Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

2020-04-01 154
Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.11.2001 г. №83 право на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеют:

а) Инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы (Далее – инвалиды);

б) Нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на иждивении умершего инвалида (Далее – нетрудоспособные иждивенцы).

К указанным в пункте а) инвалидам относятся:

- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

- военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие (проходящие) службу в зоне отчуждения;

- военнослужащие и приравненные к ним по пенсионному обеспечению лица, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанные, призванные на специальные и поверочные сборы, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы;

- граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения либо выехавшие в добровольном порядке из зон после принятия решения об эвакуации;

- граждане, отдавшие костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.

К указанным в пункте б) нетрудоспособным иждивенцам относятся:

- дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом братья сестры и внуки при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;

- отец, мать, супруг (супруга), если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо признаны в установленном порядке инвалидами;

- один из родителей или супруг (супруга), либо дед, бабушка, брат или сестра, независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими возраста 14 лет, и не работает;

- дед и бабушка – при отсутствии лиц которые по закону обязаны их содержать[14].

Для назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации в органы социальной защиты населения представляются следующие документы (их копии, заверенные в установленном порядке):

а) инвалидами:

- заявление о выплате ежемесячной денежной компенсации;

- копия специального удостоверения инвалида;

- копия справки учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности;

- копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы[15].

б) Нетрудоспособными иждивенцами:

- заявление о выплате ежемесячной денежной компенсации;

- копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

- копия свидетельства о смерти кормильца;

- копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о связи смерти (гибели) кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы;

- справка о составе семьи;

- документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельств о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие)

- справка о том, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его возраста и трудоспособности занят уходом за детьми, братьями, сестрами, внуками умершего кормильца не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе, и не работает;

- справка учебного заведения о том, что имеющий право на получение ежемесячной денежной суммы член семьи умершего кормильца учится в этом учебном заведении по очной форме обучения.

В настоящее время на учете в комитете социальной защиты населения Засвияжского района города Ульяновска состоит 70 человек, получающих ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда. В том числе: 63 человека – инвалиды-чернобыльцы; 7 человек – получатели компенсации из числа нетрудоспособных иждивенцев, среди них 5 вдов и 2 ребенка, не достигшие возраста 18 лет[16].

                                                                                    Таблица 1

Состав получателей компенсации

  Количество человек Соотношение в %
Инвалиды 63 90
Нетрудоспособные иждивенцы 7 10

1.4 Порядок исчисления сумм  в возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС, либо причиненного утерей кормильца из числа ликвидаторов аварии (инвалидов) на Чернобыльской АЭС

Изначально применялся порядок исчисления и выплаты сумм возмещения вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Впервые статья, касающаяся исчисления и выплаты сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, появилась в Законе «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24.11.1995  № 170 – ФЗ. Данная норма вводилась в действие со 2 марта 1996 г. и определяла следующее: выплата денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемая в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом допускалось, что если период работ по ликвидации последствий катастрофы  на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, то размер возмещения вреда исчисляется, исходя из условного месячного заработка без его ограничения. С другой стороны, во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда[17]. По состоянию на 02.03.1996 г. действовали   Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, позднее вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125 – ФЗ. Таким образом, размер возмещения вреда определяется в процентах к заработку потерпевшего до трудового увечья соответствующих степени утраты им трудоспособности. Например, если заработок составил 270000 рублей, а процент степени утраты трудоспособности установлен 40%, то сумма компенсации составит:

270000 х 40% = 108000 рублей ежемесячно

Согласно указанному закону в составе заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда, учитываются все виды вознаграждения за работу, включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни и за совместительство, кроме выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и другие). Под понятием заработок принимается среднемесячный заработок, который определяется за двенадцать последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем. Фактически возможно несколько вариантов отсчета периода двенадцати последних месяцев работы[18].

Вариант 1: двенадцать последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью (то есть за 12 месяцев до участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС). Время наступления несчастного случая подтверждается соответствующим актом или другими документами (например, справкой из районного комиссариата о периоде участия в ликвидации последствий аварии).

