Причины возникновения агрессивности. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Причины возникновения агрессивности. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте

2020-03-31 131
Причины возникновения агрессивности. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Многие психологи и педагоги отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания. Вместе с тем в исследованиях выявляются факторы, влияющие на агрессивность детей. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, модели агрессивного поведения на телеэкране, или со стороны сверстников, уровень фрустрации и др. Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.

Можно полагать, что уже в том возрасте складываются определенные предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. По-видимому, дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по поведению, но и по своим психологическим характеристикам. Однако комплексного исследования психологических особенностей, лежащих в основе детской агрессивности и дающих представление о психологической природе этого явления, нам обнаружить не удалось. Между тем, выявление причин агрессивного поведения детей необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ.

Современный ребенок живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на ребенка, у которого нет выработанной четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у ребенка чувство безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности). Среди детей существует мнение, что взрослые говорят не правду, что сейчас каждый живет для себя, старается извернуться, обмануть другого [20, стр. 204].

Данной убежденности способствует безответственная деятельность некоторых средств массовой информации, а также поток кино- и телефильмов, заполненных сценариями обмана, насилия, научающих ребенка агрессивности.

Также в нашем обществе существуют качественные изменения макросреды, сопровождающиеся деформацией семьи, которая не выполняет своих важных функций, таких как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Где имеет место жестокое обращение с детьми. Часть родителей принуждает детей к послушанию; другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья - переоценивает ребенка и не достаточно его контролирует.

В результате для большинства детей характерна неразвитость нравственных представлений, эмоциональная грубость, потребительская ориентация, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью и подражательностью.

Для многих детей этого возраста характерно умышленное подражание манерам как конкретных людей, так и стереотипов предлагаемых средствами информации [16, стр. 19].

Отрицательный микроклимат в семье обуславливает возникновение грубости, отчужденности, застенчивости, стремления делать все назло, что создает предпосылки для появления агрессивности, демонстративного непослушания. В детском коллективе трудно сосуществовать с такими детьми не только из-за силы и длительности их аффективных вспышек, эмоциональной вязкости, но из-за конфликтности, связанной с постоянным стремлением к самостоятельности, из-за властности и жестокости.

Требования родителей к ребенку противоречивы: взрослые, не умея справляться с собственным гневом и проявлением агрессии (по отношению к детям, коллегам по работе и т.п.), в тоже время требуют от ребенка доброжелательности. Семья принимает ответственность только за положительные результаты развития ребенка, что само по себе является ошибкой.

Многие взрослые (в том числе и педагоги) упрощенно воспринимают процесс включения ребенка в мир социальных отношений, понимают детство как возраст беспечности и беспредельного оптимизма. Такое восприятие приводит к тому, что взрослый лишает ребенка права на так называемые негативные эмоции, или виды поведения (гнев, страх, агрессию, избегание и т.п.). В результате вместо того, чтоб обучать ребенка конструктивным способам выражения и преодоления переживаемого негативного состояния, взрослые налагают запреты и ограничения.

Хочется отметить, что как известно, любое поведение человека мотивировано. Но это не дает оснований для упрощенного понимания всех возможных причин агрессии как единой, универсальной (например, намерение, желание действовать агрессивно). Причина характеризует побуждение, потребности личности, а агрессия это форма поведения личности [3, стр. 94].

Рассматривая особенности проявления агрессивного поведения у детей мы будем говорить о возрасте 10-15 лет.

Для начала необходимо узнать, какие в психолого-педагогической науке выделяют формы агрессивного поведения. Это физическая, косвенная, вербальная агрессии и негативизм.

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - под этим термином понимают как агрессию, которая «окольными» путями направлена на другое лицо (сплетни, злые шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев [41, стр. 28].

Итак, необходимо отметить (важные для дальнейших исследований) положения: учет различий между различными видами агрессий; разведение таких личностных свойств, как агрессивность и враждебность.

Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Цель агрессии может быть косвенной, когда, например, воздвигается барьер, применяемый для притеснения другого. Кроме того, следует учитывать (бессловесные) угрозы (например, кулаком) как символические физические агрессии.

