На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной торговли и экспорта рабочей силы можно сделать определенный вывод о большей эффективности последнего фактора. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной торговли и экспорта рабочей силы можно сделать определенный вывод о большей эффективности последнего фактора.

2020-04-01 101
На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной торговли и экспорта рабочей силы можно сделать определенный вывод о большей эффективности последнего фактора. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, а услуг - 50 %. Например, Югославия в 80-х гг. имела около 10 млрд. долл. поступлений от экспорта товаров и услуг ежегодно, практическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа - еще столько же. В итоге фактические поступления достигла 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы является фактически главным источником валюты для Югославии. По расчетам некоторых российских экономистов, валютная эффективность экспорта рабочей силы минимум в пять раз выше валютной эффективности товарного экспорта [14, c. 214].

Влияние миграции на бюджет оценивается как относительно необходимое и тоже носит неоднозначный и дифференцированный характер. Оно различается в долгосрочном и краткосрочном плане, на национальном и местных уровнях, в зависимости от характера миграции, от квалификации и продолжительности пребывания мигрантов в принимающей стране и отчасти от их возраста. Примером значения двух последних факторов может служить следующее обстоятельство. Обучение детей иностранцев относится к статье расходов, связанных с миграцией, однако, вряд ли учитывается то, что через какое-то время, став гражданами страны приема и работая, платят в бюджет уже не как мигранты.

Средний мигрант получает меньше социальных выплат и платит больше налогов и взносов, чем средний представитель коренного населения, и чистое финансовое сальдо расходов и доходов, связанных с их пребыванием, имеет позитивный эффект для государственной казны. В частности, временные трудовые мигранты, не нуждаются ни в образовании, ни в пенсионном обеспечении, а зачастую и в медицинском обслуживании, дают очевидную экономию на социальных расходах.

Поскольку высококвалифицированные мигранты быстрее, чем малоквалифицированные, находят занятость в качестве наемных специалистов или самостоятельных работников и вносят в казну больше, чем получают из нее, на состояние бюджета благотворно действует повышение доли высокообразованных и снижение доли малообразованных мигрантов.

Следовательно, международная миграция рабочей силы выявляет как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран-доноров (экспортеров рабочей силы) и стран-реципиентов (импортеров рабочей силы) [13, c. 271].

Позитивные последствия для экономики в целом:

) вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике. Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

) достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 1990 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд долларов;

) иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики;

) временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;

) иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;

) иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы.

Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.

Позитивные последствия для отдельной фирмы: импорт рабочей силы способствует повышению конкурентоспособности товаров принимающей страны вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой оплатой труда иностранных рабочих.

Негативные последствия:

) целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;

) происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;

) провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;

) иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.

Последствия для стран эмиграции рабочей силы.

Позитивные для экономики в целом:

) эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов;

) экспорт рабочей силы - это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;

) экспорт рабочей силы - важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;

) при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

Негативные последствия:

) страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

) теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов.

На современную международную трудовую миграцию оказывает влияние активизация и рост стран-экспортеров рабочей силы, использующих различные методы и средства для достижения целей эмиграции.

На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции. Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г.

В 1946 г. МОТ образовалась как специализированное учреждение ООН. На 1 января 1990 г. в МОТ входило 150 государств.

МОТ является уникальной среди всемирных организаций. Это проявляется в том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством голосов с представителями правительств.

Одна из ее наиболее важных функций - это принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждения трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда.

Со времени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация [9, c. 221].

Таким образом, большое влияние на общество оказывает миграция рабочей силы (трудовая миграция). Она представляет собой перемещение трудоспособного населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства, места приложения труда независимо от продолжительности, регулярности и цели.

Безработица, низкий уровень развития экономики, низкий уровень жизни населения - основные причины трудовой миграции.

Миграция населения может вызвать экономический регресс, падение численности населения одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики.

Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т. е. государственной миграционной политики.

Международная организация труда (МОТ) так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

 


 

ГЛАВА 2. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА

 

2.1 Рынок труда Республики Беларусь

международный миграция трудовой ресурс

В условиях свободного передвижения через границы ЕЭП каждое государство очень заинтересовано в приросте трудовых ресурсов и крайне не заинтересовано в оттоке квалифицированных кадров. Но ясно и то, что запретительными мерами проблему миграции не решить. Значит, чтобы избежать нежелательной трудовой эмиграции, необходимо нивелировать проблемы на отечественном рынке труда, подталкивающие людей к выезду на работу за границу. А вот какие конкретно проблемы, можно только предполагать, поскольку нет полных сведений о масштабах миграции, ее причинах, периодах занятости за рубежом, квалификационном срезе мигрантов. Получается, что любые действия (и противодействия тоже) основываются на

предположениях, а не на четком анализе.

Среди бесспорных проблем на отечественном рынке труда - несоответствие спроса и предложения рабочей силы, территориальный и квалификационно-профессиональный дисбаланс (он, кстати, подпитывается нерациональной, зачастую оторванной от потребностей экономики системой подготовки кадров). Исходя из заявок нанимателей в службу занятости, более 75 % вакансий - по рабочим профессиям, ощущается дефицит высококвалифицированных рабочих. При наличии безработицы внушительное количество вакантных рабочих мест остается невостребованным и непривлекательным для потенциальных работников [7, c. 15].

