Уральский гуманитарный институт — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Уральский гуманитарный институт

2020-04-01 107
Уральский гуманитарный институт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Р Ф

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

                                       Допустить к защите        Карпову О. Г.                                                                        

Мотивация профессионального выбора на

Этапе первичного профконсультирования

Курсовая работа

Научный руководитель

к. пс. н. доц.                   ___________________                    Васягина Н. Н.

Студентка

П – 301 з.                       ____________________                 Карпова О. Г.

Екатеринбург

2003

Содержание

 

Введение                                                                                                                                       3

1. Профессиональный выбор.                                                                                                     4

1.1.Фазы жизненного пути человека.                                                                                         5

1.2.Классификация профессий.                                                                                                10

1.3.Факторы, влияющие на выбор профессии.                                                                       13

1.4.Свойства личности, влияющие на самоопределение в выборе профессии, с точки     зрения психологов различных направлений.                                                                    16                                                                                 

 

2. Законы мотивации.                                                                                                                18

2.1. Понятие мотивации.                                                                                                           18

2.2. Понятие профессиональной мотивации.                                                                          20

2.3. Возрастные особенности профессиональной мотивации.                                              25

2.4. Движущая сила успешного профессионального определения.                                          25

 

3. Тестовые методики в профориентационной работе.                                                          27

 

Заключение.                                                                                                                                39

 

Литература.                                                                                                                                 40

 

 

Введение

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Приобрести эти знания и умения ребенок может на уроках по основам наук, трудовому обучению, на факультативных занятиях, разнообразных кружках, самостоятельно работая с книгой. Очень важно знать классификации профессий, понять на что надо обращать особое внимание при ознакомлении с конкретным видом труда. Любая профессия и специальность предъявляет определенные требования к человеку.

Для того чтобы установить, обладают ли ребята теми качествами необходимыми для успеха в конкретном виде деятельности. Для этого существует профессиональная диагностика. Она учит ребят анализировать свои интересы и склонности, особенности внимания, памяти, воображения, мышления и характера. Вооружив их методами самопознания, они дадут тем самым и ориентир в выборе будущей профессии.

Может случиться так, что психологические особенности ребят не полностью могут соответствовать требованиям той профессии, которую хотели бы выбрать. Ведь многие способности человек, если он захочет, может развивать у себя сам. В этом ему может помочь профессиональный психолог или профконсультант службы занятости.

Проработав 18 лет в общеобразовательной школе я поняла, насколько сложно ребятам определиться в выборе профессии, насколько сложен процесс самоопределения для ребят, их родителей и педагогов. Для профориентации молодежи создана международная технология кадрового менеджмента. А самое ядро этой технологии – стандартизованная методика Американского института Типоведения, используемая во многих странах мира. Методику эту адаптировали к условиям российского менталитета и успешно применяют как в государственных учреждениях, так и в частных корпорациях и фирмах страны.

Профориентационная диагностика опирается на потрясающее открытие в психологии, которое долгое время было недоступно отечественным практикам – психологам: между психотипами и профессией существует четкая и определенная взаимосвязь. Открытие это совершил знаменитый швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961 гг). Благодаря его работам в практической психологии, стало возможным системное описание личности – это и называется типология. А на основе типологии можно сделать научный прогноз развития психотипа, в том числе и его профессиональной ориентации.

Для того, чтобы не стать безработным после окончания учебного заведения, необходимо учась в школе подумать о том, как правильно выбрать профессию. Профессия человека – его жизненный путь, судьба, поэтому стоит потратить время и силы на основательное её планирование. Верно выбранная профессия приносит человеку не только знания, опыт, мастерство, но и радость, сознание своей полезности, счастье. Неудачный выбор профессии делает человека недовольным, мрачным, раздражительным, часто больным. Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, необходимо сориентироваться всего в трех вещах. Во- первых, определить, каковы у ребенка его профессиональные интересы, склонности и мотивы. ЧТО Я ХОЧУ? Во- вторых, оценить свои профессионально важные качества: здоровье, успеваемость по тем или иным предметам, навыки и способности, которые определяют профессиональные возможности ребенка. ЧТО Я МОГУ? В-третьих, какие профессии пользуются спросом на рынке труда сейчас и каков прогноз в будущем, т.е. определить ЧТО МНЕ НАДО? Если ребенок сумеет совместить ХОЧУ, МОГУ и НАДО, то профессиональный выбор будет удачным.

