Люди с ограниченными возможностями в мире искусства — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Люди с ограниченными возможностями в мире искусства

2020-04-01 122
Люди с ограниченными возможностями в мире искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Слепые музыканты

 

Рэй Чарльз

Имя Рэя Чарльза может служить классическим примером американской мечты. Можно сказать, что вся его жизнь неразрывно связана с музыкой.

Рэй Чарльз родился в небольшом городке Олбани, в штате Джорджия. Отец — Бэйли Робинсон, мать — Арета Робинсон. Семья Рэя была вконец бедна — как он сам говорил, «Даже между других чёрных…мы были на нижней ступеньке лестницы, смотря вверх на остальных. Ничего ниже нас — только земля». Они переехали в маленький посёлок Гринвилль, в Южной Флориде, когда ему было несколько месяцев. Отец не играл значительной роли в жизни мальчика, а через некоторое время после его рождения он окончательно бросил семью. Когда Рэю было пять лет, его брат Джордж, что был на год младше, начал тонуть в лохани, стоявшей на улице, у него на глазах. Рэй пытался ему помочь, но не смог ничто сделать, так как брат был для него слишком тяжёл. Джордж утонул, а Рэй, после перенесённого потрясения, незаметно начал слепнуть и в возрасте семи лет ослеп полностью.

Как утверждал сам Рэй Чарльз, первопричина его слепоты так и осталась неизвестна, но есть версия, что это по глаукомы. Впервые его музыкальные способности начали являться в возрасте 3 лет — этому помог соседский аптекарь, игравший на пианино. Многие годы спустя, в одном из интервью Рей Чарльз сказал: «Я родился с музыкой внутри меня. Нас можно разделить только хирургическим путем».

Он поступил в школу для глухих и слепых в Сент-Огустине, штат Флорида. Там Рэй научился азбуке Брайля и игре на нескольких музыкальных инструментах — пианино, органе, саксофоне, тромбоне и кларнете[9].

Пятнадцатилетним подростком Рэй остался без родителей и присоединился к группе кантри-музыкантов. В течение последующих 10 лет он объездил все южные штаты. К 24 годам Рэй Чарльз уже записал 40 синглов. В 1959 году вышла его знаменитая «What'd I Say», с которой и началась история «соула» — неподражаемого сочетания рока, r&b, джаза и кантри.

Имени Рэя Чарльза неизменно сопутствует словосочетание «живая легенда» и это нельзя считать преувеличением. Публикации о нем могут составить огромную библиотеку. Все сходятся в таких определениях, как «непревзойденный гений» и «суперзвезда». Рэй Чарльз удостоен множества званий и наград. В его активе 14 премий «Грэмми», огромное количество золотых и платиновых дисков.

В 1993 году Билл Клинтон вручил ему Национальную медаль искусств, а с 1996 года за ним официально закреплено звание «Сокровище Лос-Анджелеса». Звезда с его именем находится на голливудском Бульваре Славы, а его бронзовые бюсты есть во всех Залах Славы: рок-н-ролльном, джазовом, блюзовом и кантри. Есть также бронзовый медальон, отлитый и подаренный Рэю Чарльзу во Франции от имени французского народа. Его «I'veGot a Woman» считается одной из величайших песен в истории рок-н-ролла, а хит «GeorgiaOnMyMind» стал официальным гимном штата Джорджия.

Рей Чарльз является «отцом вдохновителем» всех крупнейших рок и поп-звезд ХХ века. Элвис Пресли, Джо Кокер, Билли Джоэл и Стиви Уандер считают Рэя Чарльза своим учителем. В его честь и его песни исполняли также Эрик Клэптон, Карлос Сантана, Майкл Болтон, Майкл Джексон и многие другие известные музыканты.

К собственной слепоте он относился слегка иронично. Снимался в кино, водил автомобиль, когда-то пилотировал аэроплан и всегда брился перед зеркалом. Перед каждым выступлением Рей Чарльз принимал стакан джина с кофе. По его словам, это придает ему бодрости и куража.

10 июня в своем доме в Беверли Хиллз от осложнений заболевания печени умер Рэй Чарльз. Легендарному музыканту было 73 года[10].

 

АндреаБочелли

Итальянский оперный певец АндреаБочелли родился в 1958 году в провинции Тоскана. Несмотря на слепоту, он стал одним из наиболее запоминающихся голосов современный оперы и поп-музыки. Бочелли одинаково хорошо удается и исполнение классического репертуара, и поп-баллад. Он записал дуэты сСелинДион, Сарой Брайтман, Эросом Разаццотти и Эл Жарре. Последний певший с ним "TheNightOfProms" в ноябре 1995, сказал про Бочелли: "Я имел честь петь с самым красивым голосом в мире".

