Глава 1. Аддиктивное поведение в подростковом и раннем юношеском возрастах как психологическая проблема — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 1. Аддиктивное поведение в подростковом и раннем юношеском возрастах как психологическая проблема

2020-04-01 242
Глава 1. Аддиктивное поведение в подростковом и раннем юношеском возрастах как психологическая проблема 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Данная работа посвящена рассмотрению и анализу аддиктивного поведения в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение. Эта проблема достаточно хорошо исследована отечественными и зарубежными психологами, но все равно не потеряла своей актуальности. Из зарубежных психологов ее исследованием были заняты: Р.Браун [35], G.Valliant [37], J.Parsons [36] и др. В отечественной психологии уделили большое внимание изучению аддикции: Ц. П. Короленко [15], Т. А. Донских [15], Н.В. Дмитриева [9], В.Д.Менделевич [23] и др.

Недавние социологические опросы и медицинские исследования показывают, что употребление алкоголя распространено среди молодежи. С различной частотой употребляют алкоголь, по личному признанию, примерно 82% людей в возрасте 12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь начинает «знакомство» с алкоголем, около 14 лет. Употребляют алкогольные напитки (в том числе и пиво) ежедневно или через день 33.1% молодых людей и 20.1% девушек. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет пьет пиво, а в возрасте 13 лет - двое из трех. Доля злоупотребляющих спиртными напитками в школах составляет 15.7%, в ПТУ - 24.4%, в техникумах и колледжах - 33.7%, в вузах - 32.4% [34].

 Как отмечала В. Лебедько, «различного рода зависимости окружают нас со всех сторон, мы не считаем эти зависимости патологическими, в отличии, например, от героиновой, ведь они - вроде бы не приносят вреда организму, мало того - мы просто не осознаем сам факт этих зависимостей» [18]. Если учитывать, что одним из важнейших свойств нервной системы является формирование и закрепление привычек, можно точно утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть управление своим поведением. Ведь любые вредные привычки, наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как что-то нужное и приятное. Тогда весь смысл управления своим поведением заключается в том, чтобы вовремя распознать предпосылки к образованию ненужной привычки, устранить ее, чтобы не попасть в ее сети.

Целью данной работы является изучение и раскрытие сущности аддиктивного поведения, а также способов его диагностики и профилактики.

Объектом исследования в данной работе будет являться аддикция и аддиктивное поведение.

Предметом исследования - особенности аддиктивного поведения в подростковом и раннем юношеском возрастах.

Задачи исследования:

. Раскрыть сущность понятия аддиктивного поведения и его критерии.

. Исследовать формы аддиктивного поведения в подростковом и раннем юношеском возрастах.

3. Изучить профилактику аддиктивного поведения.

. Рассмотреть диагностики аддиктивного поведения.

При написании работы нами были использованы теоретические методы - анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Структура работы: курсовая работа носит теоретический характер и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 


 

Глава 2. Профилактика аддиктивного поведения. Диагностика аддиктивного поведения

Заключение

 

В нашей работе мы рассмотрели проблему приобщения подростков к психоактивным веществам, также мы упомянули, что к аддикции относятся не только освещенные нами химические зависимости: алкоголизм, наркомания, табакокурение и токсикомания, но и нехимические, такие как: переедание, гиперрелигиозность, шопоголизм, игромания, фанатизм и сектантство и т.д.

Люди с аддиктивным поведением всегда отрицают свои проблемы или не связывают их с опасной зависимостью. Они думают, что их аддиктивное поведение не больше, чем «баловство», что в любой момент они могут избавить от этой пагубной привычки. Подростковая и юношеская аддикция осложняется незнанием или недостаточным знанием о вредной привычке, желанием соответствовать моде, казаться старше, быть «своим» среди друзей и сверстников, желанием стать самостоятельным и рядом других причин, характерных для подросткового возраста. Одной из первых причин такого поведения и отклонения подростков от нормы выделяется нарушение взаимодействия ребенка с социальной микросредой, в которой он находится и развивается. Наибольшее влияние на подростка оказывают родители, сверстники, друзья и школа. Период переходного возраста - тяжелый период. Если ребенок не может найти поддержки и понимания в семье, либо атмосфера в семье не является благополучной, то ребенок может перестать контролировать себя, и это вскоре приведет к печальным результатам. Ведь под воздействие психоактивных веществ чаще всего попадают несовершеннолетние от 11 до 17 лет. Различные психоактивные вещества, будь то алкоголь или наркотики, хотя бы один раз употребляли 85% детей. Наша работа на тему аддиктивного поведения в подростковом и раннем юношеском возрастах и анализ литературы по данной теме приводит нас к выводу: данная проблема не решена в современном обществе, несмотря на многочисленные исследования, она, напротив, преумножается в своих размерах. Причины этой проблемы различны: родители, окружение ребенка и т.д.

