Характеристика игротерапии как вспомогательного средства преодоления агрессивности подростков в работе социального педагога — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Характеристика игротерапии как вспомогательного средства преодоления агрессивности подростков в работе социального педагога

2020-03-31 156
Характеристика игротерапии как вспомогательного средства преодоления агрессивности подростков в работе социального педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В I главе нами были изучены средства социально-педагогической работы с детьми подросткового возраста, в них мы выделили такое понятие: игра как социально-педагогическая деятельность. Поскольку предметом нашего исследования является: преодоление подростковой агрессивности средствами игротерапии. В этом параграфе мы разберем это средство социально-педагогической работы более подробно и рассмотрим его значение в преодолении агрессивного поведения среди подростков.

В начале целесообразно дать определение такому понятию как игра.

Игра (в широком смысле) - это источник развития ребенка, потребность его растущего организма, его надежда на успех.

В социально-педагогическом аспекте существует такое понятие как игротерапия, которое понимается как необходимый вид деятельности между социальным педагогом и ребенком в процессе которого отражается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной социализации, воспитываются организаторские способности [22, 61].

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия социальным педагогом на детей с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий, что является немаловажным при работе с агрессивными детьми подросткового возраста [22, 61].

Практика социально-педагогической работы с агрессивными детьми показывает, что важным средством формирования у детей и подростков коллективистских черт является игра. Игра, если она педагогически верно направляется, не менее, чем какая-либо другая деятельность, позволяет развивать активность и самостоятельность ребенка, раскрывать его внутренние силы, выявлять интересы, тренировать ум, формировать характер.

Общей целью разнообразных принципов и методов гуманистической психотерапии является «создание отношений с клиентом, которые позволяют ему использовать собственные возможности для более конструктивной и счастливой жизни как индивиду и члену общества». Степень приближения к этой цели существенно различается в отдельных случаях.

Человек учится всю жизнь, начиная с первого вдоха. Игротерапия - это тоже вариант обучения - очень сложный, кумулятивный, интегративный личностный опыт. Восприятие индивидом себя и своих отношений с миром уникально, и наши усилия могут приблизить нас к пониманию этого восприятия, однако лишь сам индивид ощущает свой опыт во всей полноте. Есть ли необходимость определять извне, какое из чувств представляет наибольшее значение для индивида? Ибо едва ли возможно испытывать, например, ненависть изолированно, без сопровождающих ощущений страха, неадекватности, угрозы и т.п.

Высоко оценивая воспитательные функции игры, советский психолог Н.Д. Левитов утверждал, что для воспитания отдельных черт характера ребенка необходимо, чтобы он сначала пережил хотя бы временно соответствующие состояния. Эти временные состояния решительности, сдержанности, инициативности неизбежно возникают в процессе игры, поскольку уровень поведения ребенка в игре всегда выше уровня его реальной повседневной жизни [28, 134].

Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:

. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.

. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двуплановость игры обуславливает и развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у агрессивных детей подросткового возраста достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и социальным педагогом. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей у адекватному, невраждебному общению, увеличивает диапазон доступных подростку действий с предметами.

Отличительные признаки развертывания игры - быстро сменяющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ними, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

Структуру игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.

Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты - роль. [36, 28].

Поддерживает ребенка в игре роль. Роль для него - это надежда, осуществление мечты, вера в себя. Роль - это успех. Роль предписывают и правила поведения в игре, своеобразная игровая мораль.

Правилам игры дети естественно подчиняются беспрекословно. Парадокс игры заключается в том, что стремясь к максимальному удовольствию в игре от выполнения роли, подросток добровольно берет на себя и обязанности, связанные с подчинением правилу, часто отказываясь от действия по непосредственному импульсу в игре.

Л.С. Выгоцкий заметил, что овладеть правилом игры для подростка означает овладеть своим поведением, овладеть собой. [9, 204] Что является главной задачей социального педагога в процессе организации игровой деятельности.

Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержаниемигры выступает то, что воспроизводится ребятами как главный момент деятельности и отношений между социальным педагогом в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения подростка и его социализации [17, 39].

Игровая терапия как средство преодоления агрессивного поведения представляет собой взаимодействие социального педагога с детьми на собственных условиях последних, когда им предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств социальным педагогом. В настоящее время сфера применения игротерапии в преодолении агрессивных реакций значительно расширилась. Имеется опыт проведения долгосрочной и краткосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии по данной проблеме в малой группе подростков в условиях воспитательно-учебных учреждений [22, 68].

