Концепция управления стоимостью компании как управленческая инновация — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Концепция управления стоимостью компании как управленческая инновация

2020-04-01 199
Концепция управления стоимостью компании как управленческая инновация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                             3

1. Содержание концепции управления стоимостью компании       5

2. Проектная часть                                                                            30

2.1. Краткая характеристика предприятия                                          30

2.1.1. Краткая характеристика предприятия                                   30

2.1.2. Краткая характеристика основных видов продукции               33

2.1.3. Анализ конкурентов                                                                38

2.1.4. Анализ динамики основных технико-экономических показателей 42

2.2. Особенности предприятия как объекта оценки стоимости его бизнеса45

2.3. Оценка стоимости бизнеса                                                         53

2.4. Разработка направлений повышения стоимости компании     58

Заключение                                                                                                  64

Список использованной литературы                                                66


ВВЕДЕНИЕ

Для принятия правильного решения, как правило, требуется знать, каким образом его реализация отразится на стоимости предприятия. Актуальность темы исследования в настоящем курсовом проекте, в условиях усиления конкуренции, связанной с либерализацией внутренних рынков, процессами глобализации мировой экономики, на фоне постоянного роста на фондовых рынках отклонения рыночной капитализации предприятий от стоимости их реальных активов: зданий, сооружений, оборудования, материальных запасов - предприятиям требуется эффективная система управления предприятием - это концепция управления стоимостью компании.

Одна из важных проблем российской практики управления предприятиями - эта проблема управления стоимостью компании. Она опирается на современную зарубежную концепцию управления предприятием - концепцию управления стоимостью. В основу концепции положено понимание того факта, что, показатель стоимости компании является важнейшей комплексной финансовой оценкой, отображающей экономическую эффективность предприятия, его финансовое благополучие и ожидания перспектив деятельности. Он реагирует на любое изменение ситуации: снижение рентабельности выпуска, ухудшение платежеспособности, увеличение инвестиционного риска - все это вызывает уменьшение стоимости предприятия. По этой причине во многих зарубежных компаниях стоимость бизнеса стала важнейшим объектом управления. Практически все важнейшие управленческие решения (от смены поставщика до полной реструктуризации производства и ликвидации целых подразделений) принимаются с целью увеличения рыночной стоимости компании.

При этом стоимость понимается, как конкурентное преимущество, которое позволяет компании, расти быстрее других, привлекать все большее число инвесторов. Постоянное развитие компании, рост является основой для стабильного бизнеса. Развитие предполагает все новые и новые вложения, но очень мало видов бизнеса, которые способны генерировать такой возврат средств, который позволил бы им очень быстро развиваться. Эффективный же рост только за счет собственных источников не возможен хотя бы потому, что конкуренты могут прибегнуть к помощи внешнего финансирования, получив тем самым преимущества.

Таким образом, перед любой компанией стоит задача выбора способа финансирования, определения структуры капитала, как одного из рычагов управления рыночной стоимостью компании.

Предметом исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе управления стоимостью предприятий.

Объект исследования – промышленное предприятие Российской Федерации ОАО «Белгородасбестоцемент».

Теоретической и методологической основой служат теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных авторов по исследуемым проблемам, нормативные документы Российской Федерации, касающиеся процессов финансового управления предприятием и оценки бизнеса. В работе применяются научные методы экономического, математического и финансового анализа; сравнения и аналогии; единства объективного и субъективного в развитии экономических процессов; статистического и математического моделирования и др.

Информационно-эмпирической базой являются экономические факты, установленные на основе данных статистических и финансово-экономических изданий в России и других странах, данные информационной сети Интернет, материалы научных семинаров и конференций, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, аналитические статьи отечественных и зарубежных ученых, данные финансовой отчетности российских предприятий.


Глава СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ

В последние годы в российскую практику управления постепенно внедряется одна из современных концепций менеджмента - концепция управления стоимостью. В ее основе лежит понимание того, что для акционеров (владельцев) предприятий и организаций первостепенной задачей является увеличение их финансового благосостояния в результате эффективной эксплуатации объектов владения. При этом рост благосостояния акционеров измеряется не объемом введенных мощностей, количеством нанятых сотрудников или оборотом компании, а рыночной стоимостью предприятия, которым они владеют.

