идеология Ницше, теория Ч. Дарвина, политэкономия К. Маркса, материализм Э. Геккеля играют немалую роль в становлении его как личности.

Широкая натура, доброта, честность, отзывчивость, мужественность руководят Мартином Иденом, он способен на нежную глубокую любовь. В романе нет персонажа, с которым можно его сравнить. Своим творчеством он прокладывает дорогу в будущее, верит в новый строй, в новое справедливое государство.

Мартин - индивидуалист, он осуждает американскую демократию и капиталистическую систему, при этом он утверждает, что в основе его позиции лежит биологический закон естественного отбора, победа сильного над слабым, он верит в приход нового человека, который спасет государство от неизбежного распада.

Однако в капиталистическом обществе, в котором оказывается Мартин Иден, не находят признания его произведения, буржуа не видят в них никакой ценности. Никто не поддерживает Мартина: ни друзья, ни семья, ни любимая женщина. В борьбе за успех он одинок, и когда к нему приходит слава и признание, он становится «своим» среди «чужих», и не испытывает ничего, кроме бессмысленности достигнутой цели и существования. Чтобы оставаться в числе интеллигенции, он должен писать не то, что он хочет, а то, что требует буржуазная толпа. Однако живая душа Мартина Идена не готова быть «как все», он теряет смысл в своем творчестве и решает покинуть тот мир, которого он с таким желанием и усилием добивался.

 

 


Список литературы

 

1. Андреев, Л.Н. Предисловие к собранию сочинений Джека Лондона [Текст]: в 2 т. / СПб.: Прометей. - Т.1. - 1996. - 714 с. / c. 143 - 170 c.

2. Батурин, С.С. Биография: Джек Лондон [Электронный ресурс] / С.С. Батурин. - 1983. - Электронная библиотека. - Режим доступа: http: http://bookz.ru (дата обращения: 05. 05.2012).

.   Богословский, Н.В. Джек Лондон [Текст] / Н.В. Богословский. - М.: Просвещение, 2010. - 250 с.

.   Быков, В.М. Джек Лондон [Текст] / В.М. Быков. - М.: Просвещение, 2001. - 356 с.

.   Брукс, В.В. Писатель и американская жизнь [Текст] / В.В. Брукс. - М.: Наука, 1971. - 183 с.

.   Горький, М. О литературе. (Литературно-критические статьи) [Текст]/М. Горький. - Л.: Ленинградский университет, 2003. - 145 с.

.   Драйзер, Т. Великий американский роман [Текст] / Т. Драйзер. - М.: Мир Книг, 2009. - 323 с.

.   Зверев, А.М. Джек Лондон [Текст] /А.М. Зверев - М.: Знание, 1975. - 356 с.

.   Зверев А.М. Джек Лондон Собрание сочинений [Текст]: в 9 т. / А.М. Зверев. - М.: Наука. - Т.8. - 1983. - 432 с. / c. 234 - 256.

.   Ирвинг, С. Моряк в седле. Биография Джека Лондона [Электронный ресурс] / С. Ирвинг - 2003. - Книжный архив. - Режим доступа: http://www.klex.ru/a44 (дата обращения: 06.05.2012).

.   История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века [Текст]: учеб. пособ. под ред. Ю.Л. Ковалев. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. - М.: Наука, 2006. - 456 с.

.   Кейзин, А. Гигантский Убийца: Пьянство и американский писатель [Электронный ресурс] / А. Кейзин. - 2007. - Публичная библиотека Новоуральского городского округа. - Режим доступа: http://www.publiclibrary.ru (дата обращения: 06.06.2012).

.   Кучерявенко, Н.В. В Окленде, на родине Джека Лондона [Текст] / Н.В. Кучерявенко. - М.: Прогресс, 2001. - 230 c.

.   Лондон, Д. Люди Бездны [Электронный ресурс] / Д. Лондон. - 1903. - Дом книги. - Режим доступа: http://www.dom-knigi.ru/authors (дата обращения: 1.05.2012).

.   Овчаренко, С. Жизнь Джека Лондона. Гибель на пике успеха [Электронный ресурс] / С. Овчаренко. - 2007. - Weekbook.ru. - Режим доступа: http://weekbook.ru/index (дата обращения: 4.05.2012).

.   Садагурский, А. Джек Лондон. Время. Идеи. Творчество [Текст] / А. Садагурский. - Кишинев: Ника-Центр, 1978. - 200 с.

.   Уитмен, У. Поэты США [Электронный ресурс] / У. Уитмен - 1963. - Walt Whitman. - Режим доступа: http: www.waltwhitman.org (дата обращения: 5.06.2012).

.   Федунов, П. Джек Лондон [Текст]: в 7 т. / П. Федунов. - М.: Просвещение. - Т.1. - 1954. - 231 с. / c. 23 - 56 c.

.   Юнг, Ф. Джек Лондон как поэт рабочего класса [Текст] / Ф. Юнг. - М.; Л.: Наука. - 1987. - 274 с.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.