Реформа системы бухгалтерского учета — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Реформа системы бухгалтерского учета

2020-04-01 185
Реформа системы бухгалтерского учета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Требования к современному бюджетному учету в настоящее время вытекают из двух документов международных организаций - Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФООС), принятых Международной федерацией бухгалтеров, и Статистики государственных финансов (СГФ), рекомендованной к применению Международным валютным фондом. Если первый документ уже опубликован на русском языке, то со вторым еще только предстоит познакомиться российской бухгалтерской аудитории. Бухгалтерам бюджетных организаций знакомство с этими документами даст актуальные знания в сфере государственных финансов, а также позволит сориентироваться в направлении реформирования системы бюджетного учета, проводимого Минфином России [8, С.15].

Указанные стандарты формируют, прежде всего, требования к составу и содержанию бюджетной отчетности. При этом в отношении ряда объектов существует более детальное описание порядка их учета.

Отечественной системе бюджетного учета еще предстоит пройти определенный путь, чтобы достичь как понимания необходимости применения тех или иных стандартов, так и непосредственной реализации их требований. Кроме того, следует учесть различие и новизну понятийного аппарата стандартов.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности [7].

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформирование бухгалтерского учета осуществляется по следующим основным принципам:

- совершенствование нормативного правового регулирования;

- формирование нормативной базы (стандарты);

- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

- международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

В странах с развитой рыночной экономикой регулирование бухгалтерского учета осуществляется с помощью учетных стандартов, под которыми обычно понимают правила подготовки финансовой отчетности. Вот почему реформирование бухгалтерского учета проводится в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Правила ведения бухгалтерского учета, заложенные в МСФО, формировались как некий компромисс уже действовавшей практики учета в странах с развитой рыночной экономикой. Важнейшей задачей международных стандартов является обеспечение пользователей (прежде всего внешних) полной, понятной и объективной информацией о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов.

МСФО - свод правил подготовки финансовой отчетности, методов, терминов и процедур бухгалтерского учета, разработанный международными организациями и носящий рекомендательный характер. МФСО разрабатывается Международным комитетом по бухгалтерским стандартам, созданным зарубежными странами в 1973г.

В последнее время практически все ведущие организации мира, действующие на финансовых рынках, Международная федерация бухгалтеров, Европейская федерация бухгалтеров, Международная комиссия по ценным бумагам, Совет по стандартам финансового учета США, Управление по международным стандартам пришли к выводу о необходимости разработки единых международных стандартов учета.

Иначе создается ситуация, когда одна и та же компания в одном и том же отчетном периоде может показать в отчетности, как прибыль, так и убыток, в зависимости от того, какие стандарты учета она использует. Крупные компании, чьи ценные бумаги размещены на зарубежных финансовых рынках, готовят отчетность и по российским правилам и по международным стандартам. Поэтому необходимость использования единых стандартов учета бесспорна. Сложность состоит в том, что в настоящее время на рынке в основном превалируют две системы учета: американская (GААР) и международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Американский рынок, как самый крупный в мире предлагает выгодные условия привлечения капитала и поэтому американская система учета имеет достаточно прочные позиции в мире. Между тем, среди американских участников рынка высказывается мнение, что нельзя противопоставлять свою систему финансовой отчетности всему остальному миру. Это может создать некий барьер для входа на рынках иностранных компаний в виде дополнительных затрат на трансформацию отчетности в соответствии с американскими стандартами.

Поэтому американские стандарты отчета имеют тенденцию сближения с МСФО. Об этом свидетельствуют совместные консультации двух органов, устанавливающих стандарты, Совета по стандартам отчетности США и Правление Комитета по МСФО. Ожидается, что к 2005 году различия между этими двумя системами отчетности будут максимально сглажены.

Европейская комиссия признала необходимость изменения Европейских директив по бухгалтерскому учету с целью их соответствия международным стандартам финансовой отчетности, в пользу МСФО высказалась и Европейская федерация бухгалтеров.

На современном этапе гармонизации бухгалтерского учета и отчетности международные стандарты могут быть использованы отдельным экономическим субъектом на добровольных началах в качестве критерия допуска к рынкам капитала. Они могут применяться как наряду с национальными стандартами, так и в качестве национальных стандартов или же национальные стандарты могут быть адаптированы к МСФО.

Однако, МСФО не являются сводом универсальных инструкций по бухгалтерскому учету; они представляют собой компромиссный вариант различных национальных школ. Ни одна страна, имеющая свои традиции в области бухгалтерского учета, не может позволить себе замену национальных стандартов международными. Речь может идти лишь о гармонизации систем.  