Вариант 2: двенадцать последних месяцев работы, предшествующих утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем.Время наступления постоянной (длительной) нетрудоспособности устанавливается ВТЭК наряду со степенью утраты трудоспособности, группой инвалидности и ее причиной. Например, у ликвидатора последствий аварии, принимавшего участие в ликвидации в 1986г. инвалидность и степень утраты трудоспособности установлены в 1997 году. В этом случае для исчисления возмещения вреда предоставляются справки о заработной плате за 1996 -1997 года.

Среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за двенадцать месяцев работы на 12. Если работа продолжалась менее двенадцати месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев.

В том случае, если период работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС составил менее одного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется, исходя из условного месячного заработка. В этом случае сначала подсчитывается среднедневной заработок за все проработанное время, полученный заработок делиться на число фактически проработанных дней. Затем определенный таким путем среднедневной заработок умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное как среднее за год. Типичное число рабочих дней в месяце (коэффициент): при шестидневной рабочей неделе 25,4; при пятидневной рабочей неделе 21,2.

Кроме этого, в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне оплаты труда применялись повышающие коэффициенты, по которым заработок, принятый для исчисления размера возмещения вреда увеличивался в определенное количество раз: для возмещения вреда определенного

в 1986 году - в 6,7 раз         

в 1987 году   -   в 6,4 раза

в 1988 году -  в 6,1 раз

в 1989 году -  в 5,8 раз

в 1990 году -  в 5,5 раз

в 1991 году -   в 4,3 раза[19]

Кроме индексации заработка, из которого исчислено возмещение вреда, в дальнейшем в связи с повышением стоимости жизни все суммы возмещения заработка должны быть увеличены пропорционально повышению в централизованном порядке минимального размера оплаты труда[20].

За период с 01.02.1993 года минимальная зарплата увеличивалась следующим образом:

с 01.02.1993 г. - в 2,5 раза

с 01.04.1993 г. - в 1,9 раза

с 01.07.1993 г.   - в 1,81 раза

с 01.12.1993 г. - в 1,9 раза

с 01.07.1994 г. - в 1,4 раза

с 01.04.1995 г. - в 1,678 раза

с 01.05.1995 г. - в 1,27 раза

с 01.08.1995 г. - в 1,259 раза

с 01.11.1995 г. - в 1,05 раза

с 01.12.1995 г. - в 1,048 раз

с 01.01.1996 г. - в 1,045 раза

с 01.04.1996 г. - в 1,2 раза

с01.01.1997    г. - в 1,1 раза[21]

последующая индексация осуществлялась пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Каждый раз, когда минимальная оплата труда увеличивается в централизованном порядке, должны увеличиваться и платежи в возмещение утраченного заработка: заработок, подлежащий возмещению, последовательно умножается на все коэффициенты повышения.

Рассмотрим пример: средний фактический заработок инвалида 2 группы вследствие аварии на ЧАЭС Кравченко А.И. за период с 01.07. 1986 года по 31.07.1986 года составил 3076 рубле 00 копеек; процент утраты трудоспособности - 80%[22].

С учетом коэффициентов индексации на 01.01.2000 года сумма возмещения вреда составит:

3076 х 6,7 х 2,5 х 1,9 х 1,81 х 1,9 х1,4 х 1,678 х 1,27 х 1,259 х 1,05 х 1,048 х х 1,045 х 1,2 х 1,1 х 80 % = 1.535.561 рублей 28 копеек

С учетом деноминации 1.535 рублей 56 копеек

Как показывает практика работы по начислению и выплате сумм возмещения вреда за период с 1996 по 2000 года на примере Комитета Социальной Защиты Населения Засвияжского района города Ульяновска далеко не все инвалиды-чернобыльцы получали указанную компенсацию, определенную в процентах утраты трудоспособности в зависимости от заработной платы, в связи с низким уровнем заработной платы в регионе. Поэтому чаще применялся метод исчисления сумм возмещения вреда, при котором в качестве заработка применялась семикратная сумма установленного законом минимального размера оплаты труда. По состоянию на 01.04.1996 года минимальный размер оплаты труда составлял 75900 рублей; на 01.01.1997 года – 83490 рублей; на 01.01.1998 года – 83рубля 49 копеек.