Содержание концепции управления стоимостью компании заключается в том, что управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости компании и ее акций.

В настоящее время концепция управления стоимостью принята специалистами по экономике в качестве базовой парадигмы развития бизнеса.

Концепция управления стоимости базируется на следующих принципах:

наиболее приемлемый показатель, позволяющий адекватно оценить деятельность компании, - поток денежных средств, генерируемый компанией;

новые капитальные вложения компании должны осуществляться только при условии, что они создают новую стоимость. При этом создают стоимость новые инвестиции только тогда, когда рентабельность вложений выше затрат на привлечение капитала;

в изменяющихся условиях окружающей экономической среды сочетание активов компании (ее инвестиционный профиль) также должно меняться с целью обеспечения максимального роста стоимости компании.

Концепция управления стоимостью позволяет объяснить причины перелива капитала из одной, отрасли, страны в другую. Капитал - самовозрастающая категория, поэтому его стоимость должна постоянно увеличиваться. Если стоимость капитала не возрастает, то его собственники принимают решение о новой сфере его приложения, в которой эта стоимость будет создаваться.

Внедрение концепции управления стоимостью - достаточно продолжительный процесс, западные специалисты оценивают его продолжительность в 2-3 года.

Рассмотрим основные этапы внедрения концепции управления стоимостью на предприятии (см. таблицу).

 

Таблица 1.1.

Первый этап Второй этап Третий этап Четвертый этап Пятый этап
Определение точки отсчета - оценка рыночной стоимости предприятия Составление схемы факторов стоимости компании Создание системы оценки оперативных и стратегических управленческих решений Анализ вклада подразделений в стоимость компании Периодическая оценка. Подготовка отчетов с позиции управления стоимостью
 

Внедрение системы оперативного контроля над стоимостью активов

 
 

Подготовка кадров

 

 

Отметим, что применение концепции управления стоимости не только способно дать результаты, связанные с улучшением финансового состояния компании, но и одновременно поддерживает ее надежный имидж в глазах акционеров и потенциальных инвесторов.

Теперь рассмотрим стоимостное мышление в концепции управления стоимостью компании. Первый шаг в управлении стоимостью состоит в том, что максимизация стоимости принимается за главную финансовую цель компании. Более того, менеджеры высшего эшелона должны знать, каково реальное соотношение этой цели с другими целями организации.

В общем случае компания должна иметь два набора целей: финансовые цели, которыми руководствуются менеджеры высшего звена, и нефинансовые цели, служащие побудительными мотивами деятельности всех остальных сотрудников организации. Традиционные финансовые показатели, такие как прибыль или темпы роста прибыли, не всегда правильно отражают процесс создания новой стоимости и что компаниям надо напрямую следить за созданием новой стоимости. Это означает, что компании должны ставить перед собой цели, выраженные в показателях дисконтированного денежного потока, которые являются самыми непосредственными критериями создания новой стоимости. Кроме того, целевые нормативы стоимости дисконтированного денежного потока нужно переводить в краткосрочные, более явные целевые показатели финансовой деятельности, такие как экономическая прибыль.

Помимо финансовых целей компаниям нужны также и нефинансовые цели в качестве побудительных мотивов и ориентиров для работников, многие из которых не разбираются в финансовых аспектах создания новой стоимости. К таким целям можно отнести удовлетворение запросов потребителей, разработку новых продуктов, создание удовлетворительных условий труда работников и т. д. Они не противоречат главной цели максимизации стоимости. Как правило, наибольшего финансового успеха добиваются как раз те компании, которые превосходят других в удовлетворении потребителей и работников, нововведениях и прочих подобных областях. Однако нефинансовые цели следует тщательно соотносить с финансовыми обстоятельствами компании. Кроме того, при всем многообразии целей важно задать единый курс всем работникам организации.

Цели также необходимо привязывать к конкретному уровню организации. Для руководителя деловой единицы это может быть четкий норматив создания новой стоимости, выраженный в финансовых показателях. Для руководителя функционального подразделения это может быть сочетание нормативов обслуживания потребителей, рыночной доли, качества продукции или производительности. Производственному менеджеру можно установить такие ориентиры, как удельные издержки производства, продолжительность производственного цикла или норма брака. С другой стороны, разработчики новых продуктов могли бы сосредоточить внимание на сроках разработки, количестве разрабатываемых продуктов и их сравнительных конкурентных характеристиках.

