Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого бизнеса в РФ — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого бизнеса в РФ

2020-04-01 84
Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого бизнеса в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преимущества и недостатки субъектов малого бизнеса с точки зрения организации их финансов

 

Финансы малых предприятий существенно отличаются от финансов средних и крупных организаций. Для осуществления ими хозяйственной деятельности требуется меньшее количество финансовых ресурсов или первоначального капитала. То есть открытие своего дела, как малого бизнеса (предпринимательства) многим проще, чем создание крупного предприятия.

Для создания первоначального капитала не обязательно привлечение средств или вкладов со стороны (акционеры, вкладчики и т.п.), можно зарегистрироваться под именем индивидуального предпринимателя и являться единственным собственником предприятия, самостоятельно отвечая за все его действия, в том числе и за создание первоначального капитала.

В тоже время, привлечение вкладов и финансирование организаций малого бизнеса затруднено, т. к. учредители (вкладчики) рискуют своими вложенными ресурсами из-за того, что предприятие может оказаться убыточным и не будет приносить прибыль.

Создавая ИП, предприниматель вне меньшей степени рискует оказаться «ни с чем». Это может быть связано с его финансовой безграмотностью, невозможностью вести дело самостоятельно.

Распределение прибыли на малых предприятиях зависит от:

•   Размера вкладов учредителей;

•   Суммы приобретенных акций;

•   Участия в управлении организацией и ее деятельностью.

Каждый вкладчик получает свою долю прибыли, что является справедливым по отношению к ним. Но, как было написано чуть выше, предприятие может оказаться убыточным и не получать прибыли, однако, это явление может быть временным и в следующем отчетном периоде будет всё наоборот.

Лапуста М.Г. считает, что одним из недостатков малого предпринимательства является сложность в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов[14].

Однако, существует множество банковских программ разработанных для малого бизнеса, специальные ставки по кредитам и другие льготные преимущества для малых предприятий. Так же они могут вступить в экономические отношения с другими более крупными организациями, например, на основе договора лизинга.

На уровне государства разработаны программы по поддержке малого бизнеса в РФ. Существуют специальные налоговые режимы такие как: упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход, которые позволяют снизить расходы на предприятии и чувствовать себя более комфортно и свободно на рынке.

Организация финансов на малых предприятия отличается от финансов средних и крупных организаций. Основное отличие состоит в размере уставного капитала, оборотных и основных средств. Для них характерно использование меньшего количества финансовых ресурсов, в том числе и заменых, так как слишком большое привлечение заемных средств уменьшает финансовую устойчивость предприятия. У малых предприятий существует много проблем с получением кредитных средств, в связи с этим создаются фонды, которые сами кредитуют предприятия, либо выступают гарантом. Так же существуют специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, которые позволяют сэкономить немалую часть прибыли уплачиваемую в соответствии с налоговыми ставками при обычной системе налогообложения.

 


Заключение

 

И так, мы рассмотрели понятия субъектов малого бизнеса в нормативно - правовых документах и в экономической литературе. Выяснили, что это деятельность осуществляемая группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Узнали, какие виды субъектов предпринимательства бывают. Это государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества и индивидуальные предприниматели. Все они различны и особенности организации их финансов существенно отличаются.

Нормативно - правовое регулирование таких предприятий включало в себя упрощенные способы ведения бухгалтерской отчетности, порядок ведения кассовых операций на малых предприятиях, регистрация предприятий, открытие счета в банке, лицензирование малого бизнеса.

Во второй главе были рассмотрены особенности организации финансов субъектами малого бизнеса:

условия формирования первоначального капитала;

резервного фонда;

распределение прибыли между учредителями (вкладчиками, акционерами);

привлечение заемных ресурсов.

Так же в ней изложены особенности налогообложения, предоставленные Налоговым кодексом РФ. Такие как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход. В главе рассказывается об общих условиях применения системы налогообложения, о том кто является налогоплательщиками, об объекте налогообложения, налоговой базе, налоговом и отчетном периоде, налоговой ставке и порядке исчисления и уплаты налога.

Преимущества и недостатки субъектов малого бизнеса разобраны с точки зрения организации их финансов. Было выявлено, что преимуществ у малого бизнеса больше, чем недостатков и заниматься предпринимательством выгодно, т. к. оно поддерживается страной и специальными программами.

Малое предпринимательство играет большую роль в экономике, так как у него множество преимуществ. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говориться, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

бизнес малый финансовый заемный


Список источников

 

1. Налоговый кодекс РФ с изм., внесенными Федеральными законами от 02.11.2013 №307-ФЗ

2. Федеральный закон от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

.   Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г.

.   Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.

.   Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», статья 7

.   Федеральный закон от 29.12.95 №222-ФЗ «Об упрощенной системе, налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

.   Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н.

