Оценка эффективности железнодорожных перевозок Республики Беларусь. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Оценка эффективности железнодорожных перевозок Республики Беларусь.

2020-04-01 113
Оценка эффективности железнодорожных перевозок Республики Беларусь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

международный грузоперевозки железнодорожный

Для оценки эффективности использования железнодорожного транспорта в сфере международных грузоперевозок необходимо провести сравнение с другим транспортом, например автомобильным. Каждый из этих видов транспорта имеет свои абсолютные и относительные преимущества.

Начнем с абсолютных, так для автомобильного транспорта таковыми являются:

· высокая проходимость и маневренность;

·   оперативность;

·   низкая стоимость инфраструктуры;

·   наличие автомобильных дорог, позволяющих осуществить доставку конкретному грузополучателю.

С другой стороны, для железнодорожного транспорта характерны:

· независимость от погодных условий;

·   надежность доставки;

·   низкие энергозатраты;

·   наличие магистральных путей в районы, куда движение автотранспорта затруднено или отсутствует.

Таким образом, выбор того или иного вида транспорта зависит от местоположения грузоотправителя и грузополучателя, а также от уровня развития инфраструктуры.

Однако, на мой взгляд, для более глубокой оценки необходимо привести факторы, определяющие сравнительные конкурентные преимущества. В качестве таких факторов можно выделить:

1. вес, объем груза;

2.    расстояние;

.   организация транспортировки;

.   доставка груза «точно в срок»;

.   контроль местонахождения груза;

.   документация на перевозку.

Рассмотрев эти факторы, можно сказать, что железнодорожный транспорт имеет сравнительные преимущества по первому, второму и шестому. С помощью железнодорожного транспорта можно перевозить большие партии грузов, при чем возможна их масштабируемость. Тарифы на железнодорожные перевозки на дальние расстояния ниже автомобильных. Так на 01.01.2008 Белорусской железной дорогой самый высокий тариф предусмотрен на перевозку скоропортящихся продуктов в размере 24 долл.США/тонна. По основным грузам, перевозимым в рамках экспорта транспортных услуг, установлены следующие средние тарифы: продукты нефтепереработки-9,55 долл.США/тонна, химические и минеральные удобрения-7,6 долл.США/тонна, древесина -10,8 долл.США/тонна, черные металлы-14,35 долл.США/тонна [21].

С другой стороны, существует необходимость ожидания «наполнения» вагона, перегрузки товаров на автомобильный транспорт по прибытии вагона на железнодорожную станцию, а также невозможность постоянного контроля за местонахождением груза. По моему мнению, последнее не является недостатком, поскольку железнодорожный состав двигается по определенному маршруту по строгому расписанию, поэтому местонахождение груза можно просчитать. Также возможно сокращение совместного использования автомобильного и железнодорожного транспорта путем построения более конкурентоспособных логистических схем логистических схем.

Исходя из относительных преимуществ, применение железнодорожного транспорта является наиболее эффективным при осуществлении перевозок больших объемов грузов на дальние расстояния в районах с хорошо развитой сетью железных дорог.

На мой взгляд, для выявления эффективности использования железнодорожного транспорта целесообразно сравнить такие показатели как:

· протяженность дорог (путей), км;

·   грузооборот, млн. ткм.;

·   темпы роста объемов перевозок.

Протяженность автомобильных дорог в Республике Беларусь составляет 83600 км, что в 15 раз превышает протяженность железнодорожного полотна. Однако грузооборот по железнодорожному транспорту в 2,8 раза превышает грузооборот автомобильного транспорта [23]. Безусловно, это в первую очередь вызвано большей грузоподъемностью вагонов железнодорожных составов и их разнообразием. Еще одной причиной этого я считаю тот факт, что основная экспортируемая продукция и продукция провозимая транзитом: нефтегрузы, черные металлы, удобрения, уголь, кокс, руды железные - автомобильным транспортом не перевозиться.

