Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа использования трудовых ресурсов — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа использования трудовых ресурсов

2020-04-01 220
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа использования трудовых ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа использования трудовых ресурсов

1.1 Экономическая сущность категории "трудовые ресурсы" предприятия и характер труда в сфере туризма

1.2 Показатели движения трудовых ресурсов предприятия, их динамика и причины

1.3 Методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

Глава 2. Оценка и анализ эффективности использования трудовых ресурсов ООО "КавказСкиТур"

2.1 Организационно-экономическая характеристика туристического предприятия ООО "КавказСкиТур"

Оценка эффективности использования персонала на туристическом предприятии ООО "КавказСкиТур"

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

Глава 3. Пути совершенствования эффективного использования трудовых ресурсов на туристическом предприятии

3.1 Меры по эффективному использованию трудовых ресурсов на предприятии

Пути улучшения производительности труда и их влияние на эффективность работы туристического предприятия "КавказСкиТур"

Заключение

Список использованной литературы

экономический трудовой туризм персонал


Введение

 

Человек является активным участником и фактором производства. Изучение системы показателей состава, движения, воспроизводства и эффективности использования трудовых ресурсов - важнейшая задача экономики.

Проблемы регулирования занятости, трудовых отношений, организации труда имеют для экономики базовый характер, затрагивают ее основы. Не получив специализированных фундаментальных знаний в этой области, трудно найти и успешно применить соответствующие методы регулирования таких сложных объектов, какими являются сфера труда и рынок труда. Поэтому образовательные концепции предполагают обязательное получение знаний и навыков в этой области специалистами экономического и неэкономического профиля.

Под трудом понимается целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. С понятием "труд" неотъемлемо связано понятие "трудовые ресурсы".

Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, способная производить материальные блага или оказывать услуги.

Размеры, структура и качество трудовых ресурсов, обеспеченность ими и их использование оказывают решающее влияние на повышение эффективности производства. Структура и численность работников на предприятиях зависит от их организационно-правового статуса, специализации и форм собственности.

В долгосрочной перспективе в индустрии туризма будет происходить переориентация внимания по направлению к увеличению эффективности использования человеческих ресурсов как главной стратегии бизнеса. Известный же лозунг "Кадры решают все" можно назвать девизом бизнеса. Эффективное использование трудовых ресурсов напрямую влияет на деятельность всего предприятия.

Цель исследования состоит в разработке мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов на туристическом предприятии.

Для реализации названной цели следует решить следующие задачи:

выявить теоретические аспекты формирования трудовых ресурсов на предприятиях;

определить основные показатели движения и использования трудовых ресурсов на предприятии;

охарактеризовать методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов;

проанализировать состав, структуру и динамику движения трудовых ресурсов на примере ООО "КавказСкиТур";

охарактеризовать организацию труда на примере ООО "КавказСкиТур";

проанализировать эффективность использования трудовых ресурсов на туристическом предприятии;

выявить положительные и отрицательные моменты в использовании персонала на примере ООО "КавказСкиТур";

предложить мероприятия по рациональному использованию трудовых ресурсов на примере ООО "КавказСкиТур";

Объектом исследования является туристическое предприятие ООО "КавказСкиТур".

Предметом исследования является использование трудовых ресурсов на примере ООО "КавказСкиТур".

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе изучено понятие и порядок формирования трудовых ресурсов предприятия. Исследована структура и показатели использования трудовых ресурсов. Приведена методика комплексного анализа использования трудовых ресурсов предприятия.

Во второй главе дана организационная характеристика ООО "КавказСкиТур". Проведен анализ использования трудовых ресурсов и организации труда на предприятии.

В третьей главе выявлены резервы повышения эффективности и использования трудовых ресурсов и пути их реализации.

При написании работы использовались метод сравнения, группировок, анализа и синтеза, факторного анализа, систематизации наблюдений, экономико-математические и другие методы.

В ходе работы изучена и обобщена специальная экономическая литература, статьи из периодической литературы, законодательные и нормативные акты, а также аналитические обзоры из Internet, фактический материал по использованию трудовых ресурсов на примере ООО "КавказСкиТур". При написании и оформлении дипломной работы использованы прикладные программные продукты: Word, Excel.