Изучая эту тему, для меня обозначились следующие задачи:

- изучить литературу по данной теме для последующего использования в работе;

- обработать и применить к школьным условиям;

- изучить тестовые методики, использовать диагностики, для того чтобы выявить знания, умения и способности, необходимые для осознанного выбора профессии, а также возможность узнать, где можно получить профессиональное образование.

Натолкнуть ребят на серьезное размышление о своем месте в жизни, о своей будущей профессии, о возможности найти правильное решение – в этом заключается важнейшая задача школы.

 

I. Профессиональный выбор.

 

Любая профессиональная карьера строится человеком в человеческом обществе, которое предстает перед нами в виде бесчисленного количества различных социальных миров. Каждый из этих миров создается на основе характера профессиональной занятости людей, географического места жительства, природного темперамента и особенностей общественного управления. Сократ сказал: ” Назови цели, к которым ты стремишься, и я скажу тебе кто ты ” 1

1. Петрушин В.И. Настольная книга карьериста. Питер 2002 с 8

Каждый из нас проходит свой жизненный путь внутри особого социального мира, и то, что высоко ценится в одном из этих миров, в другом может считаться совершенно ненужным и бесполезным. Важно знать фазы жизненного пути человека. Рассмотрим их.

Классификация профессий.

“Недостаток, мешающий людям действовать заключается в том, что они не чувствуют, на что способны” Боссю2.

“Познай самого себя”, - говорил своим ученикам Сократ. Но многим из нас удается это сделать вовремя? Известный телеведущий Владимир Познер в одном интервью заметил:“ Сколько на свете людей, которые так и не нашли себя, не любят свою работу, ждут не дождутся пенсии. А от этого немалые несчастья, пьянство, болезни, разводы, жестокости в семье.”

По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие – земледелием. Выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе крупное разделение труда. Постепенно обмен разнообразными продуктами становиться более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену – торговцы, купцы.

Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных. В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

Профессия – это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития. Специальность – вид занятий в рамках одной профессии. Существуют десятки тысяч профессий и специальностей. Сориентироваться в их огромном мире, конечно, очень трудно. Помочь в этом может классификация профессий. Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

Умелое использование классификации поможет выбрать из множества профессий те, с которыми хотели бы познакомиться поближе, и разобраться в современном производстве: - распределение профессий по первой букве их названия; по характеру труда: преимущественно физического или преимущественно умственного.

 

 В настоящее время происходит постепенное стирание различий между ними в связи с автоматизацией и механизацией производства, широким внедрением компьютерной техники; - еще одна классификация – распределение профессий по отраслям народного хозяйства. Можно также разделить все профессии на две группы по признаку материального производства.

Рабочие профессии можно классифицировать по уровню и характеру требуемой квалификации. Ни одна из рассматриваемых выше классификаций не может служить ориентиром в выборе будущей профессии. В самом деле, можно ли применить к себе ту или иную профессию, не зная требований, которые она предъявляет к личности работника: его способностям, интересам, возможностям? Этим целям наилучшим образом отвечает классификация профессий, построенная не по отраслевым признакам, а по признакам, идущим от человека.

Исследования, проведенные нашим отечественным психологом Е.А. Климовым, показали, что человека можно сделать счастливым и подобрать ему профессию по душе, если руководствоваться некоторыми принципами классификации. Несмотря на огромное количество существующих профессий, все их можно разделить на пять больших групп.

 Первую группу составляют профессии типа “ человек- природа ”. В рамках этих профессий изучается живая и неживая природа. Сюда относят геологов, метеорологов, океанологов, биологов, зоологов, ветеринаров, садоводов и агрономов. Знание законов природы позволяет в этих профессиях находить с природой тот общий язык, который обеспечивает наилучшее взаимодействие с ней человека.

Вторую группу составляют профессии типа “ человек – техника ”. Это механики, электрики, швеи, водители транспортных средств, инженеры-физики, архитекторы, строители и др.

Третью группу составляют профессии типа “ человек – знак ”. Люди этих профессий имеют дело с разного рода знаками и системами их обработки. Основные знаки, несущие в себе культуру человечества – это буква, цифра и нота. Соответственно, речь идет о профессиях филологов, историков, математиков и программистов, музыкантов и композиторов, экономистов.

Четвертую группу составляют профессии типа “ человек - художественный образ ”. Здесь мы видим деятелей искусства – артистов, художников, дизайнеров и ювелиров.

