Тема любви в творчестве В. Маяковского (поэмы «Человек», «Люблю», «Про это»). — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема любви в творчестве В. Маяковского (поэмы «Человек», «Люблю», «Про это»).

2020-04-01 412
Тема любви в творчестве В. Маяковского (поэмы «Человек», «Люблю», «Про это»). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                                      Задание:

1. Подготовить сообщение на тему «тема любви в советской лирике 1920-х годов».

2. Проанализировать поэму и законспектировать в рабочих тетрадях основные положения фабульного развития.

3. Проследить мотив путешествия лирического героя.

4. Выучить наизусть отрывок из поэмы (по выбору).

                                                 План

 

1. Судьба лирического героя в поэме «Человек».

2. Характер конфликта и способы его разрешения.

2. «Люблю» как наиболее органичное произведение Маяковского.

3. Жанровые и композиционные особенности поэмы «Про это».

4. История создания поэмы, личностное и социально-объективное в ней.

5. Судьба лирического героя, причины его драмы?

6. Метафоричность, литературные реминисценции, творческая связь с поэмой «Человек».

7. Своеобразие трактовки темы любви в творчестве В.Маяковского.

 

 

                                        Литература              

                             Художественные тексты

1. Владимир Маяковский. Собр. Соч. в 12 томах. Т 1-2. М., 1978. или Собр. Соч. в 13 т. Т. 3-4. М., 1957.

 

                                   Рекомендуемая

1. Баевский В. История русской поэзии. 1730-1980. М..1996.

2. В мире Маяковского: Сб. статей. Кн. 2. М., 1984.

3. Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского. М., 1983.

4. Карпов А.С. Маяковский – лирик. М.. 1988.

5. Любарева Е. М. Советская романтическая поэзия (Н. Тихонов, М. Светлов, Э. Багрицкий). М. 1973.

6. Машбиц-Веров И. Поэмы Маяковского. М., 1963.

7. Перцов В.О. Маяковский. Жизнь и творчество. В 3 кн. Кн. 1-2. М., 1976.

8. Смола О. Любовь – это сердце всего (особенности любовной лирики Маяковского) //Маяковский и современность. М.. 1985.

9. К. Тарановский. О поэзии и поэтике. М., 2000.

 

                                           Дополнеительная

1. Имя этой теме – любовь. М., 1993.

2. Катанян В. В.Маяковский. Хроника жизни и деятельности. М., 1985.

3. Ваксберг А. Загадка и магия Лили Брик. М.. 2004.

4.Тренин В.В. В мастерской стиха Маяковского. М.. 1991

5.Русская советская поэзия. Традиции и новаторство. 1917-1945./ Под ред. П. С. Выходцева и А. А. Смородина. Л. 1972. 1947-1975. Л. 1978.

                           Практическое занятие № 11 (4 часа)

    Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

                                            

 

                                                   План:

10. Творческая история создания романа, движение авторского замысла, возникновение образов.

11. Мировоззренческие основы романа.

12. Система этико-философских координат: Добро и Зло в романе, Справедливость и Сострадание.

13. Сюжетные линии в романе – с какими персонажами они связаны?

14. Пространственно-временная организация произведения, ее смыслообразующее значение.

15. Жанровое определение романа, особенности композиции, языка и стиля.

16. Кто главный герой романа? Как решается проблема творчества в несвободном государстве?

17. Споры в критике по поводу финала романа.

 

                              Художественные тексты:

М.Булгаков. Мастер и Маргарита.

                   

1. Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты. Учебное пособие. – М.,Флинта. Наука. 2011. //biblioclub.ru

2. Минералова И.Г. Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма: Уч. пособие. – М.Флинта. 2011. – Сс. 81-100.

3. М.Булгаков. Дневник мастера и Маргариты. М.,2001.

4. Есенков В.Н. Рыцарь, или Легенда о Михаиле Булгакове. М., 1997.

5. Лесскис Г.А. Триптих М.А.Булгакова о русской революции. М.. 1999.

6. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». М.,1991.

7. Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова. М.. 1997.

