Место справедливости в этике Античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени: от добродетели к общественному идеалу — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Место справедливости в этике Античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени: от добродетели к общественному идеалу

2020-04-01 187
Место справедливости в этике Античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени: от добродетели к общественному идеалу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

справедливость античность эстетический духовный

Философы Античности (Сократ, Платон, Аристотель) рассматривали справедливость (dike) как важнейшую основу мироустройства и одну из главных добродетелей. Невозможность точно и однозначно охарактеризовать справедливость привела к тому, что предельным выражением этой неопределенности стало ее отождествление с божественным промыслом. Древние верили в божественное происхождение справедливости, ее неотвратимость и неизбежность, справедливое воздаяние каждому по заслугам.

Огромную роль общественно-политическому аспекту справедливости отводил Платон (427 - 347 до н.э.). Размышляя над тем, каким образом должно быть устроено государство, он указывал, что господствующая власть призвана утверждать в общественном сознании такую модель справедливости, которая была бы выгодна имущим слоям населения. Здесь, по мнению автора, древнегреческий мыслитель гениально предвосхищает зависимость утверждаемых в социуме принципов и законов отгех классов и общественно-политических сил, что находятся у власти.

Таким образом, трудно согласиться с античными взглядами Платона на справедливость, поскольку он защищает интересы представителей господствующей власти. Его суждениям присуща некоторая противоречивость. Вместе с тем нельзя не оценить тот огромный вклад, что внес греческий философ в познание вопросов справедливости, представляемой им как благо и величайшая добродетель. Мыслитель достаточно точно указал на ее основополагающее значение в жизни людей, высказал предположение о социальных катаклизмах, вызываемых несправедливостью, и предпринял попытку смоделировать идеальное государственное устройство.

Оригинальную и системную теорию справедливости как важнейшего нравственного регулятора общественных отношений разработал Аристотель (384 - 322 до н.э.). Источником его идей выступает жизнь рабовладельческой демократии. Признавая справедливость социального неравенства рабовладельческого общества, мыслитель заключает: «одни люди по природе свободны, другие - рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо». Именно поэтому он не видит несправедливости в насильственном обращении людей в рабство, в жестоком отношении к ним, в распоряжении ими как вещью.

Проведенный анализ воззрений Аристотеля на справедливость позволил выделить ряд особенностей.

Во-первых, учитывая всевозможные попытки Аристотеля оправдать социальное неравенство, в том числе рабовладение, представляется весьма затруднительным назвать античного мыслителя абсолютным защитником людей униженных и оскорбленных. Однако, несмотря на это, в его философском наследии обнаруживается стремление обосновать необходимость утверждения существенных аспектов справедливости в общественно-политической жизни граждан.

Во-вторых, равенство и неравенство между людьми напрямую зависят у Аристотеля от соблюдения или несоблюдения в государстве справедливости. Мыслитель признает справедливость как равенства в отношении к благу равных людей, так и неравенства неравных.

В-третьих, в отличие от Платона, который, по мнению Аристотеля, не размышлял над возможностью реализации справедливости в практической жизни людей, Аристотель занимался разработкой тех теорий, которые имели прикладное значение и все необходимые условия для своего воплощения в жизнь.

Произошедшее в Средние века радикальное изменение общественно-политической жизни Европы, обусловило не только становление традиционных феодальных отношений и безоговорочное господство религии, но и определило сущность этических взглядов, впитавших в себя идеи античных мыслителей, направленные на постижение первоначал бытия, и установки монотеистической религии, предполагающие наличие надприродного Абсолюта, отождествляемого с Богом. Понятие справедливости стало рассматриваться с божественной точки зрения как воплощение воли Бога, который воздает «каждому по делам его», но не в этой, земной, жизни, а в той, другой - загробной. Автор полагает, что основополагающим началом учения о справедливости Августина Блаженного (354 - 430) и Фомы Аквинского (1225-1274), в отличие от взглядов античных мыслителей, является прочная религиозная составляющая, определяющая теологический смысл данной этико-философской категории.

Этические взгляды Средневековья на справедливость подверглись радикальному пересмотру в эпоху Возрождения, являющуюся одной из самых ярких в истории человечества. Если античная философия раскрывала проблему космоса, а средневековая была сосредоточена на Боге, то для философии Возрождения наибольшую ценность представляет человек. Черпая свои идеи в античной традиции, гуманисты акцентировали свое внимание на проблеме справедливости, мужества, свободы личности.

Понимание справедливости в эпоху Возрождения, отраженное в творчестве Пикколо Макиавелли (1469-1527), сводится больше к исследованию вопроса о неизбежности для правителя отступать от справедливости ради достижения определенной цели. Учение Макиавелли, свободное от теологии, разграничивает власть и мораль и рассматривает их как два не связанных друг с другом понятия.