Таким образом, семикратная сумма минимального размера оплаты труда в 1998 году составила: 7 х 83,49 = 584 рубля 43 копейки.

В этом случае сумма возмещения вреда для инвалида – чернобыльца 3 группы со степенью утраты трудоспособности 40% была определена как

584,43 х 40 % = 233 рубля 77 копеек

Для инвалида – чернобыльца 2 группы со степенью утраты трудоспособности 80 %  сумма возмещения вреда была определена как

584,43 х 80 % = 467 рублей 54 копейки

Очевидно, что требовалось реформирование системы социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС, так как в целом по России огромное количество инвалидов-чернобыльцев (около сорока тысяч человек) не были обеспечены достаточной компенсацией, хотя и получили значительную дозу радиационного облучения.

Существовавшая поляризация в компенсациях за нанесенный вред здоровью в диапазоне от 300 до 30000 тысяч рублей в месяц также вызывала социальную напряженность в среде инвалидов, а подтвердить достоверность справок о повышенной  оплате за период выполнения работ по ликвидации последствий аварии, выданных в условиях чрезвычайной ситуации не всегда было возможным, что привело к огромным «перекосам» в выплате компенсации.

После вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 г. №5ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалиды получили право на выплату сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по их выбору:

- либо ежемесячная денежная компенсация;

- либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

С 15.02.2001 г. по выбору получателей выплата ежемесячной денежной компенсации инвалидам в соответствии с пунктом 25 статьи 14 Закона стала осуществляться в следующих размерах:

- инвалидам 1 группы 5000 рублей;

- инвалидам 2 группы 2500 рублей;

- инвалидам 3 группы 1000 рублей[23].

Принятые поправки к Закону Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» резко улучшили материальное положение примерно у 84% инвалидов – чернобыльцев. Например, люди, работавшие в экстремальных условиях  и получившие серьёзную долю радиации (1 группа инвалидности) стали получать выплаты, превышающие более чем в два раза средний заработок по стране.

Если обратиться за примером назначения компенсации в комитет социальной защиты населения Засвияжского района города Ульяновска, то сравнительный анализ назначенных выплат таков: после 15 февраля 2001 года из 70 человек, получавших возмещение вреда, только 5 получателям оставили ранее установленные суммы, 65 человек стали получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых размерах[24].

При этом необходимо заметить, что остальные 34 вида льгот остались и государство продолжает их выполнять.

Кроме этого, пункт 25 статьи 14 был дополнен новой частью второй следующего содержания: В случае смерти инвалида право на ежемесячную денежную компенсацию распространяется на нетрудоспособных иждивенцев. Размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходившейся на самого кормильца.

Например, в случае смерти инвалида - чернобыльца 2 группы право на получение ежемесячной денежной компенсации может иметь его супруга, достигшая пенсионного возраста. В этом случае при условии отсутствия других лиц, признанных нетрудоспособными иждивенцами размер компенсации составит 1250 рублей в месяц. Или в случае смерти инвалида - чернобыльца 1 группы право на получение ежемесячной денежной компенсации могут иметь его несовершеннолетние дети. Если количество детей 3 человека, размер компенсации составит:

5000: 4 (дети + сам чернобылец) = 1250 рублей на каждого ребенка.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьёй 2 Федерального Закона от 12.02.2001 г. №5-ФЗ за период с 2004 по 2006 года был принят ряд Постановлений Правительства Российской Федерации о порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 года № 326 определяет порядок индексации сумм возмещения вреда за период с 19.06.2002 года по 31.05.2004 года по следующим коэффициентам согласно таблице 2 стр.29.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определяет, что ежемесячные денежные компенсации, установленные пунктом 25 статьи 14 Закона о Чернобыле индексируется с 01.06.2004 года с применением коэффициента 1,38, определенного нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» согласно таблице 3 стр.29.

Следующее Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2005 № 292 определяет, что с 01.01.2005 года осуществляется индексация размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом «О Федеральном бюджете на 2005 год». Размер компенсационных выплат с учетом этого коэффициента приведен в таблице 4 стр.30.