Существуют такие виды игротерапий, как:

Директивная (направленная) игротерапия предполагает выполнение социальным педагогом функций интерпретации и трансляции детям символического значения игры, активное участие взрослого в игре с целью актуализации символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлении социально приемлемых стандартов и норм.

В направленной игротерапии взрослый - центральное лицо в игре - берет на себя функции организатора игры, интерпретации ее символического значения. Примером директивной терапии можно считать облегчающую психотерапию Леви (1933). Для такого подхода характерны заранее разработанные планы игры, четкое распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Детям предлагается в готовом виде несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате игры происходит осознание подростком себя и своих конфликтов.

Недирективная (целенаправленная) игротерапия проводит линию на свободную игру как средство самовыражения детей, позволяющее одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи:

. Расширение репертуара самовыражения детей.

. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

. Коррекция отношений в системе «ребенок - взрослый».

В ненаправленной игротерапии на передний план выходят идеи коррекции личности детей путем формирования адекватной системы отношений между подростком и взрослым, подростком и сверстником.

Социальный педагог не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств клиента.

Цель игры в недирективном подходе - помочь подростку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи. Существуют следующие принципы такой игротерапии:

непринужденные дружеские отношения с подростком;

педагог принимает подростка таким, какой он есть;

педагог добивается того, чтобы подросток говорил о своих чувствах как можно более открыто и раскованно;

педагог должен в кратчайшее время понять чувства подростка и попытаться обратить его внимание на себя самого;

подросток - хозяин положения;

нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

педагог вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной жизнью;

педагог - зеркало, в котором подросток видит самого себя.

Выделяют два уровня участия социального педагога в коррекционном процессе: пассивный и активный.

Пассивное участие педагога:

v безусловное принятие клиента социальным педагогом.

v Установление доверия между ними.

v Следование игротерапевтического процесса за подростком.

v Неускорение этого процесса.

Активное участие педагога:

v Формирование отношений.

v Рефлексия собственных ощущений.

v Внесение определенных ограничений и запретов.

Последнее особенно важно, так как эта система ограничений необходима, чтобы обеспечить детям максимальную свободу. Ведь помимо заранее оговоренных запретов он не подвергается никаким ограничениям. Прежде всего детям запрещается наносить вред другим детям и себе.

Основные функции социальных педагогов в ненаправленной игротерапии

1. Организация эмпатического общения, в котором педагог создает атмосферу принятия подростка, эмоциональное сопереживание ему и коммуникация этого отношения подростку.

. Обеспечение переживания подростком чувства собственного достоинства и самоуважения.

. Установление ограничений в игре.

Большинство сторонников недирективной игротерапии склоняются к необходимости введения определенных ограничений и запретов. В игре необходимо различать два плана: символическое и реальное поведение, по отношению к каждому из которых стратегическая линия на ограничение должна быть различной.

Если в отношении символического поведения в игре все запреты должны быть сняты, то реальное поведение детей лимитируется требованиями обеспечения безопасности педагога и партнеров по игре законами этики и социальной приемлемости. Тем самым создаются необходимые условия как для сохранения терапевтической связи (установки одобрения, эмпатии, принятия детьми со стороны терапевта), так и развития возможности самоконтроля и саморегуляции.

В ненаправленной игротерапии, особенно в ее индивидуальных формах, участие взрослого представляет целесообразным. Здесь педагог принимает на себя двойную функцию:

. «Идеального родителя», обеспечивающего подростку полнокровное переживание чувства его принятия, родительского тепла и восполняющего дефицит позитивных детско-родительских отношений.

. «Равноправного партнера по игре», регрессирующего до уровня детей и пытающегося снять их сопротивление терапии, завоевав доверие детей уничтожением традиционной дистанции между детьми и взрослым.

Индивидуальная и групповая игротерапия

Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у подростка социальной потребности в общении. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая.

В случае, когда социальная потребность у подростка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.

Групповая игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции.

Групповая игротерапия призвана: помочь подростку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.

В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей манере. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.

В игре развиваются не только физические качества ребенка (ловкость, гибкость и т.п.), не только умственные (сообразительность и т.п.), не только социальные (овладение ролями - будущими социальными обязанностями). В игре развивается «Я» человека как индивидуально-социальное целое.

