Материалы лекции «Информационно-медийная деятельность вожатого» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Материалы лекции «Информационно-медийная деятельность вожатого»

2020-04-01 4669
Материалы лекции «Информационно-медийная деятельность вожатого» 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Материалы лекции «Информационно-медийная деятельность вожатого»

 

Современные процессы в области информационных техноло­гий и распространение новых цифровых медиа привели к воз­растанию важности такой образовательной компетенции как «медийная грамотность».

По мнению российского ученого И.В. Жилавской: «Медиаобразование – это новая парадигма существования СМИ, особая социальная функция, которая может быть реализована только совместными усилиями жур­налистского сообщества, социально ответственного бизне­са, власти, гражданского общества в целом».1

Педагоги должны осознавать, что сегодняшние школьники, подростки, молодежь чаще реальному общению предпочи­тают иную среду обитания – средства массовой информа­ции, социальные сети, Интернет. Так почему же это знание не использовать в позитивном русле и не начать формиро­вать социально-значимые личностные качества школьников, их созидательно-творческие инициативы? Принимая это во внимание, необходимо ответить на вопрос: «Какие адекватные новым целям образования и воспитания, результатам ис­пользовать технологии»?

Выпуски газет и журналов, радио- и те­лепередач, продвижение в социальных сетях медийных про­дуктов школы, детского оздоровительного лагеря необходи­мо рассматривать как интеграцию представлений о системе ценностей, критическом мышлении и творческом потенциале личности. ­

Современные школьники должны уметь найти, обработать, оценить, использовать и создавать информацию, которую они получают из новых медиа. Как сформировать навыки критического восприятия информации, ответственного отно­шения к производству и распространения информации? Эти вопросы актуальны для современного педагогического со­общества.

 

 

Тема 1.

Работа с источниками информации

Правильное использование информации, которую получают из различных источников медиа, зависит от нескольких фак­торов: от умения критически мыслить; от умения отбирать информацию от аналитических способностей потребителя информации.

Что такое информация?

Информация – знания, факты, представленные в доступной для понимания форме. Она может быть передана при помощи различных технологий или при личном общении.

Существуют различные информационные материалы, кон­тент, которые отличаются друг от друга по степени надежно­сти, точности, ценности. И здесь надо ответить для себя на несколько вопросов: «Какой источник в каждом конкретном случае будет наиболее надежным для получения информа­ции»? «Какие источники являются объективными, качествен­ными и лишенные скрытых мотивов»?

Источники информации

Категории источников информации Признаки Виды текстов
Первичные оригинальные источни­ки, не предполагающие интерпретации инфор­мации Отчет, фотографии, днев­ник, хроники, официаль­ные документы, элек­тронные послания
Вторичные данные, полученные из внешних источников, либо собственная ин­формация, полученная ранее по другому пово­ду, с другими целями. Научные книги, журна­лы, критический анализ, интерпретация данных
Третичные Компиляция, первич­ных и вторичных источ­ников Указатели, рефераты, эн­циклопедии, базы данных

Что такое медиаграмотность?

Безусловно, создание своего авторского медиаконтента – лучший способ научиться анализировать контент, который создан другими пользователями.

Для того чтобы процесс по созданию медиаконтента в дет­ских оздоровительных лагерях, в российском движении школьников не имел спонтанного, несистемного характера, необходимо выработать отдельный план работы по данному направлению. Например, издание школьной или лагерной га­зеты, журнала, выпуски радиопередач, создание видеосюже­тов о жизни школы, лагеря, отряда, класса. При этом важно оценить, доступные вам материалы, их разнообразие.

Уровни использования медиаконтента в школах, обществен­ных организациях: СЛАЙД

 

Все это отвечает основным целям и задачам информационно-медийного направления деятельности вожатых: способствовать воспитанию будущих граждан как коммуникативных, творческих, свободно мыслящих личностей, обладающих аналитическим мышлением, умением аргументировано отстаивать свою позицию, владеющих современными медиакомпетенциями и имеющих высокий уровень медиакультуры.

Основными организаторами процесса по информационно- медийному сопровождению деятельности образовательно­го учреждения, детского оздоровительного лагеря являются старшие вожатые и вожатые.

Также участниками могут стать учителя, педагоги дополнительного образования – руково­дители школьных теле-, фото– и радиостудий, редакторы школьных газет и журналов, руководители пресс – и медиа­центров (при наличии), но самый главный здесь – ребенок! ­

 

ТЕМА 2.

