Понятие и причины девиантного поведения — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Понятие и причины девиантного поведения

2020-04-01 171
Понятие и причины девиантного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Девиантное поведение можно в общем смысле обозначить как некое отклонение от принятых в том или ином обществе социальных норм, правил поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма находит свое в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Состояние и тенденции подростковых правонарушений - один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. На сегодняшний день зафиксирова тенденция к уменьшению преступности среди несовершеннолетних. Если пятнадцать лет назад удельный вес преступности среди несовершеннолетних составлял 12,6%, то на 1 января 2014 года - 4,9% в общей структуре преступности в Республике Беларусь. Преступность несовершеннолетних связана как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер.

Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Однако существующая практика профилактики в полной мере не решает задачи по предупреждению девиантного поведения молодежи. Это обуславливает актуальность изучения проблемы девиантного поведения молодежи.

Накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было проведено психологами, социологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностики и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков и молодежи. Этому посвящены работы А. А. Александрова, В. В. Ковалева, И. А. Фурманова, В. Т. Кондрашенко и др. Работы этих и других авторов составляют методологическое основание дипломного исследования.

Объект исследования - молодые люди в возрасте 16-18 лет, состоящие и не состоящие на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних.

Предмет исследования- девиантное поведение среди несовершеннолетних.

Цель исследования - выявить особенности девиантного поведения у подростков, состоящих и не состоящих на учете в ИДН, обозначить основные методы профилактики девиантного поведения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

. раскрыть понятие и причины девиантного поведения;

. рассмотреть формы и методы профилактики девиантного поведения;

. провести исследование склонности к девиантному поведению у подростков, состоящих и не состоящих на учете в ИДН;

. провести апробацию социально-психологического тренинга формирования навыков конструктивного поведения.

Гипотеза исследования:имеет значение увеличение риска девиантного поведения у молодых людей, которые состоят на учете в ИДН, по сравнению с молодыми людьми, которые не состоят на учете в ИДН.

Для осуществления целей исследования, решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

· теоретический анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;

·   метод опроса: для исследования нарушения поведения был применен опросник склонности к отклоняющемуся поведению;

·   социально-психологический тренинг;

·   методы математической статистики: описательные статистики, Т-критерий, критерий Манна-Уитни, коэффициент Спирмена (с использованием пакета «SPSSv.14.0.for Windows»).

База исследования: исследование проводилось на базе Инспекции по делам несовершеннолетних города Рогачева, СШ № 2. В исследовании приняло участие 100 молодых людей в возрасте 16-18 лет, из них 50 опрошенных состоят на учете в ИДН (50%) и 50 респондентов (50%), не состоят на учете в ИДН. Процедура исследования предусматривала групповое обследование учащихся.

Практическая значимость исследования девиантного поведения в молодежной среде связана с тем, что условиях неблагоприятного воздействия факторов социальной и биологической экологии обусловили рост опасных тенденций: раннюю алкоголизацию и наркоманию подростков; омоложение преступности, в том числе среди девочек подросткового возраста. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости усиления и совершенствования социально-профилактической деятельности государства и общества, всех социальных институтов, создания целостной системы профилактики девиантного поведения детей и подростков, защиты их прав, подготовки к этой деятельности учителей, родителей, воспитателей, руководителей. Материал исследования может быть использован в профессиональной деятельности социальных работников, психологов, педагогов при планировании и проведении мероприятий по профилактике девиантного поведения в молодежной среде.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

 

Выводы по первой главе.

1. Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.

. Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство). Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов.

. Профилактика девиантного поведения в молодежной среде должны быть направлена прежде всего на создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Эффективными являются общественные организации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы). Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам асоциального поведения. Так, научное, техническое и другие виды творчества в студенческой среде могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

эмоция агрессивный преступность подросток


ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Выводы по второй главе

 

. На констатирующем этапе исследования был подобран диагностический инструментарий для исследования склонности к отклоняющемуся поведению и агрессивности молодых людей.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что к нарушению поведения склонны как подростки, которые состоят на учете в ИДН, так и подростки, которые не состоят на учете в ИДН. Кроме того, не все подростки, которые состоят на учете в ИДН, имеют выраженные показатели склонности к нарушению поведения по всем шкалам. Для молодых людей, не состоящих на учете в ИДН, в целом, не свойственно нарушение поведения. Однако имеют место единичные проявления: употребление алкоголя, курение, нарушение общепринятых норм и правил, оскорбление, раздражительность, необдуманные действия, угрожающие жизни.