Игротерапия, как мы уже говорили, является средством социально-педагогической работы. А средства становятся социально-педагогической деятельностью лишь в том случае, когда они используются для достижения цели. Например, игра может быть отдыхом и развлечением, но если ее организовать так, чтобы она служила определенной цели, например, формированию социальных умений, то игра становится средством социально-педагогической деятельности. Ценность игротерапии заключается в том, что собственные потребности детей становятся те нормы, к которым мы хотим их приучить.

Для подавления агрессивного поведения у подростков существуют такие типы игр как:

) игры на развитие психомоторных функций и регулирование поведения в коллективе;

) игры способствующие произвольному изнеможению мышечного тонуса и релаксации;

) упражнения и игры на восприятие отдельных черт характера с целью осознания негативных черт своего характера и получения модели желаемого поведения;

) вспомогательные средства: рисование и музыка.

Основные задачи социального педагога при психокоррекционной работе:

) снижение эмоционального напряжения;

) формирование у детей моральных представлений;

) развитие способностей понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое;

) коррекция эмоциональной сферы подростка;

) коррекция поведения с помощью ролевых игр;

) обучение ауторелаксации (умение самостоятельно снять напряжение).

Основные задачи педагогической коррекции агрессивности подростков в игротерапии:

) снятие аффекта неадекватности, формирование сознательной адекватной самооценки;

) развитие качества общения, игровых умений и навыков регуляции социальных отношений подростков;

) снятие чрезмерного напряжения, тревожности;

) профилактика нежелательных негативных тенденций в поведении подростка;

) развитие и обогащение навыков адекватного и конструктивного поведения.

Нужно отметить, что игровая коррекция агрессивного поведения у подростков является групповой формой коррекционной работы социального педагога. Она основана на деятельностном подходе и использует игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игротерапия используется при различных формах нарушения поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушения общения у детей.

Для правильного построения игровой деятельности, необходимо обращать внимание на то, что развитие любой групповой деятельности проходит ряд этапов. Групповой процесс игровой психокоррекции агрессивных детей проходит три отчетливо выраженных этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе детям предоставляется возможность спонтанной игры. На этом этапе решаются следующие задачи:

. Выявление особенностей эмоционально-поведенческой сферы, требующих коррекции.

. Создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно дети становятся более активными, скованность и напряженность исчезают.

Тактика педагога на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача педагога - показать подростку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этом этапе происходят главные изменения в психике ребенка, совершается разрешение многих внутренних конфликтов. Почти всегда встречаются проявление агрессии, негативизм - протест, направленный против педагога. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии как к взрослому, так и партнеру по игре.

На третьем этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача педагога - обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого периода является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка. Необходимо добиться того, чтобы подросток окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь.

Тактика педагога подчинена внутренней динамике игрового процесса, ее изменения соответствуют этапам психокоррекционного процесса.

I этап. Педагог наблюдает за подростками, за их игрой, старается создать теплую атмосферу в группе, ненавязчиво предлагает, помогает подростку освоиться в новой обстановке; может предложить им поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений, не оценивает детей. Используются следующие приему: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности ребенка.

II этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция педагога становится более активной. Приемы: интерпретация; отражение; демонстрация более адекватных способов поведения; внушение; создание ситуации выбора, требующих от подростка определенного способа действия; использование специальных игр.

III этап. Это этап опробывания нового опыта. Подросток уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Педагог во всем поддерживает подростка, демонстрирует ему свое уважение [33, 68].

Таким образом, игротерапия, являясь вспомогательным средством преодоления агрессивности детей подросткового возраста социальным педагогом позволяет подростку переживать различные ситуативные роли, релаксацию, неприятные переживания, которые не без успешно позволяют ему преодолевать агрессивные состояния.

Основные условия игротерапии в преодолении агрессивного поведения подростков

Многообразие возможных процедур, происходящих в игровой комнате, имеет в своей основе ряд условий. Социальные педагоги должны:

. Искренне уважать ребенка и быть заинтересованным в нем как в целостной личности;

. Относиться с терпением и пониманием к сложностям внутреннего мира детей;

. Достаточно хорошо знать самих себя, чтобы быть в состоянии сохранять эмоциональную устойчивость и служить интересам подростка;

. Иметь достаточно объективности и интеллектуальной свободы, чтобы выдвигать и экспериментально проверять гипотезы и быть в состоянии гибко приспосабливать свое мышление и реагирование ко все более глубокому познанию подростком самого себя;

. Обладать сензитивностью, эмпатией, чувством юмора и легкостью в общении.

