Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-04-01 | 4669 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Материалы лекции «Информационно-медийная деятельность вожатого»
Современные процессы в области информационных технологий и распространение новых цифровых медиа привели к возрастанию важности такой образовательной компетенции как «медийная грамотность».
По мнению российского ученого И.В. Жилавской: «Медиаобразование – это новая парадигма существования СМИ, особая социальная функция, которая может быть реализована только совместными усилиями журналистского сообщества, социально ответственного бизнеса, власти, гражданского общества в целом».1
Педагоги должны осознавать, что сегодняшние школьники, подростки, молодежь чаще реальному общению предпочитают иную среду обитания – средства массовой информации, социальные сети, Интернет. Так почему же это знание не использовать в позитивном русле и не начать формировать социально-значимые личностные качества школьников, их созидательно-творческие инициативы? Принимая это во внимание, необходимо ответить на вопрос: «Какие адекватные новым целям образования и воспитания, результатам использовать технологии»?
Выпуски газет и журналов, радио- и телепередач, продвижение в социальных сетях медийных продуктов школы, детского оздоровительного лагеря необходимо рассматривать как интеграцию представлений о системе ценностей, критическом мышлении и творческом потенциале личности.
Современные школьники должны уметь найти, обработать, оценить, использовать и создавать информацию, которую они получают из новых медиа. Как сформировать навыки критического восприятия информации, ответственного отношения к производству и распространения информации? Эти вопросы актуальны для современного педагогического сообщества.
|
Тема 1.
Работа с источниками информации
Правильное использование информации, которую получают из различных источников медиа, зависит от нескольких факторов: от умения критически мыслить; от умения отбирать информацию от аналитических способностей потребителя информации.
Что такое информация?
Информация – знания, факты, представленные в доступной для понимания форме. Она может быть передана при помощи различных технологий или при личном общении.
Существуют различные информационные материалы, контент, которые отличаются друг от друга по степени надежности, точности, ценности. И здесь надо ответить для себя на несколько вопросов: «Какой источник в каждом конкретном случае будет наиболее надежным для получения информации»? «Какие источники являются объективными, качественными и лишенные скрытых мотивов»?
Источники информации
Категории источников информации | Признаки | Виды текстов |
Первичные | оригинальные источники, не предполагающие интерпретации информации | Отчет, фотографии, дневник, хроники, официальные документы, электронные послания |
Вторичные | данные, полученные из внешних источников, либо собственная информация, полученная ранее по другому поводу, с другими целями. | Научные книги, журналы, критический анализ, интерпретация данных |
Третичные | Компиляция, первичных и вторичных источников | Указатели, рефераты, энциклопедии, базы данных |
Что такое медиаграмотность?
Безусловно, создание своего авторского медиаконтента – лучший способ научиться анализировать контент, который создан другими пользователями.
Для того чтобы процесс по созданию медиаконтента в детских оздоровительных лагерях, в российском движении школьников не имел спонтанного, несистемного характера, необходимо выработать отдельный план работы по данному направлению. Например, издание школьной или лагерной газеты, журнала, выпуски радиопередач, создание видеосюжетов о жизни школы, лагеря, отряда, класса. При этом важно оценить, доступные вам материалы, их разнообразие.
|
Уровни использования медиаконтента в школах, общественных организациях: СЛАЙД
Все это отвечает основным целям и задачам информационно-медийного направления деятельности вожатых: способствовать воспитанию будущих граждан как коммуникативных, творческих, свободно мыслящих личностей, обладающих аналитическим мышлением, умением аргументировано отстаивать свою позицию, владеющих современными медиакомпетенциями и имеющих высокий уровень медиакультуры.
Основными организаторами процесса по информационно- медийному сопровождению деятельности образовательного учреждения, детского оздоровительного лагеря являются старшие вожатые и вожатые.
Также участниками могут стать учителя, педагоги дополнительного образования – руководители школьных теле-, фото– и радиостудий, редакторы школьных газет и журналов, руководители пресс – и медиацентров (при наличии), но самый главный здесь – ребенок!
ТЕМА 2.
Издание газеты, журнала. Подготовка радио и телевизионной передачи. Секреты хороших фотографий. Секреты хороших новостей. Методы сбора и обработки информации.