Были выявлены статистически значимые различия склонности к нарушению поведения молодых людей, состоящих и не состоящих на учете в ИДН, по следующим шкалам:

· склонность к агрессии и насилию (Т=4,298; р=0,001);

·   склонность к аддиктивному поведению (Т=5,627; р=0,001);

·   склонность к самоповреждающему поведению (Т=2,048; р=0,05);

·   склонность к делинквентному поведению (Т=4,298; р=0,001).

Результаты исследования выраженности агрессивности среди молодежи позволяет констатировать следующее. Во-первых, молодые люди не склонны к враждебности. Во-вторых, для молодежи характерно проявление агрессивности. В-третьих, молодые люди, состоящие на учете в ИДН, более склонны к агрессивности, физической агрессии и раздражения, чем молодые люди, не состоящие на учете в ИДН. В тоже время молодые люди, не состоящие на учете в ИДН, более склонны к проявлению вербальной агрессии, чем молодые люди, которые состоят на учете в ИДН.

Были выявлены статистически значимые различия агрессивности молодых людей, состоящих и не состоящих на учете в ИДН, по следующим шкалам:

·   индекс агрессивности (U= 881,6; при р= 0,01);

·   физическая агрессия (U= 965,5; при р= 0,01);

·   вербальная агрессия (U= 842,6; при р= 0,01);

·   раздражительность (U= 1064,8; при р= 0,01);

. На формирующем этапе исследования был разработан и проведен социально-психологический тренинг, состоящего из десяти последовательных шагов. Каждый шаг является логическим продолжением предыдущего. Упражнения подобраны согласно поставленным задачам и учитывая состав группы.

. На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика склонности к нарушению поведения и агрессивности у молодых людей, которые приняли участие в социально-психологическом тренинге. Проведенный контрольный этап исследования показал эффективность коррекционной работы, так как было выявлено снижение показателей нарушения поведения.

Выдвинутая гипотеза верна. Имеет значение увеличение риска девиантного поведения у молодых людей, которые состоят на учете в ИДН, по сравнению с молодыми людьми, которые не состоят на учете в ИДН.

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Для родителей и педагогов, социальных работников при работе (общении) с молодыми людьми с девиантным поведением:

. Прежде всего, нужно занять непримиримую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. Ребенку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается.

. Педагог должен устранять не последствия, а причину. Устранение причин, вызывающих девиантное поведение, если только эти причины устранимы - реальная основа для преодоления развивающихся отклонений.

. Педагог должен осуществлять непрерывный мониторинг, т. е. систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации. Иногда он может «не заменить» проступка, если последний носит чисто случайный характер, или ребенок и сам его довольно мучительно пережил, дабы не вызвать добавочных осложнений.

. Следует придерживаться политики «кнута и пряника», т. е. сочетания наказаний с увещеваниями, просьбами, советами. Разъяснение, убеждение, пробуждение чувства долга, раскаяния сочетаются, если это полезно, с предостережениями и наказаниями. Не надо бояться и отвергать того, что издавна применялось в национальном воспитании. У каждого народа воспитание прошло свой путь. В наших национальных традициях - стремление к тому, чтобы раскаяние и стыд, недовольство собой переживались детьми глубже, чем наказание.

. Известно, что чувства способны притупляться, коль скоро причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому действия педагога должны восприниматься детьми как справедливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку. Наказания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, должны быть весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно оскорблять и унижать ребенка, оно не должно носить неоправданно жестокий характер.

. Поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем должны переживаться детьми сильнее, чем поощрение за него.

. Наказание должно быть реальными. Мы часто и очень легко сулим нарушителю всяческие угрозы, не имея ни возможности, ни силы, ни желания приводить их в исполнение. Что это воспитывает? Только недоверие и нежелание прислушиваться к нашим словам. Не следует угрожать мерами, заведомо невыполнимыми.