 


Список использованной литературы

 

1.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 г.) [Электронный ресурс]: // Гарант: справ, правовая система. Загл. с экрана.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11. 1994. № 51 - ФЗ (ред. 08. 07. 2012) [Электронный ресурс]: // Гарант: справ, правовая система. Загл. с экрана.

.   Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26. 01. 1996. № 14 - ФЗ (ред. 17. 12. 2012 г.) [Электронный ресурс]: // Гарант: справ, правовая система. Загл. с экрана.

.   Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26. 11. 2001 N 146 - ФЗ (принят ГД ФС РФ 01. 11. 2012) [Электронный ресурс]: // Гарант: справ, правовая система. Загл. с экрана.

.   Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007 г. №12-ФЗ). [Электронный ресурс]: // Гарант: справ, правовая система. Загл. с экрана.

6.    Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст]: учеб.-практ. пособие / М.С.Абрютина, А.В.Грачев. - М.: Дело и сервис, 2011. - 255 с.

7. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команд [Текст]: Учебное пособие/В.В. Авдеев - М.: Финансы и статистика, 2003. -554с.

8.    Акулич, В.А. Исследуем трудовые ресурсы / В.А.Акулич [Текст]// Финансовый директор. - 2006. - №5. - С.33-45.

9.    Александрова А.Ю. "Международный туризм" [Текст]: учебник. - М.: Аспект пресс, М., 2010.

10. Анализ эффективности видов рекламы в СКС и туризме [Текст] // Турбизнес. - 2012. - № 11 - Библиогр.: 7 назв.

11.  Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник [Текст]/ М.И.Баканов, А.Д.Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 415 с.

12.  Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма [Текст]. - М.: Финансы и статистика, 2009

13. Басовский Л.Е. Маркетинг [Текст]: Курс лекций. - М.: Инфра - М, 2011

14.  Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]/ Л.Е. Басовский. - М.:ИНФРА-М, 2004. - 265с.

15. Белокрылова, О.С. Экономика труда: конспект лекций [Текст]/ О.С.Белокрылова, Е.В.Михалкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 224 с.

16.  Биржаков М.Б. Введение в туризм [Текст]. - М.-СПб.: "Невский фонд", 2012.

17. Биржаков М.Б., Биржаков К.М. Железнодорожные туры. В справочнике "Туристские фирмы" [Текст]. - Вып. 16. - СПб.: ОЛБИС, 1998.

18.  Бузырев, В.В. Планирование на предприятии / В.В. Бузырев. - М.: Академия, 2005. - 333с.

19.  Витрина. Ресторанный бизнес [Текст] // Журнал для профессионалов ресторанного бизнеса. - 2002. - № 3 - Библиогр.: 7 назв.

20. Волов А.Б., Иванов В.В, " Гостиничный менеджмент" [Текст]. - М.:ИНФРА- М, 2007г.- 384с.

.   Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности [Текст]. - М.: Финансы и статистика, 2010.

22.  Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала[Текст] / В.В. Гончаров. - М.: Дело, 1992. - 262с.

23.  Гуляев В.Г. Правовое регулирование туристской деятельности [Текст]. -М.: Нолидж, 1998 год.

24. Днепровой А., Калашников И. Наука участия в туристических выставках [Текст] // Туринфо. - 1997. - № 18 - Библиогр.: 7 назв.

.   Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учеб.-практ. Пособие [Текст]. - М.: МЭСИ, 2000.

.   Зорин И.В. Квартальнов В.А. Туристский бизнес и гостиничное хозяйство, учебник. [Текст]/ Зорин И.В. Квартальнов В.А. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 393 с.

.   Зорин И.В. Энциклопедия туризма [Текст] - М.: финансы и статистика, 2002 г

.   Ильина Е.Н. "Основы туристской деятельности", Советский спорт [Текст]. -М., 2001.

.   Картышов С.В., Кульчицкая И.А., Поташников Н.М. Управление комплексом маркетинга предприятия на основе CRM-технологий [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 2 - Библиогр.: 7 назв.

.   Квартальнов В.А. "Туризм", Финансы и статистика [Текст] - М., 2001

.   Квартальнов В.А., Зорин В.И. "Экономика туризма", Финансы и статистика, [Текст] - М., 2002

.   Кныш В.А. Маркетинг в теории потребительского спроса [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 6 - Библиогр.: 7 назв.

