Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы

2020-04-01 374
Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы

 


Введение

 

Актуальность исследования. В условиях радикальной трансформации общества, а именно перехода на рыночные условия жизни, с особой остротой встают проблемы социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения, в том числе пенсионеров. Важнейшей составляющей частью социальной политики в отношении пенсионеров выступает пенсионное обеспечение. Последствия рыночных отношений: нестабильность вызывает требование стабильности; дифференциация доходов вызывает более справедливое перераспределение доходов; инфляция - регулирование цен; безработица - социальные гарантии и т.д. Поэтому пенсионная система является необходимым механизмом в рыночных отношениях, гарантирующим постоянную стабилизацию социальных балансов в обществе, способствующим стабильному экономическому развитию государства.

Накопительный элемент в обязательном пенсионном страховании является принципиально новым явлением для отечественной системы социального обеспечения. Реальное установление накопительной части трудовой пенсии началось с 2013 г., и уже сейчас необходимо искать ответы на вопросы, с которыми неизбежно столкнутся правоприменители в будущем. Одним из таких вопросов является вопрос о проблемах пенсионного обеспечения в России. Все выше перечисленное указывает на несомненную актуальность темы исследования

Цель исследования - разработать предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения в регионах.

Задачи исследования:

•   Рассмотреть исторические аспекты пенсионного обеспечения в России;

•   Дать характеристику нормативной базы пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

•   Выявить имеющиеся противоречия и тенденции развития пенсионного обеспечения в регионах;

•   Определить направления совершенствования пенсионного обеспечения в регионах.

Объект исследования - система пенсионного обеспечения в РФ.

Предмет исследования - состояние и перспективы системы пенсионного обеспечения в РФ.

Степень изученности проблемы. Анализ литературы, нормативной правовой базы, статистических данных по теме исследования указывает на то, что пенсионное обеспечение находится под пристальным вниманием, как законодателей, так и социологов, экономистов, финансистов и политиков: Аракчеева В.С., Азаровой Е.Г., Антоновой Н.А., Белоштан Т.Б., Выговской И.Г., Галаганова В.П., Далимова Р., Ерошенкова С.Г., Захарова М.Л., Пудова А.Н. и других.

Теоретическую и методологическую базу исследования представляют научные труды отечественных и зарубежных ученых в области пенсионного обеспечения, социальной политики, а так же материалы периодической печати.

Эмпирическую основу исследования составляют законодательные и иные правовые акты РФ, материалы, опубликованные на официальных сайтах государственных органов, входящих в систему пенсионного обеспечения, данные статистики.

 


Теоретические основы пенсионного обеспечения

Реформирование пенсионного обеспечения

пенсионный правовой обеспечение реформирование

До проведения пенсионной реформы и принятия новой нормативной законодательной базы, касающейся пенсионного обеспечения, пенсии в СССР, а затем в РФ выплачивалась в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Законом СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов»

Регулирование пенсионных выплат по пенсионному закону от 1964 года осуществлялось Министерством финансов. Такая система управления пенсионными средствами одним государственным органом, то есть Министерством финансов, не отвечала как имеющейся и изменяющейся экономической ситуации в стране, так и утвержденным международным нормам социального обеспечения и пенсионного страхования. Единственно правильным решением данного вопроса явилось создание в 1990 году Союзного Пенсионного Фонда, что и явилось первым шагом пенсионной реформы. Пенсионный Фонд наделялся полномочиями по управлению пенсионными средствами, и именно из него должно было осуществляться общее финансирование органов социального обеспечения и выделение средств на выплату пенсии. Полномочия Пенсионного Фонда были закреплены в Законе СССР от 15 мая 1990 года №1480-I «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», в соответствии с которым выплата пенсий осуществляется из Пенсионного фонда СССР.

Следующим шагом республиканского правительства в указанном направлении было принятие Верховным Советом РСФСР постановления от 30 января 1991 года №556-1, которым утверждалось Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР.

Законом РСФСР №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» сумма назначаемой пенсии была поставлена в прямую зависимость от трудового стажа и заработной платы граждан, что с развитием рыночной экономики и изменением экономической системы в России не отвечало интересам пенсионеров и не являлось гарантией достаточного жизненного уровня граждан страны, достигших пенсионного возраста. При этом работники, не достигшие пенсионного возраста, выражали недовольство значительными отчислениями в Пенсионный Фонд с заработной платы, так как понимали, что размер пенсии, который будет им начислен позднее, не зависит от размера отчислений.

Назначение пенсий производилось с учетом целого ряда дискриминирующих работника ограничений. Закон ввел понятие минимального размера пенсии и максимального размера пенсии. На основании Федерального законодательства определялся минимальный размер пенсии МРП, а Постановлениями Правительства устанавливался процент индексации МРП.

Другими словами, какой бы ни была продолжительность трудового стажа, величина среднего заработка и размеры отчислений в Пенсионный фонд - утроенная величина МРП была предельной для размера назначенной пенсии.

