Тема : камни. Как человек использует камни — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема : камни. Как человек использует камни

2020-03-31 265
Тема : камни. Как человек использует камни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.

Цель: формирование представления о разнообразии камней, умения обследовать их и называть свойства.

Задачи: показать, какую роль играют камни в жизни человека, познакомить дошкольников с некоторыми камнями, которые люди используют для своих нужд с древних времен.

Оборудование и материалы: камни морские (галька) и речные; мрамор, гранит (на подносе), сосуды с водой; лупы; салфетки (для каждого ребенка); учебные наборы «Из чего состоит гранит» (кварц, слюда, полевой шпат) и «Из чего состоит мрамор» (известняк); кусочек дерева, гвозди, молоток.

Организация непосредственно
образовательной деятельности

Сюрпризный момент.

– Ребята, сегодня мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно предназначено нам? Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада? Значит, письмо предназначено нам. (Вскрывает конверт, достает письмо, читает его.)

«Здравствуйте дорогие дети! Отправляю вам посылку. Она зеленая, перевязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. До встречи в моем царстве! Хозяйка Медной горы».

– Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она? (Зеленая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой.)

– Пойдемте тогда искать ее.

Дети ищут посылку. Находят зеленую коробку, перевязанную розовой лентой.

– Вот она! Смотрите, здесь записка. Давайте ее прочтем: «Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку».

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

                                              В. Мирясова

Дети. Это камень. Это разные камни.

Беседа.

– Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите, в посылке камни. Значит, мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем.

Дети садятся за столы. На них подносы с камнями (по одному на двоих детей), деревянный брусочек, сосуд с водой, салфетки.

– Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка.

– Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?

– Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели? (На берегу моря много камешков, море красивое…)

– Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Посмотрите на камни и скажите: какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края? (Красивые, гладкие, разного цвета.)

– Почему они такие? Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими – без единого уголка. А теперь найдите речные камешки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можно сказать про речные камни? Какие они? (Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.)

– Так чем же морские камни отличаются от речных? (Ответы.) Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый.) Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево.) А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает – не получается, предлагает двум-трем детям попробовать сделать то же.) Давайте я еще раз попробую. Что получилось? (Гвоздь гнется, но не вбивается.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? (Ответы детей.) Какой можно сделать вывод? (Камень тверже дерева.)

– А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет.) Почему? (Он тяжелее воды.) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)

– Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый.) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее.) Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге. А есть ли камни в нашей группе? (В аквариуме.) Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы-предположения.)

– Я хочу познакомить вас с одним интересным камнем. Называется он гранит. Внимательно посмотрите на него (показывает). Возьмите лупы и рассмотрите гранит. Гранит – это горная порода. Если внимательно его рассмотреть, можно увидеть, что камень словно состоит из зерен, разных по цвету и разного вида. В состав гранита входят три разных камня (показывает их): сверкающий кварц, темная слюда и цветной полевой шпат. Из гранита строят набережные, изготавливают постаменты для памятников. Но есть у гранита соперник – мрамор. Мрамор тоже горная порода (показывает). Найдите у себя мрамор и возьмите в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он? (Гладкий, блестящий, красивый.)

– Мрамор, как и гранит, неоднороден: он состоит из кальцита, известняка и примесей, которые придают ему разную окраску (показывает составляющие мрамор вещества). Посмотрите на мрамор через лупу. Что вы видите? (Ответы детей.) Мрамор – главный отделочный материал. Самым ценным является белый мрамор (показывает его). Настоящее царство мрамора можно увидеть в метро.

3. Физкультминутка (иллюстрирует процесс разрушения горы).

Стоит гора-старушка –               Стоит гора, страдает

До небес макушка.                      И камешки теряет,

Ее ветер обдувает,                      И каждый день, и каждую ночь

Ее дождик поливает.                  Катятся, катятся камешки прочь.

Дети поднимают руки вверх, тянутся на цыпочках, встряхивают кисти рук. Прикладывают ладошки к щекам и качают головой.

Педагог касается нескольких человек, которые должны изобразить камешки при чтении следующих строк. Дети-камешки рассыпаются – разбегаются в стороны любым способом: кувыркаются или катятся «бревнышком».

Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны. Укатившиеся «камешки» продолжают чтение текста и движения с остальными, но уже на новом месте. В заключение участники игры говорят хором:

Раскатились камешки,

И с той самой поры

Ничего не осталось

От нашей горы!

Двумя руками показывают на опустевшее место.

Рассматривание иллюстраций.

– Кому установлен этот памятник? Правильно, А. С. Пушкину. Памятник находится в центре Москвы. Сделан из бронзы. Посмотрите, какой памятник красивый. А постамент для него выполнен из гранита.

А это могила Неизвестного солдата в Александровском саду. Кому поставлен этот памятник? Да, солдатам, которые погибли, защищая нашу Родину. И этот памятник украшен мрамором.

А это Красная площадь. Что вы видите на этой иллюстрации? Правильно, это главная площадь нашей страны. И в ее убранстве тоже использованы камни. Вот сколько интересного мы узнали о камнях! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро, входов в здания, постаментов памятников. Еще есть драгоценные камни. Издавна из них изготавливали украшения. Давайте посмотрим выставку женских украшений. (Рассматривает с детьми альбом с фотографиями.) Что вам понравилось? Какие украшения есть у вас дома? Вместе с родителями рассмотрите их и определите камни, из которых они изготовлены.

