Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-04-01 | 719 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема 1. История становления педагогики народного художественного творчества. Этапы развития народного художественного творчества. Фольклорное творчество. Городское примитивное искусство. Развитие любительского искусства. Этапы становления педагогики народного художественного творчества.
Любительские кружки и студии в России Х1Х – начала ХХ века, формы руководства ими. Деятельность попечительских обществ по развитию народного художественного творчества.
«Народный дом» как общественная организация, способствующая приобщению населения к искусству. Дореволюционные всероссийские съезды о развитии любительства.
Тема 2. Развитие коллективов народного художественного творчества (художественной самодеятельности) в СССР (до начала 1990-х годов
Художественная самодеятельность 30-х годов («Синяя блуза», ТРАМы агитпропбригады). Олимпиады и смотры народного творчества. Художественная самодеятельность в годы Великой Отечественной войны.
Развитие коллективов народного художественного творчества в СССР в послевоенные годы. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Появление новых видов и жанров художественной самодеятельности.
Отличительные черты художественной самодеятельности 70-х годов. Изменения духовных потребностей и структуры досуга населения России как факторы снижение численности коллективов художественной самодеятельности и их участников. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1985 году.
Тема 3. Тенденции развития народного художественного творчества в современной России.
Общая характеристикасовременного этапа развития народного художественного творчества в Российской Федерации (с1990-х годов до настоящего времени).
|
Появление научных исследований по изучению проблем педагогического руководства художественными коллективами. Введение специальности «Народное художественное творчество». Проблемы подготовки кадров среднего и высшего звена в свете перехода на Болонскую систему.
Особенности развития фольклорных коллективов. Этнокультурное и этнохудожественное образование в России.
Тема 4. Становление государственной системы подготовки кадров народного художественного творчества в России.
Подготовка руководителей коллективов художественной самодеятельности в 30-е годы. Культпросветшколы. Подготовка руководителей коллективов художественной самодеятельности в культурно-просветительных училищах. Подготовка специалистов высшей квалификации. Система повышения квалификации и переподготовки кадров.
Тема 5. Методологические и методические подходы к руководству коллективом народного художественного творчества в педагогическом наследии А.С. Макаренко, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, В.А.Сухомлинского и др.
Раздел № 3 Методика педагогического руководстваколлективом народного художественного творчества.
Тема 1. Понятие «коллектив». Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития. Организация самоуправления в коллективе и воспитание актива.
Примерное положение о клубном формировании культурно-досугового учреждения (коллективе). Классификация коллективов народного художественного творчества. Направления деятельности творческого коллектива, задачи. Основополагающие принципы методики педагогического руководства коллективами НХТ.
Тема 2. Функции руководителя коллектива народного художественного творчества: педагогические, художественно-творческие, социально-психологические, организационные. Стиль педагогического руководства коллективом народного художественного творчества. Требования к профессиональным и личностным качествам современного руководителя коллектива народного художественного творчества.
|
Тема 3. Сущность и структура педагогического процесса в коллективе народного художественного творчества. Понятие «педагогический процесс». Педагогический процесс как система. Условияфункционирования педагогической системы в народном художественном творчестве. Специфика педагогического процесса в НХТ. Дидактические принципы педагогического процесса в НХТ. Факторы (объективные и субъективные) педагогического процесса в НХТ. Основные компоненты педагогического процесса. Цели, задачи, содержание, формы и методы педагогического процесса. Классификация методов.
Особенности взаимодействия субъекта и объекта педагогического процесса в НХТ. Сотворчество.
Тема 4. Психолого-педагогическая диагностика в педагогической деятельности руководителя любительского коллектива. Типы.Методы диагностики. Требованияпедагогической диагностики. Методы диагностики духовно-нравственной культуры личности участника коллектива, выявления его индивидуальных проблем воспитания и развития. Методы диагностики художественной культуры и творческих способностей личности. Особенности работы с одаренными детьми.
Тема 5. Художественно-творческая деятельность как основа педагогического процесса.Сущность художественного творчества. Художественно-творческая деятельность как синтез познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной и преобразовательной деятельности.Функции и виды художественно-творческой деятельности.
Особенности художественно-творческой деятельности любителей искусства. Авторская и исполнительская художественно-творческая деятельность. Специфика видов творчества.
Тема 6. Процесс художественного творчества и игровая деятельность. Виды игр. Игровые методики. Творческая деятельность и импровизация. Значение импровизации для развития художественного творчества.