8. В. Химич. В мире Михаила Булгакова. – Екатеринбург. 2003.

9. Сухих И. Н. Книги ХХ века: русский канон. М.. 2001.

10. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М.,2001.

 

                           Дополнительная литература:

 

1.Яновская Л.М. творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.

2. Химич В.В. «Странный реализм» М.Булгакова. Екатеринбург. 1995.

3. Яблоков Е.А. Мотивы прозы М.Булгакова. М.. 1997

4.Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., 1996.

 

 

                                    Практическое занятие № 12 (2часа)

 

    «Поднятая целина» М.Шолохова – роман о коллективизации.
                      

                                        Художественные тексты

 

1.Шолохов М. Поднятая целина.

                                            

                                                        Задание

1.Сделайте выписки в рабочих тетрадях характерных высказываний об отношении к процессу коллективизации ведущих персонажей романа: Давыдова, Нагульнова, Разметнова, Островнова, Щукаря и др.

2.Обратите внимание на речь автора и ее характерные признаки, на авторскую позицию.

 

                                                            План

1.Тема коллективизации как продолжение казачьей судьбы послевоенного периода – как она изображена Шолоховым?

2. Как замысел автора реализуется в композиции романа? Соединение драматического и комического: насколько эти линии соотносятся друг с другом и для чего они нужны автору?

3. Проследите две сюжетные линии: Давыдова и Половцева. О чем они говорят?

4. Система образов руководителей: Давыдов, Нагульнов, Разметнов - как отражение трех жизненных и политических позиций.

5.Образы «врагов» - как они представлены? Жизненная драма Островнова, Тимофея Рваного, Гаева, Лятьевского, Половцева.

6. Женские образы романа – в продолжение шолоховской личностной темы. Лушка и Варя Харламова как антиподы жизненной судьбы.

7. Метафорический смысл названия романа. Лирическое и подтекстовое начала повествования. Смысл финала.

8. Оценка романа советской и эмигрантской критикой.

 

                                        Литература

                                         Основная

1.Ильин Е.Н. Роман М.А. Шолохова «Поднятая целина». – М.: 1995.

2. Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество. – СПб.: 2000.

3. Жуков И.И. рука судьбы. – М.: 1994.

4. Литвинов В.М. Михаил Шолохов. Изд-е 2-е.- М.: 1985.

5. Новое о Михаиле Шолохове. Исследования и материалы. – М.: 2003.

6. Степанов А.В. Стиль Михаила Шолохова – Русский язык в школе. № 2 (апрель), 2000.

7. Хватов А.И. Художественный мир М.Шолохова. – М.: 1978.

8. Петелин В.В. Судьба художника. – М.: 1979.

 

                                      Дополнительная

 1.Минакова А. Поэтический космос М.Шолохова: о мифологизме в этике М.Шолохова. – М.: 1992.

2. Мировое значение творчества М.Шолохова. Материалы исследования. – М.: 1976.

3. Петелин В.В. Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и ответах современников. – М.: 2005.

                                    Практическое занятие № 13 (2часа)

                 Человек и мир в прозе А. Платонова 1920-30-х годов.

                    

                                    План

  1. Типологические особенности героев в прозе А. Платонова 1920-30-х гг.
  2. Человек и его предназначение в этом мире в понимании А.Платонова – «Сокровенный человек»
  3. Философская суть рассказов и повестей 1930-х годов – «Река Потудань», «Фро», «Третий сын», «Джан».
  4. Художественно-поэтические и стилевые особенности прозы А. Платонова.

 

 

                                   Литература

                          Художественные тексты

Платонов А. Сокровенный человек. река Потудань. Фро. Третий сын. Джан.

                                    Основная

1. Давыдова Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика. Творческая эволюция. Учебное пособие.3-е изд. – М.Флинта, Наука, 2011. //biblioclub.ru Или: Давыдова Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика. Творческая эволюция. Учебное пособие.3-е изд. – М., Флинта. Наука, 2006. Сс.215-225.

2. Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья. М., 1999.