Теперь, возвращаясь к финансовым целям, надо сказать, что менеджеры часто сталкиваются с необходимостью противоречивого выбора между, скажем, ростом прибыли в расчете на акцию, максимизацией коэффициента цена / прибыль или коэффициента рыночная / балансовая стоимость, увеличением рентабельности активов - и это еще далеко не все возможные варианты. Стоимость - единственная верная цель деятельности, а также это долгосрочный показатель. Постановка во главу угла краткосрочных показателей (прибыль на акцию, рентабельность собственного капитала) может привести к практике «выжимания соков» из компании и ее финансовой несостоятельности в бедущем.

В течение 1990-х и в начале 2000-х гг. принципы и методы управления стоимостью компании (value based management, VBM) стали широко распространенными подходами в менеджменте. Появившись в американской управленческой культуре, сфокусированной на мнении Wall Street, эти идеи используются в настоящее время западноевропейскими (континентальными и британскими), канадскими, австралийскими, японскими компаниями и, наконец, постепенно закрепляются в необычной среде - в странах с развивающимся рынком капитала - в практике ряда латиноамериканских, южноазиатских, турецких компаний. Рост интереса к новому подходу к деятельности команды менеджеров совпал с растущей в мире волной внимания к корпоративному управлению (corporate governance), роли советов директоров, независимо от типа самой системы корпоративного управления, механизмов и структур деятельности советов.

Глава ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Таблица 2.1.2.1.

Анализ конкурентов

В настоящее время функционирует 21 асбестоцементное предприятие на российском рынке.

 

Таблица 2.1.3.1.

Оценка стоимости бизнеса

В данном разделе необходимо оценить рыночную стоимость бизнеса компании методом накопления активов, применение которого возможно на основе исследования в разделе 2.2 особенностей оцениваемого объекта.

Однако данный метод в наибольшей мере подвергается критике с позиции теории оценки в связи с его упрощенностью и обобщенностью, но одновременно чаще применяется на практике.

Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия. Базовой формулой в затратном подходе является:

Собственный капитал = Активы – Обязательства

Данный подход представлен двумя методами:

методом стоимости чистых активов;

методом ликвидационной стоимости.

Расчет методом стоимости чистых активов включает несколько этапов:

Оценивается недвижимое имущество предприятия.

Определяется рыночная стоимость машин и оборудования.

Выявляются и оцениваются нематериальные активы.

Определяется рыночная стоимость финансовых вложений, как долгосрочных, так и краткосрочных.

Товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость.

Оценивается дебиторская задолженность.

Оцениваются расходы будущих периодов.

Обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость.

Определяется стоимость собственного капитала путем вычитания из рыночной стоимости суммы активов текущей стоимости всех обязательств.

Оценить предприятие с учетом издержек на его создание при условии, что предприятие останется действующим, позволяет метод стоимости чистых активов. Суть данного метода заключается в том, что все активы предприятия (здания, машины и оборудование, запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения и т.д.) оценивают по рыночной стоимости. Далее из полученной суммы вычитают стоимость обязательств предприятия. Итоговая величина показывает рыночную стоимость собственного капитала предприятия.

Корректировка статей актива баланса ОАО «БелАЦИ» проводилась по следующим основным направлениям:

здания;

машины и оборудование;

запасы;

дебиторская задолженность.

Для определения рыночной стоимости здания были приглашены специалисты по оценке недвижимости; для оценки машин и оборудования - эксперты по оборудованию. Переоценка запасов и дебиторской задолженности осуществлялась на базе финансовых документов предприятия и бесед со специалистами. При оценке здания не учитывалась стоимость земельного участка, т. к. полные права собственности в отношении земли в России не допускаются. Эксперты определили затраты на строительство аналога в сумме 85000 тыс. руб. С учетом практики расчета предпринимательского дохода от аналогичных объектов определялся предпринимательский доход в 11% затрат на строительство. Принимая во внимание время строительства здания и его состояние, степень физического износа была оценена в 49527 тыс. руб. По оценке специалистов, функционального износа и износа внешнего воздействия у оцениваемого здания в какой-либо значительной степени нет.

