Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-04-01 | 286 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Дипломная работа
На тему: «Депрессивные состояния у
Подростка и их коррекция»
Выполнил:
Ст-т гр. 653 ППФ
Мазурова Ю.А.
Проверил:
Майсак Н.В.
Астрахань, 2004г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Депрессивные состояния как психологический феномен …………...6
1.1. Депрессия как эмоциональное состояние личности ………………………6
1.2. Характеристика депрессивных состояний у подростков ………………...12
1.2.1 Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных состояний у подростков …….................................................12
1.2.2. Особенности протекания депрессивных состояний у подростков...22
1.3. Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков ………………………………………………………...32
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков………………………………………………………………………..39
2.1. Диагностика депрессивных состояний у подростков ……………………39
2.1.1.Применение опросника CDI («Описание детской депрессии») в изучении депрессивных состояний у подростков ……………………….39
2.1.2.Использование опросника СПА («Социально-психологическая адаптивность») для выявления дезадаптации у подростков …………….42
2.1.3. Применение стандартизированной беседы и теста Люшера для подтверждения состояния депрессии у подростков ……………………..46
2.2. Программа коррекционной работы с депрессивными подростками …………………………………………………………………………………….52
2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками ………..59
Заключение …………………………………………………………...................64
Список литературы ……………………………………………………………..68
|
Приложение …………………………………………………..............................71
Введение.
Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом пристального внимания психологов. Исследованиями в этой области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Адлер А., Изард К.Э., Павлов И.П., Сеченов И.М., Селье Г., Фрейд З., Юнг К., и др.). Еще античные философы отметили, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешности, поведения, поступков, но и характера влияния на других людей. В ситуации угрозы, опасности, обиды происходят изменения в эмоциональной сфере личности, что является предпосылкой развития стрессовых реакций, следствием которых являются тревожность, невротичность, депрессия.
К началу третьего тысячелетия на одно из первых мест выходит проблема депрессивных расстройств. По этому поводу во всем мире ведутся обширные и интересные исследования. По данным Всемирной организации здравоохранения(1998г.) депрессии подвержено от 5 до 15 % всего населения земного шара. По прогнозам американских исследователей к 2010-2030 году депрессия выйдет на первое место по распространенности. Профессор О. П. Вертоградова провела исследование, в котором показала, что в рамках психоневрологического диспансера депрессивные расстройства составляют 1%, при массовом обследовании на промышленном предприятии обнаружилось уже 26%, а среди обратившихся на прием к терапевту в городскую поликлинику доля таких больных составляет 68%. Депрессия настолько распространена, что ее часто называют “болезнью XX века”.
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональное неблагополучие подростка – один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия – депрессивные состояния.
|
В 60-70 г.г. ХХ столетия подростковая депрессивность упоминалась лишь зарубежными исследователями и только в клиническом смысле (Эйслер, 1958г., Оффер, 1969г., Раттер, 1976г., Ковакс, 1984г.). В 90-е г.г. ХХ века и в начале ХХI века произошли серьезные изменения в исследовании депрессии у подростков. В зарубежной и отечественной науке наблюдается значительный рост интереса к этой проблеме со стороны психологии – общей, педагогической, возрастной. Появились фундаментальные теоретические труды, крупномасштабные исследования (Коул, 1991г., Ратерсон и Капалди, 1990г., Ковакс, 1992г., Хейманс, Подольский, 1996г.) Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко (5-6%), но эти состояния опасны по своим последствиям; они осложняют процесс взросления и могут приводит подростков к дезадаптации.
Поскольку депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы. Следовательно, проблема данного исследования состоит в изучении специфики депрессивных состояний у подростков и нахождение оптимальных способов их коррекции.
Объектом исследования выступают депрессивные состояния у подростков.
Предмет исследования - процесс коррекции депрессивных состояний у подростков.
Цель исследования: выявление оптимальных методов психологической коррекции и осуществление коррекции депрессивных состояний у подростков.
Гипотеза: депрессивные состояния подростка имеют определенные психологические особенности, своевременная коррекция которых позволяет повысить адаптивность подростков и способствует профилактике возможной дезадаптации.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую и научно-практическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить специфику депрессивных состояний в подростковом возрасте.