Следующим шагом реформы Пенсионного обеспечения стал принятый 21 июля 1997 года Федеральный закон №113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который вступил в действие с 01 февраля 1998 года. Данным законом было установлено, что государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона РФ №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера(ИКП). Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

Необходимость полного реформирования пенсионной системы в России была острой и очевидной. Ее проведение повлекло за собой принятие ряда новых Федеральных законов, которые и образовали новую пенсионную систему. Был принят Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который стоит в ряду вновь принятых законов, но при этом имеет особое значение и играет важную роль. Только с принятием данного Закона система обязательного пенсионного страхования приобрела строго обозначенную структуру, стала действовать на основе принципа прямой зависимости размера пенсии от суммы внесенных за каждого работника страховых взносов, что, несомненно, является положительным эффектом пенсионной системы в стране. Так же были приняты Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 31 декабря 2001 г. №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах».

Одной из целей пенсионной реформы является изменение взаимоотношений между работником с одной стороны и работодателем с другой. При этом работник понимает, что сам может повлиять на свое материальное благополучие при достижении пенсионного возраста, обеспечив себе достойную старость. Работодатель при этом обязан отчислять страховые взносы за каждого работника.

После проведения пенсионной реформы для всех категорий работающих пенсионеров предусмотрена выплата пенсий в полном объеме. Для работников предпенсионного возраста предусмотрено комбинирование выгодных условий назначения пенсии, взятых и из старой и из новой системы.

Размер Трудовой пенсии по старости определялся по формуле:

П=БЧ+СЧ+НЧ, где

П - размер трудовой пенсии по старости;

Одним из основных принципов действующей пенсионной системы является ее доступность и прозрачность. Это означает, что каждому гражданину ежегодно представляется отчет о состоянии его пенсионного счета - размер перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Официальные уведомления о состоянии индивидуального пенсионного счета граждане получают с 2002 года.

Новеллой пенсионной системы является положение о том, что для приобретения права на трудовую пенсию по старости работник может иметь всего пять лет страхового стажа (не зависимо от того, подряд или в различные периоды жизни), в течение которых с его заработка в Пенсионный фонд перечислялись страховые взносы.

Пять лет - это тот минимальный стаж, который по действующему законодательству дает право на трудовую пенсию. Причем не обязательно все эти пять лет трудиться - женщины могут включить в этот минимальный пенсионный стаж два отпуска по рождению ребенка и уходу за ним по полтора года каждый (всего три года из пяти), мужчины - период службы в Вооруженных силах по призыву.

Если раньше каждый отработанный год означал только тот или иной процент стажевого коэффициента для исчисления пенсии, то с января 2002 года он означает тот или иной объем поступлений (страховых взносов и перечислений на накопительную часть пенсии). Чем больше число страховых лет, чем больше размер страховых взносов и других поступлений, тем больше в итоге величина пенсионного капитала, а значит и величина заработанной пенсии.

В действующей пенсионной модели отработанные годы учитываются по иному принципу, чем в старой. На личном счете гражданина отражается только полностью оплаченный, покрытый страховыми платежами год. Неоплаченные годы не учитываются. Поэтому в действующем законодательстве говорится не о годах стажа, а о страховых годах.

Трудовая книжка и другие документы, которые ведутся и выдаются работодателем, утрачивают свое первостепенное значение, но главными данными для начисления пенсии становятся сведения о состоянии личного пенсионного счета в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда

В старой пенсионной модели наследование пенсионных прав не предусматривалось. Если человек умирал, не дожив до пенсии или едва начав получать ее, весьма условные обязательства государства перед ним прекращали действовать и не могли быть унаследованы его родными и близкими.

Обязательство по страховой части пенсии, в случае, если застрахованный не доживает до ее получения, наследуется косвенным образом: они на основе внутреннего механизма страхования используются для финансирования пенсии по потере кормильца.

В связи с принятием Федерального закона №212-ФЗ, устанавливающего порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР (на обязательное пенсионное страхование), ФСС РФ (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), ФФОМС и ТФОМС (на обязательное медицинское страхование), вносятся изменения в законодательные акты РФ.

Федеральный закон №213-ФЗ направлен на дальнейшее развитие системы обязательного социального страхования и повышение с 2010 г. уровня пенсионного обеспечения граждан. В частности, предусмотрен новый механизм начисления различных социальных выплат и пенсий.

Изменилась формула расчета трудовой пенсии по старости: П=СЧ+НЧ.

Вместо базовой части трудовой пенсии вводится фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии. Поэтому изменилась формула расчета СЧ трудовой пенсии. Она рассчитывается по формуле:

СЧ = ПК/Т + Б, где

Пенсионный капитал - это расчетная величина, по состоянию на 1 января 2002 года с учетом которой после пенсионной реформы 2002 года для пенсионеров старшего поколения определяется страховая часть трудовой пенсии.

Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды от 1 января 1991 года, учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. В соответствии с пунктом 4 статьи 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции от 24.07.2009 г. №213-ФЗ) сумма валоризации пенсионного капитала застрахованных лиц, кому исчисление пенсионного капитала на момент назначения пенсии производилось с применением специального (льготного) стажа, должна быть определена также, исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Другими словами, если при назначении пенсии более выгодным вариантом расчета был расчет с учетом специального (льготного) стажа, то и валоризация производится только в пределах льготного стажа.