1) Данные бухгалтерской отчетности ОАО «БелАЦИ» за 2004 г:

здания + сооружения – 67506 + 7980 = 75486 тыс. руб.

амортизация (физический износ) зданий и сооружений = 49527 тыс. руб.

 

Теперь необходимо рассчитаем восстановительную стоимость недвижимости:

Восстановительная стоимость = Балансовая стоимость недвижимости – Физический износ – Функциональный износ – Износ внешнего воздействия

Восстановительная стоимость недвижимости составила: 75486 – 49527 – 0 – 0 = 25929 тыс. руб.

Стоимость машин и оборудования – 71593 тыс. руб.

Рыночная стоимость запасов – 83629 тыс. руб.

Дебиторская задолженность – 39770 тыс. руб.

Краткосрочные обязательства (совокупные обязательства) – 16885 тыс. руб.

Совокупные активы = Стоимость недвижимости + Стоимость машин и оборудования + Стоимость запасов + Дебиторская задолженность

Совокупные активы = 25929 + 71593 + 83629 + 39770 = 220921 тыс. руб.

Собственный капитал = Совокупные активы – Совокупные обязательства

Собственный капитал = 220921 – 16885 = 204036 тыс. руб.

2) Стоимость материальных активов по оценке экспертов составляет:

Недвижимость – 85000 тыс. руб.

Машины и оборудование – 76000 тыс. руб.

Стоимость остальных активов, по мнению экспертов, не нуждается в переоценке.

Доход на капитал = 11%

Коэффициент капитализации = 35%

Теперь необходимо составить переоцененный балансовый отчет с учетом оценки экспертов.

Совокупные активы = 85000 + 76000 + 83629 + 39770 = 284399 тыс. руб.

Собственный капитал = 284399 – 16885 = 267514 тыс. руб.

3) Рассчитаем ожидаемые прибыли с помощью процента дохода на капитал:

267514*0,15 = 40127,1 тыс. руб.

Оценим избыточную прибыль предприятия, с помощью коэффициента капитализации:

40127,1 / 0,35 = 114648,6 тыс. руб.

Данный показатель составляет гудвил – величину, на которую стоимость бизнеса превосходит стоимость ее материальных активов.

Величина гудвил, основана на той предпосылке, что избыточная прибыль компании приносится ей нематериальными активами, которые обеспечивают предприятию ставки на доход и собственный капитал выше среднеотраслевых.

Окончательный переоцененный балансовый отчет, путем суммирования чистых активов и стоимости величины гудвил, будет выглядеть следующим образом:

Совокупные активы = 85000 + 76000 + 83629 + 39770 + 114648,6 =

= 399047,6 тыс. руб.

Собственный капитал = 399047,6 – 16885 = 382162,6 тыс. руб.

Из проведенных расчетов видно, что стоимость бизнеса по оценке методом нематериальных активов, с учетом величины денежной оценки гудвил, составляет 382162,6 тыс. руб. Данная стоимость предприятия ОАО «БелАЦИ» рассматривается с точки зрения понесенных издержек на его функционирования. Также он основывается на изучении возможности инвестора в приобретении объекта собственности, исходя из того, что инвестор не заплатит за объект большую сумму, чем та, в которой обойдется получение соответствующего участка под застройку и возведению аналогичного по назначению и качеству объекта собственности в обозримый период. В основу данного метода положен принцип замещения, в соответствии, с которым максимальная стоимость объекта собственности не должна превышать наименьшей цены, по которой может быть приобретен объект с эквивалентной полезностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный курсовой проект был нацелен на выявление принципиальных отличий предлагаемых в концепции управления стоимостью подходов к анализу компании и движения ее капитала, позволяющих рассматривать ее как управленческую инновацию, и связанных с этим задач для менеджмента российских компаний. Управление стоимостью рассматривается как система, включающая пять слагаемых, цикл управления стоимостью, основные финансовые аналитические модели и этапы развития консалтинговых продуктов.

В курсовом проекте ставится проблема новых требований, предъявляемых управлением стоимостью, к стратегическому процессу компании, видения нового качества ее роста - многомерного роста, анализа его финансовых измерений. Предложена позиция о необходимости разграничения бухгалтерской и финансовой моделей анализа деятельности компании, о настоятельной необходимости смены парадигмы анализа в российских компаниях и трактовка вытекающих из управления стоимостью новых задач для российских компаний.