3. Определить оптимальные приемы, методы, пути коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте.
4. Разработать и апробировать программу коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте.
База исследования: СОШ № 4 г. Астрахани.
|
Испытуемые – 62 подростка, 8-9-ых классов.
Методы исследования: опросники CDI («Описание детской депрессии») и СПА («Социально-психологическая адаптивность»), индивидуальная стандартизированная беседа, тест Люшера.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения. Основное содержание работы изложено на 70 страницах.
Лод
Лодол
Олроддж
Выводы.
В ходе рассмотрения литературы по данной тематике были сделаны следующие выводы. Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко, но эти состояния опасны по своим последствиям и часто сочетаются с другими проблемами, такими как нарушение пищевого поведения, суицидальное поведение, нервно-психическое напряжение. Подольский А. отмечает, что депрессия и тревожные состояния, депрессия и поведенческие нарушения, включая импульсивное поведение, часто появляются вместе.
Депрессия накладывает отпечаток на все стороны личности: познавательную, поведенческую, эмоционально-волевую и т.п.
Депрессия в подростковом возрасте не является нормальным кризисным проявлением и требует особого рассмотрения, для избежания ее дальнейшего развития и перехода в область психопатологии.
Причины возникновения депрессивных состояния могут быть самыми различными: от генетической предрасположенности до проявлений возрастных кризисов, среди которых наиболее остро протекает подростковый. Проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии, а также депрессия способствует возникновению проблем в ролевом переходе подростка.
Депрессия обнаруживается чаще у девочек-подростков, чем у мальчиков.
Среди подходов к коррекции депрессии выделяют следующие: психоаналитический, когнитивно-поведенческий, поведенческий, а также семейная и групповая психокоррекция. Наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является комплексный подход, который и будет использоваться в практической работе, описание которой будет представлено далее.
Таблица № 1. Данные по опроснику CDI.
№ | № | возраст | пол | CDI | № | № | возраст | пол | CDI | |
|
|
|
| балл |
|
|
|
| балл | |
1 | Н.С. | 14 | М | 18 | 32 | И.Н. | 14 | Ж | 18 | |
2 | Ж.Д. | 14 | М | 14 | 33 | Х.Л. | 13 | Ж | 14 | |
3 | А.Д. | 14 | М | 10 | 34 | А.С. | 14 | М | 10 | |
4 | А.Н. | 14 | М | 10 | 35 | А.М. | 14 | Ж | 16 | |
5 | А.Я. | 14 | Ж | 9 | 36 | В.С. | 13 | Ж | 18 | |
6 | Х.Д. | 13 | М | 18 | 37 | Г.С. | 14 | М | 11 | |
7 | М.Н. | 14 | Ж | 10 | 38 | П.А. | 14 | М | 10 | |
8 | З.С. | 13 | М | 14 | 39 | Т.К. | 15 | Ж | 13 | |
9 | К.Р. | 14 | М | 19 | 40 | Я.М. | 13 | М | 9 | |
10 | А.К. | 13 | М | 15 | 41 | С.О. | 13 | Ж | 4 | |
11 | Б.Я. | 13 | Ж | 19 | 42 | Т.И. | 14 | М | 17 | |
12 | О.М. | 14 | Ж | 12 | 43 | К.С. | 14 | Ж | 15 | |
13 | А.К. | 13 | Ж | 13 | 44 | Т.А. | 14 | Ж | 14 | |
14 | М.Е. | 14 | Ж | 13 | 45 | А.Д. | 14 | Ж | 3 | |
15 | С.А. | 13 | Ж | 4 | 46 | Д.А. | 15 | М | 2 | |
16 | Б.А. | 14 | Ж | 4 | 47 | О.С. | 14 | Ж | 21 | |
17 | С.Ю. | 13 | Ж | 10 | 48 | Р.Л. | 14 | Ж | 10 | |
18 | Б.А. | 15 | Ж | 21 | 49 | Б.И. | 13 | М | 10 | |
19 | Р.С. | 14 | Ж | 11 | 50 | О.К. | 13 | Ж | 9 | |
20 | М.Д. | 14 | Ж | 14 | 51 | И.К | 14 | Ж | 8 | |
21 | К.М. | 14 | М | 15 | 52 | С.О. | 13 | Ж | 4 | |
22 | С.А. | 15 | М | 17 | 53 | М.К. | 15 | Ж | 10 | |
23 | К.М. | 14 | Ж | 11 | 54 | С.А. | 14 | М | 11 | |
24 | С.К. | 14 | Ж | 19 | 55 | Л.А | 13 | М | 6 | |
25 | М.С. | 14 | М | 10 | 56 | Ю.Н. | 13 | Ж | 7 | |
26 | С.К. | 13 | Ж | 12 | 57 | А.Л | 14 | М | 12 | |
27 | Г.М. | 14 | М | 4 | 58 | А.Р. | 14 | Ж | 4 | |
28 | С.И. | 14 | М | 6 | 59 | О.Х. | 14 | Ж | 9 | |
29 | Г.А. | 13 | Ж | 8 | 60 | М.Л. | 15 | Ж | 10 | |
30 | И.А. | 14 | М | 10 | 61 | К.Л. | 14 | М | 11 | |
31 | Я.Ю. | 14 | Ж | 21 | 62 | А.А. | 14 | Ж | 6 |
Диаграмма №1.
