Теоретические основы формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Теоретические основы формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

2020-04-01 153
Теоретические основы формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели - содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению, наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Присутствуя недолгое время в детском саду, замечаешь, что многие дети несамостоятельные, безынициативные, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих исследователей (Р.И. Жуковский, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и др.) [18], что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила нам основанием для выбора данной темы.

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика формирования у дошкольников основы безопасности жизнедеятельности.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Определить, обосновать и апробировать методики формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.

. Выявить уровни сформированности основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

. Апробировать методику формирования основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

. Выявить эффективность опытно-экспериментальной работы.

ГИПОТЕЗА

Осознанное усвоение основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если будут использоваться следующие методы:

. Словесные: беседа, чтение художественной литературы, ситуативный разговор для формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности;

. Практические: сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, для формирования умений применять полученные знания в собственной жизнедеятельности;

. Методы, обеспечивающее эмоциональное стимулирование и мотивационную деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования:

теоретические методы (анализ, моделирование, диагностика, обработка результатов);

эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, беседа, сравнение)


Заключение

 

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Первым этапом работы по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста было изучение различной литературы по данной теме. Далее шло научное определение и доказательство условий для воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, практическая апробация выдвинутых предположений. Была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ДОУ «Колокольчик» п. Коскуль с детьми старшей группы. В ходе проведения эксперимента использовались различные методы и приемы. Исследование позволило выявить особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование. Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности, которые положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу.

По итогам этой работы можно сделать вывод: дети старшего дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.


Список используемой литературы

 

. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: ACT - С.П., 2002.

. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. - М., 1996.

. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992.

. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2000.

. Болотов В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1.-С. 4-9.

. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М., 1993.

. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. - В., 2004.

. Дегтяренко О., Радина Е., Рыцлина Т. Политехническое воспитание и программы дошкольных учреждений // Дошкольное воспитание. 1932.

. Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир. / Дошк. воспитание 2000 №1.

. Дыбина О.В. Рукотворный мир. - М., 2000.

. Захарова Л.М. Педагогическое сопровождение процесса этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста. Уч. Пособие. - Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2007.-44 с.

. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника./ Под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук и др. - М.: Карапуз, 1997.

. Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. - М., 1996.

. Князева О. Мои помощники. // Дошк воспитание 2000 №2.

. Кобитина И.И. Детям о технике. - М., 1991.

. Ковальковская Н. Как должна быть организована жизнь ребенка // В помощь просвещенцу. 1923.

. Козлова С.А. «Я - человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М., 1996.

. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М., 1998.

. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников. // Детский сад от А до Я. - 2004, №4.

. Краснопольский Э. К вопросу о развитии трудовых навыков у детей дошкольного возраста // Вестник просвещения. 1925 /

. Парамонова Л. Алиева Т. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6.-С. 27 31.

. Программа «Детство». - СПб., 1997.

. Соловьёва Е.А. Гражданское воспитание сегодня. // Дошк. Воспитание - 1995 №8.

. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. // Дошк. воспитание - 1997№3

. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. - М., 1997

. Ушинский К.Д. Страх и смелость // Ушинский К.Д. Избр. Пед. Соч.: В 2 т.М.: Педагогика, 1974.

. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - №4. - 2010

. Федяевская В.М. За безопасность детей на улице // Дошкольное воспитание. 1937.

. Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. - СПб., 1997.

. Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!!! // После уроков - 2002.

. Шаталин А.А. «Огонь - наш друг, огонь - наш враг». // После уроков - 2003.

. Якупов А.М. Организационно-педагогические условия подготовки школьников к безопасному участию в дорожном движении: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1997

Введение

 

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели - содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению, наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Присутствуя недолгое время в детском саду, замечаешь, что многие дети несамостоятельные, безынициативные, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих исследователей (Р.И. Жуковский, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и др.) [18], что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила нам основанием для выбора данной темы.

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика формирования у дошкольников основы безопасности жизнедеятельности.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Определить, обосновать и апробировать методики формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.

. Выявить уровни сформированности основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

. Апробировать методику формирования основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

. Выявить эффективность опытно-экспериментальной работы.

ГИПОТЕЗА

Осознанное усвоение основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если будут использоваться следующие методы:

. Словесные: беседа, чтение художественной литературы, ситуативный разговор для формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности;

. Практические: сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, для формирования умений применять полученные знания в собственной жизнедеятельности;

. Методы, обеспечивающее эмоциональное стимулирование и мотивационную деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования:

теоретические методы (анализ, моделирование, диагностика, обработка результатов);

эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, беседа, сравнение)


Теоретические основы формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

    Формирование основ безопасности жизнедеятельности в истории отечественной и зарубежной литературе

дошкольник безопасность жизнедеятельность

В истории дошкольного образования с середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения.

К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей» [26].

В 1917 году в Бюллетене №2 школьно-санитарного отдела при Наркомпросе было заявлено: «Охрана жизни и здоровья детей всех возрастов является совершенно новым явлением нашей русской жизни. Без счета гибли дети старшего возраста от разных несчастных случаев, от заразных болезней… жизнь и здоровье каждого ребенка должны отныне свято охраняться». Именно в этот период вводится новый предмет - школьная гигиена, основной задачей которого было ознакомить учащихся с основами «несчастных случаев» и правилами оказания первой помощи.

В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Так, в конце 20-30-х годов в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского и др. [8, 16, 20] отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами. В проекте «Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности)» (1932) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной группе.

Однако в 1936-1937 годах при переработке программ детского сада данные вопросы из нормативных документов исключаются. Возникшие у ряда практических работников трудности (недостаточность методического обеспечения, отсутствие необходимых пособий и вследствие этого желаемого результата в развитии детей и приобретении ими знаний) привели к заключению, что материал, формирующий представления о бытовой и других видах техники, чересчур сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками. И хотя в дальнейшем ряд ученых (Л.И. Грехова, Т.В. Земцова, Л.М. Кларина, Н.Н. Никандров и др.), изучая вопросы ознакомления дошкольников с техническими явлениями, обнаружили, что детям доступны сведения о электричестве, механических и физических явлениях, а также об устройстве бытовых и транспортных машин, проблема обеспечения безопасности при работе с ними должного отражения в программных документах дошкольного образования 1964-1985 гг. не нашла.

Однако, вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; «…такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду» [28]. Исследования В.М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М. Федяевской [28], позже были дополнены Э.Я. Степаненковой, М.Ф. Филенко и др.

По словам А.М. Якупова, такая разработанность проблемы повлияла на то, что в «дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми правил дорожного движения», чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка (дома, на улице, в природе). [32]

В 1960-1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении.

Анализ литературы показывает, что большинство исследователей педагогов предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.

Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка ученые подразумевают совокупность трех компонентов: информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности человека («Я знаю правила безопасности жизнедеятельности»); поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях («Я умею использовать правила безопасности жизнедеятельности»); эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека («Я хочу следовать правилам безопасности жизнедеятельности»)

Анализ литературы позволил составить нам характеристику ребенка, обладающего культурой безопасности жизнедеятельности: это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту.

Таким образом, по мере изменений условий жизни человека, по мере возрастания модернизации, изменяется правила безопасности жизнедеятельности человека, они усложняются, и все более требуют повышенного изучения и обучения им детей.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.