В России также проводится определенная работа по вовлечению ее в процесс гармонизации учета. В 1998г. была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Следует отметить, что в России выбран один из наиболее рациональных способов применения МСФО – их адаптация. Она предполагает постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов. Данный способ внедрения МСФО соответствует подходу большинства европейских стран. Минфин утвердил долгосрочный план развития системы бухгалтерского учета (до 2010г.), где поставлена стратегическая цель: создание системы бухгалтерского учета, совместимой с МСФО, обеспечение практической возможности применения МСФО в качестве единственных бухгалтерских стандартов для подготовки финансовой отчетности эмитентами ценных бумаг. Правительством России одобрены также меры по реализации в 2001 – 2005г.г. Программы реформирования бухгалтерского учета. 

Планируется, что обязательность для компаний предоставлять финансовую отчетность и проводить аудит по международным стандартам будет закреплена в законодательном порядке.

В первую очередь (начиная с 2004г.) на использование МСФО перейдут все банки и компании, ценные бумаги которых обращаются на открытом рынке.

Правительством также планирует ввести в обязательном порядке предоставление сводной отчетности по международным стандартам за 2004год (т.е. начиная с 2005г.) для холдингов и групп компаний. При этом каждый участник группы компаний, входящих в холдинг, будет предоставлять отчетность по российским правилам, а холдинг будет сводить отчетность по международным стандартам. Переход на МСФО большинства других предприятий, за исключением небольших компаний с ограниченным кругом заинтересованных лиц, планируется с января 2007г.

За прошедшее время разработан и рекомендован к применению 41 стандарт (действуют 34 стандарта). Каждый стандарт регулирует определенный участок финансовой информации, необходимой к раскрытию для внешних пользователей и содержит в себе информацию об объекте учета, критериях признания объекта в бухгалтерском учете, методы оценки и порядок раскрытия информации об объекте учета в различных формах финансовой отчетности.

Использование МСФО дает возможность многим российским предприятиям повысить шансы в привлечении иностранных инвестиций. Многие ведущие финансовые институты, такие как Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, отказываются рассматривать инвестиционные проекты, если они не будут составлены по МСФО.

Внедрение МСФО в настоящее время возлагает на российских бухгалтеров двойную нагрузку: они вынуждены составлять финансовую отчетность по российским  ПБУ и МСФО. Поэтому нужно разрешить российским предприятиям, использующим международные стандарты финансовой отчетности, составлять финансовую отчетность только в соответствии с МСФО, но это правило планируется ввести лишь в отношении открытых акционерных обществ и иных организаций, чьи ценные бумаги котируются на международных рынках капитала, начиная с отчетности за 2005год.

Международные стандарты финансовой отчетности приняты за основу реформирования российского бухгалтерского учета, потому что они отражают особенности рыночной экономики, имеют особенности рыночной экономики, имеют международное признание и менее трудоемки для внедрения по сравнению с национальными стандартами развитых стран [26, С.59-61].

Важным элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнения ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Исходным материалом для анализа отечественных стандартов может служить План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 мая 1998г. № 587-р.

Перевод российской системы бухгалтерского учета на международные стандарты предполагает соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Воплощение в жизнь этой задачи заставит бухгалтеров переосмыслить свою роль и место в управленческой структуре хозяйствующего субъекта, а общество в целом осознать важность профессии бухгалтера для успешного развития рыночной экономики.  

Заключение

 

Учетная информация имеет огромное значение для эффективного функционирования как хозяйственного объекта, так и любой бюджетной организации, так как она отражает фактическое состояние результатов финансово-хозяйственной деятельности. В связи с этим необходимо систематическое совершенствование методологии бухгалтерского учета как основного поставщика информации.

Бухгалтерский учет в ГУ «ЦГСЭН в Барышском районе» осуществляется по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, утвержденной Минфином РФ от 30 декабря 1999г. №107н (в редакции от 10 июля 2000г. №65н).

Согласно статьи 10 «Регистры бухгалтерского учета» Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ в ГУ «ЦГСЭН в Барышском районе» в качестве учетных регистров применяют бухгалтерские книги, карточки, отдельные листы (применяются для ведения различных журналов).

ГУ «ЦГСЭН в Барышском районе» расходует государственные средства в соответствии с целевым назначением и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию материальных ценностей и денежных средств.

При бухгалтерском учете основных средств в организации, их документальное оформление связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной отчетной документации.

Бухгалтерия ГУ «ЦГСЭН в Барышском районе» систематически осуществляет контроль за поступлением и расходованием материальных ценностей, находящихся на складе, а также сверяет свои записи по учету материалов с записями, ведущимися на складе. Все первичные документы по движению материалов со склада организации поступают в бухгалтерию, где они после соответствующего контроля формируются в пачки.

Основными задачами учета труда и его оплаты в организации являются: точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполненных работ; правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее; учет расчетов с работниками организации, бюджетом, органами социального страхования, Государственным фондом занятости населения, фондом обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ, контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, оплаты труда и фонда потребления; правильное отнесение начисленной оплаты труда и отчисления на социальные нужды на счета издержек производства и обращения их на счета целевых источников.