Так же в курсовом проекте сказано, что вложение средств в компанию окажется максимально выгодным лишь в том случае, если менеджеры будут объективно оценивать стоимость вверенного им бизнеса и делать все, чтобы она непрерывно росла. Эта задача решается с помощью концепции менеджмента – Управления стоимостью компании (УСК) или Value based management (VBM).

Суть концепции «Управления стоимостью компаний» в том, что все решения менеджмента компании должны оцениваться с точки зрения их влияния на ее рыночную стоимость. В первую очередь это делается в угоду инвесторам. Кроме того, собственникам компании полезно знать, сколько стоит их бизнес, чтобы понять, продолжать ли им заниматься.

В 1990-х этот метод пришел в Европу и Азию, а несколько лет назад новую философию управления стали использовать и крупные российские компании, которые хотели соответствовать требованиям западного инвестора. Так, компании «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» это помогло удачно разместить свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. В страховой компании РОСНО принципы УСК стали применяться, когда она перешла под контроль немецкой группы Alianz. К использованию УСК начинают присматриваться ЮКОС и ЛУКОЙЛ.

Вообще управление стоимостью компании - комплексный процесс. Его можно определить, с одной стороны, как последовательную реализацию принципов финансовой модели и построение на ее основе и с ее помощью всех решений менеджмента компаний - стратегических и оперативных, финансовых и нефинансовых. С другой стороны, управление стоимостью должно исходить из необходимости удовлетворения ожиданий всех «заинтересованных лиц».

Интерес к концепции управления стоимостью компании тем и вызван, что этот метод позволяет анализировать и оценивать результаты деятельности компании с учетом всех изменений, которые происходят в деловой среде.

Базой для более глубокого изучения концепции управления стоимостью компании послужили научные достижения ученых (Коупленда Т., Коллера Т., Муррина Т., Волкова Д. Л., Ивашковской И. В.) в управлении предприятием. Однако существует необходимость уточнения концепции управления стоимостью компании, а также критериев выбора и обоснования управленческих решений на основе данной концепции.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                             3

1. Содержание концепции управления стоимостью компании       5

2. Проектная часть                                                                            30

2.1. Краткая характеристика предприятия                                          30

2.1.1. Краткая характеристика предприятия                                   30

2.1.2. Краткая характеристика основных видов продукции               33

2.1.3. Анализ конкурентов                                                                38

2.1.4. Анализ динамики основных технико-экономических показателей 42

2.2. Особенности предприятия как объекта оценки стоимости его бизнеса45

2.3. Оценка стоимости бизнеса                                                         53

2.4. Разработка направлений повышения стоимости компании     58

Заключение                                                                                                  64

Список использованной литературы                                                66


ВВЕДЕНИЕ

Для принятия правильного решения, как правило, требуется знать, каким образом его реализация отразится на стоимости предприятия. Актуальность темы исследования в настоящем курсовом проекте, в условиях усиления конкуренции, связанной с либерализацией внутренних рынков, процессами глобализации мировой экономики, на фоне постоянного роста на фондовых рынках отклонения рыночной капитализации предприятий от стоимости их реальных активов: зданий, сооружений, оборудования, материальных запасов - предприятиям требуется эффективная система управления предприятием - это концепция управления стоимостью компании.

Одна из важных проблем российской практики управления предприятиями - эта проблема управления стоимостью компании. Она опирается на современную зарубежную концепцию управления предприятием - концепцию управления стоимостью. В основу концепции положено понимание того факта, что, показатель стоимости компании является важнейшей комплексной финансовой оценкой, отображающей экономическую эффективность предприятия, его финансовое благополучие и ожидания перспектив деятельности. Он реагирует на любое изменение ситуации: снижение рентабельности выпуска, ухудшение платежеспособности, увеличение инвестиционного риска - все это вызывает уменьшение стоимости предприятия. По этой причине во многих зарубежных компаниях стоимость бизнеса стала важнейшим объектом управления. Практически все важнейшие управленческие решения (от смены поставщика до полной реструктуризации производства и ликвидации целых подразделений) принимаются с целью увеличения рыночной стоимости компании.