Школьный пресс-центр или пресс-центр детского оздоровительного лагеря – это организованное сообщество детей и подростков, которые под руководством медиапедагога или вожатого, который имеет соответствующие медиакомпетенции, на основании партнерства и сотрудничества привлекаются к обсуждению и участию в решении школьных и внеучебных проблем социального характера, отражению их в информационной среде с помощью средств коммуникации.
Цель работы пресс-центра заключается в формировании социальной активности обучающихся через творческое отношение к делу, деятельное отношение к жизни, осознание гуманистических идеалов и ценностей, через умение действовать в соответствии с этическими нормами, конструктивно преобразовывать действительность. В рамках этой деятельности происходит расширение кругозора школьника, процесс познания и самопознания подростками противоречий современной жизни, а также развиваются коммуникативные умения и навыки.
|
Кроме того, деятельность пресс-центра способствует продвижению школы в информационной среде и обеспечивает имиджевую составляющую работы детского оздоровительного лагеря, российского движения школьников.
Детский (или школьный) пресс-центр – это явление, которое необходимо рассматривать с точки зрения педагогической целесообразности. Она может быть определена следующими принципами:
1. личностно-ориентированный подход. Это позволит каждому ребенку научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;
2. деятельностный характер работы с учетом особенностей детей для обеспечения свободы мышления и творчества;
3. ориентация на проектную профессиональную деятельность;
4. формирование самостоятельности у учащихся, приобретение ими навыков по принятию управленческих решений.
Итак, все понимают, что пресс-центр сегодня нужен школе, детским оздоровительным лагерям. Но как правильно его создать? Как не уйти от формата отчета о проделанной работе? Как сделать так, чтобы пресс-центр стал площадкой, где школьники получали возможность самовыражаться? Где бы формировалась у них ответственность за результаты общего дела?
Школьная газета
Школьная газета – это педагогический инструмент по вовлечению ребят в живую, интересную для их возраста общественную работу, которая может направить их энергию и активную деятельность.
При создании школьной (отрядной) газеты необходимо понять, о какие материалы там будут публиковаться. Какой тип СМИ она будет представлять: литературная, общественно- политическая, рекреативная, спортивная. Ответы на эти вопросы зададут форму школьного издания.
Школьный журнал
Журнал – это периодическое издание, содержащее многообразную информацию социального характера. Школьные журналы бывают еженедельные и ежемесячные, а также выходящие раз в два месяца или реже; различные по тематике (о технике, про рукоделие, о моде, о животных и т.д.); по характеру подачи информации: развлекательные, образовательные.
Чаще всего школьные журналы посвящены жизни школы и рассказывают о достижениях учеников, интересных меро21
|
приятиях и событиях, имеющих особую значимость для жизни школы. Здесь можно публиковать аналитические, публицистические материалы, стихи, рисунки, кроссворды. Разнообразие в этом случае красит.
Школьное радио
Одной из эффективных форм творческой деятельности учащихся в школе и детском лагере является создание школьного радио. Оно повышает эффективность учебно-воспита22
тельного процесса, развивает личностные качества детей, способствует созданию творческого коллектива. Школьное радио – оперативная форма передачи информации о событиях из жизни школы, детского лагеря.
Школьное телевидение
Для большинства молодых журналистов телевидение является наиболее привлекательным средством массовой информации. Быть в кадре, придумывать сюжет программы, общаться с гостями и экспертами, сообщать самые последние новости, – мечта для многих начинающих журналистов. Начать карьеру профессионального телевизионного журналиста можно уже в школе, организовав школьное TV.
ШАГ ПЕРВЫЙ. Разработка содержания и формата школьного телевидения. Конечно, говорить о круглосуточном вещании не имеет смысла, наш вариант – 1-2 выпуска телепередач в неделю. Причем это могут быть новости в понедельник и опрос в пятницу или новости по вторникам, интервью по четвергам. При создании школьного телевидения необходимо познакомиться с его различными признаками, это поможет определиться с содержанием, форматом и периодичностью выпусков.
Телевизионные СМИ различаются:
– по территориальному признаку (федеральное: вещание на всю страну, региональное: вещание в пределах города, района).