.   Леонов А.И. Интеграционный маркетинг: новая форма управления рыночной деятельностью и ее актуальность для России [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 1 - Библиогр.: 7 назв.

.   Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. - "Основы менеджмента": пер.с англ. [Текст] - М.:, "Дело ", 1999.- 800с

.   Морозова Н.С., Морозов М.А. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] - М.: Издательский центр "Академия", 2003.

36.  Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов [Текст] / Л.Н. Нехорошева. - Минск: Выш. шк., 2004. - 383с.

37.  Парамонова Т., Комаров В. Методический подход к оптимизации выбора наиболее эффективного средства ИНТЕРНЕТ-рекламы [Текст] // Практический маркетинг. - 2001. - № 9 - Библиогр.: 7 назв.

38.  Пархимчик, Е. Современные направления работы с персоналом (опыт индустриальных стран) / Е. Пархимчик[Текст] // Экономика, Финансы, Управление. - 2002. -№10.-С. 76-83.

39.  Проблемы и противоречия воспроизводства в России в контексте мирового экономического развития. Теория. Сопоставления. Поиски / Под ред. В.Н. Черковца. [Текст] - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004.

40. Родионов П. Град Петра [Текст] // Эксперт. - 1999. - № 21. - Библиогр.: 7 назв.

.   Ромат Е.В. Реклама. 4-е издание. Учебник для вузов [Текст]. - М.: "Питер", 2001.

42.  Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник [Текст]/ Г.В. Савицкая. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 512 с.

43.  Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. [Текст] - М.: "Ось-89", 1998.

44. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР и иностранными государствами: Вып. XXI. [Текст] - М., 1957.

.   Свиридов К.С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг. - М.: Знание, 2009.

.   Семин В.С. Организация международного туризма. [Текст] - М.: "Финансы и статистика", 2010

.   Словарь-справочник менеджера [Текст] / Под ред. М.Г. Лапусты.-М., 1996

.   Старобинский Э.Е. "Как управлять персоналом". Библиотека журнала "Управление персоналом" издание 5-е, переработанное и дополненное [Текст] - М.: ЗАО "Бизнес - школа "Интел - синтез"", 1999

.   Статистика в туризме [Текст] / Под ред. С.П. Шпилько. - М.: Бюро информации по туризму "Он-лайн", 2011.

.   Сэндидж Ч. Реклама. Теория и практика. Пер. с англ. [Текст] - М. 2001.

.   Туризм в России. [Текст] - М.: Госкомстат России, 2012.

.   Туризм в цифрах, 2003: Стат. сборник / ИИЦ "Статистика России";

.   Туристический бизнес. [Текст] // Информационно-аналитический журнал для профессионалов. - 2003. - №16. - Библиогр.: 7 назв.

.   Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: Искусство, теория, практика. [Текст] - Петрозаводск: АО "Фолиум", 1994.

.   Экономические проблемы управления предприятием: Сб. науч. тр [Текст]/ Под ред. М.В. Могилевича. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. - 136

.   Энджел Дж. Ф., Блекуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. [Текст] - СПб.: Питер Ком, 2000

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа использования трудовых ресурсов

1.1 Экономическая сущность категории "трудовые ресурсы" предприятия и характер труда в сфере туризма

1.2 Показатели движения трудовых ресурсов предприятия, их динамика и причины

1.3 Методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

Глава 2. Оценка и анализ эффективности использования трудовых ресурсов ООО "КавказСкиТур"

2.1 Организационно-экономическая характеристика туристического предприятия ООО "КавказСкиТур"

Оценка эффективности использования персонала на туристическом предприятии ООО "КавказСкиТур"

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

Глава 3. Пути совершенствования эффективного использования трудовых ресурсов на туристическом предприятии

3.1 Меры по эффективному использованию трудовых ресурсов на предприятии

Пути улучшения производительности труда и их влияние на эффективность работы туристического предприятия "КавказСкиТур"

Заключение

Список использованной литературы

экономический трудовой туризм персонал


Введение

 

Человек является активным участником и фактором производства. Изучение системы показателей состава, движения, воспроизводства и эффективности использования трудовых ресурсов - важнейшая задача экономики.