Общими рекомендациями при взаимодействии с молодыми людьми, склонными к девиантному поведению, следует соблюдать следующие условия:

· Адекватность требований.

·   Единые требования педагогов и взрослых.

·   Демократический стиль воспитания.

·   Последовательность воспитательных, коррекционных воздействий.

·   Эмоциональный комфорт в семье.

·   За содеянное не столько наказывать, сколько вызывать чувство раскаяния. Стимуляция примерного поведения, демонстрация обиды, отказ от поощрения.

·   Поощрение активности, загружать интересной и полезной деятельностью.

·   Предоставление самостоятельности.

·   Отказ от физического наказания, искать новые формы влияния.

·   Избегание приклеивания ярлыков.

·   Не сравнивать с достижениями других людей, только с самим собой.

·   Использование похвалы и поощрения (за успехи в учебной деятельности, а не только за способности)

·   Признание педагогами и родителями собственных ошибок и принесение в случае необходимости извинения.

·   Применение наказания только в необходимых случаях.

·   Оценивать не личность, а поступок.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В дипломном исследовании были проанализированы особенности девиантного поведения молодых людей, состоящих и не состоящих на учете в ИДН. Первая глава посвящена теоретическому анализу проблемы. В ней было раскрыто понятие девиантного поведения, проанализированы причины девиантного поведения и рассмотрены формы и методы профилактики девиантного поведения в молодежной среде. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию склонности к девиантному поведению молодых людей, состоящих и не состоящих на учете в ИДН.

Теоретический анализ проблемы позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, под девиантным понимается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Девиантное поведение проявляется в отклонении от социальных, нравственных и правовых норм. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.

Во-вторых, среди причин, вызывающих девиантное поведение, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психобиологические факторы. Наиболее выраженное влияние на формирование девиантного поведения оказывает семья, взаимоотношения в семье, особенности характера и личностные особенности молодого человека, склонность к психическим и физическим заболеваниям, а также социальное окружение. Асоциальные установки, асоциальное поведение, возникшие в процессе развития личности, взаимосвязаны и подвержены взаимному влиянию, так что при отсутствии полноценной воспитательно-коррекционной работы усугубляется «трудность» молодого человека, приводя к возникновению новых признаков асоциальности в развитии личности или повышая уровень запущенности уже имеющихся.

Результаты эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, результаты исследования показателей нарушения поведения молодых людей, не состоящих и состоящих на учете в ИДН, можно сделать следующие выводы. В целом у молодежи имеются делинквентные тенденции. Молодые люди, состоящие на учете в ИДН, склонны к делинквентному поведению, употреблению алкоголя и других психоактивных веществ. Для молодых людей, не состоящих на учете в ИДН, в целом, не свойственно нарушение поведения. Однако имеют место единичные проявления: употребление алкоголя, курение, нарушение общепринятых норм и правил, оскорбление, раздражительность, необдуманные действия, угрожающие жизни. Были выявлены статистически значимые различия склонности к нарушению поведения молодых людей, состоящих и не состоящих на учете в ИДН, по следующим шкалам:

· склонность к агрессии и насилию (Т=4,298; р=0,001);

·   склонность к аддиктивному поведению (Т=5,627; р=0,001);

·   склонность к самоповреждающему поведению (Т=2,048; р=0,05);

·   склонность к делинквентному поведению (Т=4,298; р=0,001).

Результаты исследования выраженности агрессивности среди молодежи позволяет констатировать следующее. Молодые люди, состоящие на учете в ИДН, более склонны к агрессивности, физической агрессии и раздражения, чем молодые люди, не состоящие на учете в ИДН. В тоже время молодые люди, не состоящие на учете в ИДН, более склонны к проявлению вербальной агрессии, чем молодые люди, которые состоят на учете в ИДН.

