Психологическая коррекция и развитие познавательной деятельности детей с патологией опорно-двигательного аппарата — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Психологическая коррекция и развитие познавательной деятельности детей с патологией опорно-двигательного аппарата

2020-04-01 144
Психологическая коррекция и развитие познавательной деятельности детей с патологией опорно-двигательного аппарата 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Психодиагностическое направление позволяет определить особенности актуального психического состояния и потенциальных возможностей психического развития индивида. Соответствующие психодиагностические оценки особенностей интеллектуального развития ребенка, эмоционально-мотивационной сферы, личности в целом и отдельных психических функций, оценки прогноза их развития позволяют выделить те «психологические точки», которые в наибольшей мере тормозят процессы социализации и нуждаются в развитии.

Психолог работает и по направлению психодиагностики, характера внутрисемейных отношений, результаты которой, также имеют важнейшее значение в плане проведения реабилитационных мероприятий. Это обусловлено тем, что и сама семья ребенка и его ближайшее окружение также очень часто должны быть объектом психологической реабилитации.

Психолог осуществляет психологическую консультацию для детей и их родителей в широком круге проблем взаимоотношений, общения, позволяющая разрешать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации личности. Именно консультативная помощь играет важнейшую роль в плане психопрофилактики возможных отклонений в развитии ребенка.

Психотерапия - это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающие задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.

Наиболее рациональным в работе с детьми является использование методов игровой терапии, психодрамы, арттерапии.

Психолог работает и по направлению психологического просвещения, приобщения населения, персонала организации к психологическим знаниям. Во многих ведомствах существует система повышения психологического образования своих сотрудников, тесно связанная с их профессиональным совершенствованием.

Следующим направлением является психокоррекция - это коррекция отельных свойств личности и характера в целях усвоения оптимальных способов различных видов деятельности для возможности успешной и эффективной самореализации и социальной интеграции.

Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с различными нарушениями нервно-психологического развития. Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогической помощи аномальным детям. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии аномального ребенка.

Объектом психокоррекционных воздействий могут быть как здоровые, так и больные люди. Поэтому следует дифференцировать психологическую коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного биологическими факторами отклонений в развитии.

Одним из эффективных средств психологической реабилитации, Бачков считает, психологический тренинг. Психологический тренинг - это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или ослабленных в силу заболевания или особенностей социальной среды, которые выступают в качестве препятствий для успешной самореализации личности в различных видах деятельности. [7]

Методы психологического тренинга могут использоваться в реабилитационной работе с детьми-инвалидами на более ранних возрастных этапах, чем другие.

Наиболее эффективным является метод распределения детей-инвалидов, посещающие центра по сопутствующим заболеваниям. Для этого рассматриваются индивидуальные особенности каждой патологии.

Трудности восстановительного лечения детей с детским церебральным параличом обусловлены не только тяжестью двигательного дефекта, но, главным образом, своеобразными особенностями их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременно начатая психологическая помощь является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации. равильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей больных оказывает положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

Дидактический материал, используемый при обследовании, необходимо располагать в поле его зрения. Обследование рекомендуется проводить в манеже, на ковре или в специальном кресле. При выраженном мышечном напряжении ребенку придают «эмбриональную позу». Затем производят несколько качательных движений по продольной оси тела. После этого тонус мышц значительно уменьшается, и ребенок укладывается на спину.

У детей с церебральными параличами нарушения в психическом развитии находятся в тесной взаимосвязи с двигательными расстройствами. Обездвиженность ребенка во многом мешает ему активно познавать окружающий мир. Положение многих детей с церебральными параличами бывает вынужденным, они подолгу лежат в одной позе, не могут изменить ее, повернуться на другой бог или на живот. Помещенные в положении на животе они не могут поднять и удержать голову, в положении сидя они часто не могут пользоваться руками, так как используют их для сохранения равновесия. Все это ограничивает поле зрения, препятствует развитию зрительно-моторной координации.

При оценке двигательных возможностей ребенка для развития его познавательной деятельности необходимо учитывать состояние моторики не только в момент обследования, но важно обратить внимание на время овладения ребенком теми или иными двигательными навыками. Вторым важным моментом в исследовании двигательных функций у детей с церебральными параличами является оценка их «функциональной приспособляемости» к своему двигательному дефекту. У детей с сохранным интеллектом она достаточно выражена, то есть ребенок, несмотря на тяжелый гипертонус, пытается схватить предмет и приспосабливается его удерживать, рассматривать, удерживая предмет в кулаке или между средним и безымянным пальцами. [6]

Важное значение при оценке двигательной сферы детей с ДЦП имеет уровневый подход с учетом особенностей клинико-патофизиологической структуры аномалий развития моторной сферы, обусловленных недостаточностью различных отделов нервной системы. Например, при недостаточности подкоркового уровня организации движений наблюдаются нарушения тонус, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразительных движений. При поражении кортикального уровня страдают сила, точность движений, формирование предметных действий.