Пятую группу составляют профессии типа “ человек – человек ”. Этот тип объединяет разнообразные педагогические профессии: воспитателей детских садов, учителей и вожатых, спортивных тренеров, работников медицины, врачей и мед. сестер, юридических профессий – следователей и прокуроров, адвокатов и.т.д. Он связан с управлением, руководством людьми или коллективом.

При анализе любой профессии надо выделить четыре основных её признака: предмет труда, цель труда, орудие труда, условия труда. Приведенная далее таблица поможет проанализировать профессии и специальности.

 

Таблица 1

                Классификационный признак

Виды и характер труда

Предмет труда (типы профессий) Т Человек- техника П Человек - природа Ч Человек- человек

Человек-

Знаков Человек-

             Знаковая

             система

Х Человек-             художественный образ Цель труда (классы профессий) Г                (гностические профессии                     и специальности) - распознать - различить - определить - оценить - разобраться - проверить ПР                      (преобразующие)                                           -преобразовать - обработать - упорядочить - организовать - оказать влияние - обслужить

И

                     (изыскательские профессии)

 

 

- изобрести

- придумать

- найти новый способ решения

 

Орудие труда (отделы профессий) Р                  Разные (непосредственное                    выполнение функций) М                      Механизированные                   (управление машинами,                             механизмами)

А

             Автоматизированные                             ра         управления станками

станками, устройствами)

Ф

               Использование                         функц      фуиональных

льных           средств

ганизма          организма                             

Условия труда (группа профессий_                 М                  Условия с повышенным                   уровнем моральной                       ответственности Н                  Необычные условия труда

Б

                Условия бытового

                            типа

О

                  Работа на

                 открытом

                     воздухе

             

 

Освоив эту систему и научившись применять её, вы сможете осознанно и правильно подойти к составлению формулы собственной профессии.

 

II.Законы мотивации

Понятие мотивация

 

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает мотивацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Рассмотренные психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – всё это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представления о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определённым образом, об управлении деятельностью в процессе её осуществления и о многом другом. Термин «мотивация» представляет широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором о стимулах.

Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивация не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определённой ситуации и, напротив, активация определённых диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, её восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двоякодетерминированное: диспозиционно и ситуационно. Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определённые внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций и ситуаций. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идёт о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Мотивационная сфера человека с точки зрения её развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и художественно-творческие изыскания. Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определённой цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Желание и намерение – это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действие.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.

 

Направления исследования

Принципиальным этапом освоения деятельности является её принятие учеником. Решение об этом определяется тем, насколько представление человека о профессии соответствует его потребностям. Человек, выбирая профессию, как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем «богаче» потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить и большее удовлетворение от труда. Только человек с широкими жизненными интересами, с «богатыми» потребностями способен на вдохновенный, творческий труд и высокую общественную активность.

Анализ научных исследований по проблемам мотивации позволил нам выделить три основные шкалы классификации мотивов: - неосознанности, врождённости – приобретённости, качественной характеристики.

 

 

Результаты теста

По Майерс-Бриггс

Кол-во

Уч-ся

Самооценка

Совпадает с результатами теста Не совпадает с результатами теста Не знаю INFP – Советчик 7 3 4 3 ESTP –Маршал 4 2 2   ISFP – Политик 3 2 1   ISTP – Мастер 2 1 1   ESTJ – Инспектор 2   2   ISFP- Посредник 1 1     INFS – Наставник 1   1   ENTS – Аналитик 1 1     ESFS –Энтузиаст 1      

 

Полученные данные позволяют сделать вывод, что самооценка учащихся в выборе профессии и результаты тестирования по Майерс-Бриггс совпадают лишь в малой части, имеется также группа не определившихся в выборе профессии. Психологам необходимо проводить индивидуальную работу с получившимися тремя группами учащихся.

1 группа, где результаты тестирования и самоопределения совпадают. Здесь необходимо дальнейшее развитие способностей ребенка по избранной профессии, т.к. реально существуют данные для профессии. Классный руководитель может взять на себя просветительскую функцию (книги, журналы, экскурсии).

2 группа, где результаты тестирования вошли в противоречие с желаниями ребенка в выборе профессии. Поскольку эта группа достаточно многочисленна необходима целенаправленная работа школьного психолога по убеждению ребенка в ошибочности его профессиональных предпочтений, поскольку тест дает достаточно объективные данные о способностях к той или иной профессии. Классный руководитель в содружестве с психологом углубленно работает над устранением излишнего эмоционального фактора в выборе профессии; так же классному руководителю рекомендуется проводить информирование родителей о результатах тестирования и желаниях ребенка.