Проблемы регулирования занятости, трудовых отношений, организации труда имеют для экономики базовый характер, затрагивают ее основы. Не получив специализированных фундаментальных знаний в этой области, трудно найти и успешно применить соответствующие методы регулирования таких сложных объектов, какими являются сфера труда и рынок труда. Поэтому образовательные концепции предполагают обязательное получение знаний и навыков в этой области специалистами экономического и неэкономического профиля.

Под трудом понимается целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. С понятием "труд" неотъемлемо связано понятие "трудовые ресурсы".

Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, способная производить материальные блага или оказывать услуги.

Размеры, структура и качество трудовых ресурсов, обеспеченность ими и их использование оказывают решающее влияние на повышение эффективности производства. Структура и численность работников на предприятиях зависит от их организационно-правового статуса, специализации и форм собственности.

В долгосрочной перспективе в индустрии туризма будет происходить переориентация внимания по направлению к увеличению эффективности использования человеческих ресурсов как главной стратегии бизнеса. Известный же лозунг "Кадры решают все" можно назвать девизом бизнеса. Эффективное использование трудовых ресурсов напрямую влияет на деятельность всего предприятия.

Цель исследования состоит в разработке мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов на туристическом предприятии.

Для реализации названной цели следует решить следующие задачи:

выявить теоретические аспекты формирования трудовых ресурсов на предприятиях;

определить основные показатели движения и использования трудовых ресурсов на предприятии;

охарактеризовать методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов;

проанализировать состав, структуру и динамику движения трудовых ресурсов на примере ООО "КавказСкиТур";

охарактеризовать организацию труда на примере ООО "КавказСкиТур";

проанализировать эффективность использования трудовых ресурсов на туристическом предприятии;

выявить положительные и отрицательные моменты в использовании персонала на примере ООО "КавказСкиТур";

предложить мероприятия по рациональному использованию трудовых ресурсов на примере ООО "КавказСкиТур";

Объектом исследования является туристическое предприятие ООО "КавказСкиТур".

Предметом исследования является использование трудовых ресурсов на примере ООО "КавказСкиТур".

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе изучено понятие и порядок формирования трудовых ресурсов предприятия. Исследована структура и показатели использования трудовых ресурсов. Приведена методика комплексного анализа использования трудовых ресурсов предприятия.

Во второй главе дана организационная характеристика ООО "КавказСкиТур". Проведен анализ использования трудовых ресурсов и организации труда на предприятии.

В третьей главе выявлены резервы повышения эффективности и использования трудовых ресурсов и пути их реализации.

При написании работы использовались метод сравнения, группировок, анализа и синтеза, факторного анализа, систематизации наблюдений, экономико-математические и другие методы.

В ходе работы изучена и обобщена специальная экономическая литература, статьи из периодической литературы, законодательные и нормативные акты, а также аналитические обзоры из Internet, фактический материал по использованию трудовых ресурсов на примере ООО "КавказСкиТур". При написании и оформлении дипломной работы использованы прикладные программные продукты: Word, Excel.

 


Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа использования трудовых ресурсов

1.1 Экономическая сущность категории "трудовые ресурсы" предприятия и характер труда в сфере туризма

 

Как вид экономической деятельности туризм и ресторанный бизнес имеет свою специфику. Главная особенность состоит в том, что результатом производственного процесса предприятия является продукт, имеющий отличительные особенности от других продуктов. Прежде всего, если говорить о туризме, туристский продукт нематериален, его нельзя складировать и получить в собственность. Туристский и ресторанный продукт отличается "жесткостью" и отсутствием возможности создавать запасы: даже если можно было бы программировать спрос, то все равно сам продукт может производиться только одновременно с его потреблением. Непроданный продукт означает прямой убыток, который нельзя восстановить. Наконец, предприятия не могут в одиночку справиться со своими задачами. Они вынуждены обращаться к посредничеству специализированных фирм, которые удовлетворяют запросы рынка и обеспечивают доходность благодаря тесному контакту с потенциальными клиентами [13, с.581].

Эти особенности обуславливают характер труда в туризме и ресторанном бизнесе, специфика которого заключается в:

сравнительно большом удельном весе живого труда, что затрудняет его нормирование;

высокой степени воздействия на процесс производства и реализации туристского продукта субъективных факторов как со стороны работников туристского предприятия, фирмы, так и со стороны клиента;

комплексности производства продукта, который является результатом слаженной работы самостоятельных коллективов, труд которых подчинен одной цели - удовлетворению потребности клиента;

наличии производительного и непроизводительного труда.

