Глава 1. Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 1. Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина

2020-04-01 147
Глава 1. Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина

Глава 2. Международная документация по правам человека

Универсальные документы о правах человека и их характеристики (Всеобщая Декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года)

Региональные документы о правах человека

Глава 3. Международные органы по защите прав и свобод человека

Органы ООН по правам человека

Европейский Суд по правам человека

Заключение

Библиографический список


 

Введение

 

Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания - свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю над выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.

Права человека стали объектом международного регулирования. В Уставе ООН говорится о решимости государств - членов этой универсальной организации «... утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин», и одной из главных целей ООН провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и развитии уважения к правам человека. И основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии».

Этими положениями Устава ООН была заложена основа для развития принципа защиты прав и свобод человека, ставшего в наши дни одним из общепризнанных принципов международного права. В цивилизованном государстве, основанном на подлинно гуманитарных и демократических ценностях, всё более чётко выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении политических, экономических и социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном мировом масштабе. Составляя приоритет демократического государственного и правового порядка, права человека не только определяют содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех событий и действий, происходящих в мире.

Одной из основных форм сотрудничества в области защиты социально-экономических и культурных прав и свобод человека является разработка международных соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении правового статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка. Подавляющее большинство этих соглашений разработано в рамках ООН и МОП.

Объектом работы является защита прав на международном уровне.

Задача - рассмотреть нормы и органы ООН, защищающие права и свободы человека и гражданина, их содержание и порядок защиты.

В данной работе используется такой метод, как сравнительно-правовой анализ. Анализу подлежат международные документы о защите прав и основных свобод человека и гражданина и органы ООН.

Работа состоит из трех глав. В первой главе раскрываются понятие и виды гарантий прав человека и гражданина; во второй главе рассмотрим международную документацию по правам человека; и в третьей главе проанализируем органы ООН по защите прав человека.

 

 


 

Глава 2. Международная документация по правам человека

Универсальные документы о правах человека и их характеристики (Всеобщая Декларация по правам человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года и другие)

 

Следуя из первой главы можно сказать, что социальное государство и его законодательство призваны целенаправленно улучшить и защищать материальное благосостояние человека, служить задачам обеспечения человеку достойной жизни, утверждать в обществе принципы гуманизма и справедливости. Для этой цели были созданы отдельные документы, закрепляющие гражданские, политические, экономические, культурные и иные права человека и гражданина. Некоторые из них нужно рассмотреть поподробнее.

Совет по правам человека

В состав Совета входят 47 государств-членов <http://www.un.org/ru/ga/about/subsidiary/hrc/hrc_groups.shtml> по сравнению с 53 членами Комиссии по правам человека.

Членство в Совете открыто для всех государств - членов ООН, каждое из которых избирается большинством членов Генеральной Ассамблеи путем прямого тайного голосования. Члены Совета избираются на основе принципа справедливого географического распределения. Места в Совете распределяются между региональными группами следующим образом: группа африканских государств - 13 мест; группа азиатских государств - 13 мест; группа восточноевропейских государств - 6 мест; группа государств Латинской Америки и Карибского бассейна - 8 мест и группа западноевропейских и других государств - 7 мест.

Процедура выборов членов Совета по правам человека требует абсолютного большинства голосов членов Генеральной Ассамблеи, в то время как выборы в Комиссию по правам человека осуществляются 53 членами Экономического и Социального Совета на основе большинства голосов присутствующих и участвующих в голосовании.

При выборе членов Совета государства-члены принимают во внимание вклад кандидатов в дело содействия и защиты прав человека и сделанные ими с этой целью объявления о добровольных взносах и принятые обязательства. В своей деятельности члены Совета должны поддерживать самые высокие стандарты поощрения и защиты прав человека. При выборе членов Комиссии по правам человека эти требования не предъявлялись.

Члены Совета подвергаются универсальной периодической проверке в течение срока их полномочий. В течение года после проведения своей первой сессии Совет определит условия функционирования и необходимые временные рамки для универсального механизма проведения периодических обзоров.

Генеральная Ассамблея большинством в две трети голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов может приостановить членство в Совете какого-либо члена Совета, который совершает грубые и систематические нарушения прав человека.