При этом стоимость понимается, как конкурентное преимущество, которое позволяет компании, расти быстрее других, привлекать все большее число инвесторов. Постоянное развитие компании, рост является основой для стабильного бизнеса. Развитие предполагает все новые и новые вложения, но очень мало видов бизнеса, которые способны генерировать такой возврат средств, который позволил бы им очень быстро развиваться. Эффективный же рост только за счет собственных источников не возможен хотя бы потому, что конкуренты могут прибегнуть к помощи внешнего финансирования, получив тем самым преимущества.

Таким образом, перед любой компанией стоит задача выбора способа финансирования, определения структуры капитала, как одного из рычагов управления рыночной стоимостью компании.

Предметом исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе управления стоимостью предприятий.

Объект исследования – промышленное предприятие Российской Федерации ОАО «Белгородасбестоцемент».

Теоретической и методологической основой служат теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных авторов по исследуемым проблемам, нормативные документы Российской Федерации, касающиеся процессов финансового управления предприятием и оценки бизнеса. В работе применяются научные методы экономического, математического и финансового анализа; сравнения и аналогии; единства объективного и субъективного в развитии экономических процессов; статистического и математического моделирования и др.

Информационно-эмпирической базой являются экономические факты, установленные на основе данных статистических и финансово-экономических изданий в России и других странах, данные информационной сети Интернет, материалы научных семинаров и конференций, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, аналитические статьи отечественных и зарубежных ученых, данные финансовой отчетности российских предприятий.


Глава СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ

В последние годы в российскую практику управления постепенно внедряется одна из современных концепций менеджмента - концепция управления стоимостью. В ее основе лежит понимание того, что для акционеров (владельцев) предприятий и организаций первостепенной задачей является увеличение их финансового благосостояния в результате эффективной эксплуатации объектов владения. При этом рост благосостояния акционеров измеряется не объемом введенных мощностей, количеством нанятых сотрудников или оборотом компании, а рыночной стоимостью предприятия, которым они владеют.

Содержание концепции управления стоимостью компании заключается в том, что управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости компании и ее акций.

В настоящее время концепция управления стоимостью принята специалистами по экономике в качестве базовой парадигмы развития бизнеса.

Концепция управления стоимости базируется на следующих принципах:

наиболее приемлемый показатель, позволяющий адекватно оценить деятельность компании, - поток денежных средств, генерируемый компанией;

новые капитальные вложения компании должны осуществляться только при условии, что они создают новую стоимость. При этом создают стоимость новые инвестиции только тогда, когда рентабельность вложений выше затрат на привлечение капитала;

в изменяющихся условиях окружающей экономической среды сочетание активов компании (ее инвестиционный профиль) также должно меняться с целью обеспечения максимального роста стоимости компании.

Концепция управления стоимостью позволяет объяснить причины перелива капитала из одной, отрасли, страны в другую. Капитал - самовозрастающая категория, поэтому его стоимость должна постоянно увеличиваться. Если стоимость капитала не возрастает, то его собственники принимают решение о новой сфере его приложения, в которой эта стоимость будет создаваться.

Внедрение концепции управления стоимостью - достаточно продолжительный процесс, западные специалисты оценивают его продолжительность в 2-3 года.

Рассмотрим основные этапы внедрения концепции управления стоимостью на предприятии (см. таблицу).

 

Таблица 1.1.

Первый этап Второй этап Третий этап Четвертый этап Пятый этап
Определение точки отсчета - оценка рыночной стоимости предприятия Составление схемы факторов стоимости компании Создание системы оценки оперативных и стратегических управленческих решений Анализ вклада подразделений в стоимость компании Периодическая оценка. Подготовка отчетов с позиции управления стоимостью
 

Внедрение системы оперативного контроля над стоимостью активов

 
 

Подготовка кадров

 

 

Отметим, что применение концепции управления стоимости не только способно дать результаты, связанные с улучшением финансового состояния компании, но и одновременно поддерживает ее надежный имидж в глазах акционеров и потенциальных инвесторов.

Теперь рассмотрим стоимостное мышление в концепции управления стоимостью компании. Первый шаг в управлении стоимостью состоит в том, что максимизация стоимости принимается за главную финансовую цель компании. Более того, менеджеры высшего эшелона должны знать, каково реальное соотношение этой цели с другими целями организации.

