Проблемы формального эволюционизма — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Проблемы формального эволюционизма

2020-04-01 61
Проблемы формального эволюционизма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблемы формального эволюционизма

Александр Болдачев

Путь к эволюционизму

Историю становления эволюционных взглядов в науке до настоящего времени условно можно разбить на несколько этапов.

Антиэволюционизм. Абсолютное отрицание каких либо эволюционных изменений, было характерно для классической картины мира. В основе её лежало представление, что Вселенная бесконечна во времени и пространстве. В теологическом варианте антиэволюционизм декларирует бесконечность во времени творца и единовременное творение всех элементов мира вплоть до высших биологических организмов и человека.

Локальный эволюционизм. Идеология локального эволюционизма характерна для науки второй половины XIX начала XX веков. В этот период возможность самоорганизации вещества было безусловно доказанным эмпирическим фактом (биологическая эволюция, развитие космологических объектов), но все эволюционные процессы не рассматривались, как некоторые взаимосвязанные этапы развития Вселенной.

Сама Вселенная признавалась бесконечной во времени, а все эволюционные процессы, например, зарождение и развитие жизни, рассматривались как независимые случайно возникающие и затухающие в различных её частях.

Формальный глобальный эволюционизм (ФГЭ). Представление о едином, последовательном процессе эволюции стало складываться в конце XX века (Л. М. Гинделис, И. Пригожина, Тейара де Шардена, Э. Янч, Г. М. Идлис, Н. Н. Моисеев, В. В. Казютинский, А. П. Назаретян и другие).

Такой подход к проблеме развития Вселенной получил называние глобальный (или универсальный) эволюционизм. Основные его тезисы: (1) Мир имеет начало во времени или циклически "рождается" и "гибнет", проходя через состояние сингулярности (гипотеза пульсирующей Вселенной); (2) Мир состоит из иерархических систем (элементарные частицы — атомы — молекулы — организмы — социальная система) последовательно появляющихся с момента начала Мира, как этапы его эволюции; (3) законы функционирования систем (в частности, физические законы) признаются неизменными на всём протяжении эволюции Мира.

Почему же он формальный?

Формальным этот тип эволюционизма я назвал именно из-за третьего пункта. Постулирование неизменности физических законов требует признания их существования в современном виде и на момент начала Вселенной, что представляет процесс формирования новых иерархических уровней лишь как формальную реализацию изначально предзаданных структур.

Так, в рамка ФГЭ нет никаких принципиальных теоретических ограничений на образование химических соединений уже на первых секундах развития Вселенной, и этому препятствует лишь высокая температура и плотность вещества. Так же вследствие стационарности законов переходы от одного иерархического уровня организации вещества к другому в рамках ФГЭ объясняется лишь внешне формальными или случайными причинами: остыванием вещества, флюктуационными процессами в однородной газопылевой среде, случайными соединениями атомов в органические молекулы и так далее. По сути, ФГЭ декларирует только сам факт последовательного появления иерархических уровней организации вещества, не объясняя ни необходимость, ни возможность эволюционных переходов. Поэтому ФГЭ сталкивается с серьёзными трудностями при описании реально эволюционирующих систем (биологической, социальной), необходимость появления которых не следует из физических законов и не объяснимо исходя из внешних формальных (например, остывание планеты) или случайных факторов.

Энергетический коллапс

Можно проанализировать и энергетическую сторону подобного понимания финала Вселенной. Каждая новая эволюционная система для сохранения своей стабильности требует всё большего количества энергии, которая черпается из систем предыдущих эволюционных уровней.

Закономерно, что для обеспечения стабильности завершающей системы, охватывающей все элементы Вселенной, потребуется вся энергия Вселенной, которая и будет "потреблена" для свершения последнего акта интеграции. Мир поглотит сам себя.

Познание абсолюта

Этот процесс эволюции Вселенной можно выразить и в терминах познания. Познание — это всегда отождествление внутренней структуры системы или процесса некоторому внешнему для системы явлению.