3. Малыгина Н. М. Художественный мир А. Платонова. М.. 1995.

4. Чалмаев В. Андрей Платонов. М., 1989.

5. «Страна философов» Андрея Платонова. Проблемы творчества. Вып. 4-5. М., 2000, 2003.

6. Полтавцева Н. Философия прозы Андрея Платонова. Ростов-на-Дону, 1981.

7. Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. М.. 1987.

                                      

                                                   Дополнительная.

1.Васильев В. В. Андрей Платонов. М., 1982.

                                     Практическое занятие № 14  (4 часа)

 

                                  Поэзия периода Великой Отечественной войны.

                                          

Задание: выучить наизусть 1-2 стихотворения по выбору.                          

 

                                                    План.

1. Тематическое многообразие поэзии военных лет.

2. Поэты старшего поколения и их творчество (А.Ахматова, А. Твардовский, Д. Бедный, Б. Пастернак, Н.Тихонов и другие).

3. Поэты младшего поколения – характеристика творчества (К.Симонов, М. Алигер, С.Орлов, Ю. Друнина, А. Межиров и др.).

4. Жанровое многообразие. Новые жанровые формы, заявившие о себе в военные годы.

5. Жанр песни в годы ВОВ и ее многообразие:

а) маршевые песни - «Священная война» В. Лебедева-Кумача, «Песня смелых» А. Суркова. «До свиданья, города и хаты» М. Исаковского;

б) лирическая, «партизанская» и походная песни - «Вася-Василек» С. Алымова, «Смуглянка» Я. Шведова, «Соловьи» А.Фатьянова, «Бьется в тесной печурке огонь…» А. Суркова, «В прифронтовом лесу», «Огонек» М. Исаковского, «Вечер на рейде» А. Чуркина, «Заветный камень» А. Жарова и др.

6. Баллада и ее своеобразие - «Баллада о черном куске» В. Лившица, «»Баллада о маленьком разведчике» Н. Рыленкова, «баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» П. Антокольского, Баллада о красноармейце Демине» А. Прокофьева, «баллада о матросской матери» Н.Флерова и др.

7. Сатирические и юмористические жанры в поэзии (басня, стихотворный фельетон, эпиграмма, пародия, частушка и пр.) – творчество Д. Бедного, С. Маршака, С. Михалкова, А.Суркова, С. Швецова, А. Твардовского.

8. Интимная и дружеская лирика военных лет – поэзия К. Симонова, М. Луконина, В. Гусева, В. Луговского, М. Луконина и др.

 

 

                                     Литература.

                                Художественные текст:

Лирика сороковых годов. Фрунзе, 1977.

 

                                                Основная:

o Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты. Учебное пособие. – М.,Флинта. Наука. 2011. //biblioclub.ru

o Горбачев А.Ю. Русская литература ХХ – начала ХХI века. Избранные имена и страницы. Учебно-методическское пособие. – Минск, ТетраСистемс. 2011. //biblioclub.ru

o В.С.Баевский. Истрия русской литературы ХХ века. М., 2003. Гл.V.

 

                                  Дополнительная:

1.Спивак И. Советская поэзия периода Великой Отечественной войны в жанровом развитии. 2-е изд. Львов. 1975.

2. Кулинич А.В. Русская советская поэзия. Очерк истории. М.. 1963.

3. Кузьмичев И.К. Жанры русской литературы военных лет. Горький, 1962.

4.Самойленко Г. Стихотворная сатира и юмор периода великой Отечественной войны. Киев, 1977.

5.Спивак И. Советская поэзия периода Великой Отечественной войны в жанровом развитии. 2-е изд. Львов. 1975.

 

                             Практическое занятие № 15 (4 часа)

 

                                    Поэзия «оттепельного периода»

Занятие можно организовать как сообщения-рефераты на следующие темы:

 «Анализ творческой деятельности одного из поэтов-«шестидесятников» (Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, Н.Рубцов, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Б.Окуджава и др.).

           

                                                    Задание

 

1. Подготовить сообщение (доклад) на тему «Основные тенденции развития поэзии «оттепельного периода».