2.1.2. Использование опросника СПА («Социально-психологическая адаптированность») [12]
В данном психологическом исследовании был использован опросник СПА (К.Роджерс и Р.Даимонд, 1954г., адаптирован Осницким А.К., 1998г.), в целях подтверждения гипотезы о том, что испытуемым, показавшим высокий балл по опроснику CDI свойственен низкий уровень адаптивности (бланк опросника находится в Приложении № 2).
Цель: выявить уровень адаптированности\ дезадаптированности в системе межличностных отношений и в качестве оснований для дезадаптации предполагается ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, эмоциональный дискомфорт.Опросник состоит из 101 утверждения, в которых содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях привычках, стиле поведения. Испытуемый должен соотнести каждое
утверждение со своими привычками, со своим образом жизни и оценить его по 7-балльной шкале:
0 – это ко мне совершенно не относится;
1 – это на меня похоже;
2 – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
3 – не решаюсь отнести это к себе;
4 – это на меня похоже, но нет уверенности;
5 – это на меня похоже;
6 – это точно про меня.
Данный опросник состоит из 8 шкал, семь из которых включают по 2 подшкалы.
№ | № | Показатели |
| Номера высказываний |
|
| нормы |
1 | а | Адаптивность | 4,5,9,12,15,19,22,23,26,27,29,33, | 68- 170 | |||
35,37,41,44,47,51,53,55,61,63,67,
| |||||||
72,74,75,78,80,88,91,94,96,97,98 | |||||||
б | Дезадаптивность | 2,6,7,13,16,18,25,28,32,36,38,40, | 68 - 170 | ||||
42,43,49,50,54,56,59,60,62,64,69, | |||||||
71,73,76,77,83,84,86,90,95,99,100 | |||||||
2 | а | Лживость | 34,45,48,81,89, | 18 - 45 | |||
б |
| 8,82,92,101 | |||||
3 | а | Приятие себя | 33,35,55,67,72,74,75,80,88,94,96 | 22 -52 | |||
б | Неприятие себя | 7,59,62,65.90,95,99 | 14 -35 | ||||
4 | а | Приятие других | 9,14,22,26,53,97 |
| |||
б | Неприятие других | 2,10,21,28,40,60,76 | 14-35 | ||||
5 | а | Эмоциональный | 23,29,30,41,44,47,78 | 14 - 35 | |||
комфорт | |||||||
б | Эмоциональный | 6,42,43,49,50,83,85 | 14 - 35 | ||||
дискомфорт | |||||||
6 | а | Внутренний | 4,5,11,12,13,19,27,37,51,63,68,79 | 26 - 65 | |||
контроль | 91,98 | ||||||
б | Внешний | 25,36,52,57,70,71,73,77 | 18 - 45 | ||||
контроль | |||||||
7 | а | Доминирование | 58,61,66 |
| |||
б | Ведомость | 16,32,38,69,84,87 |
| ||||
8 |
| Эскапизм | 17,18,54,64,86 |
|
Восьмицветовой тест Люшера
Цель: выявление эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния.
Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. Основные преимущества данной методики: быстрота тестирования, простота поставленной перед испытуемым задачи, полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой, возможность многократного повторного тестирования того же испытуемого, результат не зависит от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний.
Цветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов. Каждый цвет имеет свой порядковый номер.
Основные цвета и их символические значения:
№1 – синий цвет. Символизирует спокойствие, удовольствие, нежность и привязанность.
№2 – зеленый цвет. Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение.
№3 – красный цвет. Символизирует силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность.
№4 – желтый цвет. Символизирует активность, стремление к общению, Любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.
Дополнительные цвета и их символические значения.
№5 – фиолетовый, №6 – коричневый, №7 – черный, №0 – серый. Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение.
Процедура обследования.
Перемешайте цветные карточки и разложите окрашенной стороной вверх.
Инструкция: «Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится. При этом ориентируйтесь на цвет как таковой, постарайтесь не связывать его с какими-либо вещами – цветом машины, одежды, которая вам к лицу, косметики и прочим...»
Обработка данных.
В результате тестирования выделяем следующие позиции: оба самых симпатичных цвета получают «+», вторая пара – приятные цвета – «*», третья пара – безразличные цвета – «=», последняя пара – несимпатичные цвета – «-».
Результаты и интерпретации смотрятся по таблицам по каждой паре цветов.
Интерпретация результатов:
Таблица № 6 | ||||
№ | Фамилии | Пол | Возраст |
|
1 | С.Н. | М | 14 | 70365124 |
2 | Р.К. | М | 14 | 6753241 |
3 | Я.Б. | Ж | 13 | 76031524 |
4 | А.Б. | Ж | 15 | 73516204 |
5 | А.С. | М | 15 | 67035124 |
6 | К.С. | Ж | 14 | 75063142 |
7 | С.Я. | Ж | 14 | 50731264 |
8 | Н.И. | Ж | 13 | 57136042 |
9 | С.В. | Ж | 13 | 10267543 |
10 | И.Т. | М | 14 | 67051423 |
11 | С.О. | Ж | 14 | 7615432 |
12 | Д.Х. | М | 13 | 67104253 |
В таблице № 6 представлены результаты теста Люшера, из которых видно, что все подростки находятся в негативном эмоциональном состоянии, и испытывают стремление к его ликвидации., т.к. считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные – на последних. Также считается, что присутствие серого, коричневого или черного в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни.
Большинство испытуемых стремиться либо к уединению, либо к спокойствию и разрешению всех проблем. Нуждаются в одобрении, признании и помощи со стороны окружающих. Результаты теста позволяют принять решение о целях и задачах последующей коррекционной работы.
Далее представлены результаты по первому и последнему цвету по всем испытуемым.
+7-4 (С.Н.;Я.Б.;А.Б.) – разочарование и боязнь, что определять какие-либо новые цели не имеет смысла, вызвали тревогу, ощущение пустоты и презрения к самому себе.
+0-1 (Р.К.) – тревога и беспокойное недовольство вызвали напряжение и стресс.
+6-4 (А.С.) – разочарование и страх, что определять новые цели нет смысла, вызывают тревогу. Переживает от недостатка близких и сочувственных отношений, от недопонимания. Пытается найти спасение в стабильной обстановке.
+7-2 (К.С.) – напряжение, вызванное обстоятельствами, которые выше его возможностей и сил, породило ощущение неполноценности.
+5-4 (С.Я.) – упадок жизненных сил сделал непереносимым дальнейший подъем активности. Хочет спастись бегством в иллюзорный мир.
+5-2 (Н.И.) – сильный стресс вызывают недовольство сложившимися обстоятельствами и эмоц.неудовлетворенность.
+1-3 (С.В.); +6-3 (И.Т, Д.Х) – истощение жизненной энергии сделало невыносимым какой-либо дальнейший подъем и какие-либо требования к возможностям. Ощущение бессилия вызывает у него беспокойство и причиняет острую боль.
+0-2 (С.О.) – неудачная попытка упрочить свое положение в соответствии с собственным высоким мнением о своих достоинствах в сочетании с непрерывным усилием «показать себя», не имея к тому достаточных оснований, привели к стрессу.