– по тематике (информационные = новостные, развлекательные, политические и проч.).
– по целевой аудитории, для кого предназначено содержание СМИ (для молодежи, для женщин, для бизнесменов и проч.).
– по времени выхода в эфир (ежедневные, еженедельные, ежемесячные, и проч., но не реже 1 раза в год).
Для полноценного функционирования телевидения необязательно оборудовать телевизионную студию и закупать дорогостоящее оборудование. Если нет материально-технической базы, достаточным будет правильно выбрать формат телепередачи и продумать картинку в кадре. Для выпуска новостей необходимо подобрать интересный задний план (не голую стену), позаботиться о внешнем виде ведущих, обратить внимание, чтобы в кадре не было «обрезанных» рук. Отдельно стоит позаботиться о звуке, лучше приобрести петличный микрофон или записать звук отдельно на диктофон.
ШАГ ВТОРОЙ. Монтаж видео. Отдельную сложность вызывает видеомонтаж материалов. В современном мире существует очень много специальных программ, большое количество которых совсем несложные для быстрого самостоятельного освоения: Windows Movie Maker, Kate’s Video Toolkit, Avidemux, VSDC Free Video Editor и др. Для более профессионального монтажа стоит использовать такие видеоредакторы как Sony Vegas Pro, Adobe Premiere Pro, Pinnacle Studio, Avid Media Composer и др. Различаются программы между собой внутренним интерфейсом (где что расположено и какие эффекты разработаны).
|
При создании видеопродукта стоит помнить, что он не должен быть продолжительным, для репортажа достаточно 2,5 минут, для выпуска новостей – освещение 5-ти самых важных событий, иначе смотреть станет скучно. Даже видеоурок не стоит делать более 15 минут.
ШАГ ТРЕТИЙ. Оформление видеоконтента. Любой видеоконтент должен иметь оформление. Слайд – заставка, на котором написано, кто является «учредителем»: школа, класс, отряд и проч., название передачи, эмблема/логотип, в конце ролика – выходные данные: авторы сюжета, ссылки, хештеги и проч.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. Тематика школьного телевидения. Тематика может быть очень разнообразной. Здесь важно услышать пожелания участников, как правило, у молодых активных подростков много интересных идей, им только надо помочь в реализации и смысловой нагрузке. План-сетку стоит разработать сразу на весь год. Контент, так или иначе, будет привязан к праздникам, постоянным событиям и проч.
ШАГ ПЯТЫЙ. Организация вещания. Еще одним вопросом при организации телевидения является процесс вещания, через какой канал коммуникации будет транслироваться видеоконтент. Это может быть видеоплеер на официальном сайте, группа в социальной сети, канал на видеохостинге. Выбор канала коммуникации зависит от целевой аудитории. Многие творческие коллективы дублируют видео, оригинал файла выкладывают на видеохостинг You Tube, ссылку публикуют на официальном сайте и в соцсетях.26
ВОЖАТОМУ НА ЗАМЕТКУ
Слово Télévision является составным из древнегреческого τῆλε, что означает «далеко» и латинского visio, в переводе звучащего, как «видение». Впервые термин использован на французском языке в 1900 году русским учёным Константином Перским.
Изобретением телевизора занимался не один человек и не один десяток лет. Принципиальная возможность видения на расстоянии за пределами зрительного восприятия человека появилась в далекие 1870-е годы.
В 1923 году наш соотечественник Владимир Зворыкин создал передающую телевизионную трубку, благодаря которой началось массовое производство телевизионных приёмников. Это изобретение было запатентовано другим советским учёным Семеном Катаевым в 1931 году, однако именно Владимир Зворыкин в 1933 году смог создать работающую модель, опередив остальных ученых.
Школьный сайт
Школьный сайт – площадка для представления посетителям актуальной информации о школе, анонсы для учеников и их родителей о планируемых мероприятиях, результатах олимпиад, экзаменов, другие срочные сообщения, предоставлять возможность заинтересованным посетителям задать вопросы учителям и администрации, а также получить на них ответ, предоставлять возможность оставлять свои отзывы и пожелания в гостевой книге. А самое главное, быть официальным представительством школы и отражать реальное положение дел.
