Раздел № 2. Исторические основы педагогики народного художественного творчества — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Раздел № 2. Исторические основы педагогики народного художественного творчества

2020-04-01 719
Раздел № 2. Исторические основы педагогики народного художественного творчества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. История становления педагогики народного художественного творчества. Этапы развития народного художественного творчества. Фольклорное творчество. Городское  примитивное искусство. Развитие любительского искусства. Этапы становления педагогики народного художественного творчества.

Любительские кружки и студии в России Х1Х – начала ХХ века, формы руководства ими. Деятельность попечительских обществ по развитию народного художественного творчества.

«Народный дом» как общественная организация, способствующая приобщению населения к искусству. Дореволюционные всероссийские съезды о развитии любительства.

Тема 2. Развитие коллективов народного художественного творчества (художественной самодеятельности) в СССР (до начала 1990-х годов

Художественная самодеятельность 30-х годов («Синяя блуза», ТРАМы агитпропбригады). Олимпиады и смотры народного творчества. Художественная самодеятельность в годы Великой Отечественной войны.

Развитие коллективов народного художественного творчества в СССР в послевоенные годы. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Появление новых видов и жанров художественной самодеятельности.

Отличительные черты художественной самодеятельности 70-х годов. Изменения духовных потребностей и структуры досуга населения России как факторы снижение численности коллективов художественной самодеятельности и их участников. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1985 году.

Тема 3. Тенденции развития народного художественного творчества в современной России.

Общая характеристикасовременного этапа развития народного художественного творчества в Российской Федерации (с1990-х годов до настоящего времени).

Появление научных исследований по изучению проблем педагогического руководства художественными коллективами. Введение специальности «Народное художественное творчество». Проблемы подготовки кадров среднего и высшего звена в свете перехода на Болонскую систему.

Особенности развития фольклорных коллективов. Этнокультурное и этнохудожественное образование в России.

Тема 4. Становление государственной системы подготовки кадров народного художественного творчества в России.

Подготовка руководителей коллективов художественной самодеятельности в 30-е годы. Культпросветшколы. Подготовка руководителей коллективов художественной самодеятельности в культурно-просветительных училищах. Подготовка специалистов высшей квалификации. Система повышения квалификации и переподготовки кадров.

Тема 5. Методологические и методические подходы к руководству коллективом народного художественного творчества в педагогическом наследии А.С. Макаренко, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, В.А.Сухомлинского и др.

Раздел № 3 Методика педагогического руководстваколлективом народного художественного творчества.

Тема 1. Понятие «коллектив». Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития. Организация самоуправления в коллективе и воспитание актива.

Примерное положение о клубном формировании культурно-досугового учреждения (коллективе). Классификация коллективов народного художественного творчества. Направления деятельности творческого коллектива, задачи. Основополагающие принципы методики педагогического руководства коллективами НХТ.

Тема 2. Функции руководителя коллектива народного художественного творчества: педагогические, художественно-творческие, социально-психологические, организационные. Стиль педагогического руководства коллективом народного художественного творчества. Требования к профессиональным и личностным качествам современного руководителя коллектива народного художественного творчества.

Тема 3. Сущность и структура педагогического процесса в коллективе народного художественного творчества. Понятие «педагогический процесс». Педагогический процесс как система. Условияфункционирования педагогической системы в народном художественном творчестве. Специфика педагогического процесса в НХТ. Дидактические принципы педагогического процесса в НХТ. Факторы (объективные и субъективные) педагогического процесса в НХТ. Основные компоненты педагогического процесса. Цели, задачи, содержание, формы и методы педагогического процесса. Классификация методов. 

Особенности взаимодействия субъекта и объекта педагогического процесса в НХТ. Сотворчество.

Тема 4. Психолого-педагогическая диагностика в педагогической деятельности руководителя любительского коллектива. Типы.Методы диагностики. Требованияпедагогической диагностики. Методы диагностики духовно-нравственной культуры личности участника коллектива, выявления его индивидуальных проблем воспитания и развития. Методы диагностики художественной культуры и творческих способностей личности. Особенности работы с одаренными детьми.

Тема 5.   Художественно-творческая деятельность как основа педагогического процесса.Сущность художественного творчества. Художественно-творческая деятельность как синтез познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной и преобразовательной деятельности.Функции и виды художественно-творческой деятельности.

Особенности художественно-творческой деятельности любителей искусства. Авторская и исполнительская художественно-творческая деятельность. Специфика видов творчества.

Тема 6. Процесс художественного творчества и игровая деятельность. Виды игр. Игровые методики. Творческая деятельность и импровизация. Значение импровизации для развития художественного творчества.