В нашей работе мы определили критерии развития аддикции, формы ее проявления, а также рассмотрели некоторые диагностические методики, с помощью которых можно предупредить или выявить аддикцию у ребенка.

 


 

Список используемой литературы

 

1. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция // Под ред. А.А. Александрова. СПб.: Питер, 2008. 384 с.

.   Бабаян Э. А., Гонопольский М. Х. Наркология: (Учебное пособие). - М.: Медицина, 1987. - 335 с.

.   Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров - М.: МПА, 2001. 191 с.

.   Братусь В. С., Сидоров П. И. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма. - М., 1984.

.   В. Д. Менделевич. Психология зависимой личности. - Казань, 2004. 240 с.

.   Головко А.И. О месте эпидемиологических показателей наркологии в общей информационной структуре наркологической ситуации // Биомедицинский журнал. 2007. №8. С.616-621.

.   Головко А.И. Современные классификации психоактивных веществ // Биомедицинский журнал. 2007. №8. С. 622-636.

.   Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга - М.: Класс, 2000. 240 с.

.   Дмитриева Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения. Новосибирск, 2002.

.   Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов // Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2009. 656 с.

.   Дунаевский В. В., Стяжкин В. Д. Наркомания и токсикомания. - М.: Медицина, 1990. 206 с.

.   Ежов И.В., Туревский И.М., Малыгин В.Л. Диагностика и коррекция факторов риска аддиктивного поведения (новые перспективы физической культуры) // Вестник спортивной науки. М.,2003.№2. С.44-51.

.   Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - 2-е изд., стереотипное. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. 144 с.

.   Захаров Н.П. Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости / Н.П. Захаров - М.: "ДеЛи-принт", 2004. 288 с.

.   Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990.

.   Котляров А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus / А.В. Котляров - М.: "Психотерапия", 2006. 480 с.

.   Котляров А.В. Освобождение от зависимостей, или школа успешного выбора / А.В. Котляров - М.: "Психотерапия", 2005. 448 с.

.   Лебедько В., Баранник О. Механизмы человеческих зависимостей и стратегии освобождения от них М.: МГУ, 2005. 56 с.

.   Линский И. В., Минко А. И., Артемчук А. Ф., Гриневич Е. Г., Маркова М. В., Мусиенко Г. А., Шалашов В. В., Маркозова Л. М., Самойлова Е. С., Пономарёв В. И., Бараненко А. В., Минко А. А., Гольцова С. В., Сергиенко О. В., Линская Е. И., Выглазова О. В. Метод комплексной оценки аддиктивного статуса индивида и популяции с помощью системы AUDIT-подобных тестов // Вісник психіатрії та психофармакотерапії. - 2009. - № 2. С. 56-70.

.   Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология не-зависимости / К.С. Лисецкий, Е.В. Литягина - М.: "Универс-групп", 2003. 352 с.

.   Личко А. Е., Иванов М. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения. М.: «Фолиум», 1995, 64 с., 2-е изд.

22. Майтова В.М <http://okrlib.ru/irbis/cgi-bin/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=URAI&P21DBN=URAI&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0,%20%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0>. Как решать проблему наркомании: Проект: Информация к размышлению и действиям / В. М. Майтова. - М., 2002. 80 с.

.   Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича - СПб., 2007. 768 с.

.   Морозов Г.В., Стрельчук И.В. Курение как фактор риска / Г.В. Морозов, И.В. Стрельчук. - М.: Знание, 1983. 96 с.

.   Пил С., Бродски А. Любовь и зависимость / С.Пил, А. Бродски - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. 384 с.