 

 

Таблица 2

Размеры компенсаций с учетом индексации с 19.06.2002, руб.

  Размер компенса-ции уста-новленный законом Размер компенсации с 19.06.2002 по 30.06.2002 Размер компенсации с 01.07.2002 по 31.12.2002 Размер компенсации с 01.01.2003 по 31.12.2003 Размер компен-ции с01.01.2004 по 31.05.2004
Инв-ды 1 группы 5000 5240 5600 6272 6900  
Инв-ды 2 группы 2500 2620 2800 3136 3450
Инв-ды 3 группы 1000 1048 1120 1254 1380

 

                                                                                        Таблица  3

Размеры компенсаций с 01.06.2004 г, руб.

  Размер компенсации Установленный законом Размер компенсации с 01.06.2004 -31.12.2004
Инвалиды 1группы         5000          6900
Инвалиды 2 группы         2500          3450
Инвалиды 3 группы         1000          1380

 

                                                                                    Таблица 4

Размеры компенсаций с 01.01.2005 года, руб.

  Размер компенсации с 01.01.2004 по 31.12.2004 Размер компенсации с 01.01.2005 по 31.12.2005
Инвалиды 1 группы          6900            7452
Инвалиды 2 группы          3450            3726
Инвалиды 3 группы          1380            1490,40

 

Однако позже, Постановлением Правительства Российской Федерации №163 от 24.03.2006 г.  в это постановление были внесены изменения, так как вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2005 № 141 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год».

 В новой редакции в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.05.2005 № 292 цифры, определяющие коэффициент индексации равный 1,08 заменены цифрами 1,1, поэтому  фактически размер проиндекси- рованных компенсаций иной. Он представлен в таблице 5 стр. 31.                                                                     

С 01.01.2006 на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2006 г. № 246 была проведена индексация размеров указанных выше компенсаций с применением коэффициента 1,085 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год». Размер проиндексированных компенсаций приведен в таблице 6 стр. 31.

 

Таблица 5

Обновленные размеры компенсаций с  01.01.2005 года, руб.

  Размер компенсации с 01.01.2004 – 31.12.2004 Размер компенсации с 01.01.2005 – 31.12.2005
Инвалиды 1 группы             6900             7590
Инвалиды 2 группы             3450             3795
Инвалиды 3 группы             1380             1518

 

                                                           Таблица 6

Размеры  компенсаций  с 01.01.2006 года, руб.

  Размер компенсации с 01.01.2005 – 31.12.2005 Размер компенсации с 01.01.2006 – 31.12.2006
Инвалиды 1 группы           7590             8235,15
Инвалиды 2 группы           3795            4117,58
Инвалиды 3 группы           1518            1647,03

 

В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьей 2 Федерального Закона от 12.02.2001 г. №5-ФЗ ежемесячная компенсация возмещения вреда должна ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Однако фактически требуемые документы были приняты только в 2005, 2006 годах. Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 19.06.2002 № 11- П признал несоответствующими Конституции Российской Федерации положения части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12.02.2001 года и части третьей статьи второй Федерального закона от12.02.2001 «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в их взаимосвязи, постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность и потому носят неопределенный характер. Поэтому до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел получили право принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Анализ обращений инвалидов – чернобыльцев в районные суды города Ульяновска за период 2002 – 2004 года показал, что подавляющее большинство исков содержали требования  именно по индексации ежемесячных сумм. Практически все исковые заявления были удовлетворены, при этом расчет ежемесячных сумм проводился следующим образом[25]:

с 01.01.2001 г. размер ежемесячных платежей индексировался в 1,198 так как с 01.01.2001 г. минимальный размер оплаты труда определяется исходя из базовой сумм равной 100 рублям; в 2000 году базовая сумма составляла 83 рубля 49 копеек

(100: 83,49 = 1,198)

с 15.02.2001 г.  размер ежемесячных платежей индексировался в 1,749 из соотношения величины прожиточного минимума по Ульяновской области в декабре 2000 года (734,58 рублей) и величины прожиточного минимума по Ульяновской области в первом квартале 2001 года (1285 рублей)