.   Устав Общества с ограниченной ответственностью «Таганка». - 1999.-Благовещенск

.   Басовский Л.Е. Экономический анализ. - М., 2007. - 222 с.

.   Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул Организация предпринимательской деятельности-Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л. Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009-231 с.

.   Гербер Майкл Э. Малый бизнес: от иллюзий к успеху/пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2005. - 240 с.

.   Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие под ред. В.Я. Горфинкеля-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-495 с.

.   Горшков Д.А. О налоговых режимах для субъектов малого предпринимательства. - №6. - 2008.-с. 26-27

.   Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 272 с.

.   Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. - Учебное пособие. - 2-е изд. - М., 2002. - 272 с.

.   Экономика организации: учебник под ред. Н.А. Сафронова-3-е издание переработано и доп.-М.: Магистр, 2009-687 с.

.   Н.И. Сидорова Финансовый потенциал малых и средних предприятий-Финансы и кредит-2012 - №19-с. 11-17

.   Экономика предприятия: Учеб. Пособие-2-е изд.-М.: Инфра-М, 2013-264 с.

.   Чечевицына Л.Н. Экономика организации: учеб. пособие-Ростов-на-Дону: Феникс, 2013-382 с.

Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого бизнеса в РФ

 

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;

) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

) иные, направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона, меры. [5, ст. 7]

Рассмотрим некоторые из них, наиболее важные.

)   Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий.

С 1 января 2014 года индивидуальные предприниматели и малые предприятия не будут устанавливать лимит остатка наличных в кассе и оформлять кассовые документы, если ведут Книгу учета доходов и расходов. Проект нового порядка ведения кассовых операций опубликован на сайте ЦБ РФ. Документ предусматривает два основных изменения. Во-первых, ИП и малые предприятия освободят от обязанности устанавливать лимит остатка наличных денег, т.е. максимально допустимую сумму, которая может храниться в кассе на конец рабочего дня.

Во-вторых, предприниматели на упрощенной системе налогообложения смогут отказаться от кассовой книги, а также приходных и расходных ордеров, если ведут учет доходов и расходов на основании первичных документов в Книге учета доходов и расходов. Кроме того, обновятся формы первичных кассовых документов, в частности кассовой книги, приходного и расходного кассового ордера, книги учета принятых и выданных кассиром наличных и др. Также, согласно поправкам, юр/ лица и ИП смогут вести кассовые операции с применением программно-технических комплексов. При этом с 1 января 2015 года ЦБ намерен ввести для таких комплексов требование иметь функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России. Планируется, что указания ЦБ вступят в силу с 1 января 2014 года. Документ заменит действующее положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.11 №373-П. [23]

Существует упрощенная система бухгалтерской отчетности. Такую отчетность вправе представлять только субъекты малого предпринимательства.

Сокращенный объем бухгалтерской отчетности допускает:

) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

) в отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств включать только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации и финансовых результатов ее деятельности;

) раскрывать в пояснительной записке меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства;

) не представлять информацию по сегментам (ПБУ 12), по прекращаемой деятельности (ПБУ 16);

) отражать последствия изменений учетной политики перспективно (ПБУ 1);

) отражать события после отчетной даты исходя из требования рациональности (ПБУ 7);

) исправлять существенные ошибки предшествующего года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (ПБУ 22).

Упрощенная форма бухгалтерского учета - форма бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, занятых торговлей или иной посреднической деятельностью, а также с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг с небольшим количеством хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц). При этом могут использоваться упрощенный рабочий план счетов, кассовый метод учета доходов и расходов, ведомости учета (имущества, расчетов, реализации и затрат) в качестве регистров бухгалтерского учета. Малое предприятие, совершающее, как правило, не более 30 операций в месяц и не осуществляющее производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет по простой форме бухгалтерского учета путем регистрации операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме №К-1. Регулируется Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина РФ. [7] Все это позволяет экономить малому предпринимательству на бухгалтерии.

)   Регистрация предприятия.

Каждое вновь созданное предприятие малого бизнеса подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса РФ приобретает статус юридического лица. Для государственной регистрации любой субъект предпринимательской деятельности представляет соответствующему органу исполнительной власти следующие документы:

• заявление, составленное по форме, утвержденной Правительством РФ, содержащее просьбу о регистрации предприятия. Заявление подписывает учредитель (или учредители) предприятия;

• учредительный договор (если у предприятия несколько учредителей) или решение о создании предприятия (когда предприятие создается одним учредителем);

• устав предприятия, утвержденный учредителями (для предприятий всех форм собственности, кроме хозяйственных товариществ). При этом в уставе предприятия обязательно должен быть указан вид деятельности;

• документ, подтверждающий оплату не менее 50% размера уставного (складочного) капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия;

• свидетельство об уплате государственной пошлины;

•документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, в случае если размер уставного капитала превышает величину, установленную законодательством РФ. [15]

Если малое предприятие не владеет собственным помещением, то к заявлению на регистрацию прилагается письмо-обязательство арендодателя передать предприятию помещение на условиях аренды с указанием размера предоставляемой площади и его полного почтового адреса. В качестве арендодателя может выступать один из учредителей предприятия. Следует иметь в виду, что требования предоставить помимо перечисленных другие документы являются незаконными. Любые дополнительные документы (например, справки о состоянии здоровья работников общественного питания малого предприятия и т.п.) могут быть представлены после регистрации, что рекомендуется отразить в уставе предприятия.