3 группа, где результаты тестирования невозможно сравнить с самоопределением поскольку таковое отсутствует (группа не знаю кем хочу быть). Рекомендуется психологу с помощью тестов, диагностик выявить способности, интересы (карта интересов методика А.Е. Голомштока), изучить факторы привлекательности профессии; дифференциально-диагностический опросник (ДДО Е.А. Климова). Классному руководителю необходимо донести результаты тестирования до родителей, а в работе с ребенком проводить беседы по самоопределению.

В дополнение к проведенному тестированию по Майерс-Бриггс и анкетированию учащихся проведено так же анкетирование родителей по следующим вопросам:

1. Хотите ли вы, чтобы ребенок выбрал ту же профессию, что и вы, если ‘да” то по какой причине:

 а) профессиональное удовлетворение;

 б) востребованность.

2. Видите ли вы способности ребенка к этой профессии. Советовались ли вы с психологом по этому вопросу?

3. Хочет ли ребенок стать вашим приемником? Осуществляете ли вы давление на ребенка или исходите из способностей и желания ребенка.

Поскольку не все родители активно участвовали в анкетировании, не представляется возможным получить полную картину по классу, тем не менее можно сделать вывод, что5 из 15 родителей поддерживают выбор своего ребенка, а так же согласны с результатами теста Майерс- Бриггс. 8 из 15 родителей не согласны с выбором ребенка, но согласны с результатами теста. 2 из 15 не определились кем хотят видеть своего ребенка и подвергают результаты теста сомнению.

Примечателен тот факт, что активнее в анкетировании принимали участие мамы учащихся, они же осуществляют наибольшее давление на ребенка в выборе профессии (не всегда ответственно объективно, а исходя из своих прагматичных интересов).

Всем трем группам родителей школьный психолог может дать соответствующие рекомендации по профориентационной работе с детьми. Для диагностики мотивации профессиональной деятельности нами проводилось с указанным выше контингентом детей методика исследования мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А.А. Реана.

В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Рецитентам предлагалось прочитать мотивы профессиональной деятельности и дать оценку их значимости по 5-ти бальной шкале. После заполнения листа ответов мы подсчитали показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешне отрицательной мотивации (ВОМ). На основании полученных результатов нами определился мотивационный комплекс личности – соотношение трех видов мотивации: ВМ, ВПМ, ВОМ. К наилучшим, оптимальным мотивационным комплексам относятся (по к.Земфир) следующие два типа сочетаний; ВМ ³ ВПМ ³ВОМ и ВМ= ВПМ ³ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ ³ ВПМ ³ ВМ. Результаты тестирования настолько разняться друг с другом, что не возможно сгруппировать их в таблицу. Однако, можно отметить, что оптимальных типов сочетаний (вышеуказанные и промежуточные) из 24 отмечается 19. А результатов тестов, где ВОМ, а так же ВПМ преобладают оказалось 5. Рассмотрим результаты тестирования учащегося 10 “б” класса МОУ № 14 г. Полевской Ярославцева В. Итог теста – формула ВМ=ВПМ ³ ВОМ, где ВМ=5, ВПМ=3, ВОМ=2,5. Совершенно очевидно внутренняя мотивация мальчика на выбор профессии, внешняя позитивная преобладает над внешней отрицательной. Исходя из результатов теста психолог консультирует родителей, сообщает им результаты в виде формулы, поясняет её; с учеником так же проводится разъяснительная работа по итогам теста. Обобщающей работой психолога в данном случае закрепление внутренней мотивации мальчика на выбор профессии.

Привлекая во внимание результаты всего комплексного обследования, т.е. тест Майерс-Бриггс, тест родителей, мотивационный тест К. Замфир психолог получает необходимые данные для индивидуальной профориентационной работы с учащимися, где помощниками ему будут учителя, классный руководитель и родители.

В 11 классе необходимо провести повторное аналогичное обследование с целью корректировки профориентиционной работы,т.к. какие бы надежные, проверенные, уточненные и сложные психо- диагностические методики мы не выбирали следует все таки не забывать: каждая методика, каждый тест имеет право на ошибку. Такова реальность.