(1285: 734,58 = 1,749)

с 01.01.2002 г.  размер ежемесячных платежей индексировался в 1,17 из соотношения величины прожиточного минимума по Ульяновской области в первом квартале 2001 года (1285 рублей) и величины прожиточного минимума по Ульяновской области в первом квартале 2002 года (1509 рублей)

(1509: 1285 = 1,17)

Резолютивная часть судебных решений по искам инвалидов – чернобыльцев определяла размер ежемесячной суммы и право ежегодной индексации, но поскольку механизм индексации в законодательном порядке в тот момент был не определен, некоторым получателям компенсации пришлось обращаться в судебные органы неоднократно – для последующей индексации ранее установленных в судебном порядке сумм.

В настоящее время практика рассмотрения судами дел, связанных с реализацией инвалидами прав, предоставленных им Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изменилась. При вынесении судебных решений суды стали обращаться к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 05.04.2005 года. В  части, касающейся индексации, в указанном Постановлении даны следующие разъяснения:  в  соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. №179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе наоснове роста минимального размера оплаты труда.

 Поэтому при рассмотрении дел об индексации названных сумм, начиная с февраля 1997г., необходимо иметь в виду следующее: суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997г. до 1 июля 2000г, поскольку в указанный период этот показатель не изменялся (Федеральные законы от 9 января 1997г. №6 ФЗ и от 19 июня 2000г. №82 ФЗ).

Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000г. исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000г. №82 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000г. №122 ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000г. до 1 января 2001г. В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991г. №1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г. №2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995г. до 29 ноября 2002г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000г. до 1 января 2001г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000г №82 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000г., равного  1,581 (132: 83,49), а с 1 января 2001 года с учетом коэффициента равного 1,515    (200: 132) при условии, что в период с   февраля 1997г до 1 июля 2000г не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. №179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991г. №1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г. №2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000г. по 1 января 2001г[26].

Таким образом, применение районными судами коэффициентов 1,581 и 1,515 значительно увеличивает размер ежемесячной суммы возмещения вреда и единовременной задолженности сумм, недополученных за прошлое время, что в итоге  предопределило большое количество обращений инвалидов-чернобыльцев в судебные инстанции. Так, за период январь – сентябрь 2006 года суд Засвияжского района города Ульяновска с исковыми заявлениями о применении указанных коэффициентов обратилось 14 человек, что составляет 20 % от общего количества получателей.

Гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы выплачивается единовременная компенсация. Размер единовременной компенсации за вред здоровью, установленный статьей 39 закона о Чернобыле, с 1 января 2005 года с учетом индексации составляет:

инвалидам 1 группы - 12100 рублей,

инвалидам 2 группы - 7000 рублей,

инвалидам 3 группы - 5000 рублей.

В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании во ВТЭК единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.

Семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы с 01.01.2005 года с учетом индексации выплачивается единовременная компенсация в размере 12100 рублей и родителям погибшего - 6050 рублей,  а с 1 января 2006 года - 13128,5 рубля и 6564,25 рубля соответственно[27].

Гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы также выплачивается ежегодная компенсация.

Размер ежегодной компенсации за вред здоровью определен в статьях 39,40 Закона о Чернобыле и с 1 января 2005 года с учетом индексации составляет:

- для инвалидов 1 и 2 групп 605 рублей,

- для инвалидов 3 группы и лиц (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевуюи другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, 484 рубля, 

(с 1 января 2006 года - 856,43 рубля и 525,14 рубля соответственно).

- гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 -1987 годах 300 рублей,

- гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году 200 рублей,

- гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 -1990 годах 100 рублей.

Дополнительно отметим, что на основании статьи 41 закона о Чернобыле семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная компенсация в сумме 100 рублей 54 копейки.

Право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении. При этом детям ежемесячная компенсация назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении.

Компенсация назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии, которая установлена для этих граждан настоящим Законом, а в случае получения двух пенсий указанная компенсация назначается по выбору к одной из получаемых пенсий.

Детям, потерявшим кормильца, выплачивается ежегодно компенсация в размере 100 рублей.

 



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.