Издание газеты, журнала. Подготовка радио и телевизионной передачи. Секреты хороших фотографий. Секреты хороших новостей. Методы сбора и обработки информации.

Школьный пресс-центр или пресс-центр детского оздоро­вительного лагеря – это организованное сообщество детей и подростков, которые под руководством медиапедагога или вожатого, который имеет соответствующие медиакомпетен­ции, на основании партнерства и сотрудничества привлека­ются к обсуждению и участию в решении школьных и внеучеб­ных проблем социального характера, отражению их в инфор­мационной среде с помощью средств коммуникации.

Цель работы пресс-центра заключается в формировании социальной активности обучающихся через творческое отно­шение к делу, деятельное отношение к жизни, осознание гума­нистических идеалов и ценностей, через умение действовать в соответствии с этическими нормами, конструктивно преобра­зовывать действительность. В рамках этой деятельности про­исходит расширение кругозора школьника, процесс познания и самопознания подростками противоречий современной жиз­ни, а также развиваются коммуникативные умения и навыки.

Кроме того, деятельность пресс-центра способствует про­движению школы в информационной среде и обеспечивает имиджевую составляющую работы детского оздоровитель­ного лагеря, российского движения школьников.

Детский (или школьный) пресс-центр – это явление, которое необходимо рассматривать с точки зрения педагогической целесообразности. Она может быть определена следующими принципами:

1. личностно-ориентированный подход. Это позволит каж­дому ребенку научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;

2. деятельностный характер работы с учетом особенностей детей для обеспечения свободы мышления и творчества;

3. ориентация на проектную профессиональную деятель­ность;

4. формирование самостоятельности у учащихся, приобре­тение ими навыков по принятию управленческих решений.

 

Итак, все понимают, что пресс-центр сегодня нужен школе, детским оздоровительным лагерям. Но как правильно его создать? Как не уйти от формата отчета о проделанной рабо­те? Как сделать так, чтобы пресс-центр стал площадкой, где школьники получали возможность самовыражаться? Где бы формировалась у них ответственность за результаты общего дела?

Школьная газета

Школьная газета – это педагогический инструмент по во­влечению ребят в живую, интересную для их возраста обще­ственную работу, которая может направить их энергию и ак­тивную деятельность.

При создании школьной (отрядной) газеты необходимо по­нять, о какие материалы там будут публиковаться. Какой тип СМИ она будет представлять: литературная, общественно- политическая, рекреативная, спортивная. Ответы на эти во­просы зададут форму школьного издания.

Школьный журнал

Журнал – это периодическое издание, содержащее много­образную информацию социального характера. Школьные журналы бывают еженедельные и ежемесячные, а также вы­ходящие раз в два месяца или реже; различные по темати­ке (о технике, про рукоделие, о моде, о животных и т.д.); по характеру подачи информации: развлекательные, образова­тельные.

Чаще всего школьные журналы посвящены жизни школы и рассказывают о достижениях учеников, интересных меро­21

приятиях и событиях, имеющих особую значимость для жизни школы. Здесь можно публиковать аналитические, публици­стические материалы, стихи, рисунки, кроссворды. Разноо­бразие в этом случае красит.

Школьное радио

Одной из эффективных форм творческой деятельности уча­щихся в школе и детском лагере является создание школь­ного радио. Оно повышает эффективность учебно-воспита­22

тельного процесса, развивает личностные качества детей, способствует созданию творческого коллектива. Школьное радио – оперативная форма передачи информации о событи­ях из жизни школы, детского лагеря.

Школьное телевидение

Для большинства молодых журналистов телевидение явля­ется наиболее привлекательным средством массовой ин­формации. Быть в кадре, придумывать сюжет программы, общаться с гостями и экспертами, сообщать самые послед­ние новости, – мечта для многих начинающих журналистов. Начать карьеру профессионального телевизионного журна­листа можно уже в школе, организовав школьное TV.

ШАГ ПЕРВЫЙ. Разработка содержания и формата школь­ного телевидения. Конечно, говорить о круглосуточном веща­нии не имеет смысла, наш вариант – 1-2 выпуска телепередач в неделю. Причем это могут быть новости в понедельник и опрос в пятницу или новости по вторникам, интервью по четвергам. При создании школьного телевидения необходимо познако­миться с его различными признаками, это поможет опреде­литься с содержанием, форматом и периодичностью выпусков.