.   Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия.-СПб.: Питер, 2008. 256 с.

.   Реан А.А. "Психология подростка. Полное руководство / Под общей ред. А.А.Реана. СПб., 2008.

.   Рожков М. И., Ковальчук М. А. Профилактика наркомании у подростков: Учебное методическое пособие. - М.: Гуманитарное издание центра ВЛАДОС, 2003. 144 с.

.   Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. М., 2004.

.   Тимошенкова Е.Д. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте. Смоленск, 2006.

.   Худяков А. В. Клинико-социальный анализ формирования и профилактика зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних. Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 2003. 48 с.

.   Цукермен М. Шкала поиска ощущений // Альманах психологических тестов. М., 1995, С.187-189.

.   Шабалина В. Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте / В. Шабалина // Психология подростка. - М., 2003: Прогрессив. био-мед. технологии, 2000. 84 с.

.   Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М. 2001. 48 с.

35. Brown R.I.F. Some contributions of the study of gambling to the study of other addictions. In W.R. Eadingtone & J.A. Cornclius, Gambling Behavior and Problem Gambling. Reno: University of Nevada Press. 1993. P. 241-272.

36. Parsons J. Opioid dependence. Are pharmacotherapies effective? // Austral. Family Physician 2002 Jan;31(1):4-5

.   Vaillant, G.E. A 20-year old follow-up of New York narcotic addicts. // Arch. Gen. Psychiatry. - 1973. - V. 29. - P. 237-241.

.   Winick, C. Maturing out of narcotic addiction. // Bull. Narc. - 1962.- V. 14. - P. 1-7.

.   Winick, C. The life cycle of the narcotic addict and of addiction. // Bull. Narc. - 1964. V. 16. - P.1-11.

40. <http://www.narkotiki.ru/rup.html>

41. <http://www.ozhegov.org/>

Введение

 

Данная работа посвящена рассмотрению и анализу аддиктивного поведения в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение. Эта проблема достаточно хорошо исследована отечественными и зарубежными психологами, но все равно не потеряла своей актуальности. Из зарубежных психологов ее исследованием были заняты: Р.Браун [35], G.Valliant [37], J.Parsons [36] и др. В отечественной психологии уделили большое внимание изучению аддикции: Ц. П. Короленко [15], Т. А. Донских [15], Н.В. Дмитриева [9], В.Д.Менделевич [23] и др.

Недавние социологические опросы и медицинские исследования показывают, что употребление алкоголя распространено среди молодежи. С различной частотой употребляют алкоголь, по личному признанию, примерно 82% людей в возрасте 12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь начинает «знакомство» с алкоголем, около 14 лет. Употребляют алкогольные напитки (в том числе и пиво) ежедневно или через день 33.1% молодых людей и 20.1% девушек. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет пьет пиво, а в возрасте 13 лет - двое из трех. Доля злоупотребляющих спиртными напитками в школах составляет 15.7%, в ПТУ - 24.4%, в техникумах и колледжах - 33.7%, в вузах - 32.4% [34].

 Как отмечала В. Лебедько, «различного рода зависимости окружают нас со всех сторон, мы не считаем эти зависимости патологическими, в отличии, например, от героиновой, ведь они - вроде бы не приносят вреда организму, мало того - мы просто не осознаем сам факт этих зависимостей» [18]. Если учитывать, что одним из важнейших свойств нервной системы является формирование и закрепление привычек, можно точно утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть управление своим поведением. Ведь любые вредные привычки, наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как что-то нужное и приятное. Тогда весь смысл управления своим поведением заключается в том, чтобы вовремя распознать предпосылки к образованию ненужной привычки, устранить ее, чтобы не попасть в ее сети.

Целью данной работы является изучение и раскрытие сущности аддиктивного поведения, а также способов его диагностики и профилактики.

Объектом исследования в данной работе будет являться аддикция и аддиктивное поведение.

Предметом исследования - особенности аддиктивного поведения в подростковом и раннем юношеском возрастах.

Задачи исследования:

. Раскрыть сущность понятия аддиктивного поведения и его критерии.

. Исследовать формы аддиктивного поведения в подростковом и раннем юношеском возрастах.

3. Изучить профилактику аддиктивного поведения.

. Рассмотреть диагностики аддиктивного поведения.