Школьный холдинг
Медиахолдинг – это группа разных СМИ, объединившихся в одну большую компанию. При этом важно, что все они сохраняют свое лицо, узнаваемость. Основной целью медиахолдинга является информирование детей о событиях, происходящих в школе лагере, о проблемах и путях их решения, о ярких событиях и достижениях и т.д. Возможная модель школьного медиахолдинга:
Совет медиахолдинга Пресс-центр Корреспондентские пункты в классах, отрядах PR-агентство Служба распространения
Виды СМИ в составе школьного медиахолдинга:
1. Школьный сайт
2. Школьная газета
3. Школьный журнал
4. Школьное телевидение
5. Школьное радио и др.
ТЕМА 3.
Новость
Репортаж – подробный рассказ очевидца, позволяющий увидеть происходящее. Специфической особенностью данного жанра является «эффект присутствия». Ученый делят репортаж на две большие группы: тематические (поход в театр Аллы Духовой) и событийные (например, репортаж с танцевального вечера школы или детского оздоровительного лагеря).
ИНТЕРВЬЮ
Интервью – диалог журналиста с собеседником. Данный жанр требует колоссальной подготовки от журналиста. Надо изначально понимать, что необходимо узнать, а также изучить сферу деятельности собеседника.
Очерк – это обстоятельное повествование, где недопустимо отсутствие мысли, образа, логики изложения материала. Данный жанр эмоциональный, он содержит в себе яркое представление или впечатление о пережитом и свершившемся
ТЕМА 4. Правила освещения работы с детьми на сайте и в социальных сетях образовательной организации и детского лагеря. Информационная безопасность. Безопасность в социальных сетях. Деятельность вожатого по обеспечению Интернет-безопасности
Интернет открыл общественности новые возможности для коммуникаций в сети, где стало гораздо проще общаться, работать. Сегодня для реализации деятельности российского движения школьников, вожатства, волонтерства, благотворительности использование форм сетевого взаимодействия стало обязательным условием.
При сетевом взаимодействии происходит эффективное сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, идет процесс работы над совместными проектами, программами. Однако надо понимать, что далеко не все образовательные организации готовы к построению сетевой системы внутренних и внешних коммуникаций. Существует проблема в реализации сетевого взаимодействия вследствие низкого уровня владения педагогами информационными и коммуникационными технологиями, неумением использовать интернет для решения образовательных, культурных, социальных задач, а также проблема физического наличия интернета в информационной среде школы. При этом дети и молодежь используют интернет технологии куда как лучше взрослых, что делает их с одной стороны мобильными, а с другой – уязвимыми. Существующие угрозы необходимо осознавать и внедрять технологии по уходу от опасностей. Социальные медиа дают возможность непосредственному общению пользователей, которые загружают медийный контент в открытый доступ. Это расширяет возможности пользователей для трансляции на широкую аудиторию собственного контента – видео, блогов и текстов.
Круг возможных рисков в сети интернет: 1) заражение вредоносным программным обеспечением; 2) доступ к материалам с нежелательным материалом; 3) азартные и жестокие игры; 4) интернет-зависимость.
Это риски, с которыми столкнутся организаторы общественного движения, детского оздоровительного отдыха при построении системы сетевого взаимодействия. В общем случае под риском или угрозой понимают возможность наступления некоего события, влекущего за собой негативные последствия.
Существует большое количество видов и методов манипулирования, которые широко описывает И.М. Ажмухамедов14, мы рассмотрим некоторые из них и приведем примеры, адаптированные для школьников:
Психологическая атака – метод активного воздействия на психику человека, целью которого является отключение логического мышления. Человека побуждают к нужной реакции посредством произведения (отрицательного или положительного) или через введение в состояние растерянности. Например, школьник получает по электронной почте письмо, адрес которой можно легко узнать из открытых источников (социальные сети, блоги, форумы и проч.). В тексте злоумышленник с помощью психологического воздействия принуждает его к выполнению определенных действий (перейти прикрепленный файл и т.п.). посылке, скачать или запустить программу, просто открыть
Пример легенды такой атаки:
Текст письма, где отправитель просит «жертву» помочь составить генеалогическое древо. Интересно, что их фамилии совпадают, и всего-то нужно посмотреть прикрепленный файл с общей родословной. На самом же деле к письму прикреплена ссылка для скачивания, активирующая вирус.