Ребенок значительно в большей степени, по сравнению со старшими, принимает других, понимает и проявляет терпимость. Он не имеет предубеждений, пока не почувствует их по отношению к себе от тех, кто небезопасен и вызывает страх. Встреча социального педагога и подростка в процессе преодоления агрессивного поведения посредством игротерапевтического метода - это «опыт, обучающий того и другого», это «совместные усилия, в результате которых каждый познает что-то такое, что становится объединяющим началом для обоих». Это зона безопасности, и подросток постепенно осознает это благодаря последовательности социального педагога, стабильности ограничений, дружескому пониманию, ласковому, но твердому указанию границ и терпению, которое сдерживает давление со стороны общества, выражающееся в требовании поторапливаться. Подросток имеет время во всей глубине и полноте почувствовать свою способность быть человеком, обладающим собственными правами, благодаря возрастающему пониманию своих чувств и отношений, способности действовать и взаимодействовать честно и решительно.

Введение социальным педагогом игры предполагает оценку трех основных факторов:

. Способность ребенка к интеграции в условиях усиления аффектов, вырывающихся наружу (тревоги, страха, напряженности, обусловленной различными потребностями). Чем более развита эта способность, тем больше возможностей для применения игротерапии. Не следует допускать «половодья чувств», обозначающий массированное и бесконтрольное освобождение (выплескивание) разнообразных переживаний (актов, незавершенных в прошлом), сопровождаемого острыми состояниями регрессии и дезинтеграции.

. Характере игры. Некоторые формы игры, например, разыгрывание ситуации соперничества сиблингов, представляются обычно менее пугающими по сравнению с такими, как, скажем, отыгрывание проблемы половых различий.

. Важно оценить также способность окружающих адекватно справиться с изменениями в поведении пациента, возникающими в результате игротерапии. Членов семьи необходимо предупреждать о возможном возрастании агрессивности и предлагать поддерживать дома обычную систему ограничений. Однако задача педагога - организовать процесс лечения а таком темпе, чтобы нагрузка на родителей не оказалась чрезмерной.

Для того, чтобы помочь реализоваться естественным возможностям развития и восстановления организма, могут использоваться различные терапевтические средства. Если это удается с помощью более консервативных способов терапии, не следует использоваться более радикальные.

Г. Хембидж отмечает, что проблема неадекватного употребления психотерапевтических инструментов еще недостаточно изучена и требует специальных клинических исследований. Решение проблемы отчасти лежит в области ответа на вопрос о том, стоит ли вводить игру, когда для этого необходимо преодолевать сопротивление пациента. Страх социальных педагогов оказать давление заражает пациента атмосферой неуверенности и приводит к ненужному удлинению терапевтического процесса. Сопротивление пациента может проистекать просто из желания противостоять педагогу, из гнева, страха самораскрытия или работы автоматизированных механизмов защитного поведения.

Игротерапия с различным материалом

В игротерапии используются как структурированные, так и неструктурированные игры.

К структурированным играм относятся игры в семью (людей и животных), агрессивные, с марионетками (кукольный театр), строительные, выражающие конструктивные и деструктивные намерения.

Структурированный материал провоцирует выражение агрессии (огнестрельное, холодное оружие), прямое выражение желаний (человеческие фигуры), а также коммуникативных действий (игры в телефон, телеграф, поезда, машины). Предполагается, что возраст детей от 4 до 12 лет является оптимальным для применения этого метода. К неструктурированным играм относятся двигательные игры и упражнения, игры с водой, песком, глиной, группа игр, принадлежащих к фонду арт-терапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами).

К неструктурированному материалу относятся вода, песок, глина, пластилин, с его помощью дети могут косвенно выражать свои желания. Этот материал способствует также развитию сублимации. В частности, занятия с неструктурированным материалом особенно важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не осознаны им. В частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения.

Дальнейшая динамика смены игр в процессе игротерапии подводит детей к структурированным играм, открывающим пути для выражения чувств и переживаний ребенка, в том числе агрессивных, в прямой директивной форме социально-приемлемыми способами.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.