Особенности труда в туризме и ресторанном бизнесе предполагают иные подходы в кадровой политике, организации найма, подбора, приема персонала, профориентации и адаптации, обучении и управлении деловой карьеры, служебно-профессиональном продвижении и др.

Элементы основного и оборотного капитала, входящие в состав имущества туристской и ресторанной организации, являются базовыми факторами производства. При этом ведущая роль принадлежит кадровому потенциалу организации. Именно от персонала зависит, насколько эффективно используются факторы производства и насколько успешно работает хозяйствующий субъект социально-культурного сервиса и туризма.

Персонал - совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых в производстве услуг и продуктов. Он состоит из штатных сотрудников, совместителей, временных наемных работников.

Штатные сотрудники постоянно работают в организации, их трудовые книжки хранятся в отделе кадров данной организации.

Совместители - сотрудники, трудовые книжки которых хранятся в сторонних организациях. Такие сотрудники привлекаются к деятельности по мере необходимости и работают по выпискам из трудовых книжек.

Временные сотрудники нанимаются руководителем для выполнения определенного объема работ и выполняют эти работы по договорам гражданско-правового характера.

Кадровый состав туристской организации имеет количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть измерены и отражены определенными показателями.

Качественная характеристика персонала хозяйствующего субъекта ресторанного бизнеса и туризма определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для выполнения целей бизнеса и производимых ими работ. В зависимости от выполняемых функций и уровня профессионализма сотрудники организаций подразделяются на пять категорий: руководители, специалисты, служащие, рабочие, младший обслуживающий персонал.

Руководители - работники, занимающие должности руководителей предприятия и структурных подразделений, а также заместители по следующим должностям: директора, начальники, заведующие; главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер и др.). Сотрудники данной категории, как правило, имеют высшее специальное образование и значительный стаж работы по специальности. Они организуют производство услуг, принимают управленческие решения, решают сложные производственные задачи, устраняют конфликты. Эффективность бизнеса на 70-80% зависит от профессионализма руководителя.

Специалисты - работники, имеющие высшее или специальное образование и обладающие специальными знаниями и навыками, занимающие определенные должности: бухгалтеры, экономисты, техники, юристы и др.

Служащие - работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство: кассиры, делопроизводители, секретари, экспедиторы и др. Сотрудники данной категории, как правило, имеют среднее техническое образование или свидетельство об окончании курсов.

Рабочие - работники, непосредственно занятые производством услуг. В турфирмах, например, к рабочим можно отнести менеджеров по разработке туров, в гостиницах - горничных, в ресторанах - официантов.

Младший обслуживающий персонал - лица, занимающие должности по уходу за служебными помещениями (дворники, уборщицы и др.), а также по обслуживанию рабочих и служащих (курьеры, рассыльные и др.).

Необходимо отметить, что эффективность бизнеса определяется квалификацией и ответственностью каждого сотрудника. Поэтому при подборе кадров важно убедиться в достаточности знаний, умений и навыков каждого сотрудника. Кроме того, важно определить оптимальный состав и количественное соотношение отдельных категорий и групп работников, т.е. структурную характеристику персонала.

Структурная характеристика персонала показывает соотношение различных категорий работников в их общей численности и определяется уровнем механизации, объемами производства, организационно-правовой формой хозяйствования, трудоемкостью туристских услуг, а также отраслевой принадлежностью субъекта социально-культурного сервиса и туризма. Кадровая структура субъектов данной сферы имеет как существенные отличия, так и общие черты. Например, удельный вес руководителей в гостинице составляет порядка 23-25%, тогда как для ресторана и турфирмы этот показатель значительно ниже (2-7%). При этом можно отметить характерное для всех туристских организаций преобладание рабочих в общей численности сотрудников (более 50%), что соответствует принципу оптимальности организации производства.

Кадровая структура туристской организации должна быть максимально приближена к оптимальному состоянию, т.е. обеспечивать заданные результаты труда при обоснованных трудовых затратах. Формирование оптимальной структуры достигается на основе нормирования.

Нормирование труда - процесс определения необходимых затрат и результатов труда, установление соотношения между численностью работников различных групп и количеством единиц обслуживания.

