Глава 1 Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 1 Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

2020-04-01 605
Глава 1 Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Научно – техническое развитие промышленности в конце двадцатого века обусловило достижение существенных результатов во многих отраслях науки и техники. Вместе с тем, это привело к значительным техногенным катастрофам.

26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошла крупнейшая техногенная катастрофа в мире, приведшая к тяжелым последствиям для населения и окружающей среды. Катастрофа на ЧАЭС существенно ухудшила жизнь более четырех миллионов человек и привела к нежелательным экологическим, социальным, экономическим и политическим последствиям. Выброшенные из реактора радиоактивные продукты деления, частицы ядерного топлива воздушными потоками разносились на сотни и тысячи километров. Только в СССР площадь территории, загрязненной радиоактивным цезием, достигло 130 тысяч квадратных километров. В период катастрофы на этой территории проживало 4,9 миллионов человек. После аварии из населенных пунктов в 30 – километровой зоны было эвакуировано около 116 тысяч человек. Всего в СССР для ликвидации катастрофы было призвано 250 тысяч человек, за десять последующих лет 70 тысяч ликвидаторов ушли из жизни, 150 тысяч стали инвалидами[1].

Чернобыльская катастрофа – это искалеченные судьбы, больные дети, радиоактивное загрязнение окружающей среды. В соответствии с Конституцией, государство несет ответственность перед всеми гражданами, пострадавшими в результате радиационного воздействия. Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждые имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением[2].

Первые принятые в стране нормативные акты по оказанию помощи пострадавшим от Чернобыльской катастрофы не имели достаточной адресной направленности и были несовершенны. Реализация федеральных целевых программ для чернобыльцев зачастую срывалась по многим причинам, в том числе и из-за экономических трудностей в стране. Несмотря на то, что 18.06.1992 был принят Федеральный Закон №3061 – 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вопрос о положении ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС всегда был крайне сложным и неоднозначным. Кроме того, назрела необходимость введение в стране единой системы защиты населения: ликвидаторов, участников ядерных испытаний, работников опасных предприятий, потерявших здоровье в связи с радиоактивным воздействием и нуждающихся в поддержке и социальной помощи.

Принятые в феврале 2001 года изменения и дополнения в указанный закон стали значительным шагом навстречу заботам ликвидаторов чернобыльской катастрофы, которые в течение ряда лет справедливо отстаивали свои права на достойное возмещение значительного вреда, причиненного их здоровью. Поправки к закону улучшили материальное положение почти 80 % чернобыльцев. Эти поправки учитывают возможную инфляцию, а расходы на закон привязаны к росту прожиточного минимума. Один из важнейших моментов обновленного закона заключается в том, что у инвалидов - чернобыльцев появилась возможность выбирать один из способов денежной компенсации: либо в зависимости от группы инвалидности, либо с учетом условного заработка[3].

Вслед за основным «чернобыльским» законом, обновилась практически вся законодательно - нормативная база, регулирующая возмещение вреда за ущерб, нанесенный здоровью ликвидаторов иных радиационных катастроф.

Поиск оптимальных путей для оказания необходимой поддержки гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, продолжается: ежегодно принимаются и выполняются Постановления Правительства РФ об индексации, а также о социальной поддержке указанной категории граждан.

Время уносит в прошлое события и факты многих трагедий, но защита законных прав граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф – святой долг государства.

Целью дипломной работы является изучение обязательств вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с радиационным воздействием, при этом поставлены следующие задачи:

а) определить категории граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в связи с воздействием радиации;

б) раскрыть содержание действующих мер социальной поддержки инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

в)проанализировать принципы осуществления возмещения вреда,              причиненного жизни и здоровью граждан при иных радиационных катастрофах и инцидентах.

Объектом исследования данной дипломной работы является совокупность изучения правовой базы проблематики социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации и особенности категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Актуальность темы обусловлена очень высокой динамикой законотворчества по чернобыльской проблематике. Новые и новейшие акты, постановления, разъяснения появляются и устаревают быстрее, чем самим гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, удается разобраться в порядке применения законов и подзаконных актов, которые, безусловно, представляют собой большую социальную значимость. В настоящей работе представлены базовые федеральные законы – «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» и показаны примеры их практического применения.

 

 

Заключение

Таким образом, в результате изучения и анализа практического применения действующих федеральных законов «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», можно сделать вывод о том, что в настоящее время политика государства направлена на установление разумной и справедливой системы государственной поддержки нуждающихся.

Во-первых, каждый из указанных нормативных документов (Закон Российской Федерации от 18.06.1992 г. № 3061-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Закон Российской Федерации от 26.11.1998 г. №175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Закон Российской Федерации № 2- ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №2123-1 «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска») точно определяет категории граждан, на которых распространяется закон. Отнесение гражданина к определенной категории имеет очень важное значение, поскольку именно от этого критерия зависит предоставление льгот и компенсаций.

 Во-вторых, в части предоставления льгот, таких как оплата жилищно-коммунальных услуг, медицинское обслуживание, регулирование трудовых прав сделан значительный шаг для решения проблем указанной категории граждан, так как предусмотренные меры социальной поддержки в значительной степени возмещают вред, причиненный жизни и здоровью граждан.

