Становление взглядов на справедливость в западной этике — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Становление взглядов на справедливость в западной этике

2020-04-01 137
Становление взглядов на справедливость в западной этике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Проблема справедливости принадлежит к числу вечных вопросов философии и этики и входит в мироощущение человека с незапамятных времен наряду с такими этическими категориями, как правда, истина, добро, свобода. Несмотря на многовековую историю исследования данного феномена как западными, так и русскими мыслителями, однозначного и бесспорного подхода к его осмыслению пока так и не выработано. Во многом это объясняется широтой и многогранностью понятия «справедливость», которое рассматривается в различных областях знания и, в первую очередь, в философии, этике и праве. Именно поэтому обращение к ее анализу в аспекте изучения отечественной этико-философской традиции представляется, с точки зрения диссертанта, чрезвычайно важным.

Воззрения на справедливость, по мнению А.В. Прокофьева, выступают «тем общим ценностным знаменателем, который служит основой для вынесения суждений об оправданности различного рода общественных практик, традиций и институтов» 1. Нужно признать, что общественно-политическое устройство, государственно-правовая система, власть отличаются несовершенством, что, в свою очередь, и позволяет ставить вопрос об их осмыслении именно с позиции справедливости. В этом отношении значимо суждение Э. Кана о том, что «люди прибегают к лексике справедливости, когда они сталкиваются с реальным или воображаемым примером несправедливости»».

Дополнительную актуальность теме работы придает то обстоятельство, что вопросы справедливости приобретают особую остроту в условиях существующей российской действительности. По данным социологических опросов, проводимых Фондом «Общественное мнение», 68% респондентов полагают, что современное общество в целом устроено несправедливо, указывая при этом на социальное расслоение и социальное неравенство, разрыв между доходами самых богатых и самых бедных, крайне низкий уровень жизни людей, проживающих за чертой бедности, нерешенность социальных и жилищных проблем, отсутствие системной социальной помощи конкретным группам населения, трудности с получением бесплатного образования и медицинского обслуживания и многое другое.

Исследование фундаментальных теоретических трудов представителей русской этико-философской традиции (В.С. Соловьева и И.А. Ильина), посвященных вопросам истины, добра, правды, долга, использование и внедрение выработанных ими представлений о справедливости в понимание современной России представляется весьма важным, необходимым и актуальным. Обращение к русской религиозно-этической мысли позволяет сформировать основу национального самосознания, правовую и этическую культуру, направленные на становление более справедливого общественного устройства и развитие гражданского общества.

Таким образом, изучение трактовок справедливости русскими мыслителями, выявление традиций и идейных источников формирования их взглядов, обращение к воззрениям на справедливость в западной этике представляют несомненный научный интерес, подчеркивают оригинальность, самобытность и своеобразие данной проблемы в этической мысли России

Первые представления о справедливости как этической категории, добродетели, ценности были заложены еще в Античности в работах Платона, Аристотеля, Эпикура. Справедливость воспринималась ими как важнейшая основа мироустройства, как некая объективная сила, что дана людям самой природой и богами, направлена на упорядочение общественных отношений.

В дальнейшем античная традиция была продолжена христианской этикой, которая открыла справедливость как категорию не только нравственную, но, в некотором смысле, божественную. В Средневековье справедливость мыслилась Августином Аврелием и Фомой Аквинским как явление «божественного порядка» и проявление воли Бога. Понимание справедливости виднейшим представителем эпохи Возрождения - Никколо Макиавелли сводилось больше к рассмотрению вопроса о неизбежности для правителя отступать от нее ради достижения определенной цели. К исследованию данной проблемы с этико-философских и политико-правовых позиций обращались классики зарубежной этики и философии: Ф. Бэкон, Г.В.Ф. Гегель, Т. Гоббс, И. Кант, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза и другие известные мыслители.

Вместе с тем следует отметить, что феномен справедливости стал предметом рассмотрения и в отечественной этико-философской традиции конца XIX - нач. XX вв., прежде всего у Б.Н. Чичерина, В.С. Соловьева, Л.М. Лопатина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, Н.А. Бердяева, А.С. Ященко, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Г.В. Флоровского, Н.О. Лосского. Их работы явились отправным началом, определившим основу дальнейшего изучения проблемы справедливости современными исследователями.

Этическое видение справедливости во второй половине XX в. не отличалось постоянством. Так, к примеру, вплоть до начала 50-х г. данная проблема вообще выпала из поля научного зрения. Лишь в 50-60-е гг. начали появляться первые труды, рассматривавшие справедливость в нравственном аспекте. К их числу относятся работы Л.Г. Гринберга, О.Н. Крутовой, В.С. Пазенка.