Для нормирования труда используются нормативы и единые (типовые) нормы, которые являются количественными характеристиками трудовых ресурсов. На предприятиях сферы сервиса и туризма могут устанавливаться нормы времени, трудоемкости операций, выработки, обслуживания, численности, управляемости. При этом основное место в нормативных материалах по труду отводится нормам времени.

Норма времени - продолжительность рабочего времени, необходимого для выполнения определенного вида работ. Например, в гостиницах в обязательном порядке разрабатываются нормы времени на выполнение уборочных работ.

Совокупность вышеперечисленных характеристик и показателей может дать представление о количественном, качественном и структурном состоянии персонала в определенный момент времени. Однако эти характеристики непостоянны и находятся в непрерывном движении.

Трудовые ресурсы - часть населения страны, которая работает в народном хозяйстве или же способна работать, но по тем или иным причинам не работает (домохозяйки, учащиеся с отрывом от производства и др.). Можно сказать, что трудовые ресурсы объединяют как занятых, так и потенциальных работников [13, с.581]. В состав трудовых ресурсов включаются:

население в трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 16 до 55 лет включительно), кроме неработающих инвалидов первой и второй групп и неработающих лиц, которые получают пенсии на льготных условиях;

фактически работающие подростки от 16 лет и работающие пенсионного возраста (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет).

Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, кадры - это "состав работников той или иной отрасли деятельности, производства" [19, с.259]; персонал - "работники учреждения, предприятия, составляющие группу по профессиональным или иным признакам" [19, с.382]. Очень часто в литературе эти оба понятия употребляются как синонимы. Однако, по мнению автора, "кадры" - это более широкое понятие, охватывающее работников определенной отрасли (например, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство). Понятие "персонал" необходимо использовать, когда разговор идет о конкретном предприятии, организации, учреждении. И ближе по значению к определению слова "персонал" может быть "трудовой коллектив".

В настоящее время еще в структуре большинства предприятий, учреждений, организаций имеется подразделение "отдел кадров". Автор убежден, что более правильно было бы использовать наименование "отдел по работе с персоналом", а должность сотрудника этого отдела - специалист по работе с персоналом, менеджер по персоналу.

Таким образом, рассмотрим классификацию персонала предприятия.

Персонал предприятия - все работники списочного состава этого предприятия. При расчете потребности предприятия в персонале необходимо обеспечить наиболее рациональное использование трудовых ресурсов, оптимальное соотношение различных категорий персонала, максимально возможное высвобождение работников для использования новых видов деятельности. Расчет потребности в персонале необходимо производить в разрезе категорий работающих. В настоящее время принята следующая классификация персонала [38, с.84]:

промышленно-производственный персонал (персонал основной деятельности), в численность которого включаются работники:

основных и вспомогательных цехов;

подсобных производств;

обслуживающие электрические и тепловые сети, подстанции;

транспортных цехов, преимущественно обслуживающих производство;

занятые на погрузочно-разгрузочных работах, включая обслуживание потребителей;

научно-исследовательских, конструкторских, технологических организаций, находящихся на балансе предприятия;

лабораторий;

занятые производством и наладкой экспериментальных образцов новой продукции, пусконаладочными работами и т.д.

В состав промышленно-производственного персонала входят следующие категории работников:

рабочие (основные и вспомогательные) - лица, непосредственно связанные с производством продукции, а также лица, занятые ремонтом и уходом за оборудованием, доставкой материала к рабочим местам и т.д.

служащие (руководители, специалисты, технические исполнители, то есть те работники предприятия, которые осуществляют организацию и руководство производственным и технологическим процессом, а также работники, выполняющие административно-управленческие и хозяйственные функции);

ученики (лица, обучающиеся на производстве той или иной профессии рабочих и получающие заработную плату);

работники пожарно-сторожевой охраны;

обслуживающий персонал - работники, имеющие дело с обслуживанием производственных и непроизводственных помещений.

непромышленный персонал (персонал неосновной деятельности), к которому относятся работники, занятые в учреждениях и организациях, состоящих на балансе предприятия, но не производящих продукцию, работы, относящиеся к основной деятельности: работники медико-санитарных учреждений, учебных заведений, подразделений по капитальному ремонту зданий и сооружений, занятые в подсобных и на сельскохозяйственных предприятиях.

В силу разноплановости трудовых ресурсов состав работников на предприятии изучается в следующих направлениях:

) по отраслевой принадлежности;

) по участкам работы;

) по функциям, выполняемым в процессе производства.