Телевизионные СМИ различаются:

– по территориальному признаку (федеральное: вещание на всю страну, региональное: вещание в пределах города, рай­она).

– по тематике (информационные = новостные, развлекатель­ные, политические и проч.).

– по целевой аудитории, для кого предназначено содержание СМИ (для молодежи, для женщин, для бизнесменов и проч.).

– по времени выхода в эфир (ежедневные, еженедельные, ежемесячные, и проч., но не реже 1 раза в год).

Для полноценного функционирования телевидения необя­зательно оборудовать телевизионную студию и закупать до­рогостоящее оборудование. Если нет материально-техниче­ской базы, достаточным будет правильно выбрать формат телепередачи и продумать картинку в кадре. Для выпуска новостей необходимо подобрать интересный задний план (не голую стену), позаботиться о внешнем виде ведущих, об­ратить внимание, чтобы в кадре не было «обрезанных» рук. Отдельно стоит позаботиться о звуке, лучше приобрести пет­личный микрофон или записать звук отдельно на диктофон.

ШАГ ВТОРОЙ. Монтаж видео. Отдельную сложность вызы­вает видеомонтаж материалов. В современном мире суще­ствует очень много специальных программ, большое коли­чество которых совсем несложные для быстрого самостоя­тельного освоения: Windows Movie Maker, Kate’s Video Toolkit, Avidemux, VSDC Free Video Editor и др. Для более профессио­нального монтажа стоит использовать такие видеоредакторы как Sony Vegas Pro, Adobe Premiere Pro, Pinnacle Studio, Avid Media Composer и др. Различаются программы между собой внутренним интерфейсом (где что расположено и какие эф­фекты разработаны).

При создании видеопродукта стоит помнить, что он не дол­жен быть продолжительным, для репортажа достаточно 2,5 минут, для выпуска новостей – освещение 5-ти самых важных событий, иначе смотреть станет скучно. Даже видеоурок не стоит делать более 15 минут.

ШАГ ТРЕТИЙ. Оформление видеоконтента. Любой видео­контент должен иметь оформление. Слайд – заставка, на ко­тором написано, кто является «учредителем»: школа, класс, отряд и проч., название передачи, эмблема/логотип, в конце ролика – выходные данные: авторы сюжета, ссылки, хештеги и проч.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. Тематика школьного телевидения. Те­матика может быть очень разнообразной. Здесь важно ус­лышать пожелания участников, как правило, у молодых ак­тивных подростков много интересных идей, им только надо помочь в реализации и смысловой нагрузке. План-сетку стоит разработать сразу на весь год. Контент, так или ина­че, будет привязан к праздникам, постоянным событиям и проч.

ШАГ ПЯТЫЙ. Организация вещания. Еще одним вопросом при организации телевидения является процесс вещания, че­рез какой канал коммуникации будет транслироваться виде­оконтент. Это может быть видеоплеер на официальном сай­те, группа в социальной сети, канал на видеохостинге. Выбор канала коммуникации зависит от целевой аудитории. Многие творческие коллективы дублируют видео, оригинал файла выкладывают на видеохостинг You Tube, ссылку публикуют на официальном сайте и в соцсетях.26

ВОЖАТОМУ НА ЗАМЕТКУ

Слово Télévision является составным из древнегреческого τῆλε, что означает «далеко» и латинского visio, в переводе звучащего, как «видение». Впервые термин использован на французском языке в 1900 году русским учёным Константином Перским.

Изобретением телевизора занимался не один человек и не один десяток лет. Принципиальная возможность видения на расстоянии за пределами зрительного восприятия человека появилась в дале­кие 1870-е годы.

В 1923 году наш соотечественник Владимир Зворыкин создал пере­дающую телевизионную трубку, благодаря которой началось мас­совое производство телевизионных приёмников. Это изобретение было запатентовано другим советским учёным Семеном Катаевым в 1931 году, однако именно Владимир Зворыкин в 1933 году смог создать работающую модель, опередив остальных ученых.

Школьный сайт

Школьный сайт – площадка для представления посетителям актуальной информации о школе, анонсы для учеников и их родителей о планируемых мероприятиях, результатах олим­пиад, экзаменов, другие срочные сообщения, предоставлять возможность заинтересованным посетителям задать вопросы учителям и администрации, а также получить на них ответ, пре­доставлять возможность оставлять свои отзывы и пожелания в гостевой книге. А самое главное, быть официальным предста­вительством школы и отражать реальное положение дел.