АндреаБочелли вырос на ферме в небольшой деревне Ладжатико. В 6 лет начал учиться играть на фортепиано, а позже освоил флейту и саксофон. Страдая недостаточным зрением, он стал полностью слепым в 12 лет после несчастного случая. Несмотря на очевидные музыкальные таланты, Бочелли не рассматривал музыку как свою дальнейшую карьеру, пока не закончил юридический факультет университета в Пизе, и не получил звание доктора. Только тогда Бочелли стал серьезно заниматься своим голосом со знаменитым тенором Франко Горелли, попутно зарабатывая деньги на уроки игрой на фортепиано в различных группах.

Первый прорыв Бочелли как певца произошел в 1992 году, когда ЗуккероФорначиари искал тенора, чтобы записать демо с песней "Miserere", которую он написал вместе с Бони из U2. Успешно пройдя отбор, Бочелли записал композицию в дуэте с Паваротти. После всемирного тура с Форначиари в 1993 году, Бочелли выступил на благотворительном "PavarottiInternationalFestival", который прошел в Модене в сентября 1994 года. Кроме Паваротти, Бочелли также пел с Брайаном Адамсом, Андреасом Волленвейдером и Нэнси Густавсон. В ноябре 1995 года Бочелли побывал в Нидерландах, Бельгии, Германии, Испании и Франции с постановкой "NightOfProms", в которой также участвовали Брайан Ферри, Эл Жарре, Роджер Хлдгсон из Supertramp и Джон Майс.

Первые два альбома Бочелли "AndreaBocelli" (1994) и "Bocelli" (1996) представили только его оперное пение, а третий диск "ViaggioItaliano" известные оперные арии и традиционные неаполитанские песни. Хотя CD и был выпущен только в Италии, он разошелся там тиражом более чем 300 тысяч копий. На четвертом альбоме "Romanza" (1997) был представлен уже поп-материал, включая хит "TimeToSayGoodbye", записанный в дуэте с Сарой Брайтман, который имел большой успех. После этого Бочелли продолжил разрабатывать прибыльное поп-направление, выпустив в 1999 году пятый альбом "Sogno", который включал дуэт с Селин Дион "ThePrayer". Выпущенная на сингле эта песня разошлась только в США 10-миллионным тиражом и за ее исполнение БочеллиполучилGoldenGlobeAwards, и был номинирован на Grammy в категории "BestNewArtist". Последний альбом "CielediToscana" вышел в 2001 году.

АндреаБочелли единственный певец, которому удалось слить воедино поп-музыку и оперу: “Он поет песни, как оперу, и оперу, как песенки”. Это может звучать оскорбительно, но результат совершенно противоположный - огромное количество обожающих поклонников. И среди них не только тинэйджеры, одетые в помятые майки, но также нескончаемые шеренги деловых женщин и домохозяек и неудовлетворенных существованием служащих и менеджеров в двубортных пиджаках, которые ездят в метро с портативным компьютером на коленях и с компакт-диском Бочелли в плейере.

Вскоре на талантливого музыканта обратил внимание Папа Римский. Святой отец недавно принял Бочелли в своей летней резиденции КастельГандольфо, чтобы прослушать в его исполнении гимн Юбилея-2000. И выпустил этот гимн в свет с благословением.

И пусть не говорят, что своим успехом Бочелли обязан распростаненному добродушию и желанию защитить его, вызванным его слепотой. Конечно, факт быть невидящим играет свою роль в этой истории. Но факт остается фактом: его голос нравится. В свободное время Бочелли удаляется в укромный уголок и читает “Войну и мир” с помощью своего компьютера с клавиатурой Braille. Он написал автобиографию.

Андреа удалось заполнить пропасть, которая разделяет среднюю публику и оперу. Итальянец, чей голос способен смешать мелодраму с песенкой из Сан-Ремо, нравится всем.

Но Бочелли не удовлетворен. «Когда я пою оперу, - признает Бочелли, - то зарабатываю гораздо меньше и теряю массу возможностей. В моей дискографической фирме Universal говорят, что я безумец, что я бы мог жить, как набоб, исполняя песенки. Но для меня это не имеет значения. С момента, когда я во что-нибудь поверил, я преследую это до конца. Поп-музыка была важной. Наилучшим способом заставить широкую публику узнать меня. Без успехов в области поп-музыки никто не признал бы во мне тенора. Отныне я посвящу поп-музыке только необходимое время. Все остальное время я отдам опере, урокам с моим маэстро Франко Корелли, развитию моего дара»[11].

 

ДжеффХейли

ДжеффХейли родился 25 марта 1966 года в Канаде в городе Торонто. Биологические родители от него отказались, а его приемный отец был пожарным. Когда ему было восемь месяцев, Хейли потерял зрение из-за редкой опухоли — ретинобластомы, рака глаз. Его глаза были удалены хирургическим путем, и ему поставили протезы.