Последним актом познания должно стать абсолютное познание системой самое себя и всего Мира в тождестве системы и Мира. В этом тождестве исчезнут все различия познающей системы и Мира, исчезнут все определения Мира, он закончит свою интеграцию и в этой неопределённости исчезнет сам.

Напомню, что речь идёт не о физической (термодинамической, гравитационной и других) катастрофе, и, конечно же, не о безрассудных последствиях функционирования социальной системы (человека), а о закономерном этапе эволюции Мира, который стремится вернуть себе интегральное единство, утерянное в Начале.

Несомненно, что на последнем этапе эволюции Мира определяющее значение будет играть некоторая форма Вселенского разума, ныне ещё распределённого по отдельным человеческим организмам.

Последний шаг этого разума в познании Мира – это финальный рывок к достижению Абсолюта, к постижению Истины, в которой воссоединятся, растворятся все определенности Мира.

И можно образно заключить, что мир захлебнётся от восторга в последнем акте самопознания, восстановив своё единство с самим собой.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru

Проблемы формального эволюционизма

Александр Болдачев

Путь к эволюционизму

Историю становления эволюционных взглядов в науке до настоящего времени условно можно разбить на несколько этапов.

Антиэволюционизм. Абсолютное отрицание каких либо эволюционных изменений, было характерно для классической картины мира. В основе её лежало представление, что Вселенная бесконечна во времени и пространстве. В теологическом варианте антиэволюционизм декларирует бесконечность во времени творца и единовременное творение всех элементов мира вплоть до высших биологических организмов и человека.

Локальный эволюционизм. Идеология локального эволюционизма характерна для науки второй половины XIX начала XX веков. В этот период возможность самоорганизации вещества было безусловно доказанным эмпирическим фактом (биологическая эволюция, развитие космологических объектов), но все эволюционные процессы не рассматривались, как некоторые взаимосвязанные этапы развития Вселенной.

Сама Вселенная признавалась бесконечной во времени, а все эволюционные процессы, например, зарождение и развитие жизни, рассматривались как независимые случайно возникающие и затухающие в различных её частях.

Формальный глобальный эволюционизм (ФГЭ). Представление о едином, последовательном процессе эволюции стало складываться в конце XX века (Л. М. Гинделис, И. Пригожина, Тейара де Шардена, Э. Янч, Г. М. Идлис, Н. Н. Моисеев, В. В. Казютинский, А. П. Назаретян и другие).

Такой подход к проблеме развития Вселенной получил называние глобальный (или универсальный) эволюционизм. Основные его тезисы: (1) Мир имеет начало во времени или циклически "рождается" и "гибнет", проходя через состояние сингулярности (гипотеза пульсирующей Вселенной); (2) Мир состоит из иерархических систем (элементарные частицы — атомы — молекулы — организмы — социальная система) последовательно появляющихся с момента начала Мира, как этапы его эволюции; (3) законы функционирования систем (в частности, физические законы) признаются неизменными на всём протяжении эволюции Мира.

Почему же он формальный?

Формальным этот тип эволюционизма я назвал именно из-за третьего пункта. Постулирование неизменности физических законов требует признания их существования в современном виде и на момент начала Вселенной, что представляет процесс формирования новых иерархических уровней лишь как формальную реализацию изначально предзаданных структур.

Так, в рамка ФГЭ нет никаких принципиальных теоретических ограничений на образование химических соединений уже на первых секундах развития Вселенной, и этому препятствует лишь высокая температура и плотность вещества. Так же вследствие стационарности законов переходы от одного иерархического уровня организации вещества к другому в рамках ФГЭ объясняется лишь внешне формальными или случайными причинами: остыванием вещества, флюктуационными процессами в однородной газопылевой среде, случайными соединениями атомов в органические молекулы и так далее. По сути, ФГЭ декларирует только сам факт последовательного появления иерархических уровней организации вещества, не объясняя ни необходимость, ни возможность эволюционных переходов. Поэтому ФГЭ сталкивается с серьёзными трудностями при описании реально эволюционирующих систем (биологической, социальной), необходимость появления которых не следует из физических законов и не объяснимо исходя из внешних формальных (например, остывание планеты) или случайных факторов.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.