Члены Совета исполняют свои полномочия в течение трех лет и не имеют права на немедленное переизбрание после двух следующих друг за другом сроков полномочий.

Совет по правам человека является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи и, следовательно, подотчетен членам ООН.

Совет находится в Женеве и регулярно собирается на заседания в течение года, проводя не менее трех сессий в год, включая основную сессию. Общая продолжительность этих сессий составляет не менее десяти недель, в то время как Комиссия заседала шесть недель в год. Совет также имеет возможность проводить, при необходимости, специальные сессии по требованию одного из членов Совета при поддержке одной трети членов Совета.

Совет выполняет все мандаты и обязанности Комиссии по правам человека для обеспечения плавного перехода. Совет завершит процесс пересмотра в течение года после проведения его первой сессии. Этот пересмотр поможет совершенствовать и рационализировать систему специальных процедур и механизмов, включая подкомиссию Комиссии по правам человека по поощрению и защите прав человека.

Совет выполняет функции и задачи Комиссии по правам человека в связи с работой Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

Совет служит форумом для обсуждения тематических вопросов, связанных с правами человека. Основным направлением его работы является помощь государствам по выполнению обязательств в области прав человека на основе диалога, создания потенциала и предоставления технической помощи. Совет выносит рекомендации Генеральной Ассамблее в отношении дальнейшего развития международного права в области прав человека.

 

Заключение

 

Международные процедуры важны в качестве гарантий и дополнительных стимулов в деле совершенствования аналогичных внутригосударственных структур.

Необходимо разработать ряд мер, направленных на реализацию конституционного права граждан на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, так как это далеко не автоматический процесс координационным центром в нем мог бы стать Верховный Суд России. Во-первых, целесообразно признать не только Европейскую Конвенцию, но и решения Европейского Суда источником российского права. Пленум Верховного Суда мог бы стать той нормативной базой, которая позволила бы судам всех уровней в своих решениях ссылаться на Страсбургское прецедентное право. Его использование в практике российских судов позволило бы обезопасить государство от лавины решений Европейского Суда, принятых не в пользу российского правительства. Во-вторых, необходимо систематически обучать судей применять прецеденты Европейского Суда, так как порой для них затруднен доступ не только к страсбургскому праву, но и к международным документам, ратифицированным РФ. Распоряжением Президента Российской Федерации от 13 февраля 1996 г: «О первоочередных мероприятиях, Связанных с вступлением Российской Федерации в Совет Европы» было предусмотрено положительное решение о подписании по вступлении в силу федеральных законов о присоединении к международным договорам, касающимся участия в Совете Европы, Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и протоколов к ней. Ратификация этой Конвенции подымет защиту прав и свобод человека на качественно новый уровень в нашей стране.

 


Библиографический список

1. Всеобщая Декларация прав человека // Российская газета от 10 декабря 1998 года

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976 г. - №17(1831). - Ст. 291.

.   Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года (Вступил в силу 23 марта 1976 года) // официальный сайт ООН: URL: (2012. 17 мая.)

.   Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) // официальный сайт ООН: URL: (2012. 17 мая)

.   Конституция РФ. - М.: Издательство «Омега-Л», 2011.

.   Общая теория права. Курс лекций / Под общей редакцией профессора В.К. Бабаева - Нижний Новгород - 1993 г.

.   Т.Б. Длугач. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо. / Т.Б. Длугач. - М.: ИФ РАН, 2006

.   Сайт Европейской Конвенции о защите прав человека: право и практика: URL: (2012. 17 мая.)

.   Официальный сайт ООН: URL: (2012. 17 мая.)

10. Энциклопедический словарь экономики и права./ (2012. 17 мая.)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина

Глава 2. Международная документация по правам человека

Универсальные документы о правах человека и их характеристики (Всеобщая Декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года)

Региональные документы о правах человека

Глава 3. Международные органы по защите прав и свобод человека

Органы ООН по правам человека

Европейский Суд по правам человека

Заключение

Библиографический список


 

Введение

 

Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания - свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю над выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.