 


 

Таблица 2.1 - Международная миграция населения в возрасте 16 лет и старше по полу и уровню образования (человек)

Наименование показателя

Число прибывших

Число выбывших

Миграционный прирост, убыль (-)

  2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Мужчины и женщины 15457 15756 13273 5926 6580 7712 9531 9176 5 561
из них имеющих образование:                  
высшее 4 677 4 793 3 835 2 146 2 509 3 384 2 531 2 284 451
среднее специальное 3 960 4 137 3 338 1 478 1 664 1 803 2 482 2 473 1 535
профессионально-техническое 901 860 661 272 291 315 629 569 346
общее среднее 4 588 4 783 4 212 1 637 1 698 1 894 2 951 3 085 2 318
общее базовое 896 787 873 278 292 236 618 495 637
общее начальное 382 353 320 100 116 73 282 237 247

Примечание - Источник: [18]

 

Согласно таблицы 2.1 увеличивается число прибывших по уровню образования за период 2010-2012 гг., увеличилось число прибывших с высшим образованием на 5561 чел к 2012 году.

Проблемы эффективной занятости в основном сконцентрированы на микроуровне, на конкретных предприятиях и обусловлены наличием значительного числа неконкурентоспособных рабочих мест, излишней численностью при одновременном дефиците квалифицированных работников. Как следствие, низкая производительность труда, высокий оборот рабочей силы при медленной модернизации производств. Во время модернизации предприятий без сокращения численности не обойтись, но делать это следует эволюционно, используя кадровую диагностику, организуя опережающее переобучение работников. Необходимо предоставить каждому возможность достойной работы.


 

Таблица 2.2 - Основные социально-экономические показатели доходов населения за 2010-2012 гг.

Показатели 2010 год 2011 год 2012 год Отклонение (+,-), 2012 г. к 2010 г.
Денежные доходы на душу населения, тыс. руб. 648,2 766,1 953,1 304,9
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году 111,8 102,7 115,2 -
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году 111,2 103,7 114,9 -
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. 868,2 981,6 1238,0 369,8
Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году 109,0 100,1 114,9 -
Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб. 389,4 429,5 584,7 195,3
Реальный размер назначенной пенсии, в процентах к предыдущему году 104,7 100,2 123,9 -

Примечание - Источник: [18]

 

Таким образом, за анализируемый период основные социально-экономические показатели доходов населения увеличиваются. денежные доходы на душу населения увеличиваются на 47 % или 304,9 тыс.руб., но темп роста реальных денежных доходов составляет 3% в 2012 году, по сравнению с 2010 годом. Реальная заработная плата увеличилась на 0,1 % в 2011 году по сравнению с 2010 годом, на 14,9 % в 2012 году в сравнении с 2011годом. средний размер увеличения пенсии увеличивается на 195,3 тыс.руб. за период.

Говоря о рынке труда, нельзя сбрасывать со счетов и демографически обусловленное сокращение трудовых ресурсов. По прогнозам, в 2020 году численность трудоспособного населения в стране сократится на 0,5 млн. человек по сравнению с 2012-м. При таком раскладе наивно было бы рассчитывать на заметный рост численности занятых в экономике (даже если вовлечь в производительный труд какую-то часть тех, кто сейчас нигде не работает, не учится и не служит - по оценке, незанятыми являются 450 тыс. жителей Беларуси). В этих условиях на первый план выходит качество рабочей силы, а не только ее количество.

 

Таблица 2.3 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года)

Показатели 2010 год 2011 год 2012 год Отклонение (+,-), 2012 г. к 2010 г.
Численность безработных, тыс. человек 33,1 28,2 24,9 -8,2
из них:        
мужчины 15,7 13,0 12,9 -2,8
женщины 17,4 15,2 12,0 -5,4
Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения) 0,7 0,6 0,5 -0,2

Примечание - Источник: [18]

 

В Республике Беларусь за период снижается количество зарегистрированных безработных на 0,2 %, численность сократилась на 8,2 тыс.чел. из них мужчин на 2,8 тыс.чел, а женщин на 2,8 тыс.чел.

Нужны не только изменения в области регулирования рынка труда и подготовки кадров, но и кардинальные преобразования в реальном секторе экономики: от модернизации до улучшения бизнес-климата. Поскольку основным мотивом выезда работников является привлекательный уровень оплаты труда за рубежом, то актуализируется необходимость повышения мотивации труда работников. При этом повышение зарплаты должно идти в одной упряжке с ростом производительности труда. Недооценивается роль социального пакета - если он прибавит в весе, то станет дополнительным якорем для работников.

Проблему эмиграции кадров административными рычагами не решить - только экономическими.

Безусловно, нужно повышать заработную плату, доводить ее до уровня соседей, чтобы не было утечки рабочих и специалистов, - отметил вице-премьер. - Но вместе с тем необходимо связывать эту заработную плату услугами, ориентируясь на паритет покупательной способности.