Изучением проблемы справедливости активно занимались также представители Нового времени: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк. Они рассматривали ее с утилитарно-правовых позиций как предмет соглашения между свободными и равными индивидами по поводу взаимного признания их прав. Основная цель справедливости, по мнению Ф. Бэкона (1561-1626), состоит в заботе об общем благе. «Только благодаря наличию справедливости, человек человеку - бог, а не волк» 5, - пишет мыслитель в своей работе «О достоинстве и приумножении наук», указывая, что «…справедливость состоит в том, чтобы не делать другому того, чего не желаешь себе» 6.

Следуя за Платоном и Аристотелем, Т. Гоббс (1588-1679) строит свои рассуждения о справедливости на основе некоторых антропологических допущений, однако его трактовка человеческой природы радикально расходится с той, которую диссертант обнаруживает в античной мысли. Если Аристотель, рассматривая человека как «животное политическое», допускает существование естественного неравенства, то Гоббс вводит понятие естественного (дополитического) состояния, провозглашая его равенство. Гоббс определяет справедливость как «соблюдение соглашений,… правило разума, запрещающего нам делать что-либо, что пагубно для нашей жизни» 7. Именно государство, принимая законы, обеспечивает наличие справедливости и принуждает следовать ей.

Единственно справедливым, с точки зрения Д. Локка (1632-1704), является правление закона: «…кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов…». Законы, по Локку, выступают средством для достижения справедливости, поэтому они должны приниматься только с согласия общества.

 


 

1.2 Феномен справедливости как духовный источник преобразования в этических взглядах И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля (XVIII-XIX вв.)

 

Строя свои представления о справедливости на уважении ближнего и соблюдении его интересов, И. Кант (1724-1804) в основу своей концепции положил по существу христианский принцип: «возлюби ближнего своего, как самого себя». Категория справедливости, по Канту, априорна и абстрактна. Она не зависит от конкретных эмпирических обстоятельств и фактов, не определяется характером общественных отношений по той причине, что всегда существует возможность неправильного понимания или искажения ее сущности.

Справедливость в этике Канта проявляется не только в земной человеческой жизни, поступках людей, но и предполагает наличие Бога как гаранта справедливости в мире, единственного, кто может постичь всю глубину самых сокровенных мыслей любого человека, воздав при этом каждому по заслугам. Божественная природа справедливости недоступна человеческому разуму, она дана ему в ощущениях и чувствах. Бог, по мнению мыслителя, есть причина нравственного порядка в мире, без которого моральный образ действий и блаженство остались бы несогласованными.

Кант придавал понятию справедливости ярко выраженное нравственное звучание, считая исследование ее сути одной из основных задач философии. С точки зрения немецкого классика, человек как нравственное существо подчиняется только нравственному долгу, который выражается в форме нравственного закона, требующего поступать так, чтобы правило личного поведения одного могло стать правилом поведения всех.

Основой справедливости, по мнению Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831), выступает свобода и воля. То, что лишено свободы, нельзя охарактеризовать как справедливое или несправедливое. Рассматривая абсолютную идею исходным началом справедливости, ее первоосновой, философ усматривает сущность справедливости в приобретении свободой своего наличного бытия. Следует признать, что немецкий мыслитель подчеркивает неизбежность и справедливость неравенства собственности. В «Философии права» он убедительно показывает, что деление имущества на равные части не ведет к равенству, для его установления нужны иные основания. Проводя тесную связь справедливости с равенством, Гегель полагает, что справедливость «требует считать других равными себе самому».

Изучая взаимосвязь справедливости и права, Гегель проявляет особый интерес к проблеме достижения справедливости в гражданском обществе и ее формального закрепления в праве как важном регуляторе общественных отношений. Нравственность он рассматривает как определенное воссоединение блага и субъективной воли, в котором получают свое выражение одновременно правовое требование и моральное убеждение как внешнее и внутреннее бытие свободы.

Итак, проведенный анализ этических идей Канта и Гегеля дает возможность сделать вывод о том, что тема справедливости является сквозной в их творчестве, поскольку анализируется через важнейшие составляющие ее понятия совести, свободы, равенства, права. Выявление тесной взаимосвязи справедливости с данными категориями позволяет, по мнению автора, раскрыть сущность столь сложного и многогранного феномена справедливости.

Новаторство Канта заключается не только в том, что проблема справедливости начинает рассматриваться им на языке права, но еще и в том, что он фактически уравнивает в правах морального и правового субъекта. Гегель, указываяна духовное происхождение справедливости, являющейся исходным началом абсолютной идеи, и отмечая в ее сущности величайшее проявление божественной силы, мудрости и свободы, подчеркивает неизбежность и справедливость имущественного неравенства, признавая лишь равные начальные возможности.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.