Тема 7. Психолого-педагогические основы руководства процессами изучения, исполнения и создания художественных произведений участниками коллективов народного творчества. Творческий процесс. Особенности творческого процесса в авторском и исполнительском любительстве. Подготовительный этап. Роль воображения. Актуализация психических сил личности. Творческий акт – как разрешение проблемной ситуации. Приемы, используемые в процессе творчества (аналогия, ассоциация и др.). Творчество коллективное и индивидуальное. Организация процесса коллективного творчества. Дифференцированный подход к участникам любительского коллектива в процессе художественно-творческой деятельности.
|
Тема 8. Современные методы арт-терапии. Понятие «арт-терапия». Общее представление о психодраме, музыкотерапии, танцетерапии, цветотерапии, сказкотерапии и т.д. Диагностика в арт-терапии.
Тема 9. Репертуар как важнейший фактор творческого роста коллектива. Основные педагогические принципы подбора репертуара. Критерии подбора репертуара. Учет индивидуальных и возрастных особенностей, а также личностных проблем участников при подборе репертуара. Позитивное влияние репертуара на формирование и развитие творческого потенциала личности, ее духовных способностей.Проблемы поиска репертуара.
Тема 10. Руководство межличностным общением участников коллектива. Типология участников коллективов. Мотивация к творческой деятельности. Лидерство в любительском коллективе.
Психологический климат в любительском коллективе.
Диагностика социально-психологической структуры коллектива, социометрия. Конфликт как форма общения. Поведение в конфликтной ситуации. Проблемы «звезд» и «звездных болезней».
Методы руководства межличностным общением в коллективе народного художественного творчества.
Тема 11. Методика педагогического руководства детским художественным коллективом. Понятие «детский коллектив». Психофизиологические особенности детского возраста. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры участников как важнейшая цель педагогического процесса.
Организация художественно-творческой деятельности в детском коллективе. Игра как метод обучения. Использование арт-терапии в педагогическом процессе в детском коллективе. Организация межличностного общения. Психолого-педагогическая диагностика в детском коллективе.
Тема 12. Организационные основы работы коллектива народного художественного творчества. Основные этапы организации коллектива самодеятельного творчества. Численность, наполняемость и примерные минимальные нормативы деятельности любительского коллектива.
|
Нормативная документация, регламентирующая деятельность коллектива народного художественного творчества. План и программа работы коллектива.
Тема 13. Методика разработки учебных планов, программ творческого развития любительского коллектива. Образовательные программы детского коллектива: содержание, типичные ошибки.Необходимые дидактические средства (Методические пособия, наглядные пособия, нотный материал, тесты, видеозапись, тексты произведений).
Планы семинарских занятий
Семинар 1.
Тема: Педагогический потенциал народного художественного творчества
Основные вопросы:
1. Народное художественное творчество и воспитание личности. Функции НХТ
2. Народное художественное творчество как педагогическая система
3. Методика организации воспитательной работы в детском коллективе А.С. Макаренко
4. П.П. Блонский о роли художественного творчества в процесс воспитания подрастающего поколения
5. Методика воспитания творческой личности В.А. Сухомлинского
6. Значение народного художественного творчества в решении проблем социокультурной адаптации, в развитии толерантного сознания личности
7. Вклад Н.Н.Бахтина, педагога и театрального деятеля, в развитие детско-подросткового любительства
8. Народное художественное творчество как форма социально-культурной реабилитации детей и взрослых
9. Теория коллектива А.Макаренко. Этапы развития творческого коллектива
10. Традиционные народные игры в формировании и развитии личности детей и подростков в творческом коллективе
11. Реализация педагогического потенциала НХТ в современных условиях
Основная литература:
1. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. – М.: МГУКИ, 1992.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ,1997
3. Ефремов А.Л. Формирование личности в условиях любительского коллектива. – СПб., 2004.
4. Иванов И.П.Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. -122 с.
5. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке.- М., 1977.–252 с.
6. Каргин А. С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств: учеб. пособие. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. – 288 с.
7. Каргин А. С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства / М., 1990.
8. Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. Учеб пособие. - М., 1988.
|
9. Макаренко А. С. Воспитание в семье и школе // Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. - М., 1984.
10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.И. Шиянов. – М.: Школа-пресс, 1998.
11. Попов С. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – М.: Профиздат, 1964.
12. Сагитов С. Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов художественной самодеятельности. – М.: Музыка, 1972.
13. Смирнова Е.И. Клубная художественная самодеятельность // Клубоведение: Учебное пособие для ин-тов культуры, искусств и фак. культ.-просвет. работы пед. ин-тов / Под ред. С.Н. Иконниковой и В.И. Чепелева. – М.: Просвещение, 1980. – С. 239-264.
14. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива // Избр. Пед.соч..: В 3 т.- Т.3. – М., 1981.