Когда ему было три года, одним из его подарков на Рождество оказалась гитара. Мальчик учился на ней играть, много экспериментировал и понял, что удобнее играть, положив корпус гитары на колени. С шести лет Джефф начал петь. Круг его музыкальных интересов был очень широк - джаз, регги, хард-рок и блюз.

Окончив школу для слепых в городе Брэнфорде, Хейли в 15 лет организовал свою первую группу, носившую имя «BluesDirections». Начало музыкальной карьеры Джеффа состоялось в 1985 году, когда музыкант Алберт Коллинз попросил девятнадцатилетнего Хейли подыграть ему во время выступления в одном из клубов Торонто. Коллинз был настолько впечатлен молодым слепым гитаристом, что попросил опять сыграть с ним и с еще одной легендой блюза - Стивом РэйВоэном. Стив РэйВоэн, ставший позже близким другом Джеффа, считал, что «Хейли произведет революцию в технике игры на гитаре» [9].

В 1986 году Б.Б. Кинг пригласил Хейли выступить с ним на Ванкуверском музыкальном фестивале.

После того, как Джефф был признан мастерами жанра, осталось покорить публику. Его группа «JeffHealeyBand» была основана в 1985 году, в Торонто, в клубе «Grossman'sTavern», где Хили встретил бассиста Джо Рокмэна и ударника Тома Стефена. «JeffHealeyBand» в течение двух лет выступал в Канаде, записал несколько синглов, и основал собственный лейбл «ForteRecords». Вскоре музыкантам удалось подписать контракт с крупным лейблом «AristaRecords», дистрибьюцией продукции которого занимался «BMG MusicCanadaInc».

Первый альбом группы назывался «SeetheLight». Каждая песнякоторогозавораживала открытостью и чувственностью слепого музыканта.

Диск ожидал грандиозный успех – 300 000 проданных копий в Канаде и «платина» – в Штатах. Кроме того, сопутствующий сингл, «Angeleyes», занял 5-ю строчку в чартах «Биллборда», а сам Хейли был номинирован вместе с Сантаной на звание «лучшего инструменталиста». Весь следующий год Джеффисотоварищи красовались на обложках музыкальных журналов и получили много наград. С клубных площадок «JeffHealeyband» перебрался на стадионы, а в 1989 году произошло еще одно заметное событие в жизни группы - участие в съемках и создании саундтрека к фильму «Дом у дороги». Главного героя фильма сыграл Патрик Суэйзи, а музыканты исполнили роли самих себя [12].

Незрячий музыкант, не покладая рук совершенствовал свой талант. Он освоил трубу и в 2002 году выпустил альбома «AmongFriends», а в 2004-м – альбом «AdventuresinJazzland» - великолепные стилизации под джаз тридцатых годов. Джефф собрал коллекцию винила и был ведущим джазового радиошоу. Джефф стал мировой звездой в ходе сорокалетней борьбы со своим тяжелым недугом. ДжеффХейли выжил и тем самым - победил. И оставил любителям блюза во всем мире неоспоримые свидетельства своей блистательной победы. Родившиеся у него сын и дочь - еще большее тому подтверждение.

ДжеффХейли скончался 2 марта 2008 года в Торонто от рака легких с метастазами в кости ног. Ему был всего лишь 41 год.

До выхода своего альбома «MessofBlues «он не дожил 9 дней. Посмертно так же был выпущен еще один альбом ДжеффаХейли под названием «SongsfromtheRoad».

После выхода этого альбома, наполненного жизненной энергией, силой, юмором, обаянием, и вовсе не похожего на эпитафию, вдова музыканта Кристи сказала, что семья Джеффа хочет, чтобы гитариста запомнили именно таким – «веселым, поющим и играющим от всего сердца». Если альбом «SongsfromtheRoad» сравнивать с прощальной фотографией, то и на ней легендарный ДжеффХейли сумел улыбнуться и подмигнуть своим поклонникам еще раз [13].

 

Диана Гурцкая

Известная певица Диана Гурцкая - единственная в России незрячая звезда, которая добилась успеха среди обыкновенных людей с нормальным зрением. Диана Гурцкая родилась в Абхазии, в Сухуми в семье бывшего шахтера и бывшего педагога.

В раннем детстве девочка ничем не отличалась от остальных маленьких детей, и родители не догадывались о ее врожденной слепоте, пока однажды маленькая Диана с грохотом не свалилась с дивана и не расшибла себе в кровь личико. Горе родителей, узнавших о страшном недуге своего горячо любимого позднего ребенка, трудно описать словами. Лучшие офтальмологи подтвердили неизлечимость болезни. Сама же девочка до поры не догадывалась, что чем-то отличается от остальных детей.

Диана мечтала стать певицей чуть ли не с младенческого возраста. Серьезнее всех отнеслась к певческим способностям малышки мама Дианы.