При написании работы нами были использованы теоретические методы - анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Структура работы: курсовая работа носит теоретический характер и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 


 

Глава 1. Аддиктивное поведение в подростковом и раннем юношеском возрастах как психологическая проблема

    Понятие аддиктивного поведения и его критерии

 

Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния с помощью приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [15].

В русском языке сильная склонность, безотчетное влечение к чему-либо обозначается словом пристрастие (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка, 1996) [41]. Это слово и является синонимом заимствованного слова аддикция.

Аддиктивное поведение как вид девиантного поведения личности имеет несколько форм:

·   химическая зависимость (курение, токсикомания, наркотическая зависимость, алкогольная зависимость);

·   нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

·   игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

·   религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Термин аддикция зарубежными исследователями все чаще трактуется как синоним слова зависимость, а аддиктивное поведение как зависимое поведение. Отечественные исследователи считают аддиктивное поведение не полностью сформировавшейся болезнью. Так, например, В. Худяков [31] выделяет 4 критерия аддиктивного поведения:

. Социальным критерием аддиктивного поведения является такая частота группового употребления психоактивных веществ и возникающих физиологических, психологических и социальных последствий, при которой употребление психоактивных веществ становится ведущим способом решения проблем. Аналогично критерий действует и при нехимических аддикциях. Для подростков 13 лет и моложе пороговой частотой является частый прием опьяняющих доз, а для 14-летних и старше - употребление алкоголя чаще одного раза в месяц при неоднократных интоксикационных дозах, а также независимо от возраста - повторное употребление других психоактивных веществ.

. К психологическим критериям аддиктивного поведения относятся: ослабление мотивов, препятствующих приему психоактивных веществ, с формированием группового употребления и закрепление вариантов психологической защиты в виде отрицания, проекции, генерализации и рационализации. Одновременно личностные реакции становятся более острыми и приводят к учащению межличностных и семейных конфликтов и к нарушениям адаптации.

. Физиологическим критерием является рост толерантности не менее чем в 2-3 раза с угасанием рвотного рефлекса при закреплении группового способа злоупотребления психоактивными веществами - при химических зависимостях. 4. Клиническими критериями аддиктивного поведения являются: амнестические расстройства в состоянии алкогольного и токсико-наркологического опьянения; усиление акцентуаций характера с возникновением патохарактерологических реакций, эмоционально-поведенческие и аффективные расстройства с колебаниями настроения дисфорически-дистимического характера; усиление интенсивности аффективного компонента в структуре влечений.

И.Данилина [40] выделяет 6 критериев аддикции:

1. игнорирование значимых ранее событий и действий, как результат зависимого поведения;

.   распад прежних отношений и связей, смена значимого окружения;

.   враждебное отношение и непонимание со стороны значимых для зависимого человека людей;

.   скрытность или раздражительность, когда окружающие критикуют его поведение;

.   чувство вины или беспокойства относительно собственной зависимости;

.   безуспешные попытки сокращать зависимое поведение.

В.Д. Менделевич [23] считает основным критерием диагностики всех видов аддиктивного поведения «изменение состояний сознания в период реализации патологического влечения, которые феноменологически сопоставимы с «особыми состояниями сознания» и «сумеречным расстройством». В. В. Шабалина [33] обращает внимание на то, что «ощущение управляемости со стороны является одним из признаков психической зависимости, личностно-поведенческим компонентом ее когнитивной структуры». Также можно выделить мотивационно-ценностный компонент зависимости, который заключается в представлении объекта зависимости ценности, и эмоционально-волевой компонент, выражающийся в представлении о непреодолимости влечения к объекту зависимости.

Р. Браун и М.Гриффитс [35] сформулировали шесть компонентов, универсальных для всех вариантов аддикции:

·   особенность, «сверхценность»;

·   модификация настроения;

·   рост толерантности;

·   симптомы отмены;

·   конфликт с окружающими и самим собой;

·   рецидив.

Таким образом, мы в своей работе будем рассматривать более узкий аспект - злоупотребление психоактивными веществами, такими как: табакокурение, злоупотребление ингалянтами, алкоголем и наркотиками. Именно так изначально в отечественной психологии трактовалось понятие аддикции.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.