Анализ практической деятельности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Анализ практической деятельности

2020-04-01 210
Анализ практической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Подобные задания помогают развивать языковые и коммуникативные способности учащихся. По нашему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

 

Формирование коммуникативных и языковых компетенций

Компетенции Общепредметные компетенции Русский язык
Коммуникативная компетенция Устный диалог Задавание вопросов собеседнику. Конструирование ответа на вопрос.
  Диалог а письменной форме Самопрезентация в форме резюме.
  Полилог (Коллективная дискуссия) Ролевая игра, представления текста произведения.
Языковая компетенция Письмо Орфографическая и пунктуационная грамотность. Составление документации.
  Речь Орфоэпические нормы
  Чтение Выразительность, эмоциональность, четкость.

 

На уроке русского языка для достижения целей обучения на самом высоком уровне определили задачи: формирование языковой компетенции, включающей в себя знания о системе языка и речи и умение пользоваться ими для достижения речевой, орфографической и пунктуационной грамотности;

В соответствии с задачами обучения содержание урока включает в себя:

общие сведения о русском языке;

знания о языке, сформированные в виде понятий и способов действий;

знание о теории речи;

речевая деятельность;

правописание (орфография и пунктуация) как один из самых сложных аспектов письменной речевой деятельности.

На уроке формирование языковой компетенции строится на базе словосочетания, предложения, текста, а также общих сведений о синтаксисе, фонетике, лексике, морфемике и словообразовании. Формирует способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путем введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями.

Методика грамматики и орфографии включают обучение письму и каллиграфии, формирование элементарных грамматических понятий и орфографических умений и навыков.

Особое, ведущее место в системе обучения русскому языку на современном этапе, в первую очередь по развитию языковой компетенции обучающихся, занимает работа с текстом, которая проводится уже с 5 класса: это художественно-стилистический, лексико-грамматический и другие виды анализа.

В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация работы учащихся со словарями. Виды упражнений со словарями имеют практическую направленность обучения, но в то же время должны решать и задачи развития учащихся, воспитание интереса к этой работе.

Организация единого процесса усвоения учащимися знаний по грамматике, о глаголе и развитие коммуникативных умений и навыков в области построения языкового оформления, оценки, выбора и уместного использования глагольных форм, правильное употребление глаголов в предложении, формирование умений и навыков при выставлении пропущенных знаков препинания по правилам пунктуации и правильное употребление слова по орфографии русского языка.

Реализация системы формирования языковой компетенции учащихся направлена на формирование умений мобилизовать знания, управлять своей деятельностью, осваивать новые способы действия с учебным материалом и на этой основе приобретать знания. Критериями сформированности языковой компетенции учащихся являются умения опознавать языковую единицу, сопоставлять ее с внешне сходными единицами, овладевать способами действия и на этой основе приобретать новые знания. Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли, иначе говоря, быть компетентностным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят ученые, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления.

Усвоение теоретических сведений по синтаксису в школе осуществляется главным образом в процессе распознавания и анализа языковых фактов и органически сочетается с учебным грамматическим материалом, подкрепляясь разработанной системой упражнений, которая даёт возможность на основе полученных теоретических сведений сформировать синтаксические умения и навыки.

Упражнения, включённые в систему работы по синтаксису, направлены на формирование синтаксических умений на разных этапах усвоения понятия «предложение» и рассчитаны на то, чтобы в ходе их выполнения учащиеся не только знакомились с языковыми единицами и учились их анализировать, но и учились пользоваться ими в речи.

Использование в учебном процессе специально созданного комплекса заданий и упражнений, обеспечивающих поэтапное формирование понятия «предложение», даёт возможность научить школьников пользоваться родным языком с учётом условий и целей общения, развивать у учащихся языковое чутьё и речевую компетенцию.

Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.

 


Заключение

 

Формирование языковой личности является основной задачей обучения языку в школе. Личностный смысл образования зависит от мотива, которым руководствуется учащийся. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что если значение - это средство связи человека с реальностью, то смысл связывает его с реальностью собственной индивидуальной жизни в этом мире.

Получая совокупность знаний, умений, способов деятельности, учащиеся овладевают языком на уровне компетенции. Компетенция в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Однако, хорошо овладев набором теоретических знаний, учащиеся испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для реализации языковых функций (номинативной, коммуникативной, эмоциональной и т.д.). Потому формирование языковой компетентности - одна из основных задач обучения языку в школе. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Языковая компетентность как предметная способствует формированию личности учащегося, для которой уже недостаточно такого уровня владения языковой компетенцией, который включает знания о системе языка, умения пользоваться им для достижения орфографической и пунктуационной зоркости. Уровень сформированности языковой компетентности проявляется в речевом акте, порождением которого является речевой материал. Речь - процесс пользования языком, процесс общения, процесс говорения, т.е. это речевая деятельность, актуализирующая в зависимости от ситуации, потенциальные свойства соответствующих средств языка. Изучение языка с позиций компетентностного подхода получает большую мотивационную направленность.