Итак, из выше приведенных интерпретаций результатов видно, что все испытуемые находятся в негативном эмоциональном состоянии, проявляют тенденцию к его ликвидации, при помощи уединения, спокойной обстановки. Испытывают потребность в близких, доверительных отношениях, порой углубляясь в мир фантазий. Проявляют недовольство собой, испытывают чувство собственной неполноценности.
Следовательно, по результатам беседы и теста Люшера можно сделать вывод о том, что 12 подростков, показавшим высокие баллы по CDI и СПА, действительно испытывают чувство эмоционального дискомфорта, что подтверждает результаты предыдущего диагностического исследования.
В ходе проведения диагностического исследования на предмет выявления депрессивного состояния у 62 подростков в возрасте 13-15 лет были получены следующие результаты: у 3 человек обнаружено состояние депрессии, 9 испытуемых показали маскированную депрессию. С данными подростками в количестве 12 человек было принято решение о проведение коррекции депрессивных состояний.
План коррекционной программы
Цель: сплочению группы, повышение коммуникативной грамотности участников, обучение навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
«Рекламный ролик». Цель: развитие навыка эмпатии, сплочение группы, развитие коммуникативных навыков.
«Прогулка доверия». Цель: испытать чувство доверия \недоверия, разрешая себе быть незрячим и ведомым, повысить чувство принадлежности к группе, составить представление о важности доверия в группе.
.«Говорю, что вижу». Цель: развитие безоценочного восприятия.
«Официант, в моем супе муха». Цель: развить навыки эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
«Передача движения по кругу». Цель: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне, развитие воображения и эмпатии.
Занятие 10. Тема: «Финал»
СПА шкала адаптивность
В таблице № 8 представлены результаты трех срезов, осуществленных в процессе коррекционной работы по опроснику СПА, по его шкале адаптивности, из которой видно, что произошли изменения, уровень адаптивности повысился. Для подтверждения данных результатов был использован критерий t-Стьюдента, который основывается на статистической проверке достоверности различия средних показателей по двум наборам данных. Далее приведена формула, по которой осуществлены вычисления:
t = |S2ср.1 – S2ср.2| / √(m21 + m22)
Гипотезы:
Hо: Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям данных, статистически достоверно отличаются.
H1: Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям данных, статистически достоверно не отличаются.
Таблица № 8 Результаты трех диагностических срезов по опроснику СПА.
№ | Фамилии | Пол | Возраст | 1-ый замер | 2-ой замер | 3-ий замер | ||||||
а | б | и | а | б | и | а | б | и | ||||
1 | С.Н. | М | 14 | 90 | 119 | 43 | 100 | 109 | 48 | 120 | 86 | 58 |
2 | Р.К. | М | 14 | 96 | 125 | 43 | 105 | 104 | 50 | 115 | 90 | 56 |
3 | Я.Б. | Ж | 13 | 100 | 130 | 43 | 110 | 119 | 48 | 124 | 100 | 55 |
4 | А.Б. | Ж | 15 | 81 | 150 | 35 | 115 | 120 | 49 | 118 | 101 | 54 |
5 | А.С. | М | 15 | 92 | 110 | 46 | 108 | 111 | 49 | 124 | 96 | 56 |
6 | К.С. | Ж | 14 | 90 | 129 | 41 | 124 | 123 | 50 | 128 | 112 | 53 |
7 | С.Я. | Ж | 14 | 91 | 148 | 38 | 112 | 122 | 48 | 118 | 98 | 55 |
8 | Н.И. | Ж | 13 | 86 | 130 | 40 | 99 | 109 | 48 | 110 | 87 | 56 |
9 | С.В. | Ж | 13 | 114 | 100 | 53 | 112 | 100 | 53 | 114 | 80 | 59 |
10 | И.Т. | М | 14 | 61 | 70 | 47 | 98 | 72 | 58 | 116 | 72 | 62 |
11 | С.О. | Ж | 14 | 101 | 130 | 44 | 116 | 123 | 49 | 116 | 109 | 52 |
12 | Д.Х. | М | 15 | 62 | 145 | 30 | 100 | 118 | 46 | 120 | 100 | 60 |
|
|
|
| Xср.=42 | Xср.=50 | Xср.=56 |
1. Замер 1 и замер 2.