Были выявлены статистически значимые различия агрессивности молодых людей, состоящих и не состоящих на учете в ИДН, по следующим шкалам:

·   индекс агрессивности (U= 881,6; при р= 0,01);

·   физическая агрессия (U= 965,5; при р= 0,01);

·   вербальная агрессия (U= 842,6; при р= 0,01);

·   раздражительность (U= 1064,8; при р= 0,01);

. На формирующем этапе исследования был разработан и проведен социально-психологический тренинг, состоящего из десяти последовательных шагов. Каждый шаг является логическим продолжением предыдущего. Упражнения подобраны согласно поставленным задачам и учитывая состав группы.

В-третьих, проведенный контрольный этап исследования показал эффективность коррекционной работы, так как было выявлено снижение показателей нарушения поведения.

Таким образом, выдвинутая гипотеза верна. Имеет значение увеличение риска девиантного поведения у молодых людей, которые состоят на учете в ИДН, по сравнению с молодыми людьми, которые не состоят на учете в ИДН.

В заключение отметим следующее. Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство). Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов. Особую остроту эта проблема приобретает в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевает серьезные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения. По этой причине крайне важным для общества является социальный контроль за деятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам асоциального поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества в студенческой среде могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья.


ПРИЛОЖЕНИЕБ

Опросник Басса-Дарки

 

1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

.   Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

.   Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

.   Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

.   Не всегда получаю то, что мне положено.

.   Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

.   Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

.   Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

.   Мне кажется, что я не способен ударить человека.

.   Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

.   Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

.   Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

.   Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

.   Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

.   Часто бываю не согласен с людьми.

.   Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

.   Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

.   В раздражении хлопаю дверьми.

.   Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

.   Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

.   Меня немного огорчает моя судьба.

.   Думаю, что многие люди не любят меня.

.   Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

.   Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

.   Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

.   Я не способен на грубые шутки.

.   Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

.   Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.

.   Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

.   Довольно многие завидуют мне.

.   Требую, чтобы люди уважали мои права.

.   Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

.   Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

.   От злости иногда бываю мрачным.

.   Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

.   Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

.   Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

.   Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

.   Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

.   Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

.   Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

.   Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

.   Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

.   Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

.   Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

.   Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

.   Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

.   Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

.   С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

.   Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

.   Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

.   Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

.   Когда кричат на меня, кричу в ответ.

.   Неудачи огорчают меня.

.   Дерусь не реже и не чаще других.

.   Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

.   Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

.   Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

.   Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

.   Ругаюсь только от злости.

.   Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

.   Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.

.   Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

.   Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

.   У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

.   Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

.   Часто думаю, что живу неправильно.

.   Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

.   Не огорчаюсь из-за мелочей.

.   Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

.   Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

.   В последнее время я стал занудой.

.   В споре часто повышаю голос.

.   Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

.   Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ В

ВВЕДЕНИЕ

 

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Девиантное поведение можно в общем смысле обозначить как некое отклонение от принятых в том или ином обществе социальных норм, правил поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма находит свое в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Состояние и тенденции подростковых правонарушений - один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. На сегодняшний день зафиксирова тенденция к уменьшению преступности среди несовершеннолетних. Если пятнадцать лет назад удельный вес преступности среди несовершеннолетних составлял 12,6%, то на 1 января 2014 года - 4,9% в общей структуре преступности в Республике Беларусь. Преступность несовершеннолетних связана как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер.

Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Однако существующая практика профилактики в полной мере не решает задачи по предупреждению девиантного поведения молодежи. Это обуславливает актуальность изучения проблемы девиантного поведения молодежи.

Накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было проведено психологами, социологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностики и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков и молодежи. Этому посвящены работы А. А. Александрова, В. В. Ковалева, И. А. Фурманова, В. Т. Кондрашенко и др. Работы этих и других авторов составляют методологическое основание дипломного исследования.

Объект исследования - молодые люди в возрасте 16-18 лет, состоящие и не состоящие на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних.

Предмет исследования- девиантное поведение среди несовершеннолетних.

Цель исследования - выявить особенности девиантного поведения у подростков, состоящих и не состоящих на учете в ИДН, обозначить основные методы профилактики девиантного поведения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

. раскрыть понятие и причины девиантного поведения;

. рассмотреть формы и методы профилактики девиантного поведения;

. провести исследование склонности к девиантному поведению у подростков, состоящих и не состоящих на учете в ИДН;

. провести апробацию социально-психологического тренинга формирования навыков конструктивного поведения.