Бухгалтерская отчетность ГУ «ЦГСЭН в Барышском районе» является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражается нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

Составлением баланса и отчетности завершается цикл бухгалтерского учета, а сам баланс при этом является сводкой остатков средств и их источников, числящихся на конец отчетного периода по счетам бухгалтерского учета. Анализ структуры баланса исполнения сметы доходов и расходов показал, что ГУ «ЦГСЭН в Барышском районе» можно считать одним из стабильных бюджетных организаций города Барыша и Барышского района.

В настоящее время бухгалтерский учет в бюджетных организациях переживает коренной перелом в результате перехода на новый план счетов, внедрения новой Инструкции по бюджетному учету и других нормативных документов.

Основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета определены с учетом перехода к рыночной экономике. Актуальной задачей является приведение отечественной практики бухгалтерского учета в сопоставимость с практикой западных стран, для реализации которой необходимо совершенствовать бухгалтерский учет, внедрять прогрессивные формы и методы учета.

Чтобы усовершенствовать организацию бухгалтерского учета, следует повысить его оперативность и аналитичность. Для этого следует упорядочить, унифицировать и стандартизировать процесс документирования с учетом требований автоматизированной обработки с применением компьютерных систем бухгалтерского учета. Необходимо ликвидировать несоответствие системы документации средством автоматизации учета, максимально упростить первичные документы, совместить с машинными носителями, выбрать оптимальную периодичность их составления.

Здравоохранение и, в частности, санитарно-эпидемиологическая служба, переживает процесс реформирования, в результате которого в 2005 году создаются две организации. Из центра Госсанэпиднадзора - выделяется часть, которая входит в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и как субъект бюджетного учета согласно «Инструкции по бюджетному учету», утвержденной приказом Минфина России №70н от 26.08.04 содержится федеральным бюджетом, то есть попадает в сектор государственного управления. Другая часть входит в федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии», которое как субъект бюджетного учета, согласно вышеназванного приказа попадает в сектор некоммерческих организаций.

Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004г. № 249 утверждена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 -2006 годах. Согласно этому документу основным направлением повышения эффективности использования бюджетных средств является создание механизмов, при которых бюджетные услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм. В этой связи должна быть предусмотрена возможность преобразования государственных (муниципальных) организаций, способных функционировать в рыночной среде, в организации иной организационно-правовой формы. Суть такого преобразования состоит в освобождении государства от обязанности финансового обеспечения таких организаций на основе сметы доходов и расходов и от ответственности по их обязательствам.

Иными словами, государство не желает в дальнейшем продолжать финансировать по смете организации, непосредственно не обеспечивающие реализацию управленческих функций государства и не относящиеся по своей природе к сектору государственного управления. Прежде всего, речь идет об организациях социальной сферы: образования, культуры, здравоохранения.

Именно поэтому вот уже два года в план законопроектной деятельности Правительства РФ вносится проект Федерального закона «О специализированных государственных и муниципальных некоммерческих организациях». Новая организационно-правовая форма, предложенная в законопроекте Правительства РФ, основывается не на праве оперативного управления, предполагающем субсидиарную ответственность собственника (как в бюджетных организациях), а на праве хозяйственного ведения (по аналогии с государственными и муниципальными унитарными предприятиями). Право хозяйственного ведения запрещает организациям самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом.

Хотя, видимо, в ближайшие один, два года «Центр гигиены и эпидемиологии частично будет финансироваться федеральным бюджетом за реализацию противоэпидемических мероприятий, но основные средства будут поступать за выполнение работ и оказание услуг по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, другими, не запрещенными законодательством РФ источниками (Раздел 6 устава «ФГУЗ» Центр гигиены и эпидемиологии).

Задачей предоставленной выше практической части работы являлось исследование состояния организации бухгалтерского учета, вскрытие существующих недостатков в системе учета и определение путей оптимизации финансово-управленческой деятельности исследуемой организации. При анализе баланса исполнения сметы доходов и расходов ГУ «ЦГСЭН в Барышском районе» выявлены существенные затруднения в финансировании организации, проявляющиеся в недостаточном обновлении основных средств и приобретении материальных ценностей, что привело к существенному дефициту расчетов по платежам в бюджет и к неблагополучному общему положению организации. Из вышеизложенного следует, что без необходимого финансового обеспечения невозможно оздоровление сложившейся ситуации. Несмотря на негативные моменты финансирования организации, следует отметить - в результате деятельности за 2004год наблюдается увеличение поступления денежных средств на 0,77% по сравнению с 2003годом. В целом, ГУ «ЦГСЭН в Барышском районе» является наиболее стабильной организацией среди бюджетных организаций города Барыша и Барышского района.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.