Благодаря своему настойчивому характеру, восьмилетней Диане удалось убедить преподавателей музыкальной школы, что она сможет выучиться игре на фортепьяно. Училась Диана в двух школах одновременно: средней общеобразовательной и музыкальной. Она воспитывалась в интернате для слепых детей, куда ее отдали родители, чтобы она смогла получить полноценное образование.

На одном из музыкальных конкурсов ее увидела известная грузинская певица, и первым шагом на большую сцену в жизни Дианы стало выступление в Тбилисской филармонии вместе с Ирмой Сахадзе.

После переезда семьи в Москву она поступила в Гнесинское училище, по окончании которого в 1999 г. начинает свою самостоятельную сценическую карьеру. И успех пришел довольно скоро. Но еще раньше Диана покорила знаменитой песней "Тбилисо" широкую публику на фестивале "Ялта-Москва-Транзит" в 1995 г., где ей присудили специальный приз жюри. В числе прочих членов жюри был Игорь Николаев. Ее проникновенное пение очень понравилось мэтру российской эстрады, написавшему впоследствии для Дианы песню, которая стала ее визитной карточкой, "Ты здесь".

В марте 2000 года студия "АРС" выпускает дебютный альбом певицы, в который вошли песни Игоря Николаева и Сергея Челобанова. Впоследствие Диана еще не раз прибегнет к помощи этих авторов, чьи песни принесли ей успех на большой сцене. В настоящее время у Дианы выпущены два альбома: "Ты здесь" и "Ты знаешь, мама", песни из которых остаются неизменными хитами [14].

На счету Дианы дуэты с мировыми и российскими знаменитостями - ТотоКутуньо, ДемисомРуссосом, Рэем Чарльзом, Игорем Николаевым, Николаем Басковым. В последнее время Диана много гастролирует. Ее вокальный дар почитают не только в России, но и во многих странах мира

 

СтивиУандер

Стивен Джадкинс - так зовут Стиви Уандера на самом деле - родился в небольшом городке близ Детройта 13 мая 1950 года. "Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а еще глупее - жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все - только намного лучше, намного интереснее", - это внушила ему одна умная женщина - ЛулаМэйДжадкинс. Его мать. Она родила сына в больнице для бедных на полтора месяца раньше срока. "Мальчик не выживет", - сказал ей врач. - "Выживет, что бы вы мне ни говорили!"

У новорожденного действительно было слишком мало шансов выкарабкаться, вот врачи и позволили себе "недоглядеть": в инкубатор, куда его поместили, подавалась воздушная смесь с избытком кислорода. Однако Стиви выжил! Вот только оба глаза оказались обожжены...

Лула выработала собственную стратегию воспитания сына: поменьше нянчиться, зато побольше любить и уважать. Мальчик подолгу оставался дома один, зато научился обходиться без посторонней помощи. По малейшим оттенкам звука, отражающегося от стен и предметов в комнате, он ориентировался с феноменальной точностью. А уж передвижение людей Стиви определял так ловко, как будто бы видел их собственными глазами. Лула делала все, чтобы развить в нем слух, остроту реакции и... интуицию. Стиви непостижимым образом научился угадывать формы и цвета (Лула объяснила ему, что такое цвет, что листва зеленая, молоко белое, а банан желтый). Мать научила его даже... понемногу читать - не по каким-нибудь там специальным книгам для слепых, а по самому обычному букварю. Пальцы Стиви от природы отличались необычайной чувствительностью, а упорные тренировки довершили дело: он стал различать на ощупь мельчайшие крупицы типографской краски!

О специальной школе для слепых Лула и слышать не хотела. Устроив страшный скандал в администрации, она добилась, чтобы Стиви приняли в самую обычную школу (после того, как он по складам прочел несколько предложений). Очень скоро он заслужил среди одноклассников славу "человека-летучей мыши". Ведь он... отлично играл в баскетбол! То ли на слух, то ли по наитию, но он прекрасно знал, где сейчас мяч и куда он летит... А еще он обожал ходить в кино, потому что по малейшим шумам мог определять, что происходит на экране...

В мире звуков мальчик ориентировался потрясающе, и заняться музыкой ему велел сам Бог. Играть Стиви начал года в четыре, первыми его инструментами стали... кухонные кастрюли. Он так ловко бил по ним, что Лула поняла: пора купить ему настоящий инструмент. Вообще-то жили они бедно, в доме не было даже холодильника, где уж тут мечтать о рояле! Но на губную гармошку раскошелиться можно... На той губной гармошке Стиви лет шесть подыгрывал себе. На его дворовые рок-н-ролльные концерты собиралось чуть ли не полгорода. И однажды слухи о них достигли продюсера Брайана Холлэнда (он специализировался на поиске молодых талантов в Детройте). Не дослушав до конца и второй песни, Брайан прервал Стиви: "Ты, парень, настоящее чудо! Я бы советовал тебе взять именно этот псевдоним ("уандер" - именно так звучит слово "чудо" по-английски). Кстати, я хочу заключить с тобой контракт, ты не против?" Стиви было тогда всего 10 лет...

