Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий

2020-04-01 116
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа.

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

Правила проведения вступительного испытания

 

Экзамен по русской литературе предполагает логически последовательное, самостоятельное, аргументированное суждение о художественном произведении; умение анализировать его, делать выводы и обобщения из отобранных и осмысленных исторических и литературных фактов.

Экзамен проводится в устной форме. На экзамене не разрешается пользоваться художественными произведениями, методическими пособиями, справочниками, словарями.

Экзамен состоит из двух частей: в первой части предлагается вопрос (тема) по текстуально изученным в средней школе произведениям литературы ХIХ века; во второй части предлагается вопрос (тема) по текстуально изученным в средней школе произведениям литературы ХХ века и современной русской литературе.

Вопросы для экзамена по литературе составляются с таким расчетом, чтобы абитуриент смог продемонстрировать уровень своего культурного, интеллектуального, эстетического развития, то есть способность воспринимать литературное произведение как факт искусства, умение логически интерпретировать литературное произведение, проявлять эстетический вкус при оценке того или иного литературного материала.

ВОПРОСЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. «Слово о полку Игореве» как выдающийся памятник Древней Руси.
  2. Басни И.А. Крылова. Их тематика и художественное своеобразие.
  3. Романтизм в поэзии В.А. Жуковского.
  4. Традиции и новаторство в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
  5. Многообразие тем и мотивов лирики А.С. Пушкина.
  6. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина как социально-психологический роман.
  7. Тема истории в творчестве А.С. Пушкина («Медный всадник», «Полтава», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» – по выбору).
  8. Своеобразие прозы А.С. Пушкина («Повести Белкина» и др.).
  9. «Темы и мотивы в поэзии М.Ю.Лермонтова».
  10. Проблематика социально-психологического романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  11. Образ Петербурга в повестях Н.В. Гоголя («Невский проспект», «Шинель», «Нос» и др. – по выбору).
  12. Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Принципы изображения персонажей.
  13. И.А. Гончаров – писатель-реалист. Образ главного героя в романе «Обломов».
  14. Картины русской жизни в пьесах А.Н. Островского.
  15. Герой в романах И.С. Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» – по выбору).
  16. Художественное своеобразие реалистической поэзии Н.А. Некрасова.
  17. «Сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», сказки – по выбору).
  18. Лирика середины XIX века (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой – по выбору).
  19. Герой и его идея в романах Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот» – по выбору).
  20. Человек и история в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
  21. Герой-праведник в творчестве Н.С. Лескова («Левша», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел» – по выбору).
  22. Своеобразие художественного мира А.П. Чехова.
  23. Человек в ранних произведениях М. Горького.
  24. Особенности реализма И.А. Бунина.
  25. Литература русского зарубежья (И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев и др.– по выбору).
  26. Поэтический мир С.А. Есенина.
  27. Основные мотивы лирики А.А. Блока.
  28. Своеобразие русского символизма (И.Ф. Анненский, Ф.И. Сологуб, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов – по выбору).
  29. Особенности поэзии А. Ахматовой.
  30. Творческий путь одного из поэтов Серебряного века.
  31. Новаторство поэзии В.В. Маяковского.
  32. М.А. Булгаков-художник («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» – по выбору).
  33. Сатира 20-30-х годов (М. Булгаков, М. Зощенко, М. Маяковский и др.).
  34. Поиск смысла жизни героями М. Шолохова.
  35. Литература ХХ века о Великой Отечественной войне.
  36. Художественное своеобразие поэзии А.Т. Твардовского. «Василий Теркин» как народная поэма.
  37. Лирика 60-х годов (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Н. Рубцов и др. – по выбору).
  38. Человек и государство в прозе А.И. Солженицына.
  39. Природа и человек в прозе В. Белова, В. Распутина, В. Шукшина, В. Астафьева, Ч. Айтматова и др. – по выбору).
  40. Тематика, проблемы, образы современной литературы.  

 

Критерии оценки заданий

При оценке ответа на вопрос главным является содержательный аспект.

76-100 баллов ставится за задания, которые полностью соответствуют теме, глубоко и аргументировано её раскрывают. Абитуриент формулирует свою позицию с учетом позиции автора. Фактические ошибки в ответе отсутствуют.

60-75 баллов ставится за задания, достаточно полно раскрывающие вопросы-темы, обнаруживающие хорошее знание литературного материала, логические и последовательные по изложению, хорошо выстроенные композиционно. Допускаются одна-две фактических неточностей.

32-59 баллов ставится за задания, в целом раскрывающие тему, но обнаруживающие односторонность или неполноту в раскрытии вопросов-тем, в которых допущены отклонения от темы или отдельные неточности в изложении фактического материала, нарушение последовательности и логичности изложения. Допускается три-четыре фактических ошибки.

0-31 баллов ставится за задания, в которых тема не раскрыта. Обнаруживается незнание текста, обилие фактических неточностей, нарушение логики изложения, тяготение к пересказу.

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания, соответствует установленному Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки минимальному количеству баллов по результатам ЕГЭ по литературе в текущем году.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.