15. Титов Б.А. Организация и методика работы детского самодеятельного объединения. - Л.: ЛГИК, 1991. - 72 с.
16. Чесноков П.Г. Хор и управление им. – М.: Музгиз, 1961.
17. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах — М.: Педагогика, 1980.
Дополнительная литература:
1. Алексеев Ю.Ю. Коррекционно-развивающие музыкальные занятия в интеграционной школе // Музыка в школе. – 2000. - №1. - С. 33
2. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М., 1997.-С.328-348.
3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методич. пособие / Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.Покровской. – М.: Владос, 2000.
4. Викторов Е.А. Личность. Индивидуальность. Творчество. – СПб.: Искусство, 2005.
5. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М.: Педагогический поиск, 1999.
6. Ерохин В.П. Принцип спонтанности и творчество (арт-терапия в школе с интегративным обучением) // Музыка в школе. - 2000. - №1. - С.28-32
7. Зотова Е.И. Творцам не нужно снисхожденья: Адаптация детей-инвалидов через творчество // Внешкольник. - 2000.- №11.- С.14-15.
8. Карпова Н.Л. Педагогика творчества и проблемы социореабилитации (методика групповой семейной логопсихотерапии) // Мир образования - образование в мире. – 2001.- №3.- С.68-89.
9. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика,1976.-280 с.
10. Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 2: Проблемы формирования субкультур людей с особенностями развития: сб. науч. статей / под ред. Б. Г. Юдина. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. - 76 с.
11. Шпикалова Т. Дети и народная художественная культура // Народное образование. -1999. - №5.- С.43-44.
12. Эльконин Д.Б. Детская психология. – Академия, 2005.
13. Журналы «Праздник», «Народное творчество», «Живая старина», «Традиционная культура»
Семинар 2.
Тема: История становления педагогикинародного художественного творчества на разных этапах развития любительского творчества
Основные вопросы:
1. Фольклорное творчество как этап развития народного художественного творчества. Жанры фольклора
2. Социально-педагогические функции фольклора
3. Городское примитивное искусство
4. Художественно-просветительная деятельность меценатов: С. И. Мамонтова, К. Б. Тенишевой и др.
5. Становление и развитие любительского искусства в России в конце 19 - начале 20 вв.
6. Роль и значение деятельностиМ.Е.Пятницкого в становлении и развитии любительского хорового творчества в России
7. Роль и значение деятельности В.В. Андреева в становлении и развитии любительского музыкального творчества
8. «Народный дом» как общественная организация, способствующая приобщению населения к искусству
9. Дореволюционные всероссийские съезды о развитии любительства
10. Художественная самодеятельность 30-х годов («Синяя блуза», ТРАМы, агитпропбригады)
11. Олимпиады и смотры художественной самодеятельности
12. Художественная самодеятельность в военные и послевоенные годы
Основная литература:
1. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура: учебник. – М.: МГУКИ, 2000.
2. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. – СПб., 1993.
3. Каргин А. С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства. – М., 1990.
4. Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. Учеб. пособие. – М.: 1988.
5. Лаврененко Л.И. Меценатство и образование в России // Школа, 2001. - № 1.
6. Самодеятельное художественное творчество в СССР: очерки истории 1930 – 1950 гг.: в 2 кн. / Гос. ин-т искусствознания. – М., 1995.
7. Саруханов В.А. Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сценарии. – М.: МГУКИ Политиздат, 1989.
8. Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования: Опыт историко-эпистемологического изыскания. – М.: МГУКИ, 2003.
9. Хайченко Г.А. Русский народный театр конца 19 – начала 20 вв. – М.: Наука, 1975.
10. Журналы «Культурно-просветительная работа», «Клуб и художественная самодеятельность», «Народное творчество», «Живая старина», «Традиционная культура», «Праздник»
Дополнительная литература:
1. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971.
2. Примитив и его место в культуре Нового и Новейшего времени. - М., 1983.
3. Проблемы музыкальной самодеятельности. - Л., 1965.
4. Хренов Н.А. «Человек играющий» в русской культуре. - СПб.: Алетейя, 2005. - 604 с.
5. Хрестоматия по психологии художественного творчества / Ред.-сост. А.Л.Гройсман.-М.: Магистр,1998.-199с.
Семинар 3.
Тема: Развитие народного художественного творчества в России в конце 20 в начале 21 вв.
Основные вопросы:
1. Художественная самодеятельность 60-70-х годов. Состояние и проблематика
2. История развития и современное состояние системы подготовки профессиональных кадров в области народного художественного творчества
3. Неформальные молодежные объединения как феномен любительства
4. Возрождение и развитие фольклорного движения в 60-70-е годы 20 века.
