Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-04-01 | 200 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Народы Северного Кавказа и Закавказья имеют давнюю традицию совместной борьбы против иноземных захватчиков. Горцы несомненно входят в состав грузинского войска и во время первого столкновения грузин с монгольским отрядом Джэбе и Субедея в 1221 году. Однако подробностей об этом в источниках не сохранилось. Зато в труде Рашид-ад-Дина "Сборник летописей" рассказывается о боевом содружестве народов Кавказа в борьбе против войск хорезмийского султана Джелал-ад-Дина, который действовал здесь после первого похода монголов. В числе названных им защитников Грузии в 1225 году фигурируют и сасаны (вайнахи).
Вот что говорится в источнике (у Рашид-ад-Дина ошибочно указан 1219 год): "В Ираке и Азербайджане Султан Джелал-ад-Дин был завоевателем по предопределению. Он прибыл в Тебриз, вернувшись из Исфахана, и направился в Грузию. Так как Румские султаны и мелики Сирии, Армении и тех пределов страшились завоевания и захвата им власти, то все они поднялись, чтобы отразить его, и собрались в одном месте с войском грузин, армян, аланов, сериров, лезгин, кипчаков, сасанов, абхазов и джанбт (ханит) ”.
В грузинской исторической хронике "Картлис Цховреба” об этом же событии говорится следующее, "Султан оставил Азербайджан и второй раз пошел на Тифлис. Когда об этом узнала царица Русудана, она призвала войска восточные и западные. войска херов, кахов, армян, джвахов, мецхов, та-ойцев, дадиани, абхазов, джикиев, открыла двери Дарьяльские и впустила оттуда осетин, дзурдзуков (вайнахов) и всех горцев. Собралось множество их у Начармагеви, и всех их она отправила на битву с хорезмийцами”.
В XII XIV с установлением на Кавказе ига монгольских ханов горцы начинают играть заметную роль в истории грузинского и азербайджанского народов. это прослеживает по горным районам Закавказья населенным племенами и обществами родственными предкам современных народов Северного Кавказа. Горная Грузия и прилегающая к ней территория расселения адыгов, алан, вайнахов, дагестанцев и других народов превратилась в "один из очагов сопротивления монгольским завоевателям в Закавказье”, что способствовало сближению представителей названных народов с грузинами и азербайджанцами.
|
Вайнахи и другие горцы, живущие в горах Грузии, часто предоставляли убежище и пищу жителям различных областей Закавказья, скрывавшимся от преследования монгольских карательных отрядов, осевших в Иране. Так, по сообщению грузинского "хронографа” XIV века, во время похода Чармагуна в Закавказье (он действовал во время похода Батыя на Северный Кавказ)"все бежали в крепости и горы, леса и укрепления Кавказа и Мтиулети. Такой страх навели татары, что большинство грузин покинуло крепости и укрепленные места и бежали на Кавказ”.
И наоборот, отдельные представители правящей верхушки северокавказцев (например, Алании) с подвластными им людьми переходили в Грузию, где находили приют, тогда как на своей территории их ожидала гибель. В "Картлис-Цховреба” рассказывается, что в царствование грузинского царя Давида (1243-1269)"от монгольского полководца Берке, засевшего в Осетии, спаслись бегством две "удивительные” женщины - Лим и Ачав, с ними были дети одной из этих женщин - Пареджан и Бакатар из рода Ахасарпаклан, а также множество князей”. Они через Дербентские ворота вступили в Грузию и предстали перед царем Давидом, сыном Лаша Георги. Царь поселил их в Дманиси, часть в Жинвани (верховья р. Арагви), а часть оставил в городе Тифлисе. Одним из последствий этнических передвижений и войн, как считает В.Н. Гамрекели, была постепенная ассимиляция переселенцами, двалов - коренного населения вайнахского происхождения на территории Нарской котловины и бассейна реки Б. Лиахвы.
|
Большие изменения в Монгольской империи начались примерно в 1260 году, когда Берке объявил ислам государственной религией Золотой Орды, а монгольский хан Ирана и Закавказья - Хулагу начал войну со своими северными соседями.
В это время Хулагу убил нескольких крупных военачальников - выходцев из рода Джучи, которые отказались признать его власть. Одному отряду монголов под предводительством Ала-Темура (в составе которого находился и Ногай) удалось спастись бегством. Этот случай нас интересует в том плане, что отряд прошел по Белоканской дороге в Хунзах, где местное население преградило им путь, но монголы победили.
Дальнейший их путь проходил по территории Чечено-Ингушетии, через р. Хулхулау.