С тех пор его жизнь резко изменилась. Во-первых, у него появился рояль, а плюс к этому - банджо, гитара, барабаны... Во-вторых, много денег. В-третьих, он стал активно гастролировать по стране. На учебу времени оставалось мало, и Брайан уговорил Лулу отдать Стиви в элитный частный интернат для слепых детей, где его могли бы учить по специальной программе. "Это необходимо для его карьеры" - этот аргумент заставил сдаться Лулу, но не Стиви!

Отлично усвоив уроки матери, он не желал признавать себя чем-то обделенным и нуждающимся в каком-то специальном уходе. В интернате Уандер "бунтовал": он мог ночью вылезти в окно с третьего этажа и отправиться в ближайший магазинчик за чипсами. Правда, в один прекрасный вечер, возвращаясь домой, он перепутал окна и попал в спальную комнату девочек, но тем лучше - за Стиви, о котором и так легенды ходили, тут же закрепилась слава отъявленного ловеласа [15].

Влюбляться Стиви начал довольно рано - в 15 лет. Первой была девочка по имени Энджи. У нее был чудесный мелодичный голос. И не беда, что Стиви не знал, как выглядит ее лицо, - он смотрел на Энджи "внутренним взглядом"... Этот роман не привел к браку, зато навеял Уандеру несколько песен, занявших верхние строчки в хит-парадах.

С тех пор так и повелось. Стиви каждый раз безумно влюбляется, а покорив сердце очередной возлюбленной, посвящает ей свою музыку и на этом с легкостью прощается с ней в поисках новых источников вдохновения. Его привязанности слишком неустойчивы. "Я влюблен в жизнь и во всех девушек одновременно. Зачем же мне жениться?" Впрочем, один раз он все-таки женился - на Сирите Райт, девушке не слишком красивой, но ее чудесный голос завораживал... После первой брачной ночи Стиви даже не сказал ей "доброе утро". Едва проснувшись, он бросился к синтезатору. "Дорогая, синтезатор мне как семья! Как я могу не поделиться с ним своими впечатлениями!" - объяснил он позднее. С этой "семьей" не выдержала конкуренции ни одна из пятнадцати подружек музыканта, даром что три из них подарили Стиви детей - дочерей Айшу и Кейту и сыновей Мумтаза и Квейми.

Уандер был одним из первых музыкантов, освоивших "диковинную электронную новинку" - синтезатор. Это было еще в начале 70-х, и с тех пор Стиви не расстается с ним ни днем, ни ночью. К тому же Уандер всегда отличался феноменальной работоспособностью. "Сколько всего вы написали песен?" - спросили у него недавно. "Трудно сказать. Только тех, которые я так ни разу и не исполнил на публике, наберется около двух тысяч!"

...Услышав об операции по вживлению в сетчатку глаза видеокамеры и компьютерной микросхемы, передающей сигналы в мозг, Уандер сначала преисполнился энтузиазма: "Видеотехника в глазу - это же будет чудо посильнее синтезатора!" А потом музыкант призадумался... Все-таки его восприятие мира уникально, а тут электроника... "Что-то мне не хочется становиться чем-то вроде Терминатора", - проворчал Стиви. Его известность достигла, если так можно выразиться, "критической массы", когда послушать вундеркинда приехал сам Берри Горди, основатель Motown. Услышав исполнение десятилетнего музыканта, Горди тот час же подписывает с ним контракт. Первый альбом Уандера с Motown "12-Year-Old Genius" дал и его первый хит "Fingertips, Part 2". Вместе с артистами Motown мальчик отправляется на гастроли и записывает песни "Uptight (Everything"sAlright)", "ForOnceinMyLife" и "I WasMadeToLoveHer".

Хотя Уандер являлся сопродюсером и композитором своих альбомов и сам играл на нескольких инструментах, рамки Motown были тесны для него. Едва ему исполняется 21 год как он оставляет группу, чтобы начать сольную карьеру. Уход из Motown был трудным шагом, но это позволило ему начать собственные студийные эксперименты. У Уандера появляются записи, в которых сочетаются элементы самых разных стилей: госпел, рок-н-ролл, джаз, африканские и латиноамериканские ритмы. В конце концов, Уандер снова находит общий язык с Горди, и Motown помогает ему в реализации альбома "MusicofMyMind". В 1972 году Стиви отправляется в тур с RollingStones, чтобы открывать для них программу. Эти гастроли принесли музыканту известность среди белой аудитории и стали поворотным моментом в его карьере.