Гипотеза исследования:имеет значение увеличение риска девиантного поведения у молодых людей, которые состоят на учете в ИДН, по сравнению с молодыми людьми, которые не состоят на учете в ИДН.

Для осуществления целей исследования, решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

· теоретический анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;

·   метод опроса: для исследования нарушения поведения был применен опросник склонности к отклоняющемуся поведению;

·   социально-психологический тренинг;

·   методы математической статистики: описательные статистики, Т-критерий, критерий Манна-Уитни, коэффициент Спирмена (с использованием пакета «SPSSv.14.0.for Windows»).

База исследования: исследование проводилось на базе Инспекции по делам несовершеннолетних города Рогачева, СШ № 2. В исследовании приняло участие 100 молодых людей в возрасте 16-18 лет, из них 50 опрошенных состоят на учете в ИДН (50%) и 50 респондентов (50%), не состоят на учете в ИДН. Процедура исследования предусматривала групповое обследование учащихся.

Практическая значимость исследования девиантного поведения в молодежной среде связана с тем, что условиях неблагоприятного воздействия факторов социальной и биологической экологии обусловили рост опасных тенденций: раннюю алкоголизацию и наркоманию подростков; омоложение преступности, в том числе среди девочек подросткового возраста. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости усиления и совершенствования социально-профилактической деятельности государства и общества, всех социальных институтов, создания целостной системы профилактики девиантного поведения детей и подростков, защиты их прав, подготовки к этой деятельности учителей, родителей, воспитателей, руководителей. Материал исследования может быть использован в профессиональной деятельности социальных работников, психологов, педагогов при планировании и проведении мероприятий по профилактике девиантного поведения в молодежной среде.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

 

Понятие и причины девиантного поведения

 

Нарушения поведения - это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к так называемому нормальному поведению. В терминологическом отношении «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребёнок», «ненормальное поведение», «ребёнок с нарушениями в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», «делинквентное поведение», «противоправное, преступное, криминальное поведение» и др. Но названные термины несут одностороннюю информацию: бытовую (трудный ребёнок), юридическую (преступное поведение) и т.д.

Нарушения поведения - это отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий, в которых реализуется внутреннее побуждение человека. Они могут проявляться в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях (вербальное нарушение поведения) [16, c. 103].

В Международной классификации болезней (МКБ-10) расстройство поведения определяется как расстройство, характеризующееся стойким диссоциальным, агрессивным поведением, проявляющемся в [49, c. 127]:

· чрезмерной драчливости и хулиганстве;

·   жестокости к людям и животным;

·   умышленном и значительном повреждении собственности, поджогах;

·   воровстве, лживости;

·   прогулах в школе и уходах из дома;

·   необычных и частых вспышках гнева;

·   вызывающем провокационном поведении;

·   откровенном постоянном непослушании.

Существуют различные основания для классификации нарушения поведения. С точки зрения социальной направленности различают: социализированное антиобщественное поведение и социализированное агрессивное поведение. С точки зрения деструктивной направленности различают следующие виды нарушения поведения: одиночный агрессивный тип; групповой агрессивный тип; нарушение поведения в виде непокорности и непослушания.

Исходя из социально-психологических критериев, А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова выделяют четыре основных типа нарушений у детей и подростков: антисоциальные (антиобщественные); антидисциплинарные; делинквентные (противоправные); аутоагрессивные. А.А.Александров нарушения поведения у подростков делит на три группы: реактивно обусловленные (побеги из дома, суициды); вызванные низким морально-этическим уровнем личности (правонарушения, алгоголизация); обусловленные патологией влечений (садизм, дромомания) [1, c. 65].

В.Т. Кондрашенко выделяет нарушения поведения, включающее в себя отклонения в поведении здорового человека (девиантное поведение) и нарушение поведения при нервно-психических заболеваниях (моресопатии). Нарушения поведения при психических заболеваниях делятся на непсихотические (расстройства личности, умственная отсталость, нервно-психические расстройства) и психотические (шизофрения, эпилепсия, реактивные психозы и др.) [28, c. 46].

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль). Девиантное поведение может выражаться в форме: а) поступка (ударить человека по лицу); б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, гр


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.