Нашествие кочевников затормозило политическое и социально-экономическое развитие культурных стран Закавказья, в том числе и Грузии. В трудные минуты опасности и во время карательных экспедиций кочевников, правивших в Иране, не только грузинские крестьяне и горожане, но и царь со своими князьями укрывались в горах Кавказа. Так, во время правления Газан-хана (1295-1304 гг.) грузинский царь Давид скрывался в Дарьяльском ущелье в крепости Цискари (Гвилети).
Это было связано с тем, что во время его царствования монгольский наместник Навруз стал беспощадно грабить Грузию, разрушать церкви и другие культурные памятники. Тогда Давид со всеми своими вельможами и дворянами отправился в Мтиулет, укрепляя в неприступной крепости Модинахе, "что в переводе значит: приди посмотри”. Затем, с помощью мтиульцев, пхайцев, вайнахов и других горцев захватил аланские ворота, изгнал оттуда монгольскую стражу и овладел всем Дарьяльским ущельем.
Монгольский отояп. посланный Газан-ханом. опустошив Капталиню и Тионетию, перешел Кретовый перевал и осадил Степан-Цмиду (Казбеги). Когда не смогли взять Степан-Цминду, они повернули обратно и вступили в Цхавати. Давид преследовал их, сильно побил и обратил в бегство. Затем он набрал 15-тысячное войско из горцев, двинулся к Тифлису и около города напал на кочевников, которые уходили на летние пастбища.
Примеров борьбы выходцев из Северного Кавказа против монгольских захватчиков в Закавказье много. Эта борьба отразилась и в их фольклоре.И. Цискаров приводит историческую песню тушин, где повествуется о том, что монгольские феодалы решили в Ахметах срубить виноградные сады и обосновать там свое поселение. В ответ на это отряд тушин осадил гарнизон пришельцев в крепости Бахтриони, изрубил их и отнял Алванское поле, которое им принадлежало.
|
Источники донесли до нас ряд случаев борьбы горцев, живших в горах Азербайджана и Южного Дагестана против ильханов Ирана.
В 1278 году Сахиб-диван Шамс-ад-дин Джувейни, ведавший налоговыми делами монгольского Ирана, дошел вплоть до Дербента и привел в повиновение лезгин, отказывавшихся платить дань. В горах Южного Дагестана часто вспыхивали восстания против жестоких притеснений кочевых феодалов.
Повстанцы, удачно используя гористую и лесистую местность, вели партизанскую борьбу частыми вылазками против пришельцев и вошли в летописи придворных историков под названием "воров" и "бродяг”.
Так, в 1301 году Газан-хан во главе большого войска вынужден был лично направиться в горы Дагестана против непокорных горцев. "Толпу воров и бродяг, - пишет Рашид-ад-Дин, - которая укрылась из владения Азербайджан в те горы и предпринимала грабежи и разбой на дорогах, полностью переловили и перебили”.
Особенно тяжелую, изнурительную борьбу пришлось выдержать горцам ппотив ильханов Ипана во время затяжных 100-летних Джучидских войн. Их войска в основном проходили через Дагестан. А во время правления Ордынского хана - Узбека в 1325 году монгольское войско Ирана во главе с эмиром Чуланом через Грузию и Дарьяльское ущелье прорвалось на Северный Кавказ, а вернулось назад через Дербент, разоряя Северо-Восточный Кавказ вверх по Тереку: "Они дошли до берегов Терека и не пощадили никого из деревень, городов и кочевников тех мест; они убивали, грабили и брали в плен”.
В конце XIV века хан Золотой Орды Тохтамыш и Тимур, захвативший власть в Чагатайском улусе и Иране, выступили продолжателями этой традиционной военной политики монгольских улусов. А ставшая традиционной взаимопомощь горцев и народов Закавказья против иноземных завоевателей нашла свое практическое воплощение и в период вторжения Тимура в Грузию. Первый раз Тимур вторгся в Грузию в 1386 году, а второй раз в 1394 году, то есть перед нашествием на Северный Кавказ.
|
Весной 1386 года Тимур прибыл к Тифлису и после полугодичной осады взял город-крепость, захватив в плен грузинского царя Баграта с семьей, он отправился в Ширван. Тимур обещал Баграту вернуть престол, если тот примет мусульманскую веру. Царь дал притворное согласие и попросил дать ему определенное количество войска с тем, чтобы насадить ислам среди грузин. Завоеватель передал в его распоряжение 12 тысяч персидских воинов и отпустил домой.