Школьный холдинг

Медиахолдинг – это группа разных СМИ, объединившихся в одну большую компанию. При этом важно, что все они сохраняют свое лицо, узнаваемость. Основной целью медиа­холдинга является информирование детей о событиях, про­исходящих в школе лагере, о проблемах и путях их решения, о ярких событиях и достижениях и т.д. Возможная модель школьного медиахолдинга:

Совет медиахолдинга Пресс-центр Корреспондентские пункты в классах, отрядах PR-агентство Служба распространения

Виды СМИ в составе школьного медиахолдинга:

1. Школьный сайт

2. Школьная газета

3. Школьный журнал

4. Школьное телевидение

5. Школьное радио и др.

ТЕМА 3.

Новость

Репортаж – подробный рассказ очевидца, позволяющий увидеть происходящее. Специфической особенностью дан­ного жанра является «эффект присутствия». Ученый делят репортаж на две большие группы: тематические (поход в театр Аллы Духовой) и событийные (например, репортаж с танцевального вечера школы или детского оздоровительно­го лагеря).

 

ИНТЕРВЬЮ

Интервью – диалог журналиста с собеседником. Данный жанр требует колоссальной подготовки от журналиста. Надо изначально понимать, что необходимо узнать, а также изучить сферу деятельности собеседника.

Очерк – это обстоятельное повествование, где недопустимо отсутствие мысли, образа, логики изложения материала. Дан­ный жанр эмоциональный, он содержит в себе яркое пред­ставление или впечатление о пережитом и свершившемся

 

ТЕМА 4. Правила освещения работы с детьми на сайте и в социальных сетях образовательной организации и детского лагеря. Информационная безопасность. Безопасность в социальных сетях. Деятельность вожатого по обеспечению Интернет-безопасности

 

Интернет открыл общественности новые возможности для коммуникаций в сети, где стало гораздо проще общаться, ра­ботать. Сегодня для реализации деятельности российского движения школьников, вожатства, волонтерства, благотво­рительности использование форм сетевого взаимодействия стало обязательным условием.

При сетевом взаимодействии происходит эффективное со­трудничество, обмен различными материалами и инноваци­онными разработками, идет процесс работы над совмест­ными проектами, программами. Однако надо понимать, что далеко не все образовательные организации готовы к по­строению сетевой системы внутренних и внешних коммуни­каций. Существует проблема в реализации сетевого взаимо­действия вследствие низкого уровня владения педагогами информационными и коммуникационными технологиями, не­умением использовать интернет для решения образовательных, культурных, социальных задач, а также проблема физи­ческого наличия интернета в информационной среде школы. При этом дети и молодежь используют интернет технологии куда как лучше взрослых, что делает их с одной стороны мо­бильными, а с другой – уязвимыми. Существующие угрозы необходимо осознавать и внедрять технологии по уходу от опасностей. Социальные медиа дают возможность непосред­ственному общению пользователей, которые загружают ме­дийный контент в открытый доступ. Это расширяет возмож­ности пользователей для трансляции на широкую аудиторию собственного контента – видео, блогов и текстов.

Круг возможных рисков в сети интернет: 1) заражение вредо­носным программным обеспечением; 2) доступ к материалам с нежелательным материалом; 3) азартные и жестокие игры; 4) интернет-зависимость.

Это риски, с которыми столкнутся организаторы обществен­ного движения, детского оздоровительного отдыха при по­строении системы сетевого взаимодействия. В общем случае под риском или угрозой понимают возмож­ность наступления некоего события, влекущего за собой не­гативные последствия.

Существует большое количество видов и методов манипули­рования, которые широко описывает И.М. Ажмухамедов14, мы рассмотрим некоторые из них и приведем примеры, адапти­рованные для школьников:

Психологическая атака – метод активного воздействия на психику человека, целью которого является отключение ло­гического мышления. Человека побуждают к нужной реакции посредством произведения (отрицательного или положи­тельного) или через введение в состояние растерянности. Например, школьник получает по электронной почте письмо, адрес которой можно легко узнать из открытых источников (социальные сети, блоги, форумы и проч.). В тексте злоу­мышленник с помощью психологического воздействия при­нуждает его к выполнению определенных действий (перейти прикрепленный файл и т.п.). посылке, скачать или запустить программу, просто открыть

Пример легенды такой атаки:

Текст письма, где отправитель просит «жертву» помочь соста­вить генеалогическое древо. Интересно, что их фамилии со­впадают, и всего-то нужно посмотреть прикрепленный файл с общей родословной. На самом же деле к письму прикреплена ссылка для скачивания, активирующая вирус.