2.Выбрать для конкретного анализа творчество одного из поэтов.

3. Составить тезисный план анализа и сделать общий вывод о характерных особенностях лирики поэта, пользуясь пунктами плана.

4. Выучить наизусть одно стихотворение любого поэта и сделать его письменный анализ.

                                            План

 

1. Краткая характеристика жизненного и творческого пути поэта.

2. К какой типологической группе он принадлежит: «эстрадна» (публицистическая) поэзия; «тихая лирика»; «бардовская» («авторская песня»).

3.Какие общественные процессы отразились в лирике поэта?

4. Выделить круг основных тем и мотивов, характерных для творчества данного поэта.

5. Образ лирического героя, его духовный мир.

6. Своеобразие поэтики.

 

                                                 Литература

                                                

                                          Художественные тексты

Лирика Б.Ахмадулиной, Р.Рождественского, Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Н.Рубцова, Б.Окуджавы 60-х годов.

 

 

                                                      Основная

 

1. Избранные имена. Русские поэты ХХ века /Под ред. Н.М.Малыгиной. – М., Флинта.Наука. 2006. – Гл.12,13, 14,15.

2. Гусев В. В предчувствии нового. О некоторых чертах литературы шестидесятых годов. М., 1974.

3. Лавлинский Л. Сердца взрывная сила. О лирической поэзии 60-х годов. М, 1975.

4. И были наши помыслы чисты… Об одной встрече спустя тридцать лет // Огонек, 1987, № 9.

5. Избранные русские имена. Русские поэты ХХ века. М.,2006.

6. Агеносов В., Анкундинов А. Современные русские поэты. М.,1998.

  1. Кулаков В. Поэзия как факт: Статьи о стихах. М.,1999.

Литературу по творчеству конкретных поэтов подобрать самостоятельно.

 

                                               Дополнительная

1. Зайцев В. Современная советская поэзия. М., 1969.

2. Михайлов А. Ритмы времени. Этюды о русской советской поэзии наших дней. М., 1973.

                                 Практическое занятие № 16 (2 часа)

                        Театр Александра Вампилова.

                                 

                                             План:

1.Творческая биография А. Вампилова.

2.Проблематика его пьес.

3.Герой и среда в пьесе «Утиная охота».

4.Социальные и нравственные причины духовной деградации Зилова.

5.Жанровое своеобразие пьесы и прочтение ее критикой и режиссерами, ставящими пьесу.

6.Особенности конфликта и композиции. Роль символики и ее смысловая нагрузка.

7.«Прошлым летом в Чулимске» как продолжение нравственных поисков Зилова. Параллели с Виктором Зиловым и Шамановым.

8.Кто является главным героем пьесы? Как она называлась в рабочем варианте?

9.Своеобразие драматургии Вампилова: «открытый» финал. Наличие подтекста, своеобразие героев.

10.Споры в критике о творчестве А.Вампилова.

 

                                          Литература.

                                 Художественные тексты:

1.А. Вампилов. Утиная охота. Прошлым летом в Чулимске.

 

                                         Основная:

2.К. Рудницкий. по ту сторону вымысла: Заметки о драматургии А. Вампилова // Вопросы литературы. 1976. № 10.

3.Ю. Смелков. Зигзаги судьбы Зилова («Утина охота»: как ставят? Как ставить?) // Литературное обозрение. 1979. № 1.

4.М. Кронин. Самый правдивый театр. О поэтике А. Вампилова // Литературная учеба. 1979. № 1.

5.Н. Тендитник. Александр Вампилов. Новосибирск, 1979.

6.Сушков Б. А.Вампилов: размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. М., 1989.

7.Стрельцова Е. Ружье или телефон?: о символике пьесы «Утиная охота» А. Вампилова. //Русская речь. 1988. № 4.

8.Демидов А. Заметки о драматургии А.Вампилова // Театр. 1974. № 3.

9. Е. Гаушанская. Драматургия А. Вампилова.// Звезда. 1

                            Практическое занятие № 16 (2 часа)


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.