На увеличенную в процессе валоризации страховую часть пенсии будут распространяться все плановые индексации пенсии, которые обычно производятся в течение года.

Заключение

 

Важнейшей проблемой, не позволяющей развиваться пенсионному страхованию в России, выступает низкий уровень заработной платы большей части наемных работников, что препятствует их включению в число плательщиков страховых взносов. Но уже в среднесрочной перспективе, при создании соответствующего мотивационного механизма круг работников, принимающих личное финансовое участие в пенсионном страховании (3-5% от их заработной платы), будет расширяться.

Для нахождения оптимального баланса интересов участников уровень страховых взносов должен быть не обременительным для работающих, с одной стороны, с другой - достаточным для получения пенсий, обеспечивающих достойную жизнь.

В целом можно сделать вывод, что цели, сформулированные в Законе РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» - создать в стране единую пенсионную систему, обеспечить стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышение, не были выполнены. Фактически, вопреки Закону, реализовывались иные, противоположные цели минимизировать пенсионные расходы, создать и закрепить пенсионные привилегии для тех, кто во власти и обслуживает ее интересы, т.е. аппарата управления.

Основными источниками пенсионного права в Российской Федерации являются: ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и др.


Список используемой литературы

 

1. Федеральный закон РФ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании».

. Федеральный закон РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

. Федеральный закон РФ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

. Федеральный закон РФ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».

. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 №2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации»

. Пенсионная реформа в России. Под редакцией М.Ю. Зурабова. - М.:2002

. Соловьёв А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. - М.: Финансы и статистика, 2001.

. Пенсионная реформа. Ред. О.Е. Илюхина - М.: Просвещение, 2002.

. «Российская газета» Ст. «Какую пенсию выбирает молодое поколение» От 17 апреля 2001 года.

. «Достоинство» Cт «Взамен лоскутного одеяла.». От 2001 года №33.

. «Комсомольская правда» Cт. «Как будем копить на старость?» От 15 января 2002 года.

. Приложение политико-экономического еженедельника «Интерфакс время». Cт. «Каждый человек, выходя на пенсию, должен знать размет своего начального капитала». от 4 сентября 2002 года.

. «Российская газета». Ст. «Как самому рассчитать свою пенсию?» от 6 ноября 2002 года.

. «Российская газета». Ст. «Михаил Зурабов: Копи пенсию смолоду» от 1 апреля 2003 года.

Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы

 


Введение

 

Актуальность исследования. В условиях радикальной трансформации общества, а именно перехода на рыночные условия жизни, с особой остротой встают проблемы социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения, в том числе пенсионеров. Важнейшей составляющей частью социальной политики в отношении пенсионеров выступает пенсионное обеспечение. Последствия рыночных отношений: нестабильность вызывает требование стабильности; дифференциация доходов вызывает более справедливое перераспределение доходов; инфляция - регулирование цен; безработица - социальные гарантии и т.д. Поэтому пенсионная система является необходимым механизмом в рыночных отношениях, гарантирующим постоянную стабилизацию социальных балансов в обществе, способствующим стабильному экономическому развитию государства.

Накопительный элемент в обязательном пенсионном страховании является принципиально новым явлением для отечественной системы социального обеспечения. Реальное установление накопительной части трудовой пенсии началось с 2013 г., и уже сейчас необходимо искать ответы на вопросы, с которыми неизбежно столкнутся правоприменители в будущем. Одним из таких вопросов является вопрос о проблемах пенсионного обеспечения в России. Все выше перечисленное указывает на несомненную актуальность темы исследования

Цель исследования - разработать предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения в регионах.

Задачи исследования:

•   Рассмотреть исторические аспекты пенсионного обеспечения в России;

•   Дать характеристику нормативной базы пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

•   Выявить имеющиеся противоречия и тенденции развития пенсионного обеспечения в регионах;

•   Определить направления совершенствования пенсионного обеспечения в регионах.

Объект исследования - система пенсионного обеспечения в РФ.

Предмет исследования - состояние и перспективы системы пенсионного обеспечения в РФ.

Степень изученности проблемы. Анализ литературы, нормативной правовой базы, статистических данных по теме исследования указывает на то, что пенсионное обеспечение находится под пристальным вниманием, как законодателей, так и социологов, экономистов, финансистов и политиков: Аракчеева В.С., Азаровой Е.Г., Антоновой Н.А., Белоштан Т.Б., Выговской И.Г., Галаганова В.П., Далимова Р., Ерошенкова С.Г., Захарова М.Л., Пудова А.Н. и других.

Теоретическую и методологическую базу исследования представляют научные труды отечественных и зарубежных ученых в области пенсионного обеспечения, социальной политики, а так же материалы периодической печати.

Эмпирическую основу исследования составляют законодательные и иные правовые акты РФ, материалы, опубликованные на официальных сайтах государственных органов, входящих в систему пенсионного обеспечения, данные статистики.

 



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.