В 70-80-е гг. справедливость уже исследовалась с государственно-правовых и социально-экономических позиций, изучалась ее этико-правовая природа, о чем свидетельствуют работы 3. А. Бербешкиной, Т.И. Заславской, Г.В. Мальцева, М.Н. Руткевича, Л.С. Явича. В конце XX в. на фоне проводимых в России преобразований, радикально изменивших не только устоявшийся жизненный уклад миллионов советских граждан, но и национальное общественное сознание, интерес к исследованию данной темы вновь резко ослабевает.

 


 

Заключение

 

Западные представления о справедливости, впитавшие в себя веяния разных эпох, явились теоретическими источниками философии Соловьева и Ильина, оказав огромное влияние на формирование их взглядов о справедливости.

Обращение к идейным источникам творчества Соловьева и Ильина позволяет автору сделать вывод о преемственности западных взглядов на справедливость в осмыслении данного феномена русской философской мыслью. Античные представления о справедливости как о добре, красоте и гармонии; средневековое толкование справедливости как божественного Провидения, данного Всевышним Творцом; построенная на уважении нравственного закона этика Канта и основанная на духовном происхождении справедливости философия Гегеля - все это удивительным образом переплетается в трудах Соловьева и Ильина.

В целях раскрытия оригинальности и самобытности отечественной этической традиции был проведён анализ теории справедливости Ролза, творчество которого представляет собою современный этап развития западной этики, лежащей в основе русской философской мысли. Несмотря на то, что идеи о справедливости впервые были высказаны Ролзом после кончины Соловьева и Ильина, представления о ней у американского и русских мыслителей при всех их очевидных расхождениях в некоторых аспектах все же совпадают.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что интерес зарубежных и отечественных философов к вопросам справедливости достаточно высок. Данная проблема привлекает внимание ученых, стоящих на разных теоретических платформах, порой вызывая острые дискуссии, что, в свою очередь, свидетельствует о необходимости поиска новых концептуальных уровней осмысления справедливости. Анализируя теоретические подходы к ее изучению, автором подчеркнуто своеобразие этической традиции русских мыслителей, обобщивших взгляды западных философов и выразивших их в новой творчески преобразованной форме.

Проведение анализа русской этико-философской мысли дает возможность разглядеть в категории справедливости конструктивное начало, определяющее соотношение утопического и теоретического понимания основ гражданского устройства, смысла истории и смысла человеческой жизни. Следование в реальной жизни идеалам справедливости, представленным в творчестве Соловьева и Ильина, позволит добиться не только успешного развития российской государственности, динамичного и устойчивого функционирования общественно-политических институтов гражданского общества, но и духовно-нравственного возрождения России в настоящем и будущем.

 


 

Список литературы

 

1. Аристотель. Политика. Кн. 1 (А) 1253а. // Аристотель. Соч.: в 4т. - М.: Мысль, 1984.-Т. 4. - С. 384

. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. / под общ. ред. А.Л. Субботина. - М.: Мысль, 1977. - Т. 1. - С. 365.

. Гегель. Работы разных пет. В 2 т. Т.2. - М.: Мысль, 1971. - С. 71.

. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского II Гоббс Т. Сочинения: в 2 т./ под обш. ред. В.В. Соколова. - М.: Мысль, 1991. - Т. 2. - С. 113.

. Гурвич Г.Д. Два величайших русских философа права: Борис Чичерин и Владимир Соловьев И Правоведение. - 2005. - №4, - С. 153.

. Ильин И.А. Поющее сердце: Книга тихих созерцаний // Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Три речи 1914-1923. Поющее сердце: Книга тихих созерцаний. - М: ACT: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

. Кирсанова О.В. Учение о справедливости в наследии И.А. Ильина / О.В. Кирсанова // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2011. - №4.-С. 145-151.

. Кирсанова О.В. Справедливость и право в этических взглядах И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля / О.В. Кирсанова // Вестник Чувашского университета. - 2011, - №4.-С. 137-142.

. Кирсанова О.В. Справедливость и право в творчестве И.А. Ильина / О.В. Кирсанова // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - №3 (7). - С. 126-128.

. Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та, 1995. - С. 66.

Введение

 

Проблема справедливости принадлежит к числу вечных вопросов философии и этики и входит в мироощущение человека с незапамятных времен наряду с такими этическими категориями, как правда, истина, добро, свобода. Несмотря на многовековую историю исследования данного феномена как западными, так и русскими мыслителями, однозначного и бесспорного подхода к его осмыслению пока так и не выработано. Во многом это объясняется широтой и многогранностью понятия «справедливость», которое рассматривается в различных областях знания и, в первую очередь, в философии, этике и праве. Именно поэтому обращение к ее анализу в аспекте изучения отечественной этико-философской традиции представляется, с точки зрения диссертанта, чрезвычайно важным.