В период времени с 1972 по 1976 год Уандер один за другим создает несколько хитов, некоторые из которых стали уже классикой ("Superwoman", "YouAreTheSunshineofMyLive", "Superstition"). Страшная автокатастрофа 1973 года, едва не стоившая музыканту жизни, заставила Уандера переосмыслить многое в этом мире. Он начинает уделять большое внимание благотворительности и помощи обездоленным. Уандер оказывает давление на федеральное правительство с целью сделать день рождения Мартина Лютера Кинга национальным праздником. В 1982 году он выступает с Концертом мира, пропагандируя ядерное разоружение. И конечно, он сочиняет множество песен в защиту прав черных и за достижение расовой гармонии (в том числе вместе с Полом Маккартни "EbonyandIvory"). Уандер пишет знаменитую "WeAretheWorld", посвященную борьбе с голодом. Не так давно за свой вклад в борьбу с апартеидом он удостоился личного приглашения и встречи с президентом Южной Африки Нельсоном Манделой, который произнес такие слова: "Стиви Уандер - мой сын, и я говорю с ним с огромным уважением".

В 90-х Уандер записывает саундтрек к нашумевшему фильму Спайка Ли "JungleFever" и выпускает превозносимый критикой альбом "ConversationPeace", который потребовал восемь лет для своего завершения, но, по мнению знатоков, стоит затраченного на него времени [16].

Долгая карьера Уандера замечательна не только тем, что он является, без сомнения, музыкальным гением, но и тем, что он на протяжении всего этого времени мужественно преодолевал многочисленные преграды и препятствия - и самое главное свой физический недостаток, слепоту.

 

Вересай Остап Никитич

Вересай Остап Никитич — выдающийся представитель украинского кобзарьского искусства.

Родился в 1803 или в 1805 г. в селе Калюжницах, в Прилужском уезде, Полтавской губернии, от зрячей матери и слепого отца нищего, который добывал себе пропитание игрой на скрипке. Остап Вересай ослеп на 4-м году и 15-летним «отдан в науку» нищему, у которого перенял начала игры на бандуре.

Побывав в науке еще у нескольких кобзарей, Вересай 40 лет странствовал по селам и ярмаркам, пока не нашел приюта у зятя. Не поладив с ним, Вересай опять отправился странствовать. В одно из этих странствований с ним познакомился художник Лев Жемчужников, посвятивший кобзарю и его песням в «Основе» несколько горячо написанных страниц. Вскоре Вересайсошелся и с Кулишом и между ними возникла любопытная переписка (писал лакей со слов Вересая), напечатанная в «Правде» 1868 г.

Вересай пел героико-эпические песни, стихи духовного содержания и др. Духовные песни, по убеждению Вересая, даны Богом в назидание людям. Любимые темы Вересая — святость и великая сила родительского благословения, горе и бедствия человека, отделенного от родных и попавшего в неволю. В артистическом отношении Вересай представлял собою недюжинный талант. Его пение было очень выразительно; сильное напряжение нередко разрешалось потоком слез. В 1873 г. Вересая привезли в Петербург, и здесь он в заседании географического общества 28 сентября пел свои думы про «Бегство трех братив з Азовской неволи», про «Хведора Безродного» и про «Правду». В сатирических песнях Остапа сквозит несочувствие к сословным перегородкам, глумление над глупостью и ленью. Старческое, но глубоко-интересное, сопровождаемое аккомпанементом кобзы исполнение Вересая имело огромный успех. Вересай умер в 1890г[17].

 

Фридрих Людвиг Дюлон

Фридрих Людвиг Дюлон (14 августа1769, Ораниенбург — 7 июля1826, Вюрцбург) — немецкий флейтист и композитор.

Ослеп на первой неделе жизни из-за ошибки врача. Первые уроки игры на флейте получил у своего отца-флейтиста, позже учился у также слепого флейтиста Иосифа Винтера. В возрасте 9 лет написал первые сочинения, а с 13 лет гастролировал со своим отцом по городам Германии. Его блестящая память позволяла ему на слух выучить произведение всего за несколько часов. В возрасте 40 лет в его репертуаре было более 300 концертов.

Был знаком со многими музыкантами своего времени. Иоганн Кирнбергер и К. Ф. Э. Бах поддерживали его композиторские начинания. Игра Дюлона вдохновила К. Ф. Э. Баха на сочинение «Гамбургской» сонаты соль мажор. Дружил с Карлом Бендой (сыном композитора Франца Бенды) и флейтистом Иоганном Тромлицем. Поэт Шубарт посвятил ему стихотворение.

После многочисленных гастрольных поездок по Швейцарии, Голландии и Англии, переехал в 1792 году в Петербург, где служил в качестве придворного музыканта при дворе Екатерины II с годовым жалованием в 1000 рублей. В 1798 году вернулся в Германию, где давал концерты в Лейпциге, Берлине и других городах.

Автор произведений для флейты, из которых ныне изданы лишь 3 дуэта для двух флейт[17].