Атаки технического характера не столь страшны для физического здоровья, в отличие от атак психологических.
Например, психологическое программирование является методом однообразного или настойчивого воздействия на психику человека. Цель такого воздействия – выработать алгоритм поведения и определенные образы мышления у «жертвы».
Примером психологического программирования может быть регулярная рассылка сообщений одной и той же тематики (например, с предложением участия в каких-нибудь квестах бесплатно). Допустим, что школьник, получив предложение интересного и бесплатного времяпрепровождения в первый раз, его проигнорировал. Однако, получив несколько похожих сообщений с предложением бесплатной апробации нового квеста, промо-акции квеста в честь каникул или акции «приведи друзей и пройди сам квест бесплатно», он, возможно, задумается и все же выполнит указанные действия в инструкции.
За приведенными выше методами скрываются угрозы нового типа, к которым зачастую не готовы ни семья, ни школа, ни, Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности
конечно, сами дети. Это и суицидальные «игры», группы в социальных сетях, различные форумы, это сайты, распространяющие информацию о наркотиках, порнографии, разжигающие национальную рознь. Это экстремисты и террористы, которые занимаются вербовкой молодежи через социальные сети и мессенджеры, используя все те же манипулятивные технологии: вызвать доверие, чем-то заинтересовать, поддержать непонятого родителями, сверстниками, учителями подроста, чем-то помочь, что-то купить, просто встретиться погулять. Цель виртуального «знакомого-друга» проникнуть в мысли собеседника, стать частью его существования и постепенно менять картину реальности, примеров тому множество. «Жертва» может долго не понимать, в какой «сети» она оказалась.
Для обеспечения информационной безопасности детей перед нами стоит общая задача правильно и оперативно оценить степень угрозы информации, которую они получают или передают.
Формирование основных навыков общения, отбора и обмена информацией возможно в различных формах: «в процессе учебной деятельности; во внеурочных формах работы; в форме личного общения «взрослый – ребенок»; через консультирование и информирование».
Алгоритм обеспечение медиабезопасности детей и молодежи в сети интернет.
ШАГ ПЕРВЫЙ. Формирование осмысленного отношения к получаемой информации.
ШАГ ВТОРОЙ. Изучение нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющих вред их здоровью и развитию.13
ШАГ ТРЕТИЙ. Обучение выявлению недостоверных или манипулятивных признаков информации на типичных примерах.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. Обучение основным технологиям противодействия недобросовестной информации.
ШАГ ПЯТЫЙ. Обучение эффективному поиску дополнительной информации в сети интернет.
ШАГ ШЕСТОЙ. Воспитание сетевой этикета.
Материалы лекции «Информационно-медийная деятельность вожатого»
Современные процессы в области информационных технологий и распространение новых цифровых медиа привели к возрастанию важности такой образовательной компетенции как «медийная грамотность».
По мнению российского ученого И.В. Жилавской: «Медиаобразование – это новая парадигма существования СМИ, особая социальная функция, которая может быть реализована только совместными усилиями журналистского сообщества, социально ответственного бизнеса, власти, гражданского общества в целом».1
Педагоги должны осознавать, что сегодняшние школьники, подростки, молодежь чаще реальному общению предпочитают иную среду обитания – средства массовой информации, социальные сети, Интернет. Так почему же это знание не использовать в позитивном русле и не начать формировать социально-значимые личностные качества школьников, их созидательно-творческие инициативы? Принимая это во внимание, необходимо ответить на вопрос: «Какие адекватные новым целям образования и воспитания, результатам использовать технологии»?
Выпуски газет и журналов, радио- и телепередач, продвижение в социальных сетях медийных продуктов школы, детского оздоровительного лагеря необходимо рассматривать как интеграцию представлений о системе ценностей, критическом мышлении и творческом потенциале личности.
Современные школьники должны уметь найти, обработать, оценить, использовать и создавать информацию, которую они получают из новых медиа. Как сформировать навыки критического восприятия информации, ответственного отношения к производству и распространения информации? Эти вопросы актуальны для современного педагогического сообщества.
Тема 1.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!