Учредители предприятия должны обратить внимание на достоверность сведений, содержащихся в предоставленных документах, с тем, чтобы не допустить отказа в регистрации или серьезных проблем в дальнейшем при обнаружении недостоверностей.

Важное место в процедуре регистрации предприятия малого бизнеса занимает постановка его на учет в налоговом органе. В течение 10 дней со дня государственной регистрации предприятие должно встать на учет по месту нахождения, для чего оно подает в налоговый орган заявление установленного образца и копию заверенных учредительных документов. В течение последующих пяти дней налоговый орган обязан поставить предприятие на учет, выдать ему соответствующее свидетельство и присвоить идентификационный налоговый номер, который будет указываться с этого момента во всех документах предприятия. Одновременно предприятие включается в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

)   Открытие счета в банке.

Предприятие может открыть в коммерческих банках расчетный, текущий, специальный, валютный, бюджетный, депозитный и другие счета. Важнейшим банковским счетом для предприятия служит расчетный счет. Он предназначен для осуществления текущих платежей по распоряжению предприятия и зачисления поступлений денежных средств в его адрес. На этот счет могут быть зачислены: выручка от реализации продукции (работ), предоставления услуг, полученные кредиты и другие поступления.

С этого счета осуществляются расчеты с поставщиками, бюджетом по налогам и приравненным к ним платежам, с работниками предприятия - по заработной плате, с банками - по полученным кредитам и процентам по ним и др.

Текущие счета открываются предприятиям малого бизнеса, не являющимся юридическими лицами. Для хранения средств строго целевого назначения используются специальные счета. Расчеты в иностранной валюте совершаются с использованием валютных счетов при наличии лицензии Центрального банка РФ на ведение валютных операций. В соответствии с установленным порядком вначале открывается транзитный счет, на который предварительно зачисляется валютная выручка. С этого счета предприятие обязано продать до 75% валютной выручки по курсу Центрального банка РФ. Ее остаток зачисляется на валютный счет предприятия.

Предприятия, получающие из бюджета средства, имеющие целевое назначение, могут открывать бюджетный счет. Наконец, депозитный счет в банке предприятия малого бизнеса открывают для хранения временно свободных денежных средств, если таковые у них имеются. По депозитным счетам предприятия получают определенный процент.

Открытие счета в банке упрощает денежные расчеты предприятия с поставщиками, государством, налоговыми органами и другими организациями.

)   Лицензирование деятельности малого бизнеса.

Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. (с последующими дополнениями и изменениями). К лицензируемым относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов России. К лицензируемым видам деятельности относятся, например:

• разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники;

• фармацевтическая деятельность, производство лекарственных средств и медицинской техники;

• деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

• перевозки пассажиров и грузов морским, речным, воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом;

• туроператорская и турагентская деятельность;

• аудиторская деятельность;

• медицинская деятельность.

Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности, на определенный срок, как правило, не менее чем на пять лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата - юридического лица или индивидуального предпринимателя. Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответствующий орган следующие документы:

• заявление с просьбой о выдаче лицензии на определенный вид деятельности с указанием срока, в течение которого лицензиат намерен ее осуществлять;

• копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата;

• справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

• документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы, за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя.

Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Руководителю предприятия малого бизнеса следует иметь в виду, что выданная лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией.

Основанием для аннулирования лицензии могут быть:

• обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

• неоднократное или грубое нарушение лицензиатом требований и условий, содержащихся в лицензии;

• незаконность решения о выдаче лицензии.

Кроме того, в случае каких-либо преобразований юридического лица (изменения его наименования, местонахождения и др.) лицензиат обязан немедленно подать заявление с просьбой о переоформлении документа. [4]

Таким образом, под субъектами малого предпринимательства, понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, а так же физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия регулируются законодательством, как любые другие. Ряд нормативных требований для малых предприятий упрощен, законодательные основы ведения малого бизнеса предусматривают некоторые льготы, послабления, которые будут обуславливать некоторые особенности организации финансов субъектов малого предпринимательства.

 


2. Особенности организации финансов субъектами малого бизнеса (предпринимательства)


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.