Языковая компетентность способствует формированию важного умения - воспринимать и создавать связные тексты, различные по стилистической и жанровой принадлежности, структурно - языковой организации, целенаправленности, полноте и точности выражения мысли.

На основе анализа лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы определили теоретические основы процесса формирования языковой компетенции на уроках русского языка в 8 классе. Выявили уровень необходимой языковой компетенции учащихся 8 класса в усвоении учебного материала о синтаксических нормах и охарактеризовали трудности ее формирования. Определили наиболее важные для формирования языковой компетенции способы действия и уровень их сформированности у учащихся. На основе теоретических и экспериментальных данных разработали систему формирования языковой компетенции, предполагающей овладение способами действия для различия языковых явлений в процессе изучения синтаксических норм. Проверили результативность предполагаемой системы.

 


Список литературы

компетентностный обучение русский синтаксический

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка. Коммуникативно-деятельностный подход. - М.: Кнорус, 2007. - С. 184-185.

2. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. - 1993. - №3. - С. 36-38.

.   Богданова Г.Н. Развитие языковой компетенции младших школьников.

.   Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач // Вопр. психол. 1988. №4. С. 70 - 78.

.   Божович Е.Д. Негативные стереотипы учебного опыта и возможности их преодоления (на материале русского языка) // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: Психолого-педагогический аспект / Под ред. Е.Д. Божович. М., 1995. С. 50 - 74.

.   Божович Е.Д. Развитие языковых компетенций школьников: проблемы и подходы.

.   Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. - 1996. - №1. - С. 3-8.

.   Быстрова Е.А. Компетентный носитель языка // Народное образование. 1998. №5.

.   Быстрова Е.А. Русский язык. Проблемы и размышления.

.   Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2004.

.   Василевич А.П. Проблемы измерения языковой компетенции // Лингвистические основы преподавания языка. М., 1999. С. 113 - 136.

.   Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, - 2001.

.   Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа, 2006. - С. 224.

.   Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избр. психол. произв. М., 1999.

.   Выготский Л.С. О психологических системах // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 109 - 131.

.   Грамматика русского языка. М., 19 - Т. 2, ч. 1 и 2.

.   Завацкая Г.С. Компетентностный подход в методике преподавания русского языка // http: // www.rusnauka.com/8. _NPE_2007/Philologia/ 20933. doc.htm.

.   Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет - журнала «Эйдос». - 2006.

.   Зиновьева Т.И., Курылгина О.Е. Практикум по методике обучения русскому языку. М., 2007 г.

.   Иванова А.Е. Языковая компетентность испытуемых в психологическом эксперименте // Язык и личность / Под ред. Д.Н. Шмелева. М., 1989. С. 127 - 131.

.   Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов / Д.И. Изаренков // Русский язык за рубежом. - 1990. - №4. - С. 54.

.   Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.

.   Компетентностный подход в образовании. Сборник материалов и тезисов Региональной научно - практической конференции 9 февраля 2006 года. Ижевск: УдГУ, 2006.

.   Концепция языкового школьного образования Республики Саха (Якутия). Якутск, 2000.

.   Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 1999.

.   Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004. №5.

.   Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1974.

.   Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

.   Методика преподавания русского языка в школе. Под ред. М.Т. Баранова. М., 2001 г.

.   Методика преподавания русского языка как иностранного. М., 1990 г.

.   Олесова А.П. Методика преподавания русского языка в национальной школе. Якутск, 2007 г.

.   Печенёва Т.А. Коммуникативность как мотивационный компонент процесса обучения русскому языку в школе // №1, 2002 г.

.   Проект «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования» Часть 1.-М.: Готика, 2003.

.   Развивающее образование. Том 2. Нерешенные проблемы развивающего образования. - М.: АПК и ПРО, 2003.

.   Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. М., 1970.

.   Русская грамматика. М., 1980, т. 2.

.   Розенталь Д.Э., Джанжакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию и литературному редактированию. - М., 2001.

.   Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М., 1999.

.   Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. профессора В.И. Максимова. - М., 2000.

.   Современный русский язык / Под. ред. В.А. Белошапковой. М., 1981.

.   Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М, 1987.

.   Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.

.   Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. М., 1978.

.   Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч. 2. Синтаксис. М., 1979.

.   Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1970.

.   Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001 г.

.   Федоров К.Ф. Методика обучения русскому языку в национальной школе 5-11. Якутск, 2005 г.

.   Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972.

.   Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое в лингвистике. Вып. 1. М., 1962.

.   Хуторский А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. - №5, 2003 г.

.   Цукерман Г.А., Ермакова И.В. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Взгляд со стороны компетентностного подхода.

.   Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.