S2ср.1 = 32
S2ср.2 = 9
m21 = 2.7
m22 = 0.75
t = |32 – 9 | / √2.7 + 0.75 = 23/1.86 ≈ 12.36
2. Замер 2 и замер 3.
S2ср.2 = 9
S2ср.3 = 8
m22 = 0.75
m23 = 0.66
t = |9 – 8 | / √0.75 + 0.66 = 1/1.187 ≈ 0.84
3. Замер 1 и замер 3.
S2ср.1 = 32
S2ср.3 = 8
m21 = 2.7
m23 = 0.66
t = |32 – 8 | / √2.7 + 0.66 = 24/1.83 ≈ 13
Из таблицы критических значений для критерия t-Стьюдента выяснили, что t кр. (0.05) ≥ 2.07, вследствие чего, выборочные средние величины по третьему и по второму замерам статистически достоверно не отличаются, а вот средние величины по второму и первому замерам, а также по первому и третьему замерам статистически достоверно отличаются.
Следовательно, процесс коррекции был осуществлен, и поставленная цель была достигнута.
Таким образом, измерение на всех этапах исследования показали, что процесс психологической коррекции депрессивных состояний у подростков осуществлялся в полной мере. Показатели депрессии уменьшались. Следовательно, программа, разработанная автором дипломной работы, оказалась эффективной для коррекции депрессивных состояний у подростков и может быть рекомендована практическим психологам для использования в работе с подростками, в соответствии с ее целями и назначением.
Заключение
Психическое неблагополучие подростков, касающееся эмоциональной сферы, имеет далеко идущие последствия. Написание данной дипломной работы было определено следующей гипотезой:депрессивные состояния подростка имеют определенные психологические особенности, своевременная коррекция которых позволяет повысить адаптивность подростков, и способствует профилактике возможной дезадаптации.
Проведенный в первой главе данной дипломной работы анализ современного состояния проблемы позволил прийти к заключению, что, несмотря на большое внимание психологов и представителей смежных специальностей к проблеме депрессивности, используемый понятийный аппарат еще недостаточно совершенен. Так, само понятие «депрессия» до настоящего времени остается спорным и неоднозначным. Оно используется как характеристика настроения, как название синдрома и как название отдельного заболевания. Тем самым именно взаимодействие медицинского и психологического знания становится необходимым для практического решения проблемы диагностики и коррекции эмоционального неблагополучия у подростков. При этом на первое место среди трех основных групп депрессивных явлений выступает психологическое исследование депрессивных состояний, поскольку депрессия как заболевание в преобладающей степени относится к юрисдикции медицины, а депрессивное настроение, как правило, - проявление различных психологических механизмов, связанных как со спецификой подросткового возраста, так и с индивидуально-типическими психологическими и психофизиологическими характеристиками подростков.
Именно депрессивные состояния как тревожный сигнал эмоционального неблагополучия подростка, не всегда вызывая к себе достаточно внимательного отношения специалистов и родителей, и стали объектом нашего исследования.
На основании имеющихся в литературе данных мы выделили ряд направлений и подходов к исследованию психологического содержания депрессии, механизмов ее возникновения и коррекции, в связи с тем, что процесс коррекции депрессивных состояний явился предметом данной дипломной работы.
Проведенный анализ литературы показал, что депрессивные состояния обнаруживают связь с теми характеристиками жизнедеятельности подростка, которые являются для него наиболее значимыми. Это относится к межличностным отношениям в семье и детско-родительским отношениям, комплексу отношений, в которые вступает подросток в процессе школьного обучения, к стрессогенным жизненным событиям. Рассмотрели пути и методы психологической коррекции депрессивных состояний в различных психологических подходах.
В практической части данной дипломной работы отражены результаты диагностического исследования и проведенной коррекционной работы.
Диагностика показала, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.
Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50% испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания. В ходе диагностики было выяснено, что подростки, показавшие высокие баллы по опроснику, направленному на выявление депрессии, проявляют тенденцию к дезадаптации, что было выяснено с помощью опросника социально-психологической адаптивности. Для подтверждения проявившейся зависимости между уровнем депрессии и уровнем адаптивности была проведена ранговая корреляция, с использованием коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. Зависимость оказалась статистически достоверной. Для проведения более качественной диагностики была использована специально разработанная стандартизированная беседа, а также тест
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!