Категория справедливости в этике Всеединства В.С. Соловьева — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Категория справедливости в этике Всеединства В.С. Соловьева

2020-04-01 169
Категория справедливости в этике Всеединства В.С. Соловьева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основным принципом, на котором основывается философия В.С. Соловьева (1853-1900), является Всеединство, суть идеи которого сводится к поиску гармоничного соотношения между единством бытия мира и множественностью входящих в его состав элементов, где «единое есть все», а «все есть одно». Одним из центральных понятий этики Всеединства Соловьева является справедливость. Она выражена в Боге, который рассматривается в качестве наивысшего духовного начала, без которого человек не может реализовать свое нравственное совершенство.

Непосредственная взаимосвязь добра с нравственным смыслом жизни у Соловьева обусловлена тем, что по своему назначению человек есть «безусловная форма для Добра как безусловного содержания» и, следовательно, смысл его жизни может быть найден только через добро, так же как и добро может быть оправдано только смыслом жизни. Если у Канта человек делает добро ради самой идеи добра, ради долга и уважения к нравственному закону, то для Соловьева этого явно не достаточно. Он обращается к понятию Всеединства, полагая, что человек должен быть предрасположен к добру, понимать его сущность, а идея добра должна быть присуща человеческому разуму.

В своей концепции мыслитель ведет речь о двух видах справедливости: юридической (или отрицательной), которая означает формальное равенство в свободе, и подлинной (или положительной), представляющей собой равенство, «восстановленное» Добром, или «объективную форму Любви». Философ полагает, что первая является рационально-правовым принципом государства, а вторая - нравственным принципом.

Соловьев уделяет особое внимание изучению справедливости сквозь призму единства права и нравственности. Пытаясь определить соотношение данных понятий, он обращается к работам Л.Н. Толстого и Б.Н. Чичерина-двух представителей противоположного воззрения, которые пытались полностью отделить и разграничить друг от друга право и нравственность. Толстой целиком отвергает право, рассматривая его как относительное зло, в

то время как Чичерин в своем чрезмерном превознесении права предписывает ему полную самостоятельность по отношению к морали.

В своем учении Соловьев возражает обоим мыслителям, утверждая нравственное значение права как необходимого средства, дающего возможность для осуществления нравственного идеала. Между правом и нравственностью в их взаимообусловленности и общности существует многоступенчатая связь: право есть неизбежный этап для эмпирического становления нравственности и справедливости, именно в этоми лежит нравственное оправдание права».

Выводы Соловьева относительно природы права, рассматриваемого как триединый феномен, включающий в себя внешние свойства, рациональный смысл, а также духовную идею, соответствуют, по мнению автора, концепции Всеединства, а наличие в праве духовного компонента, внутренней идеи свидетельствует о его внутренней связи с Абсолютно сущим.

Учение Соловьева о справедливости представляет собой синтез этических взглядов Канта и Гегеля, отраженных в творчестве русского мыслителя в критически переработанном и преобразованном виде. Интеграция взаимно исключающих друг друга принципов Канта и Гегеля происходит таким образом, что их очевидные расхождения воплощаются у Соловьева в примиряющем единстве.

Значительный интерес Соловьев проявляет к проблеме наказания как возмездия злом за зло. Философ рассматривает наказание как нечто совсем несовместимое с христианской справедливостью и морально-этическими принципами, а возмездие, илиотомстительная справедливость, для мыслителя не допустима ни в юридическом, ни в нравственном смысле.

Итак, проанализировав этические взгляды Соловьева на справедливость, можно сделать вывод о том, что проблема справедливости занимает одно из доминирующих мест в его философии Всеединства. Тему справедливости, по мнению диссертанта, по праву можно назвать основной в творчестве Соловьева. Она имеет ярко выраженный нравственно-религиозный характер и является важным и необходимым условием для осуществления идеи Всеединства, выступая при этом наивысшей ценностью и абсолютной целью человеческой жизни.

Справедливость у Соловьева связана не с идеями соотношения или соразмерности, а, наоборот, с идеями несоизмеримости и Абсолюта. Нравственное содержание справедливости раскрывается Соловьевым через ее воплощение в добре, всепрощении, самоотречении и милосердии. Определение философом справедливости как важного духовно-нравственного начала составляет основу этико-философских взглядов мыслителя.

Уделяя пристальное внимание проблеме справедливости, философ не только проводит непосредственный детальный анализ данного феномена, выявляя при этом различные смыслы понимания справедливости и оценивая взаимосвязь ее важнейших составляющих, но и предлагает средства достижения справедливости, что, по мнению автора, представляется весьма важным.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.