Важно заметить, что физические агрессии почти всегда приводят к объективным повреждениям или причинению боли, вербальные агрессии, которые зачастую выступают как болезненные или оскорбительные, реже влекут за собой однозначные повреждения, которые заметны для постороннего наблюдателя [39, стр. 37].

Анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). По прямому смыслу слова - это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность [24, стр. 53].

Хочется отметить, что физическая, косвенная, вербальная агрессии - это агрессивные реакции подростка, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде, о чем уже говорили в этом параграфе.

Каждый ребенок - это неповторимый мир. Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей и положением ребенка, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки, интенсифицируя квазипотребности, квазиинтересы растущего человека. По мере его взросления изменяется характер и особенности видения себя, восприятие окружающих, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.

Так, показатель, что на первой стадии подросткового периода онтогенеза (в 10-11 лет) ребенка характеризует весьма критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики [46, стр. 34], отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности.

Ситуативно отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (12-13 лет), обусловливаясь оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников.

На третьей стадии (14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, принятыми в референтных группах.

Нами был рассмотрен анализ полученных данных по Л.М. Семенюк.

Выяснилось, что у детей 10-11-летнего возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена косвенная. Причем вербальная и негативизм, по сути, находятся на одной ступени развития. У детей 12-13 лет более выраженным становится негативизм (64%), отмечается рост физической, а также вербальной агрессии, косвенная дает большой сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, но все же менее выражена.

-15-летние подростки, у них на первый план выходит вербальная агрессивность (72%). Агрессивность физическая и косвенная повышаются не существенно, что и негативизм.

На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика всех форм агрессивности от младшего к старшему подростковому возрасту.

 

Таблица 1. Проявление различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет

№ п/п Возрастные группы

Формы агрессивности, %

    Физическая Косвенная Вербальная Негативизм
1 10-11-летн. подростки 49 32 44 45
2 12-13-летн. подростки 56 58 51 64
3 14-15-летн. подростки 61 51 72 65

 

Анализ полученных данных позволяет отметить большое влияние социальной ситуации развития, прежде всего семьи, на характер и уровень агрессивности подростков.

Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Семья и является одним из важных элементов микросреды, в которой формируется личность. Где важным является нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.

Так, установлено, что уровень физической агрессии более выражен у детей из рабочей среды - здесь и социальные группы рабочих промышленных предприятий, шахтеры, строителей, сельских механизаторов (67-70%). Хотя негативизм у этих детей выражен всего на 20-40%.

Вербальные формы агрессивности более выражены у подростков из среды служащих (среднего звена) и малоквалифицированных работников - 75%. А уровень физической агрессивности низкий (30-40%).

По уровню косвенной агрессивности на первом месте дети из семей подсобных (технических) работников (65%) и семей руководящих служащих (67%).

Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников - 90% и из семей интеллигенции - 80%.

 

Таблица 2. Проявление различных форм агрессивного поведения подростков из различных социальных слоев населения

№ п/п Социальные слои

Форма агрессивного поведения, %

    Физическая Косвенная Вербальная Негативизм
1 Из рабочей среды 70 45 50 30
2 Из среды строителей 65 55 60 40
3 Из среды сельских тружеников 67 60 65 20
4 Из среды малоквалифицированных (подсобных) работников (прачки, уборщицы) 30 65 75 50
5 Из среды служащих «среднего звена» 40 45 75 60
6 Из среды руководящих работников 60 67 35 90
7 Из среды торговых работников, коммерсантов 20 30 25 10
8 Из среды интеллигенции (учителя, врачи, инженеры) 25 40 55 80

 

Видимо, на ребенка сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в определенной среде стремление избегать конфликтов, не обострять ситуацию. Также наиболее агрессивными становятся дети, свидетели пьянства, хулиганства, грубости в семейных и внесемейных отношениях.

Делая вывод выше сказанного, мы бы хотели выделить следующие признаки, отражающие специфику проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте. Таковыми признаками являются: детские страхи, тревожность, сплетни, враждебные фантазии, драчливость, задиристость, озлобленность, жестокость и т.п.

Конкретизация данных признаков позволяет нам в дальнейшем определить критерии, которые будут являться показателями наличия или склонности к агрессивному поведению в подростковом возрасте. Эти критерии лягут в основу диагностирования по исследованию данной проблемы.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.