Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-04-01 | 84 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Это – одна из депрессивных отраслей российской промышленности. Сокращение производства здесь началось раньше, замедление темпов снижения наступило позднее, а спад в отрасли был заметно глубже, чем в среднем по промышленности. Из нескольких десятков позиций удалось обнаружить только два вида продукции отрасли, производство которой в 2003 г. было выше, чем в 1994 г., – легковые автомобили и персональные компьютеры. По подавляющему большинству остальных видов продукции производство сократилось в два и более раз. По зерноуборочным комбайнам, например, в 25 раз, по бытовым магнитофонам – в 100.
Выделить в продукции машиностроения какие-либо группы, по которым производство сокращалось выше или ниже среднего, почти невозможно: быстро падало производство и средств производства, и предметов потребления. Все же в относительно худшем положении оказались предприятия, производящие оборудование для депрессивных отраслей: угольной и легкой промышленности, техники для села, нужд самого машиностроения (в первую очередь производители металлообрабатывающего оборудования).
Несколько лучше положение с производством продукции, ориентированной либо на удовлетворение общественных потребностей, спрос на которые сокращается в последнюю очередь (так, удалось избежать обвального сокращения производства в энергетическом машиностроении, стабилен уровень производства автобусов), либо на платежеспособный спрос населения. Так, в 1999 г. наметилась тенденция увеличения производства холодильников и морозильников, цветных телевизоров. Впрочем, более глубокое знакомство со статистикой, в частности выпуска бытовой техники, показывает, что здесь наблюдается резкая дифференциация производителей одних и тех же видов продукции по их способности к адаптации в новых условиях. Так, например, производство цветных телевизоров за 1999 г. в Новосибирской области сократилось в 7,7 раза, в то время как по РФ в целом – возросло в 2,4 раза.
|
В 2000 году рост производства отрасли происходил во всех регионах с машиностроительной специализацией. Более динамично развиваются машиностроительные предприятия, расположенные в регионах Европейской части страны, в то время как восточные регионы в наращивании производства заметно отстают.
В 2001 году рост объема производства в Центральном районе на 41% больше, по сравнению с 1998 годом, это связано с выпуском комплектных электропоездов в Московской области и реализацией проекта в Москве по выпуску автомобилей «Рено-меган».
Рост производства машиностроения в Западной Сибири основан на мероприятиях по реализации крупной федеральной программы по производству оборудования для нефтегазовой промышленности, а также с возможным включением оборонных предприятий этого региона в программы и проекты развития наукоемких производств.
В машиностроении Восточной Сибири не было заметных динамических сдвигов, тем не менее некоторый рост обеспечили предприятия тяжелого, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения.
В результате осуществления мер по реформированию и реструктуризации предприятий несколько изменилась отраслевая структура машиностроения. В общем объеме промышленного производства повысился удельный вес продукции автомобильной промышленности, тяжелого, энергетического, транспортного, тракторного, сельскохозяйственного и строительно-дорожного машиностроения и снизилась доля приборостроения, электротехнической, станкостроительной и инструментальной промышленности.
Стратегия развития данной отрасли на среднесрочную перспективу предусматривает внедрение новейших зарубежных технологий с возможностью импорта оборудования, постепенное накопление опыта его производства на собственных мощностях, а затем развитие отечественных приоритетных технологий. При этом российское машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:
|
1) выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями;
2) производство (в том числе сборочное) наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечением в различных формах иностранного капитала;
3) участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества);
4) точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.
Однако обеспечить решение указанных выше программ может только часть мощностей существующего машиностроительного комплекса, которая главным образом сосредоточена в районах Европейской части страны, включая Урал (92% от общего объема производства отрасли в 2002 году). Таким образом, в среднесрочной перспективе приоритет в развитии машиностроения сохранится за старопромышленными районами запада и центра Европейской части России.
Проявившаяся в 2000 году положительная динамика спроса внутреннего рынка на машины и оборудование сохранится и в ближайшие годы. При этом следует ожидать такое увеличения экспорта некоторых видов машиностроительной продукции. Импорт определенной части машин и оборудования, обусловленный ограниченным потенциалом импортозамещения отечественного машиностроения, сохранится на достигнутом уровне. Существенный структурный сдвиг в объемах реализации продукции на внутреннем рынке в результате импортозамещающего фактора ожидается по легковым автомобилям. На мировом рынке машин и оборудования Россия выступает как поставщик узкого круга специализированных изделий, прежде всего техники военного назначения и отдельных видов энергетического оборудования. Развитие российского экспорта машин и оборудования может произойти при усилении интeгpaциoнных тенденций и подъема экономики стран СНГ. При этом следует ожидать увеличения вывоза продукции российского тяжелого и общего машиностроения для расширения экспорта продукции машиностроения в развивающиеся страны особое значение имеет вocстановление сотрудничества в рамках технического содействия. Весьма значительным остается потенциал российского экспорта оружия и военной техники. Успешное продвижение этой товарной группы на мировой рынок будет достигнуто действенной политической и экономической поддержкой со стороны государства. Реализация отечественных научно-технических проектов организации производства наукоемкой машиностроительной продукции может способствовать значительному увеличению экспорта, доходы от которого могут служить достаточно весомым источником инвестиций в отрасль.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Машиностроение — наиболее наукоемкая отрасль всей индустрии. Ее продукция воплощает в себе все возможные для практического применения достижения НТР. Основная задача машиностроения — обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйства; удовлетворение потребностей населения в разнообразных приборах и аппаратах бытового назначения.