 

Алексей Дмитриевич Жилин

Жилин Алексей Дмитриевич— музыкант-композитор, родился в конце ХVIII века, умер в первой четверти ХІХ века. Хотя Жилин пользовался в свое время большой известностью, полных и подробных биографических сведений о нем не сохранилось. Он происходил из русского дворянского рода. На шестом месяце жизни он навсегда лишился зрения. Еще в раннем детстве он выказывал большое влечение к музыке. Одаренный прекрасным музыкальным слухом и замечательной музыкальной памятью, он без всякого учителя научился прекрасно играть на рояле, а также на виолончели и скрипке.

В игре на рояле он обличал прекрасную технику. Концерты, которые Жилин давал в Петербурге и в Москве, проходили с большим успехом и вызывали сравнение его игры с игрою величайших артистов того времени. Музыкальные фантазии Жилина были по большей части печальны и трогательны. В 1810 г. была издана небольшая часть музыкальных сочинений Жилина, заключавшая в себе русские песни, польские, марши и т. д. Большой и продолжительной популярностью пользовался мелодичный, сентиментальный романс Жилина: "Мамотка, гилем нося, просил" (слова Мерзлякова), вставной номер в мелодраму Г. Ободовского "Велизарий". С 1816 г. Жилин состоял заведующим музыкальной частью в Петербургском институте слепых и получал там пенсию [18].

 

Хоакин РодригоВидре

Хоакин РодригоВидре (22 ноября1901, Сагунто — 6 июля1999, Мадрид) — испанскийкомпозитор, один из крупнейших деятелей испанской музыки XX века.

В три года, переболев дифтерией, Родриго полностью ослеп. Обучался композиции у Франсиско Антича в Валенсии, в 1927 году уехал в Париж, где учился в Нормальной школе музыки у Поля Дюка. В 1933 году в Валенсии женился на турецкой пианистке Виктории Камхи, после чего вновь вернулся в Париж, где продолжил образование в Консерватории и в Сорбонне. Вплоть до окончания гражданской войны в Испании в 1939 году Родриго жил и работал во Франции и Германии.

В 1940 году состоялась премьера АранхуэсскогоконцертаРодриго для гитары с оркестром, принесшего ему большую известность. Музыкальные критики стали говорить о нём как об одном из крупнейших музыкантов Испании. В последующие годы Родриго много сочинял, а также вёл активную деятельность как музыкальный критик, сотрудничая с музыкальными газетами и журналами, работал на радио и в Испанской национальной организации незрячих. В 1947 он получил место председателя департамента музыки в Мадридском университете Комплутенсе, а три года спустя был избран в Академию изящных искусств Сан-Фернандо.

На памятнике Родриго в Аранхуэсе, имя композитора написано на испанском языке и шрифтом Брайля.

Композитор много гастролировал по Испании, Европе, Америке и Японии, давая мастер-классы и концерты, проводя фестивали собственной музыки (1949 — Аргентина, 1953 и 1972 — Турция, 1973 — Япония, 1975 — Мексика, 1986 — Великобритания). Родриго — обладатель Большого креста Альфонса X (1953), Ордена Почётного легиона (1963), степени доктора в Саламанкском, Южно-Калифорнийском, Валенсийском и Мадридском университетах, член Бельгийской Академии наук и других почётных степеней, званий и наград. В 1991 году широко отмечалось 90-летие композитора. Король Хуан Карлос I присвоил ему титул Маркиза садов Аранхуэса.

Во второй половине XX века Родриго играл в музыкальной жизни Испании важную роль, подобно Мануэлю де Фалье — в первой. Как и де Фалья, Родриго сочинял свои произведения, ориентируясь не на основные течения в европейской музыке того времени, а на традиции испанского классического и романтического искусства. Среди 170 работ композитора — 11 концертов, многочисленные оркестровые и хоровые произведения, песни и романсы, сочинения для фортепиано и гитары, музыка к кинофильмам и театральным постановкам и др. Сборник критических работ Родриго, вышедший в 1999 году, демонстрирует его глубокие познания в области музыкального искусства.

Наиболее известны сочинения Родриго для гитары, входящие в репертуар ведущих мировых исполнителей: Аранхуэсский концерт, «Фантазия для джентльмена», Концерт-мадригал и др [19].

 

Марианна Кирхгесснер

Марианна Кирхгесснер (5 июня 1769, Брухзаль — 9 декабря 1808, Шафхаузен) — немецкая исполнительница, игравшая на стеклянной гармонике.

Ученица Йозефа АлоисаШмиттбаура. Ослепла в четырёхлетнем возрасте, что не мешало ей начиная с 1791 г. широко гастролировать по всей Европе, в том числе и в Санкт-Петербурге (апрель 1798 г.).