Тема 7. Психолого-педагогические основы руководства процессами изучения, исполнения и создания художественных произведений участниками коллективов народного творчества. Творческий процесс. Особенности творческого процесса в авторском и исполнительском любительстве. Подготовительный этап. Роль воображения. Актуализация психических сил личности. Творческий акт – как разрешение проблемной ситуации. Приемы, используемые в процессе творчества (аналогия, ассоциация и др.). Творчество коллективное и индивидуальное. Организация процесса коллективного творчества. Дифференцированный подход к участникам любительского коллектива в процессе художественно-творческой деятельности.

Тема 8. Современные методы арт-терапии. Понятие «арт-терапия». Общее представление о психодраме, музыкотерапии, танцетерапии, цветотерапии, сказкотерапии и т.д. Диагностика в арт-терапии.

Тема 9. Репертуар как важнейший фактор творческого роста коллектива. Основные педагогические принципы подбора репертуара. Критерии подбора репертуара. Учет индивидуальных и возрастных особенностей, а также личностных проблем участников при подборе репертуара. Позитивное влияние репертуара на формирование и развитие творческого потенциала личности, ее духовных способностей.Проблемы поиска репертуара.

Тема 10. Руководство межличностным общением участников коллектива. Типология участников коллективов. Мотивация к творческой деятельности. Лидерство в любительском коллективе.

Психологический климат в любительском коллективе.

Диагностика социально-психологической структуры коллектива, социометрия. Конфликт как форма общения. Поведение в конфликтной ситуации. Проблемы «звезд» и «звездных болезней».

Методы руководства межличностным общением в коллективе народного художественного творчества.

Тема 11. Методика педагогического руководства детским художественным коллективом. Понятие «детский коллектив».   Психофизиологические особенности детского возраста. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры участников как важнейшая цель педагогического процесса.

Организация художественно-творческой деятельности в детском коллективе. Игра как метод обучения. Использование арт-терапии в педагогическом процессе в детском коллективе. Организация межличностного общения. Психолого-педагогическая диагностика в детском коллективе.

Тема 12. Организационные основы работы коллектива народного художественного творчества. Основные этапы организации коллектива самодеятельного творчества. Численность, наполняемость и примерные минимальные нормативы деятельности любительского коллектива.

Нормативная документация, регламентирующая деятельность коллектива народного художественного творчества. План и программа работы коллектива.

Тема 13. Методика разработки учебных планов, программ творческого развития любительского коллектива. Образовательные программы детского коллектива: содержание, типичные ошибки.Необходимые дидактические средства (Методические пособия, наглядные пособия, нотный материал, тесты, видеозапись, тексты произведений). 

 

Планы семинарских занятий

Семинар 1.

Тема: Педагогический потенциал народного художественного творчества

Основные вопросы:

1. Народное художественное творчество и воспитание личности. Функции НХТ

2. Народное художественное творчество как педагогическая система

3. Методика организации воспитательной работы в детском коллективе А.С. Макаренко

4. П.П. Блонский о роли художественного творчества в процесс воспитания подрастающего поколения

5. Методика воспитания творческой личности В.А. Сухомлинского  

6. Значение народного художественного творчества в решении проблем социокультурной адаптации, в развитии толерантного сознания личности

7. Вклад Н.Н.Бахтина, педагога и театрального деятеля, в развитие детско-подросткового любительства

8. Народное художественное творчество как форма социально-культурной реабилитации детей и взрослых

9. Теория коллектива А.Макаренко. Этапы развития творческого коллектива

10. Традиционные народные игры в формировании и развитии личности детей и подростков в творческом коллективе

11. Реализация педагогического потенциала НХТ в современных условиях

Основная литература:

1. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. – М.: МГУКИ, 1992.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ,1997

3. Ефремов А.Л. Формирование личности в условиях любительского коллектива. – СПб., 2004.

4. Иванов И.П.Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. -122 с.

5. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке.- М., 1977.–252 с.

6. Каргин А. С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств: учеб. пособие. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. – 288 с.

7. Каргин А. С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства / М., 1990.

8. Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. Учеб пособие. - М., 1988.

9. Макаренко А. С. Воспитание в семье и школе // Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. - М., 1984.

10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.И. Шиянов. – М.: Школа-пресс, 1998.

11. Попов С. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – М.: Профиздат, 1964.

12. Сагитов С. Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов художественной самодеятельности. – М.: Музыка, 1972.

13. Смирнова Е.И. Клубная художественная самодеятельность // Клубоведение: Учебное пособие для ин-тов культуры, искусств и фак. культ.-просвет. работы пед. ин-тов / Под ред. С.Н. Иконниковой и В.И. Чепелева. – М.: Просвещение, 1980. – С. 239-264.

14. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива // Избр. Пед.соч..: В 3 т.- Т.3. – М., 1981.