На предприятиях торговли в целях эффективности управления процессами формирования и использования персонала применяется классификация по следующим основным признакам:

По категориям. В составе предприятий торговли выделяют три категории работников: персонал управления, торгово-оперативный персонал, вспомогательный персонал. Деление персонала торгового предприятия по категориям работников представляет собой наиболее общую форму функционального разделения их труда.

По должностям и профессиям. На предприятиях торговли в составе персонала управления выделяют руководителей (менеджеров), специалистов и т.п.; в составе торгово-операционного персонала - должности (профессии) менеджеров, кассиров, контролеров-кассиров и т.п.; в составе вспомогательного персонала - профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков и т.п.

По специальностям. В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т.п.; в составе менеджеров выделяют специальности менеджеров продовольственных товаров, менеджеров непродовольственных товаров и т.п.

По уровню квалификации. Работники основных должностей, профессий и специальностей в зависимости от уровня знаний, умения и трудовых навыков подразделены на ряд квалификационных категорий (менеджеры и кассиры - на 3, специалисты - на 4, грузчики - на 6 и т.п.).

По полу и возрасту. В соответствии с действующим порядком учета на предприятиях торговли выделяются мужчины в возрасте до 30 лет, от 30 до 60 лет, свыше 60 лет; а женщины соответственно до 30 лет, от 30 до 55 лет, свыше 55 лет. В целях эффективного управления движением персонала на крупных предприятиях торговли может быть принята и более детальная группировка работников по возрасту.

По стажу работы в туризме. Действующей практикой учета предусматривается группировка работников туристических предприятий со стажем работы в туризме до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет. В конкретных целях управления персоналом эта группировка также может быть детализирована.

По отношению к собственности. В зависимости от этого признака на предприятиях торговли выделяют работников - собственников его имущества и наемных работников.

Общая численность работающих на предприятии определяется как сумма численности промышленно-производственного персонала и персонала, занятого в непромышленных подразделениях предприятия (фирмы). [15, c.22]

Торговля как вид деятельности имеет свою специфику. Эта специфика находит свое отражение в большинстве сторон хозяйственной деятельности туристических организаций и предприятий, в том числе и в трудовых процессах.

Можно выделить следующие особенности труда туристических работников.

Во-первых, в туризме всем трудовым процессам присущ двойственный характер, вызываемый, с одной стороны, продолжением процессов производства в сфере обращения, а с другой стороны - сменой форм стоимости товара. Оба существующих вида труда взаимосвязаны и составляют основу торгово-технологического процесса.

Во-вторых, в туризме наблюдаются большие затраты живого труда, низкая оснащенность техникой; значителен удельный вес операций, выполняемых вручную; как следствие высокая доля (в общей сумме) тех трудовых процессов, которые связаны с продолжением производства в сфере обращения. Учитывая, что традиционно основная часть занятых в туризме - женщины, данный фактор является негативным.

В-третьих, здесь велик объем трудовых операций, связанных непосредственно с обслуживанием и, соответственно, требующих наличия прямых контактов между продавцом и потребителем.

В-четвертых, трудовые операции, связанные со сменой форм стоимости, однообразны и вместе с тем требуют от работников (в силу целого ряда причин) большого нервного и физического напряжения.

В-пятых, значительное влияние на все трудовые процессы в туризме оказывают вероятностные факторы. Интенсивность покупательских потоков, месторасположение организации или предприятия, колебания спроса и т.п. в одних случаях приводят к неизбежным простоям работников, а в других - к резкому повышению напряженности труда,

В-шестых, конечным результатом труда туристических работников является не продукт, а услуга. Все трудовые отношения в туризме строятся либо на основе права собственности, либо на основе отношений найма. Большинство занятых составляют работники по найму.

 

Показатели движения трудовых ресурсов предприятия, их динамика и причины

 

Различают абсолютные и относительные показатели численности трудовых ресурсов. Абсолютный показатель численности трудовых ресурсов определяется вычитанием из общей численности населения численности населения в нерабочем возрасте и нетрудоспособного населения в рабочем возрасте и прибавлением численности работающих подростков и престарелых. Численность трудовых ресурсов фиксируется на определенную дату, а поэтому является моментным показателем. Однако такой


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.