Услышав на одном из первых выступлений, весной 1791 г., игру Кирхгесснер, Вольфганг Амадей Моцарт заинтересовался необычным инструментом и сочинил две небольшие пьесы, Адажио и Рондо, для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, скрипки и виолончели, датированные в итоге 23 мая; это произведение (KV 617) считается последней работой Моцарта в камерном жанре. Пьесы были исполнены Кирхгесснер на следующем её концерте в Вене, 19 августа.

После смерти Кирхгесснер утверждалось, что её причиной стало нервное расстройство, вызванное звуками инструмента [20].

 

2.1.11 Света Губанова (слепая девушка)

Сейчас Свете 22 года, и она точно знает: настало время круто изменить свою жизнь.

- Поеду в Питер в консерваторию. Или переведусь в Москву, - рассуждает она.

Девушку, стоявшую на одной сцене с МонтсерратКабалье, певшей самому Папе Римскому, пожалуй, можно понять. Это никакая не провинциальная тоска, это уверенное хладнокровие профессионала. Ей даже слепота никогда не мешала осуществлять задуманное.

Света Губанова росла, как все другие дети, но мир вокруг был мутным. Когда ей стукнуло три года, очередной медицинский осмотр показал: у девочки сильно ослаблено зрение, и это - причина родовой травмы.

В семье музыкантов дилеммы относительно выбора профессии не стояло. Пойдя по стопам пианистки-мамы, Света быстро осваивала фортепиано, но что такое для полуслепого ребёнка читать листы, испещрённые нотной вязью? Оставив фортепиано раз и навсегда, Света занялась вокалом.

Говорят, у слабовидящих часто феноменально развит слух — так организм компенсирует слабость одного органа чувств развитием другого.

- Я не думаю, что у меня феноменально развит слух, - улыбается Света. - Да и вообще, слух у вокалиста своеобразный. Это что-то похожее на мышечную память: надо «помнить телом», как берётся та или иная нота.

История знала немало незрячих музыкантов. Но ее кумиры – Рене Флеминг, Дмитрий Хворостовский и, конечно, МонтсерратКабалье.

- Я пела на каком-то концерте или конкурсе, - вспоминает она. - Не помню точно, на каком, их много было. Пела, особо ничего не ожидала, а потом вдруг кто-то позвонил и сказал, что мою запись отправили куда-то в Москву, и приглашают принять участие в акции.

Акцией оказалось выступление в Гостином Дворе с самой МонтсерратКабалье. В 2000 году певица приезжала в Москву. Три десятка юных вокалистов, отобранных со всей страны, приехали, чтобы спеть с ней на одной сцене «Травиату».

-У меня была эйфория: я нахожусь рядом с этой легендарной женщиной, - рассказывает Света. - Никакой нервозности, никакого волнения. Правда, секьюрити её страху наводили, но она сама подходила к нам пообщаться. В конце подошла и сказала по-русски: «Спасибо, ребята».

А в 2002 году Света прошла конкурсный отбор для поездки в Италию в летнюю резиденцию Папы Римского КастельГандольфо (в тридцати километрах от Рима). Сводный хор («Там нас было уже меньше, человек пятнадцать») пел Папе Иоанну Павлу Второму отрывки из Верди. Тот был так поражён, что выступил после него не прибегая к помощи переводчика. Сам поблагодарил хор по-русски.

Мир для неё – это просто силуэты, но, вы никогда не подумаете, что эта девушка практически ничего не видит. Легкости движений она добилась благодаря памяти: вот здесь ступенька, здесь – ещё одна, это, похоже, поручень автобуса, а вот вроде бы свободное сиденье...

Однажды в гороскопе Света прочитала, что львы – это сильные люди, которые любят упиваться собственными страданиями. Жить рядом с ней и впрямь непросто.

- Терпеть не могу, когда всё гладко, - говорит она. – Если, например, в отношениях всё идёт хорошо, то я подсознательно стараюсь их испортить. Я творческий человек, и для подпитки мне нужен и позитив и негатив.

- Света, а не надоело трястись в автобусе по родным колдобинам в клуб очередного посёлка и петь в актовом зале ПТУ, где аудитория втихаря слушает в плеере Диму Билана?

- В Европе, умеют ценить оперу, билеты на концертный сезон раскупаются за год. А у нас оперу люди в возрасте ещё любят, а вот молодёжь не понимает, - говорит Свет, и в голосе у неё грусть пополам с обидой. - Классика требует определённого к ней отношения. Правда, недавно я пела на вечеринке под караоке «Аве Марию»... Публика ошалела от восторга.

Света сегодня учится во владимирском университете и мечтает о консерватории. Гастроли отодвинула на второй план. Некогда. Да и материально накладно. В Москву ещё как-то можно, а за границу — тяжело. В их «хрущевке» на пустых стенах лишь тарелка из Рима — память о той самой поездке [21].

 

Конрад Пауман

История сохранила не только имя, но и музыку немецкого органиста XV века Конрада Паумана, который бы


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.