Баграт, дойдя до реки Араке, тайно дал знать о случившемся своему сыну, укрывавшемуся в Кавказских горах, Георгию. Царь попросил его собрать горцев и выступить навстречу неприятелю. Исполняя повеление отца, царевич напал на персидский отряд Тимура у реки Бердудели. Царь же со своей стороны начал теснить врага. Таким образом, окружив неприятеля, они полностью уничтожили его. Затем изгнали из Тифлиса персов и вернули все свои прежние владения.
В 1394 году, то есть перед нашествием на Северный Кавказ, Тимур второй раз появился в Картлин. Царь Георгий VII собрал войско Грузии, состоящее из грузин и кавказских горцев. Он усилил свое войско огромным ополчением из Дарьяльского ущелья. Георгий мужественно атаковал врага. В кровопролитной битве грузины со своими союзниками смяли и отбросили передовые отряды монголов. Но в это время Тимур зычным голосов подбодрил свое воинство и выскочил вперед. Силы оказались неравными. Грузины и их союзники - горцы отступили в горы.
В то время Тимур, учинив страшное разорение Грузии, добрался до Дарьяльского ущелья. Несмотря на ловушки-камнепады и лучной бой горцев, огромные полчища Тимура покрыли ущелье, леса, скалы, горы и направились к крепости Бехушской: "Прибыло войско Тимура столько, что не могли вместить теснины ущелья; спешились и спустились им навстречу Виршел и близкие его, и стали метать стрелы; затем обнажили сабли. И не могло напасть одновременно все войско; и повернули передние воины Тимура, ибо убиты были многие из них. И ушло все войско”.
Как правильно подчеркнул грузинский источник, одной из причин вторжения Тимура в 1395 году в горы Северного Кавказа являлось желание наказать горцев за то, что они в составе войска Грузии постоянно выступали против него, то есть он хотел обезопасить свои закавказские владения и лишить грузин поддержки горцев (поход Тимура 1395 года из-за хронологического смещения грузинского источника проходит под 1400 годом, а в некоторых изданиях под 1417 г.).
Горцы Закавказья поддерживали постоянные родственные и торговые отношения со своими родичами и соплеменниками из Северного Кавказа, которые потерпели здесь поражение от монгольских феодалов Джучудов и вели против них постоянную борьбу. Поэтому все горцы были настроены против Золотой Орды враждебно. В лице кавказских горцев Грузия в этот тяжелый период имела надежных защитников северных границ. Мы не знаем ни одного случая прорыва золотоордынцев в Закавказье через Дарьяльское ущелье, хотя такая возможность нами не исключается. Вместе с тем горцы оказывали посильную помощь грузинам и азербайджанцам в борьбе против ильханов Ирана и Тимура.
|
Отдельные представители феодальной аристократии из горцев занимали видные военные и придворные должности Грузии (адыг Джикур, вайнахи Торгуа, Панхели, Виршел, осетин Бакатар и др.), а грузинский царь Давид был женат на аланке Алтун.
Таким образом, горцы Кавказа в XIII-XIV веках играли заметную роль в истории грузинского и азербайджанского народов и внесли определенный вклад в их национально-освободительную борьбу против монгольских захватчиков и Тимура. Это способствовало сближению народов Кавказа и укрепляло дружественные отношения трудовых масс Северного Кавказа и Закавказья.
Заключение
В заключении проведенной работы автор пришел к следующим выводам. Разорительное монгольское нашествие и экспансия Тимура нанесли огромный ущерб экономике и культуре всех стран, явившихся жертвой агрессии завоевателей, в том числе народам Чечни и Ингушетии. Изменилась также этническая структура региона.
Сражение на Тереке вооруженных сил двух восточных тиранов - Тимура и Тохтамыша - привело к двум кардинальным последствиям. Во-первых, его прямым следствием явился объективный процесс ослабления позиции Золотой Орды (как и после Куликовской битвы) на Северном Кавказе и в других странах. Во-вторых, уничтожение большого количества плоскостного населения, насильно вовлеченного в это сражение, позволило Тимуру развить успех и проникнуть в глубь горных районов края.
Следует отметить, что борьба народов Чечни и Ингушетии носила справедливый, освободительный характер, ибо коренное население - земледельцы и горожане - боролись за независимость собственной территории и не посягало на чужую. Героическая борьба горцев против экспансии Тимура (1395-1396 гг.) ослабила завоевателя и позволила жителям горных районов, несмотря на большие потери, сохранить свою независимость. Правитель Симсима (Чечни и Ингушетии) смело выступил против Тимура, несмотря на численное превосходство противника, и вайнахи с честью выдержали тяжелые испытания, выпавшие на них в XIV в.