15. Титов Б.А. Организация и методика работы детского самодеятельного объединения. - Л.: ЛГИК, 1991. - 72 с.

16. Чесноков П.Г. Хор и управление им. – М.: Музгиз, 1961.

17. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах — М.: Педагогика, 1980.

Дополнительная литература:

1. Алексеев Ю.Ю. Коррекционно-развивающие музыкальные занятия в интеграционной школе // Музыка в школе. – 2000. - №1. - С. 33

2. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М., 1997.-С.328-348.

3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методич. пособие / Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.Покровской. – М.: Владос, 2000.

4. Викторов Е.А. Личность. Индивидуальность. Творчество. – СПб.: Искусство, 2005.

5. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М.: Педагогический поиск, 1999.

6. Ерохин В.П. Принцип спонтанности и творчество (арт-терапия в школе с интегративным обучением) // Музыка в школе. - 2000. - №1. - С.28-32

7. Зотова Е.И. Творцам не нужно снисхожденья: Адаптация детей-инвалидов через творчество // Внешкольник. - 2000.- №11.- С.14-15.

8. Карпова Н.Л. Педагогика творчества и проблемы социореабилитации (методика групповой семейной логопсихотерапии) // Мир образования - образование в мире. – 2001.- №3.- С.68-89.

9. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика,1976.-280 с.

10. Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 2: Проблемы формирования субкультур людей с особенностями развития: сб. науч. статей / под ред. Б. Г. Юдина. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. - 76 с.

11. Шпикалова Т. Дети и народная художественная культура // Народное образование. -1999. - №5.- С.43-44.

12. Эльконин Д.Б. Детская психология. – Академия, 2005.

13. Журналы «Праздник», «Народное творчество», «Живая старина», «Традиционная культура»

Семинар 2.

Тема: История становления педагогикинародного художественного творчества на разных этапах развития любительского творчества

Основные вопросы:

1. Фольклорное творчество как этап развития народного художественного творчества. Жанры фольклора

2. Социально-педагогические функции фольклора

3. Городское  примитивное искусство 

4. Художественно-просветительная деятельность меценатов: С. И. Мамонтова, К. Б. Тенишевой и др.

5. Становление и развитие любительского искусства в России в конце 19 - начале 20 вв.

6. Роль и значение деятельностиМ.Е.Пятницкого в становлении и развитии любительского хорового творчества в России

7. Роль и значение деятельности В.В. Андреева в становлении и развитии любительского музыкального творчества

8. «Народный дом» как общественная организация, способствующая приобщению населения к искусству

9. Дореволюционные всероссийские съезды о развитии любительства

10. Художественная самодеятельность 30-х годов («Синяя блуза», ТРАМы, агитпропбригады)

11. Олимпиады и смотры художественной самодеятельности

12. Художественная самодеятельность в военные и послевоенные годы

Основная литература:

1. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура: учебник. – М.: МГУКИ, 2000.

2. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. – СПб., 1993.

3. Каргин А. С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства. – М., 1990.

4. Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. Учеб. пособие. – М.: 1988.

5. Лаврененко Л.И. Меценатство и образование в России // Школа, 2001. - № 1.

6. Самодеятельное художественное творчество в СССР: очерки истории 1930 – 1950 гг.: в 2 кн. / Гос. ин-т искусствознания. – М., 1995.

7. Саруханов В.А. Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сценарии. – М.: МГУКИ Политиздат, 1989.

8. Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования: Опыт историко-эпистемологического изыскания. – М.: МГУКИ, 2003.

9. Хайченко Г.А. Русский народный театр конца 19 – начала 20 вв. – М.: Наука, 1975.

10. Журналы «Культурно-просветительная работа», «Клуб и художественная самодеятельность», «Народное творчество», «Живая старина», «Традиционная культура», «Праздник»

Дополнительная литература:

1. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971.

2. Примитив и его место в культуре Нового и Новейшего времени. - М., 1983.

3. Проблемы музыкальной самодеятельности. - Л., 1965.

4. Хренов Н.А. «Человек играющий» в русской культуре. - СПб.: Алетейя, 2005. - 604 с.

5. Хрестоматия по психологии художественного творчества / Ред.-сост. А.Л.Гройсман.-М.: Магистр,1998.-199с.

 

Семинар 3.

Тема: Развитие народного художественного творчества в России в конце 20 в начале 21 вв.

Основные вопросы:

1. Художественная самодеятельность 60-70-х годов. Состояние и проблематика

2. История развития и современное состояние системы подготовки профессиональных кадров в области народного художественного творчества

3. Неформальные молодежные объединения как феномен любительства

4. Возрождение и развитие фольклорного движения в 60-70-е годы 20 века.