Воззрения на справедливость, по мнению А.В. Прокофьева, выступают «тем общим ценностным знаменателем, который служит основой для вынесения суждений об оправданности различного рода общественных практик, традиций и институтов» 1. Нужно признать, что общественно-политическое устройство, государственно-правовая система, власть отличаются несовершенством, что, в свою очередь, и позволяет ставить вопрос об их осмыслении именно с позиции справедливости. В этом отношении значимо суждение Э. Кана о том, что «люди прибегают к лексике справедливости, когда они сталкиваются с реальным или воображаемым примером несправедливости»».

Дополнительную актуальность теме работы придает то обстоятельство, что вопросы справедливости приобретают особую остроту в условиях существующей российской действительности. По данным социологических опросов, проводимых Фондом «Общественное мнение», 68% респондентов полагают, что современное общество в целом устроено несправедливо, указывая при этом на социальное расслоение и социальное неравенство, разрыв между доходами самых богатых и самых бедных, крайне низкий уровень жизни людей, проживающих за чертой бедности, нерешенность социальных и жилищных проблем, отсутствие системной социальной помощи конкретным группам населения, трудности с получением бесплатного образования и медицинского обслуживания и многое другое.

Исследование фундаментальных теоретических трудов представителей русской этико-философской традиции (В.С. Соловьева и И.А. Ильина), посвященных вопросам истины, добра, правды, долга, использование и внедрение выработанных ими представлений о справедливости в понимание современной России представляется весьма важным, необходимым и актуальным. Обращение к русской религиозно-этической мысли позволяет сформировать основу национального самосознания, правовую и этическую культуру, направленные на становление более справедливого общественного устройства и развитие гражданского общества.

Таким образом, изучение трактовок справедливости русскими мыслителями, выявление традиций и идейных источников формирования их взглядов, обращение к воззрениям на справедливость в западной этике представляют несомненный научный интерес, подчеркивают оригинальность, самобытность и своеобразие данной проблемы в этической мысли России

Первые представления о справедливости как этической категории, добродетели, ценности были заложены еще в Античности в работах Платона, Аристотеля, Эпикура. Справедливость воспринималась ими как важнейшая основа мироустройства, как некая объективная сила, что дана людям самой природой и богами, направлена на упорядочение общественных отношений.

В дальнейшем античная традиция была продолжена христианской этикой, которая открыла справедливость как категорию не только нравственную, но, в некотором смысле, божественную. В Средневековье справедливость мыслилась Августином Аврелием и Фомой Аквинским как явление «божественного порядка» и проявление воли Бога. Понимание справедливости виднейшим представителем эпохи Возрождения - Никколо Макиавелли сводилось больше к рассмотрению вопроса о неизбежности для правителя отступать от нее ради достижения определенной цели. К исследованию данной проблемы с этико-философских и политико-правовых позиций обращались классики зарубежной этики и философии: Ф. Бэкон, Г.В.Ф. Гегель, Т. Гоббс, И. Кант, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза и другие известные мыслители.

Вместе с тем следует отметить, что феномен справедливости стал предметом рассмотрения и в отечественной этико-философской традиции конца XIX - нач. XX вв., прежде всего у Б.Н. Чичерина, В.С. Соловьева, Л.М. Лопатина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, Н.А. Бердяева, А.С. Ященко, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Г.В. Флоровского, Н.О. Лосского. Их работы явились отправным началом, определившим основу дальнейшего изучения проблемы справедливости современными исследователями.

Этическое видение справедливости во второй половине XX в. не отличалось постоянством. Так, к примеру, вплоть до начала 50-х г. данная проблема вообще выпала из поля научного зрения. Лишь в 50-60-е гг. начали появляться первые труды, рассматривавшие справедливость в нравственном аспекте. К их числу относятся работы Л.Г. Гринберга, О.Н. Крутовой, В.С. Пазенка.

В 70-80-е гг. справедливость уже исследовалась с государственно-правовых и социально-экономических позиций, изучалась ее этико-правовая природа, о чем свидетельствуют работы 3. А. Бербешкиной, Т.И. Заславской, Г.В. Мальцева, М.Н. Руткевича, Л.С. Явича. В конце XX в. на фоне проводимых в России преобразований, радикально изменивших не только устоявшийся жизненный уклад миллионов советских граждан, но и национальное общественное сознание, интерес к исследованию данной темы вновь резко ослабевает.

 


 

Становление взглядов на справедливость в западной этике


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.