 

Заключение

 

Проблема профконсультирования является одной из сложнейших вопросов в психологии. Данная проблема чрезвычайно актуальна для школьного психолога. Проблематика связанная с профконсультированием очень разнообразна и сложна. В настоящее время, пожалуй, нет единой специальной методики которая бы надежно решала задачу комплексной диагностики профпригодности личности.

Мы считаем, что методики Майерс-Бриггс, анкетирование родителей, мотивационное тестирование по К.Замфир решают вопрос комплексности, а так же высокой надежности профессиональной работы психолога.

Полученные нами результаты не идут в разрез с не тестовыми наблюдениями указанного выше контингента детей учителями и родителями, успешно используются в профориентационной работе в школе, они придают определенную четкость и психологизм.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Асеев А. Г. Психология личности. М.: Из-во Моск. Ун-та. 1990.

 

2. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985.

 

3. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. 16 типов личности, определяющих ваши успехи на работе. М.: Персей, 1995.

 

4. Карнаух И. И., Танаев В. М. Найди себя, или делай то, для чего ты рождён! Екат., 2000.

 

5. Карпов А. В., Абанина И. Л. К вопросу о влиянии интенсивности мотивации на процесс принятия решения. Ярославль, 1983.

 

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972.

 

7. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение 1983.

 

8. Немов Р. С. Психология Книга 1. Центр Владас 1997.

 

9. Петрушин В. И. Настольная книга карьериста. Питер. Серия. Бизнес-психология 2002.

 

10. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. Учебное пособие. Изд-во С-Петербург 2001.

 

11. Прашицкая Е. Н. Выбирайте профессию. Уч. Пособие для ст. кл. ср. шк. М.: Просвещение 1991.

 

12. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. Растов – на – Дону 1999.

 

13. Хорнби М. Я могу сделать это! 36 действий помогут вам получить ту работу, которую вы хотите. М.: Мн.: Амалфея 1996.

 

14. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. Уч. пос. 2-е изд. М. Логос 1996.

 

15. Юнг К. Психологические типы. М.: СПб 1995.

 

II

Природы – трамплины для успеха!

Ненастья – залог большого счастья!

Потери – залог приобретений.

Мотивация – это то, что нас двигает, что заставляет нас расти, а попутно – крутиться, вертеться, не давая покоя нашему разуму, телу и чувствам. Важность мотивации доказывают многие психологи, утверждая, что для карьеры значимы не столько способности и условия для профессионального и личностного роста, сколько стремление к собственному развитию. Это стремление в высшей степени зависит от уровней самооценки и самоутверждения, которые в детстве зависят от любви родителей, в зрелом возрасте – от социального статуса, уровня образования и экономического положения. Очень многое из того, что мы пытаемся в жизни сделать и достичь связано с нашим желанием повысить или укрепить нашу самооценку, наше чувство собственного достоинства. Как отмечает Т. Шибутани, те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо. После наших достижений мы и чувствуем себя лучше, и любим себя больше, и к другим людям относимся теплее. Есть ряд факторов, которые являются движущей силой успешного профессионального определения.

 

Тесты Тлфорда

 

1. Способность к генерированию идей. Написать как можно большее количество идей, связанных с данной темой. Например: работа на железной дороге в газете. Что надо делать для того, чтобы данная организация хорошо функционировала? Какие работы и должности должны быть введены? Найти необычное применение обычного предмета – карандаша, кирпича, палки, верёвки. Это задание можно использовать для оценки спонтанной гибкости, на основе перехода из одного класса объектов в другой. Так кирпич можно использовать в строительстве, но из него можно сделать пудру для посыпки дорожек в саду или чистить этой пудрой кухонную посуду.

Заранее надо предупреждать об использовании предметов только в гуманных целях. После каждого задания, если оно выполняется в группе, следует обсуждение, в ходе которого выражаются самые остроумные и оригинальные ответы.

2. Развитие ассоциативной беглости. Написать синонимы какого-нибудь слова. Например, синонимами слова «жёсткий» будут – бессердечный, негибкий, суровый, холодный, твёрдый, крепкий, строгий, безжалостный, резкий.

3. Развитие адаптивной гибкости (тест «Спички»). В наборе прилегающих друг к другу квадратов, составленных из спичек, надо собрать столько спичек, чтобы получилось определённое количество квадратов.

4. Развитие невербального интеллекта. Придумать простые символы к предметам или действиям, то есть символическ


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.