Права человека стали объектом международного регулирования. В Уставе ООН говорится о решимости государств - членов этой универсальной организации «... утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин», и одной из главных целей ООН провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и развитии уважения к правам человека. И основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии».

Этими положениями Устава ООН была заложена основа для развития принципа защиты прав и свобод человека, ставшего в наши дни одним из общепризнанных принципов международного права. В цивилизованном государстве, основанном на подлинно гуманитарных и демократических ценностях, всё более чётко выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении политических, экономических и социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном мировом масштабе. Составляя приоритет демократического государственного и правового порядка, права человека не только определяют содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех событий и действий, происходящих в мире.

Одной из основных форм сотрудничества в области защиты социально-экономических и культурных прав и свобод человека является разработка международных соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении правового статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка. Подавляющее большинство этих соглашений разработано в рамках ООН и МОП.

Объектом работы является защита прав на международном уровне.

Задача - рассмотреть нормы и органы ООН, защищающие права и свободы человека и гражданина, их содержание и порядок защиты.

В данной работе используется такой метод, как сравнительно-правовой анализ. Анализу подлежат международные документы о защите прав и основных свобод человека и гражданина и органы ООН.

Работа состоит из трех глав. В первой главе раскрываются понятие и виды гарантий прав человека и гражданина; во второй главе рассмотрим международную документацию по правам человека; и в третьей главе проанализируем органы ООН по защите прав человека.

 

 


 

Глава 1. Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина

 

Гарантии - это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

Понятие гарантий базируется на основных принципах, выработанных человечеством: гуманизме, справедливости, законности, целесообразности, равноправии и др. По своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов человека. Их основной функцией является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере реализации прав личности. Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных и неимущественных интересов граждан.

В юридической литературе много внимания уделяется классификации гарантий прав личности. Это научно оправдано. Гарантии связывают воедино и правовое, и фактическое положения человека в гражданском обществе, служат выражением социальной свободы, ответственности и активности граждан. Справедливо утверждение, что политические, экономические, духовные предпосылки и условия сами по себе не служат основанием для реализации прав и свобод личности. Собственно гарантиями они становятся лишь через юридическую форму и организационные усилия государства и общества.

Отсюда и выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии: общие, юридические, организационные. В свою очередь, названные виды гарантий в качестве подсистемы имеют свое содержание и формы выражения.

Итак, начнем с общих гарантий. Они делятся по социальной направленности на материальные, политические и духовные.

Материальные гарантии - это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Политические гарантии - это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы.

Духовные гарантии - система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость; это общественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие; запреты на монополизацию идеологии; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни; общедоступность и бесплатность основного, общего и среднего профессионального образования; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего, речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.

Среди юридических гарантий прав личности следует различать гарантии реализации и гарантии охраны.

Гарантии реализации - пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.

Гарантии охраны - конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.

Главный принцип, на котором построена система юридических гарантий прав человека и гражданина - всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.

По сфере действия гарантии можно классифицировать на внутригосударственные и международные механизмы гарантий прав человека и гражданина.

Внутригосударственные гарантии - это система социально-экономических, политических, нравственных и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина. Эти гарантии закрепляются, прежде всего, в Основном Законе страны либо в актах, имеющих конституционное значение.

Международные механизмы гарантий прав личности - это коллективные меры мирового сообщества экономического, политического, идеологического, организационного характера, обеспечивающие охрану и защиту прав человека и гражданина. Эти меры включают, например, программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы культурного развития и полной занятости населения, формирование международно-правовых принципов и норм по правам человека.

Так, политико-правовую систему международных гарантий прав человека составляют Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция прав человека и ряд дополнительных протоколов, другие международные документы.

По способу изложения в нормативно-правовых актах институциональные гарантии можно классифицировать на простые, сложные и смешанные.

Простые институциональные гарантии - это система средств и условий, предпосылок, факторов, закрепляемых в правовых нормах и обеспечивающих охрану и защиту личности четко определенного вида. В Основном Законе Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. записано: «Свобода печати и свобода информации посредством радио и кино гарантируется. Цензуры не существует» (ч. 1 ст. 5).