 

Тема: КЛАДОВАЯ ЗЕМЛИ

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Цель: формирование у детей первоначального представления о внутреннем строении Земли.

Задачи: развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам; воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.

Организация непосредственно
образовательной деятельности

Беседа.

– Ребята, на предыдущих занятиях мы узнали, сколько неразгаданных тайн хранит наша необъятная прекрасная Земля. А хотите познакомиться с еще одной тайной? Хотите узнать, что хранится внутри Земли? Приготовьтесь, сегодня мы отправляемся в путешествие в ее недра.

Под землей тоже существует целый мир! Да еще какой! Вот посмотрите! (Воспитатель показывает иллюстрации с изображением подземных пещер, сталактитов, сталагмитов.)

– Вам понравились эти чудесные пещеры? А как вы думаете, откуда произошли они? Как появились пещеры? (Предположения детей.)

– По пещерам можно попасть очень глубоко под землю. Эти пещеры образовала вода. Даже не верится, что мягкая и ласковая вода может быть такой сильной, могучей. Так она и вымывает, и промывает среди скал в горах целые залы пещер.

Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть серию открыток с драгоценными камнями.

– Посмотрите, это агат, хрусталь, топаз, берилл, аметист и пр. Обратите внимание на необыкновенно красивые формы, переливы цвета, превосходные линии в рисунке. Это наша матушка Земля с помощницей водой создали такие чудеса.

– Ребята, мы с вами знаем, что без воды нет жизни на Земле, а откуда берется вода? (Ответы детей.) Оказывается, вода берется тоже из-под земли. Глубоко под землей существуют водоносные слои. Из них пробиваются на поверхность Земли родники, ручейки, которые образуют реки, сливаются в моря, соединяются в целые океаны. В разных местностях земли водоносный подземный слой находится на разной глубине.

– Ребята, кто-нибудь из вас видел, как на дачах бурят колодцы? У кого есть колодцы на даче или у бабушки в деревне? (Ответы детей.) Колодцы бывают разной глубины. (Воспитатель показывает детям иллюстрацию, где изображены различные ландшафты, от чего меняется глубина залегания водоносного слоя.)

– Если вы будете копать в пустыне, то вряд ли докопаете до воды, так как она находится очень глубоко. Корни кустарников и деревьев не достают до воды в пустыне, поэтому там почти нет растительности, одно только палящее солнце да сухой песок.

– А что еще находится под землей? Точно так же слоями под землей хранятся месторождения нефти и газа, каменного угля, железной руды и др.

– А кто знает, что такое нефть? Ученые считают, что нефть образовалась из растений и животных, живших много лет назад в теплых водах океанов, занимавших земную поверхность.

Отмирая, животные и растения накапливались на дне. Со временем их укрыли миллионы тонн ила и песка. Под давлением ил и песок превратились в твердые породы. Останки животных и растений превратились в темную жидкость, собранную в порах породы. Перемещение земной коры превратило часть морского дна в сушу. Некоторое количество этой жидкости появилось на земной поверхности, где ее обнаружил человек.

Нефть приносит огромную пользу человечеству. С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, самолеты, корабли. Из нее получают технический спирт, парафин, топливо, смазочные масла, технический жир, смолу, асфальт и т. д.

Само слово «нефть» означает «каменное масло».

– Ребята, еще в кладовой Земли хранится каменный уголь. Зачем человеку нужен уголь? (Ответы детей.) Правильно, уголь – это основной источник тепла. Используя уголь, человек научился сохранять главное богатство Земли – лес.

– Хотите узнать, что думают ученые о появлении угля? (Воспитатель показывает детям иллюстрации с доисторическими растениями.) 250 тысяч лет назад такие растения росли на нашей Земле, они отмирали, падали, гнили. Оставшаяся масса накапливалась и превращалась в каменный уголь.

– Посмотрите, вот каменный уголь. Его еще называют антрацит. Посмотрите, какой красивый этот уголь! Он иссиня-черный, блестит, сверкает на солнце.

Полезных ископаемых, которые хранятся в кладовой Земли, множество: марганец, газ, нефть, торф, золото, свинец, железная руда, алмазы, мел, песок, глина и многое-многое другое.

– Все это приносит пользу людям. Дети, а где используют мел? (Ответы детей.)

– С мелом вы встречаетесь уже в детском саду, когда рисуете на асфальте, потом в школе будете писать на доске. Мелом белят стены, его добавляют в зубной порошок, из мела изготавливают удобрения, лекарства.

– Ребята, в энциклопедии есть интересные факты о том, что мел имеет животное происхождение. Да, да, это мелкие животные с панцирем из извести, которые живут в морях и океанах. Отмирая, они опускаются на дно, накапливаются за сотни лет, цементируются, и так получается твердый белый мел.

Мы уже знаем, что на Земле происходили различные изменения, море превращалось в сушу, поэтому сейчас мы находим мел на земле.

– Ребята, где вы в природе видели мел? Правильно, на дачах, в деревнях встречаются целые меловые горы. Это значит, что давным-давно в этом месте, где мы живем, было море.

– Песок человек начинает использовать с раннего детства, когда еще ребенком играет в песочнице. Песок для вас – это строительный материал. Что можно сделать из него? (Ответы детей.) А еще песок используют для благоустройства пляжей, строительства дорог, для раствора, с помощью которого кладут стены зданий.

– А для чего человек добывает глину? (Ответы детей.) Изделия из глины мы видим каждый день: посуда, плошки, скульптура, игрушки и др. Используют глину при строительстве домов, плотин и т. д.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.