Атаки технического характера не столь страшны для физиче­ского здоровья, в отличие от атак психологических.

 

Например, психологическое программирование является методом однообразного или настойчивого воздействия на психику человека. Цель такого воздействия – выработать алгоритм поведения и определенные образы мышления у «жертвы».

 

Примером психологического программирования может быть регулярная рассылка сообщений одной и той же тематики (на­пример, с предложением участия в каких-нибудь квестах бес­платно). Допустим, что школьник, получив предложение инте­ресного и бесплатного времяпрепровождения в первый раз, его проигнорировал. Однако, получив несколько похожих со­общений с предложением бесплатной апробации нового кве­ста, промо-акции квеста в честь каникул или акции «приведи друзей и пройди сам квест бесплатно», он, возможно, заду­мается и все же выполнит указанные действия в инструкции.

За приведенными выше методами скрываются угрозы нового типа, к которым зачастую не готовы ни семья, ни школа, ни, Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности

конечно, сами дети. Это и суицидальные «игры», группы в со­циальных сетях, различные форумы, это сайты, распростра­няющие информацию о наркотиках, порнографии, разжига­ющие национальную рознь. Это экстремисты и террористы, которые занимаются вербовкой молодежи через социальные сети и мессенджеры, используя все те же манипулятивные технологии: вызвать доверие, чем-то заинтересовать, под­держать непонятого родителями, сверстниками, учителями подроста, чем-то помочь, что-то купить, просто встретиться погулять. Цель виртуального «знакомого-друга» проникнуть в мысли собеседника, стать частью его существования и по­степенно менять картину реальности, примеров тому множе­ство. «Жертва» может долго не понимать, в какой «сети» она оказалась.

Для обеспечения информационной безопасности детей пе­ред нами стоит общая задача правильно и оперативно оце­нить степень угрозы информации, которую они получают или передают.

Формирование основных навыков общения, отбора и обме­на информацией возможно в различных формах: «в процессе учебной деятельности; во внеурочных формах работы; в фор­ме личного общения «взрослый – ребенок»; через консульти­рование и информирование».

Алгоритм обеспечение медиабезопасности детей и мо­лодежи в сети интернет.

ШАГ ПЕРВЫЙ. Формирование осмысленного отношения к получаемой информации.

ШАГ ВТОРОЙ. Изучение нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющих вред их здоровью и развитию.13

ШАГ ТРЕТИЙ. Обучение выявлению недостоверных или мани­пулятивных признаков информации на типичных примерах.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. Обучение основным технологиям противо­действия недобросовестной информации.

ШАГ ПЯТЫЙ. Обучение эффективному поиску дополнитель­ной информации в сети интернет.

ШАГ ШЕСТОЙ. Воспитание сетевой этикета.

Материалы лекции «Информационно-медийная деятельность вожатого»

 

Современные процессы в области информационных техноло­гий и распространение новых цифровых медиа привели к воз­растанию важности такой образовательной компетенции как «медийная грамотность».

По мнению российского ученого И.В. Жилавской: «Медиаобразование – это новая парадигма существования СМИ, особая социальная функция, которая может быть реализована только совместными усилиями жур­налистского сообщества, социально ответственного бизне­са, власти, гражданского общества в целом».1

Педагоги должны осознавать, что сегодняшние школьники, подростки, молодежь чаще реальному общению предпочи­тают иную среду обитания – средства массовой информа­ции, социальные сети, Интернет. Так почему же это знание не использовать в позитивном русле и не начать формиро­вать социально-значимые личностные качества школьников, их созидательно-творческие инициативы? Принимая это во внимание, необходимо ответить на вопрос: «Какие адекватные новым целям образования и воспитания, результатам ис­пользовать технологии»?

Выпуски газет и журналов, радио- и те­лепередач, продвижение в социальных сетях медийных про­дуктов школы, детского оздоровительного лагеря необходи­мо рассматривать как интеграцию представлений о системе ценностей, критическом мышлении и творческом потенциале личности. ­

Современные школьники должны уметь найти, обработать, оценить, использовать и создавать информацию, которую они получают из новых медиа. Как сформировать навыки критического восприятия информации, ответственного отно­шения к производству и распространения информации? Эти вопросы актуальны для современного педагогического со­общества.

 

 

Тема 1.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.