Сложные институциональные гарантии - это система средств, условий, предпосылок, факторов, закрепляемых и законе и обеспечивающих охрану и защиту прав как отдельной личности, так и социальной организации.

Смешанные институциональные гарантии - это система средств, условий, предпосылок, факторов, закрепляемых в законодательстве и обеспечивающих охрану и защиту одновременно и экономических, и политических, и гражданских, и других прав и свобод человека и гражданина, а также и их социальных организаций. При этом названные гарантии могут закрепляться либо в одной статье нормативного акта, либо в его специальных разделах или главах.

Так, в Конституции Итальянской Республики 1947 г. подчеркивается: «Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека - как отдельной личности, так и в социальных образованиях, в которых проявляется эта личность, и требует выполнения неотъемлемых обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности» (ст. 2).

Действующая Конституция России рассматривает права человека и гражданина с позиции правового статуса личности (ст. 64). В этой связи виды гарантий можно классифицировать по основанию правового положения личности на общие, специальные и индивидуальные гарантии.

Общие гарантии - система экономических, политических, духовных и иных отношений, условий, факторов, декларируемых Основным Законом, без которых требования личности к обществу носили бы чисто формальный характер. В части 1 статьи 17 Конституции России написано: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Специальные гарантии - система социально-экономических, политических и юридических факторов и условий, способствующих охране и защите определенных категорий граждан, иных субъектов правовых отношений: депутатов, сотрудников силовых структур, военнослужащих, вузовских работников и т.д.

Индивидуальные гарантии - это меры и условия организационного, процедурного, материального, правового и иного характера, обеспечивающие личности реализацию права в конкретных жизненных обстоятельствах на основе закона. Это условия чрезвычайного положения.

Общие правовые и иные гарантии прав личности тесно соприкасаются с организационными гарантиями.

Организационные гарантии - это деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций в сфере правотворчества, правоприменения, осуществления мер процедурного, режимного, контрольного и иного характера. Цель организационных гарантий - повышение эффективности использования внутригосударственных и международных гарантий прав личности. В содержание организационных гарантий включаются определение, принятие и решение государством задач социальной и правовой политики; государственный и общественный контроль; обработка информации, организационные процедуры применения средств и связи и т.д.

Соответственно по содержанию организационные гарантии можно классифицировать на контрольные, процедурные, организационно-технические.

Контрольные гарантии обеспечения прав граждан - это система организационных предпосылок и условий, основанная на принципах постоянства, последовательности, объективности, демократичности и действенности. Правильное понимание названных принципов повышает эффективность контроля и помогает использовать его и как средство, позволяющее выявлять нарушения прав личности, и в превентивных целях.

Процедурные гарантии обеспечения прав личности - это порядок, способы, условия повышения эффективности социальных норм в общественных отношениях, которым соответствующая процедура служит. Так, в статье 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. устанавливаются юридические и организационные гарантии независимости судей. Например, определения, вынесенные судом во время судебного разбирательства, подлежат оглашению. Исключение из этого правила составляют частные определения, оглашение которых зависит от усмотрения суда (ст. 321 УПК РФ), кроме того, названный Закон устанавливает процедуры приостановления и прекращения полномочий судьи. В частности, прекращение полномочий судьи возможно лишь при строго определенных Законом условиях: смерти судьи, совершении проступка, позорящего честь и достоинство судьи, и др. (ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Организационно-технические гарантии прав человека и гражданина представляют собой комплекс мер, связанных с применением средств техники и связи, в том числе учетных, контрольных и выполняющих некоторые другие организационные функции. Допустим, технические средства позволяют депутатам Государственной Думы сохранить тайну голосования при решении некоторых вопросов государственной жизни. Применение средств телевидения и радио дает возможность информировать население о новом законодательстве, нарушениях должностными лицами прав человека и гражданина и мерах, которые к ним приняты, либо использовать общественное мнение в борьбе с бюрократическими методами работы государственных органов.

Подчеркнем также, что гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. Президент России вправе приостанавливать действия актов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения ими прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). Важную роль в вопросах охраны и защиты прав человека играет Конституционный Суд РФ, который по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125).

право свобода человек орган документ



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.