5. Появление новых видов и жанров любительства в 60-70-е годы (кино,-фотолюбительство, бардовская песня, КВН и др.)
6. Феномен «неорганизованная самодеятельность» в любительском художественном творчестве конца 20 века
7. Любительские объединения как современная форма народного творчества
8. Состояние, проблемы и тенденции развития народного художественного творчества в современной России
9. Проблемы народного художественного творчества в журналах «Народное творчество», «Живая старина», «Традиционная культура», «Праздник» (по выбору)
Основная литература:
1. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. – М.: МГУКИ, 1992.
2. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура: учебник. – М.: МГУКИ, 2000.
3. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. – СПб., 1993.
4. Ефремов А.Л. Формирование личности в условиях любительского коллектива. – СПб., 2004.
5. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 1977. –252 с.
6. Каргин А. С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств: учеб. пособие. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. – 288 с.
7. Каргин А. С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства. - М, 1990.
8. Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. Учеб пособие. - М., 1988.
9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.И. Шиянов. – М.: Школа-пресс, 1998.
10. Попов С. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – М.: Профиздат, 1964.
11. Сагитов С. Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов художественной самодеятельности. – М.: Музыка, 1972.
12. Смирнова Е.И. Клубная художественная самодеятельность // Клубоведение: Учебное пособие для ин-тов культуры, искусств и фак. культ.-просвет. работы пед. ин-тов / Под ред. С.Н. Иконниковой и В.И. Чепелева. – М.: Просвещение, 1980. – С. 239-264.
13. Современный городской фольклор. / Ред. коллегия: А.Ф. Белоусов, И.С. Веселова, С.Ю. Неклюдов. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2003.
14. Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования: Опыт историко-эпистемологического изыскания. – М.: МГУКИ, 2003.
15. Чесноков П.Г. Хор и управление им. – М.: Музгиз, 1961.
Дополнительная литература:
1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народной песни. - М., 1988.
2. Архандеева Г.А. Детский фестиваль национальных культур как коллективная творческая деятельность // Внешкольник. - 2000. - №9. - С.13-14.
3. Белоусов А.Ф. Городской фольклор. Лекция для студентов-заочников. - Таллин, 1987.
4. Березина В.Г. Воспитание чудом:ТРИЗ-педагогика // Школьные технологии. - 2001. - №4.- С.167-177.
5. Волков И.П. Уроки творчества в начальных классах // Школа и производство. -1998. - №3.- С.24-29.
6. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Уч. пособие для студентов сред.спец. учеб.заведений. – М.:Academia,1999.
7. Геращенко И.Г.Педагогическое творчество и формализм // Школа. - 2000. - №1.-С.2-5.
8. Губанова Е.Н., Максименко Н.В. От чистого истока: Реализация идей народной педагогики в развитии творческой активности будущего учителя // Начальная школа.-1996. - №6.- С.68-69.
9. Закрутаева Н. Сопрягая жизнь и душу.: Развитие творческого потенциала личности на уроках мировой художественной культуры и человековедения // Народное образование. - 1996. - №6. - С.97-100.
10. Макаренко А. С. Воспитание в семье и школе // Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. - М., 1984.
11. Михайлова Н.Г. Самодеятельное художественное творчество в современных условиях и направления его исследования // Народное творчество: Перспективы развития и формы социальной организации: Сб.науч тр.НИИ культуры. – М., 1990.- С.6.
12. Мотков О.И. Развитие творчества у детей // Дополнительное образование. - 2000. -№4.- С.9-14.
13. Опарина Н. Резерв успеха – творчество // Детское творчество. - 2000. - №1.- С.6-7.
14. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред Д.Б.Богоявленской. – М.:Молодая гвардия, 1997.
15. Поляков С., Ясницкая В. Творчество - коллективное, воздействие - индивидуальное // Директор школы. - 1998. - №1.- С.37-46.
16. Поляков С.Д. Технология КТД [Колл.творч.дело как метод воспитания в сред.шк.] // Классный руководитель.- 2000. - №6. - С.63-70.
17. Сухарев Ю.А. Творчество как основная доминанта будущей культуры // Дидакт.-2001. - №1.- С.13-23.
18. Сучилина Л. Творчество как средство социализации ребенка // Внешкольник.- 1999.- №5.- С.30-32.
19. Телегина Э.Д. Воспитание творческой личности в современных социальных условиях // Мир психологии. - 1998.- №3.- С.181-189.
20. Современные фольклорные коллективы в городе. - М., 1986.
21. Современный городской фольклор. Ред. коллегия: А.Ф. Белоусов, И.С. Веселова, С.Ю. Неклюдов. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2003.
22. Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. - Л., 1989.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!