В общем случае компания должна иметь два набора целей: финансовые цели, которыми руководствуются менеджеры высшего звена, и нефинансовые цели, служащие побудительными мотивами деятельности всех остальных сотрудников организации. Традиционные финансовые показатели, такие как прибыль или темпы роста прибыли, не всегда правильно отражают процесс создания новой стоимости и что компаниям надо напрямую следить за созданием новой стоимости. Это означает, что компании должны ставить перед собой цели, выраженные в показателях дисконтированного денежного потока, которые являются самыми непосредственными критериями создания новой стоимости. Кроме того, целевые нормативы стоимости дисконтированного денежного потока нужно переводить в краткосрочные, более явные целевые показатели финансовой деятельности, такие как экономическая прибыль.

Помимо финансовых целей компаниям нужны также и нефинансовые цели в качестве побудительных мотивов и ориентиров для работников, многие из которых не разбираются в финансовых аспектах создания новой стоимости. К таким целям можно отнести удовлетворение запросов потребителей, разработку новых продуктов, создание удовлетворительных условий труда работников и т. д. Они не противоречат главной цели максимизации стоимости. Как правило, наибольшего финансового успеха добиваются как раз те компании, которые превосходят других в удовлетворении потребителей и работников, нововведениях и прочих подобных областях. Однако нефинансовые цели следует тщательно соотносить с финансовыми обстоятельствами компании. Кроме того, при всем многообразии целей важно задать единый курс всем работникам организации.

Цели также необходимо привязывать к конкретному уровню организации. Для руководителя деловой единицы это может быть четкий норматив создания новой стоимости, выраженный в финансовых показателях. Для руководителя функционального подразделения это может быть сочетание нормативов обслуживания потребителей, рыночной доли, качества продукции или производительности. Производственному менеджеру можно установить такие ориентиры, как удельные издержки производства, продолжительность производственного цикла или норма брака. С другой стороны, разработчики новых продуктов могли бы сосредоточить внимание на сроках разработки, количестве разрабатываемых продуктов и их сравнительных конкурентных характеристиках.

Теперь, возвращаясь к финансовым целям, надо сказать, что менеджеры часто сталкиваются с необходимостью противоречивого выбора между, скажем, ростом прибыли в расчете на акцию, максимизацией коэффициента цена / прибыль или коэффициента рыночная / балансовая стоимость, увеличением рентабельности активов - и это еще далеко не все возможные варианты. Стоимость - единственная верная цель деятельности, а также это долгосрочный показатель. Постановка во главу угла краткосрочных показателей (прибыль на акцию, рентабельность собственного капитала) может привести к практике «выжимания соков» из компании и ее финансовой несостоятельности в бедущем.

В течение 1990-х и в начале 2000-х гг. принципы и методы управления стоимостью компании (value based management, VBM) стали широко распространенными подходами в менеджменте. Появившись в американской управленческой культуре, сфокусированной на мнении Wall Street, эти идеи используются в настоящее время западноевропейскими (континентальными и британскими), канадскими, австралийскими, японскими компаниями и, наконец, постепенно закрепляются в необычной среде - в странах с развивающимся рынком капитала - в практике ряда латиноамериканских, южноазиатских, турецких компаний. Рост интереса к новому подходу к деятельности команды менеджеров совпал с растущей в мире волной внимания к корпоративному управлению (corporate governance), роли советов директоров, независимо от типа самой системы корпоративного управления, механизмов и структур деятельности советов.

Концепция управления стоимостью компании как управленческая инновация

 

Управление стоимостью охватывает разные ветви менеджмента, и каждая функциональная ветвь фокусирует внимание на собственных узких задачах на пути к росту стоимости компании. Финансовую составляющую системы управления стоимостью компании невозможно рассматривать только с позиций функциональной ветви менеджмента. Имея дело с количественными оценками динамики компании, она играет более значительную роль, чем простое измерение и отслеживание движения капитала и потоков доходов. Прежде всего, вводятся новые стартовые, промежуточные и конечные точки отсчета этого движения, поскольку оно рассматривается через призму инвестиционной стоимости капита


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.