Мотивация общения и межличностных отношений дошкольников — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Мотивация общения и межличностных отношений дошкольников

2020-04-01 131
Мотивация общения и межличностных отношений дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В психологии мотивом называют побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Это осознанная или неосознаваемая внутренняя причина, лежащая в основе выбора человеком конкретных действий и поступков.

Мотивы различаются по степени осознанности, динамичности, содержанию (с. 60) [8].

В психологической теории А.Н. Леонтьева мотивом выступает предмет потребности - «то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направлена деятельность как на побуждающее ее» (с. 70) [11].

Понятие мотивация обычно употребляется в двух значениях. В первом, более узком значении оно включает совокупность побуждений, направляющих какую-либо конкретную деятельность. От понятия мотива в этом значении понятие мотивация отличается тем, что включает дополнительные реально действующие мотивы (если деятельность полимотивирована), а также цели, ведущие к достижению мотива (мотивов), если они с ними не совпадают. В последнем случае в совокупности побуждений данной деятельности участвуют и волевые процессы, т.е. сфера произвольности.

Второе, широкое значение понятия мотивации объединяет все устойчивые мотивы, определяющие совокупную деятельность, т.е. жизнь в целом. Для широкого значения понятия мотивация часто применяется термин «мотивационная или мотивационно0потребностная сфера». Мотивационная сфера является «ядром личности» (А.Н. Леонтьев), определяющим ее основные свойства, прежде всего направленность и главные ценности (с.72) [11].

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается.

Младший дошкольник в большинстве случаев действует как ребенок. Поступки же старшего дошкольника являются более осознанными. Во многих случаях он может разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, мотивы достижения успеха, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами.

Именно в этот период начинается складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость (с. 79 - 80) [7].

Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Это прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого может быть использовано как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении.

Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей, - игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы проявляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый.

Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Стремление к положительным взаимоотношениям с взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения

По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношение к нему. Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводит к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно стараются дети завоевать симпатию тех сверстников, которые им симпатичны и которые пользуются популярностью в группе.

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Их исходный пункт - возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. И поэтому и ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушали, обращали на него внимание, исполняли его желания.

Стремление к самоутверждению при некоторых условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.

В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы.

Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует тому, что на основе стремления к самоутверждению возникает новая форма мотивов - стремление выиграть, быть первым. Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, остро переживают неудачи.

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы развиваются и изменяются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей Первоначально выполнение общепринятых норм поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые он получает за хорошее поведение, приносят ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное и обязательное.

В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием нравственных норм и правил, пониманием их значения.

Среди нравственных мотивов поведения все больше места начинают занимать общественные мотивы - желание сделать что-то для других людей, принести ему пользу.

У старших дошкольников можно наблюдать вполне сознательное выполнение нравственных норм, связанных с помощью другим людям.

Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. Соподчинение приводит к тому, что разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. Ребенок в старшем дошкольном возрасте может отказаться от игры в пользу более скучного занятия, если оно будет одобрено взрослым (с. 152-158) [13].

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.