Особенность современного машиностроения — исключительно высокая экспортность его продукции. Это обусловлено очень широким ее ассортиментом по сравнению с любой другой отраслью индустрии (более 3 млн. видов индивидуальных изделий выпускает машиностроение мира). Ни одна страна мира не может вырабатывать такое разнообразие изделий, прежде всего по экономическим причинам, что в свою очередь, предопределило глубокую специализацию машиностроительньного комплекса не только по конечной, но и по комплектующей продукции.
Машиностроение — ранее привилегия только высокоразвитых стран, стало все более распространяться по всему миру, хотя у большинства стран нет «полного» профиля машиностроительных производств и вряд ли когда-нибудь будет, поскольку очень многое зависит от уровня НИОКР и квалификации рабочей силы. Тем не менее дешевизна труда становится главным фактором в размещении машиностроения, и только на втором месте НИОКР и высокая квалификация. За счет этих двух факторов страны ранней индустриализации сохраняют монополию на многие сложные производства, хотя роль квалификации рабочей силы не всегда выступает решающей силой.
|
Общей тенденцией является сдвиг производств низкой и средней сложности из развитых стран в развивающиеся. Этому очень способствуют ТНК, которые переносят свои филиалы в развивающиеся страны, оставляя в странах базирования только НИОКР и сложные производства.
Электронная промышленность — самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. Это предопределило тесное сотрудничество между научно-исследовательскими учреждениями и производственными предприятиями. В условиях рыночной конкуренции потребовалось резко сократить временной цикл от разработки изделия до его выпуска. Это удалось осуществить в технополисах (типа знаменитой Силиконовой долины в США). В них практически нет территориального (а значит, и временного) разрыва между научными исследованиями и производством. Тем самым достигнута высокая экономическая эффективность всего цикла — от момента появления новой идеи до массового выпуска товара. Это стало новым элементом формирующейся географии отрасли.
За короткий срок электронная промышленность превратилась в одну из ведущих отраслей мировой индустрии и индустрии отдельных стран.
Товары электронной промышленности играют все большую роль на мировых рынках. Ведущие производители электронной продукции (США, страны Западной Европы, Япония) обладают обширным внутренним рынком для сбыта этих изделий, и тем не менее треть выпускаемых в мире электронных товаров поступает на внешние рынки. Изделия электроники — одни из самых дешевых видов потребительской продукции машиностроения. Они предназначены для ежегодной продажи многим сотням миллионов жителей планеты.
Литература
1. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология. М., 1977.
2. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник для вузов. — М.: Гардарики, 2000.
3. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. М., 1982.
4. Баранский Н.Н. Географическое разделение труда // Избранные труды. Становление советской экономической географии. М., 1980.
5. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. — М.: ВЛАДОС, 1998.
6. Весь мир в таблицах. Справочник. — Минск; М., 2003.
7. Витковский О.В. География промышленности зарубежных стран.
8. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. / Гл. ред. А. Ф. Трёшников. — М., 1998.
9. География мирового хозяйства. География мировой промышленности. М., 1991.
|
10. География мирового хозяйства. М., 1997.
11. География. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. — М.: Аст-Пресс, 2001.
12. Гладкий К.Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. — М.: Просвещение, 2000.
13. Гладкий Ю. Н., Соколов О. В., Файбусович Э. Л. Экономическая и социальная география: Пособие для поступающих в вузы. — М.: Просвещение, 1999.
14. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник для вузов. — М.: Гардарики, 2000.
15. Год планеты. (Ежегодник). — М.: Республика.
16. Голубчик М. М. Политическая география мира: Учебное пособие для вузов. — Смоленск: СГУ, 1998.
17. Голубчик М. М. Политическая карта мира: Справочное учебное пособие. — Смоленск: СГУ, 2001.
18. Голубчик М.М. География мирового хозяйства. Саранск, 1995.
19. Колосов В.А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. — М.: Аспект Пресс, 2001.
20. Кузнецов А. П. Население И хозяйство мира: Учебник для 10 кл. — M.i Дрофа, 2000.
21. Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география: Учебник для 11 кл. — М.: Дрофа, 1997.
22. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. СПб., 1993.
23. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая и социальная география: Учебное пособие. — М.; Гелиос АРВ, 2001.
24. Максаковский В. П. Географическая культура: Учебник для вузов. — М.: ВЛАДОС, 1998.
25. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. — М.: Просвещение, 2000.
26. Максаковский В.П. Историческая география мира: Учебное пособие для вузов. — М.: Экопрос, 1997.
27. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. М., 1995.
28. На пороге 21 века. Доклад о мировом развитии. 1999/2000 годы. — М.: Весь мир, 2000.
29. Отчет о мировом развитии. — М.: Прайм-ТАСС, 1997.
30. Родионова И. А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебное пособие для учителей. — М.: Московский лицей, 1998.
31. Розан М.С. и др. Современная география мирового хозяйства. М., 1977.
32. Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. М., 1993.
33. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М., 1973.
34. Социально-экономическая география зарубежного мира. М., 1998.
35. Социально-экономическая география зарубежного мира: Учебник для вузов / Под общей ред. В. В. Вольского. — М.: Дрофа, 2001.
36. Страны и народы. Т.: Земля и человечество. М., 1985.
37. Холина В. И. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учебное пособие для 10—11 кл. школ гуманитарного профиля. — М.: Просвещение, 2001.
38. Хорев Б.С. Мировой демографический рост и перспективы человечества // География в школе. 1995. № 5.
39. Хорее Б.С. Очерки геоглобалистики и геополитики. М., 1997.
40. Хорев Б.С. Территориальная организация общества. М., 1981.
41. Шлихтер С.Б. География мировой транспортной системы. Взаимодействие транспорта и территориальных систем хозяйства. М., 1995.
42. Экономика зарубежных стран. Капиталистические и развивающиеся страны / Под ред. В.П. Колесова и др. М., 1990.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!