Список использованной литературы
I. Источники
. Абдул-Гази. Родословное древо Тюрков. Казань, 1914.
. Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV веков о татарах и Восточной Европе // Исторический архив, 1940, №3.
. Барбаро и Контарини о России. Л.: Наука, 1971.
. Белокуров С.А. Отношения России с Кавказом (сб. док.).М., 1889.
5. Джанашвили М. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России // СМОМПК, вып.22, Тифлис, 1897.
. Козин С.А. Сокровенное сказание.М. - Л., 1941.
. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М.: Геогра-физ, 1957.
. Рашид-ад-дин. Сборник летописей (пер. с перс. Ю.П. Верховского). Т.2.М. - Л.: АН СССР, 1960.
. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. Извлечения из сочинений арабских. СПб.1884.
. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.2. Извлечения из персидских сочинений. М. - Л., 1941.
. Хроника Ксанских эриставов XV в. // Письменные памятники Востока. М., 1970.
. Цулая Г.В. Грузинский "Хронограф" XIV в. о народах Кавказа // КЭС, Т.7. М., 1980.
II. Литература
. Алексеева А.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М., 1971.
. Алиев Б.Г., Шихсаидов Р.С. О маршрутах похода Тимура в 1395-1396 гг. через Дагестан // Ученые записки Дагестанского филиала АН СССР.Т. 20. Махачкала, 1970.
. Алкадари Г.Э. Асари Дагестан. Махачкала, 1929.
. Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала, 1963.
. Багаев М. X. О хозяйственной жизни вайнахов в раннем средневековье // Тезисы докладов IV Крупновских чтений по археологии Кавказа. Орджоникидзе, 1974.
. Багаев М. X. Некоторые черты материальной культуры вайнахских племен в раннем средневековье // Материалы по археологии и древней истории Осетии. Т.3. Орджоникидзе, 1975.
. Бакиханов А.К. Гюлистан Ирам. Баку, 1926.
. Виноградов В.Б. Через хребты веков. Грозный, 1970.
. Гадло А.В. Новые материалы к этнической истории Восточного Предкавказья // Древности Дагестана. Махачкала, 1974.
. Гамрекели В.Н. Двалы и Двалетия в I-XV вв. Тбилиси, 1961.
. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М. - Л., 1950.
. Даутова Р.А. Деревянная посуда из позднесредневековых склепов Малкисты и Майсты // Тезисы VIII Крупновских чтений. Нальчик, 1979.
. История народов Северного Кавказа. М., 1988.
. История Дагестана. Т.1. М.: Наука, 1967.
История Кабандино-Балкарской АССР. Т, 1. М.: Наука, 1967.
. История Северно-Осетинской АССР. Т.1. М.: Наука, 1958.
. Ичалов Г.Х. Борьба народов Дагестана с Татаро-монголами в первой половине XIII в. // Вопросы истории Дагестана. т.1. Махачкала, 1974.
. Ичалов Г.Х. Борьба народов Дагестана против Тимура // Вопросы истории Дагестана (сборник). Т.2. Махачкала, 1975.
. Киракос Гандзакеци. история Армении. М., 1976.
. Краснов А.И. Физическая культура и спорт в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1963.
. Кузнецов В.А. Алания в X - XIIвв. Оржоникидзе, 1971.
. Лавров Л.И. Нашествие Монголов на Северный Кавказ // История СССР. 1965, № 5.
. Магомедов Р.М., Криштопа А.Е. Борьба против татаро-монгольских захватчиков на Северном Кавказе и ослабление власти Золотой орды // СКНЦ ВШ (общественные науки), 1978, №3.
. Мамаев Х.М. О городе Дедякове и Алхан-Калинском городище // Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный, 1979.
. Марковкин В.И., Ошаев Х.Д. О местоположении Ясского города Дедякова // Советская археология. 1978, №1.
. Милорадович О.В. Средневековые мечети городища Верхний Джулат // Средневековые памятники Северной Осетии. М., 1963.
. Мужухоев М.Б. Средневековая материальная культура горной Ингушетии (XII-XVIIвв.). Грозный, 1977.
. Насонов А.Н. Монголы и Русь. М. - Л., 1940.
. Очерки истории Адыгеи. Т.1. Майкоп, 1957.
. Очерки истории Чечено-Ингушкой АССР. Т.1. Грозный, 1967.
. Умаров С.Ц. Средневековая материальная культура горной Чечни (автореф. канд. дисс.). М., 1970.
. Хизриев Х.А. Кавказцы против Тимура. Грозный, 1992.
. Шихсаидов А.Р. Дагетан в X - XIV вв. Махачкала, 1975.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!