В-третьих, огромной поддержкой, улучшающей материальное положение граждан, пострадавших от воздействия радиации, является выплата денежных пособий и компенсаций, в том числе сумм возмещения вреда. Действующий в настоящее время Закон Российской Федерации от 18.06.1992 г. № 3061-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в современной редакции устранил противоречия между двумя способами выплаты компенсации: выплатой в фиксированных суммах в зависимости от группы инвалидности и выплатой, привязанной к условному заработку, так как сегодня каждый инвалид-чернобылец имеет право выбора в получении денежных выплат по одному из указанных способов. Соответствующие Постановления Правительства Российской Федерации осуществляют ежегодную индексацию этой компенсации, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами «О федеральном бюджете».

Однако анализируя опыт работы районного комитета социальной защиты населения можно сделать вывод о необходимости продолжения законотворческой деятельности по социальной защите граждан, пострадавших от воздействия радиации,  так как до сих пор несмотря на регулярное обновление законодательно-нормативной базы имеет место обращения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в районные суды в связи с требованиями отдельных граждан о перерасчете сумм возмещения вреда в сторону увеличения.

Введение

Научно – техническое развитие промышленности в конце двадцатого века обусловило достижение существенных результатов во многих отраслях науки и техники. Вместе с тем, это привело к значительным техногенным катастрофам.

26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошла крупнейшая техногенная катастрофа в мире, приведшая к тяжелым последствиям для населения и окружающей среды. Катастрофа на ЧАЭС существенно ухудшила жизнь более четырех миллионов человек и привела к нежелательным экологическим, социальным, экономическим и политическим последствиям. Выброшенные из реактора радиоактивные продукты деления, частицы ядерного топлива воздушными потоками разносились на сотни и тысячи километров. Только в СССР площадь территории, загрязненной радиоактивным цезием, достигло 130 тысяч квадратных километров. В период катастрофы на этой территории проживало 4,9 миллионов человек. После аварии из населенных пунктов в 30 – километровой зоны было эвакуировано около 116 тысяч человек. Всего в СССР для ликвидации катастрофы было призвано 250 тысяч человек, за десять последующих лет 70 тысяч ликвидаторов ушли из жизни, 150 тысяч стали инвалидами[1].

Чернобыльская катастрофа – это искалеченные судьбы, больные дети, радиоактивное загрязнение окружающей среды. В соответствии с Конституцией, государство несет ответственность перед всеми гражданами, пострадавшими в результате радиационного воздействия. Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждые имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением[2].

Первые принятые в стране нормативные акты по оказанию помощи пострадавшим от Чернобыльской катастрофы не имели достаточной адресной направленности и были несовершенны. Реализация федеральных целевых программ для чернобыльцев зачастую срывалась по многим причинам, в том числе и из-за экономических трудностей в стране. Несмотря на то, что 18.06.1992 был принят Федеральный Закон №3061 – 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вопрос о положении ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС всегда был крайне сложным и неоднозначным. Кроме того, назрела необходимость введение в стране единой системы защиты населения: ликвидаторов, участников ядерных испытаний, работников опасных предприятий, потерявших здоровье в связи с радиоактивным воздействием и нуждающихся в поддержке и социальной помощи.

Принятые в феврале 2001 года изменения и дополнения в указанный закон стали значительным шагом навстречу заботам ликвидаторов чернобыльской катастрофы, которые в течение ряда лет справедливо отстаивали свои права на достойное возмещение значительного вреда, причиненного их здоровью. Поправки к закону улучшили материальное положение почти 80 % чернобыльцев. Эти поправки учитывают возможную инфляцию, а расходы на закон привязаны к росту прожиточного минимума. Один из важнейших моментов обновленного закона заключается в том, что у инвалидов - чернобыльцев появилась возможность выбирать один из способов денежной компенсации: либо в зависимости от группы инвалидности, либо с учетом условного заработка[3].

Вслед за основным «чернобыльским» законом, обновилась практически вся законодательно - нормативная база, регулирующая возмещение вреда за ущерб, нанесенный здоровью ликвидаторов иных радиационных катастроф.

Поиск оптимальных путей для оказания необходимой поддержки гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, продолжается: ежегодно принимаются и выполняются Постановления Правительства РФ об индексации, а также о социальной поддержке указанной категории граждан.

Время уносит в прошлое события и факты многих трагедий, но защита законных прав граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф – святой долг государства.

Целью дипломной работы является изучение обязательств вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с радиационным воздействием, при этом поставлены следующие задачи:

а) определить категории граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в связи с воздействием радиации;

б) раскрыть содержание действующих мер социальной поддержки инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

в)проанализировать принципы осуществления возмещения вреда,              причиненного жизни и здоровью граждан при иных радиационных катастрофах и инцидентах.

Объектом исследования данной дипломной работы является совокупность изучения правовой базы проблематики социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации и особенности категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Актуальность темы обусловлена очень высокой динамикой законотворчества по чернобыльской проблематике. Новые и новейшие акты, постановления, разъяснения появляются и устаревают быстрее, чем самим гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, удается разобраться в порядке применения законов и подзаконных актов, которые, безусловно, представляют собой большую социальную значимость. В настоящей работе представлены базовые федеральные законы – «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» и показаны примеры их практического применения.

 

 

Глава 1 Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.