Проблема бессознательного и сознательного в мотивации — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Проблема бессознательного и сознательного в мотивации

2020-04-01 221
Проблема бессознательного и сознательного в мотивации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По словам С. Л. Рубинштейна,

 

Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется отчётливо и ясно – это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т. п. – всё то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве «переживания как будто непосредственно нам дано».

Вместе с тем при всём огромном значении сознания оно является только частью психического, причём частью, не всегда ведущей и определяющей поведение человека. Психика возникла как регулятор отношений организма и среды.

Важно подчеркнуть, что процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности, а также того факта, что психические явления могут протекать и протекают вне контроля сознания. Это можно продемонстрировать на процессах восприятия, памяти, мышления, построения движений.

Существенным для любой психоаналитической концепции является динамическое понимание поведения человека. «Это означает, что исполненные энергией силы мотивируют поведение и его можно понять и предсказать лишь тогда, когда поняты эти силы».

 

Проблема врождённого и приобретённого в мотивации

Базовый, первичный характер отмеченных мотиваций приводит к тому, что их действие часто не осознаётся, но они вносят свою долю в тот котёл бессознательно бушующих страстей, который определяет динамические тенденции поведения человека, в том числе и деятельностного.

Качественная характеристика мотивов. В качественном отношении мы выделяем три категории потребностей: материальные, духовные и социальные. Духовные потребности подразделяются на познавательные и эстетические. По выражению Л. И. Божович, намерения питаются за счёт побудительной силы потребностей, их вызвавших. Намерения являются результатом опосредования этих потребностей сознанием. Таким образом, потребности начинают действовать через сознательно поставленные цели, принятые решения и намерения. Но с другой стороны эти потребности в ряде случаев превращаются в личностно-значимые и начинают сами выступать в роли потребностей личности. В первом случае побуждения долженствования выступают как стимулы, во втором – как мотивы.

Мотивация и этика. Вопрос о мотивации выбора профессии, её принятия и реализации будет рассмотрен односторонне, если мы не затронем проблему этики и этических норм. Деятельность будет добродетельна в отношении субъекта деятельности, если она позволит раскрыться его возможностям, проявиться его индивидуальности, позволит трудиться продуктивно, проявить свободу творчества. Деятельность будет добродетельной по отношению к другим, если она позволит реализовать те же этические принципы, что и по отношению к самому себе. Отмеченная связь мотивации, этических принципов и способов деятельности особенно наглядно проявляется в деятельности учителя, в учебной деятельности.

Оценивая связанные с профессиональной деятельностью факторы, способные удовлетворить потребности, с учётом своих способностей, а также условий деятельности (рис. 1. 3), человек приходит к решению принять или не принять профессию, а если принять, то в какой мере и в каком аспекте. Принятие профессии порождает желание выполнить её определённым образом, порождает определённую детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности.

 

 

Рис. 1. 3. Схема мотивации деятельности

В заключение отметим, что, согласно представлениям П. К. Анохина, именно взаимодействие мотивационных, сенсорных и подкрепляющих возбуждений лежит в основе образования условных рефлексов в головном мозге, следовательно, они определяют и нейрофизиологические механизмы научения. При этом мотивации являются «мощной энергетической основой, совершенно необходимой для образования условных рефлексов и сложных навыков».

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.