5. Появление новых видов и жанров любительства в 60-70-е годы (кино,-фотолюбительство, бардовская песня, КВН и др.)

6. Феномен «неорганизованная самодеятельность» в любительском художественном творчестве конца 20 века

7. Любительские объединения как современная форма народного творчества

8. Состояние, проблемы и тенденции развития народного художественного творчества в современной России

9. Проблемы народного художественного творчества в журналах «Народное творчество», «Живая старина», «Традиционная культура», «Праздник» (по выбору)

Основная литература:

1. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. – М.: МГУКИ, 1992.

2. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура: учебник. – М.: МГУКИ, 2000.

3. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. – СПб., 1993.

4. Ефремов А.Л. Формирование личности в условиях любительского коллектива. – СПб., 2004.

5. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 1977. –252 с.

6. Каргин А. С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств: учеб. пособие. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. – 288 с.

7. Каргин А. С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства. - М, 1990.

8. Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. Учеб пособие. - М., 1988.

9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.И. Шиянов. – М.: Школа-пресс, 1998.

10. Попов С. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – М.: Профиздат, 1964.

11. Сагитов С. Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов художественной самодеятельности. – М.: Музыка, 1972.

12. Смирнова Е.И. Клубная художественная самодеятельность // Клубоведение: Учебное пособие для ин-тов культуры, искусств и фак. культ.-просвет. работы пед. ин-тов / Под ред. С.Н. Иконниковой и В.И. Чепелева. – М.: Просвещение, 1980. – С. 239-264.

13. Современный городской фольклор. / Ред. коллегия: А.Ф. Белоусов, И.С. Веселова, С.Ю. Неклюдов. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2003.

14. Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования: Опыт историко-эпистемологического изыскания. – М.: МГУКИ, 2003.

15. Чесноков П.Г. Хор и управление им. – М.: Музгиз, 1961.

Дополнительная литература:

1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народной песни. - М., 1988.

2. Архандеева Г.А. Детский фестиваль национальных культур как коллективная творческая деятельность // Внешкольник. - 2000. - №9. - С.13-14.

3. Белоусов А.Ф. Городской фольклор. Лекция для студентов-заочников. - Таллин, 1987.

4. Березина В.Г. Воспитание чудом:ТРИЗ-педагогика // Школьные технологии. - 2001. - №4.- С.167-177.

5. Волков И.П. Уроки творчества в начальных классах // Школа и производство. -1998. - №3.- С.24-29.

6. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Уч. пособие для студентов сред.спец. учеб.заведений. – М.:Academia,1999.

7. Геращенко И.Г.Педагогическое творчество и формализм // Школа. - 2000. - №1.-С.2-5.

8. Губанова Е.Н., Максименко Н.В. От чистого истока: Реализация идей народной педагогики в развитии творческой активности будущего учителя // Начальная школа.-1996. - №6.- С.68-69.

9. Закрутаева Н. Сопрягая жизнь и душу.: Развитие творческого потенциала личности на уроках мировой художественной культуры и человековедения // Народное образование. - 1996. - №6. - С.97-100.

10. Макаренко А. С. Воспитание в семье и школе // Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. - М., 1984.

11. Михайлова Н.Г. Самодеятельное художественное творчество в современных условиях и направления его исследования // Народное творчество: Перспективы развития и формы социальной организации: Сб.науч тр.НИИ культуры. – М., 1990.- С.6.

12. Мотков О.И. Развитие творчества у детей // Дополнительное образование. - 2000. -№4.- С.9-14.

13. Опарина Н. Резерв успеха – творчество // Детское творчество. - 2000. - №1.- С.6-7.

14. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред Д.Б.Богоявленской. – М.:Молодая гвардия, 1997.

15. Поляков С., Ясницкая В. Творчество - коллективное, воздействие - индивидуальное // Директор школы. - 1998. - №1.- С.37-46.

16. Поляков С.Д. Технология КТД [Колл.творч.дело как метод воспитания в сред.шк.] // Классный руководитель.- 2000. - №6. - С.63-70.

17. Сухарев Ю.А. Творчество как основная доминанта будущей культуры // Дидакт.-2001. - №1.- С.13-23.

18. Сучилина Л. Творчество как средство социализации ребенка // Внешкольник.- 1999.- №5.- С.30-32.

19. Телегина Э.Д. Воспитание творческой личности в современных социальных условиях // Мир психологии. - 1998.- №3.- С.181-189.

20. Современные фольклорные коллективы в городе. - М., 1986.

21. Современный городской фольклор. Ред. коллегия: А.Ф. Белоусов, И.С. Веселова, С.Ю. Неклюдов. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2003.

22. Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. - Л., 1989.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.