При детском церебральном параличе наблюдаются нарушения мышечного тонуса, играющего ведущую роль в преднастройке движения, их стойкости, стабильности, эластичности. При недостаточности тонической функции в раннем возрасте нарушается формирование ряда рефлексов, обеспечивающих удержание головы, сидение, стояние, сохранение позы. В более старшем возрасте нарушение мышечного тонуса оказывают отрицательное влияние на работоспособность, обучение. Валлон отмечал, что патологический мышечный тонус у ребенка вызывает усталость рук, быстрое утомление, нарушение внимания. Патологический гипертонус с напряженностью позы, недостаточная пластичность также приводят к быстрой утомляемости и снижению внимания. Нарушение тонуса отражает дефицит подкорковых функций у детей с ДЦП. Недостаточность подкорковых образований приводит к нарушению в формировании автоматических движений. У ребенка страдает синхронность движений рук и ног при ходьбе, поворотах туловища, наблюдается недоразвитие выразительных движений, в первую очередь мимических, особенно важных в процессе общения. Отставание в развитии выразительных движений на ранних этапах детства, когда еще не достаточно развита речь, усугубляет задержку его психического развития.

При повреждении ядерных зон сенсомоторных отделов будут страдать отдельные компоненты движения: его сила, точность и скорость, что наблюдается при параличах конечностей ребенка. При патологии как премоторных, так и постцентральных отделов головного мозга наблюдаются нарушения целостных двигательных актов, объединенные общим названием апраксии. [8]

Специфика детей с ДЦП ограничена количеством методик, которые можно применять на данных детях. Наиболее приемлемым методом является наблюдение. А беседа и анкетирование предназначены для родителей детей с отклонениями в развитии.

Беседа (интервью) - это метод психологического изучения личности, когда в ходе равноправного и равнопозиционного общения с испытуемым психодиагност получает диагностически значимую информацию о личности испытуемого. В данном исследовании используется нестандартизированное интервью. Оно проводится в форме беседы по плану, имеющему общий характер, свободные формулировки и последовательность вопросов. Это дает следующие возможности:

. стандартизировать смысл вопросов в соответствии с особенностями опрашиваемых;

. получить нужную информацию в результате свободного обмена мнениями;

. изменять в нужном смысле вопросы и уточнять ответы, достигая глубины содержания информации.

Беседу необходимо начинать с таких тем, которые больше всего интересуют испытуемого, и затем постепенно приближать содержание беседы к тем вопросам, которые интересуют исследователя. Беседу следует проводить в нетрадиционной обстановке, потому что неформальные, свободные условия способствуют преодолению привычных стереотипов межличностного восприятия и общения, часто возникающих между исследователем и испытуемым в результате длительного ролевого общения вне исследования.

Метод наблюдения - один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Под наблюдением понимается целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта на основе регистрации избранных единиц, характеризующих особенностей изучаемого явления. В данном исследовании применяется систематическое наблюдение. Оно проводится по определенному плану. Выделяются регистрируемые особенности поведения, и классифицируется условия внешней среды.

В ходе наблюдения можно видеть:

.Речевые акты (содержание, последовательность, продолжительность).

. Выразительные движения, экспрессию лица, тела, глаз.

. Движение (перемещение и неподвижность состояние людей).

. Физические воздействия (касание, толчки, удары).

Что касается способов регистрации получаемых данных, то в процессе первоначальных наблюдений используют развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. Результаты наблюдения обычно систематизируются в виде индивидуальных характеристик.

В данном исследовании наблюдение проводится в ходе игры и выполнения различных упражнений ребенком. В процессе наблюдения за ребенком экспериментатор выявляет сформированость социально-важных навыков.

Трудности, возникающие при наблюдении:

.Влияние установок, психический и функциональных состояний наблюдателя на результаты его деятельности.

. Влияние лиц, за которыми осуществляется наблюдение.

. Трудности интерпретации.

Анкетирование один из наиболее распространенных методов исследования. В процессе анкетирования каждому лицу предлагается ответить на письменные вопросы, поставленные в форме опросного листа. В данном исследовании проводятся анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос предлагается несколько готовых ответов. Задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа.

Достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений. Трудности метода анкетирования заключаются в том, что он позволяет вскрыть, как правило, только самый верхний слой фактов.

У детей с патологией опорно-двигательного аппарата возникает целый ряд трудностей при усвоении программного материала в процессе обучения.

Эти трудности обусловлены определенными причинами, к числу которых относятся:

· недоразвитие фонематического слуха и анализа, следствием которого являются нарушения письменной речи;

· дефекты произношения, также обуславливающие дисграфию и дислексию;

· оптико-пространственные нарушения, вызывающие оптико-пространственную дисграфию, затруднения на уроках географии, математики и труда;

· задержка речевого развития, которая проявляется в особенностях понимания и анализа текстов;

· дефекты зрительного восприятия цвета и формы, несформированиость временных представлений и др.

Преодолению указанных нарушений способствует коррекционная работа, которая включена как полноправная составляющая в педагогический процесс в начальной школе. [8]

Содержание коррекционной работы представлено в программе, которая реализуется дефектологами-логопедами и учителями начальных классов. Основными разделами программы для стерших дошкольников являются:

Развитие зрительного восприятия цвета и формы,

Дифференциация геометрических фигур по форме, величине и цвету,

- Развитие пространственных представлений и ориентировки,

Развитие понимания и употребления слов, выражающих направления,

Развитие памяти на пространственные соотношения предметов,

Развитие временных представлений,

Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления,

Развитие устной речи,

Далее приводится фрагмент программы - занятие по уроку художественного конструирования. [17]

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.