Темпы роста объемов перевозок грузов в республике за 2 месяца текущего года превышают уровень прошлого года на 12,6 %, в том числе по: автомобильному - на 12,5 %; железнодорожному - на 13,3 %. Более высокие темпы роста объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом могут быть вызваны расширением взаимодействия с другими государствами, сезонными колебаниями (активность автомобильных грузоперевозчиков в январе самая низкая). Также на объеме автомобильных перевозок сказалась забастовка таможенных служб в Польше [19].

Принимая во внимание приведенные выше данные, необходимо отметить, что использование железнодорожного транспорта в Республике Беларусь более эффективно, по сравнению с автомобильным, поскольку:

· не зависит от сезона;

·   в меньшей степени подвержен воздействию со стороны таможенных органов (товарно-транспортная накладная единственный документ к предъявлению);

·   с его помощью перевозятся основные экспортные товары.

Резервом повышения эффективности и объема использования железнодорожного транспорта для Республики Беларусь является развитие межгосударственного сотрудничества в сфере железнодорожных грузоперевозок с КНР. В настоящее время практически все экспортно-импортные железнодорожные грузоперевозки в сообщении с КНР, осуществляются через порты Балтийского и Черного морей. Этот факт свидетельствует о том, что пока остается нереализованной возможность осуществления торгового обмена с китайскими партнерами по суше без использования морского транспорта, хотя сухопутные перевозки грузов железнодорожным транспортом по сравнению с морскими имеют очевидное преимущество - скорость доставки. Прямое железнодорожное сообщение сокращает расстояние перевозки грузов в сообщении Беларусь - Китай примерно в пять раз. Существенно, на 25 - 40% уменьшается срок доставки [20].

Таким образом, эффективность использования железнодорожного, в сравнении с автомобильным, достаточно высока. Развитая железнодорожная сеть, грузоподъемность подвижного состава, относительная независимость от таможенных органов и другие факторы оказывают положительное влияние на расширение его использования. Однако потенциал железной дороги Республики Беларусь пока используется не полностью. Резервом его реализации является развитие международного сотрудничества в сфере железнодорожных грузоперевозок.


Заключение

 

Международные перевозки являются частью механизма осуществления международной торговли и представляют собой перевозки любым транспортом грузов либо пассажиров и багажа между 2 или более государствами либо по территории одного государства с остановкой в другом. Международные грузоперевозки классифицируются в зависимости от вида транспорта, в свою очередь железнодорожные грузоперевозки делятся на группы по различным критериям.

Основой осуществления международной грузоперевозки является договор международной грузоперевозки, имеющий ряд особенностей. В целом, сфера международных железнодорожных перевозок регулируется множеством конвенций и соглашений, как двустороннего, так и международного уровня. Для Республики Беларусь основным соглашением является Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которое наряду с национальным законодательством определяет основные принципы работы Белорусской железной дороги, а также выступает основой заключения соглашений с администрациями железной дороги других государств.

Сфера железнодорожных перевозок является естественной монополией. Государственное объединение Белорусская железная дорога-это современная, хорошо развитая транспортная система, имеющая важнейшее значение для жизнеобеспечения многоотраслевой экономики и социальной сферы республики. Внешнеэкономическая деятельность данного объединения ведется по разным направлениям. Основным источником доходов данного объединения выступает экспорт железнодорожных грузоперевозок, в особенности транзитных. Благодаря своему экономгеографическому положению, на пересечении двух Критских коридоров, Республика Беларусь обладает значительным потенциалом для развития транзитных железнодорожных грузоперевозок и постоянно развивает и совершенствует технологии организации грузоперевозок, в особенности контейнерных.

Железнодорожный транспорт, в силу ряда причин и обстоятельств, является основой транспортной системы Республики Беларусь и эффективность его работы крайне важна для экономики страны. Низкие энергозатраты, сравнительно невысокие тарифы при перевозках на большие расстояния, развитая транспортная сеть - основные причины его интенсивного использования. Белорусская железная дорога активно взаимодействует с администрациями железных дорог других государств, и это основной резерв повышения эффективности.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.