По информации департамента по гражданской миграции Министерства внутренних дел, в 2012 году на основании трудовых договоров и контрактов выехали из Беларуси для работы за границу 6534 человека (в 2011 году 5522). Однако официальная статистика учитывает лишь тех, кто уехал на работу по официальному контракту. В неведомых глубинах остаются те, кто занят на сезонных работах, кто не регистрирует факт занятости за границей, кто трудится нелегально.

 

Таблица 2.4 - Общие итоги миграции населения Республики Беларусь, (человек)

Показатели 2010 год 2011 год 2012 год Отклонение (+,-), 2012 г. к 2010 г. Темп роста, 2012 к 2010г., в %
Число мигрантов - всего          
число прибывших 228429 213 386 212 304 -16 125 92,9
число выбывших 218 126 203 486 202 976 -15 150 93,1
миграционный прирост 10 303 9 900 9 328 -975 90,5
Международная миграция          
число прибывших 17 169 17 510 18 040 871 105,1
число выбывших 6 866 7 610 8 712 1 846 126,9
миграционный прирост 10 303 9 900 9 328 -975 90,5
Внутриреспубликанская миграция          
число прибывших 211 260 195 876 194 264 -16 996 92,0
число выбывших 211 260 195 876 194 264 -16 996 92,0
межобластная миграция          
число прибывших 94 507 86 620 88 692 -5 815 93,8
число выбывших 94 507 86 620 88 692 -5 815 93,8
внутриобластная миграция          
число прибывших 116 753 109 256 105 572 -11 181 90,4
число выбывших 116 753 109 256 105 572 -11 181 90,4

Примечание - Источник: [18]


 

По данным таблицы видно, что снижается количество прибывших и убывших мигрантов за период 2010-2012гг, из них международный миграционный убыток составил 975 человек.

По заказу МОО «Гендерные перспективы» в Беларуси в 2012 году было проведено исследование по теме трудовой миграции. Получены данные о том, что за границей в прошлом году работали как минимум 3 % населения страны (в 2006 году было 0,5 %). Лидируют в рейтинге предпочтений Россия и Польша. Среди тех, кто положительно ответил на вопрос о работе за границей в 2012 году, мужчин было в 5 раз больше, чем женщин (не удивительно, ведь за рубежом больше востребованы иностранные работники, способные на тяжелый физический труд). Что касается желающих работать за границей, то в 2006 году на этот вопрос ответили положительно 6,7 % респондентов, а в 2012-м - уже 16,4 %. Кроме того, 11 % участников опроса ответили «скорее да».

 

Таблица 2.5 - Международная миграция населения по странам, (человек)

Для прибывших - откуда прибыли, для выбывших - куда выбыли

Число прибывших

Число выбывших

Миграционный прирост, убыль (-)

  2005 2011 2012 2005 2011 2012 2005 2011 2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Всего 13 031 17510 18 040 11 082 7 610 8 712 1 949 9 900 9 328
в том числе:                  
страны СНГ 11 426 14690 13 455 7 520 5 799 6 509 3 906 8 891 6 946
Азербайджан 142 261 215 12 35 49 130 226 166
Армения 181 170 153 11 32 23 170 138 130
Казахстан 813 844 963 125 89 69 688 755 894
Кыргызстан 111 93 80 1 4 3 110 89 77
Молдова 249 268 219 36 27 30 213 241 189
Россия 7 276 9 666 8 560 6 452 4 953 5 493 824 4 713 3 067
Таджикистан 64 62 47 5 6 3 59 56 44
Туркменистан 97 631 800 43 86 116 54 545 684
Узбекистан 385 156 160 11 4 20 374 152 140
Украина 1 979 2 539 2 258 811 563 703 1 168 1 976 1 555
другие страны 1 605 2 820 4 585 3 562 1 811 2 203 -1 957 1 009 2 382
Австрия - 2 35 26 18 41 -26 -16 -6
Афганистан 32 40 46 13 25 23 19 15 23
Вьетнам 82 80 67 63 20 15 19 60 52
Германия 68 145 427 808 409 503 -740 -264 -76
Грузия 129 213 188 13 53 33 116 160 155
Израиль 227 209 246 636 293 363 -409 -84 -117
Индия 6 21 44 9 7 7 -3 14 37
Ирак 16 14 8 4 3 - 12 11 8
Иран, Исламская                  
Республика 145 39 31 103 10 1 42 29 30
Италия 11 25 245 26 120 89 -15 -95 156
Канада 9 10 78 113 59 72 -104 -49 6
Китай 62 144 79 221 4 4 -159 140 75
Латвия 189 250 209 35 41 62 154 209 147
Ливан 84 15 49 98 16 9 -14 -1 40
Литва 297 887 478 143 144 175 154 743 303
Нидерланды 3 7 51 7 5 11 -4 2 40
Польша 28 206 255 89 92 162 -61 114 93
Сирийская Арабская                  
Республика 35 34 85 29 8 24 6 26 61
Соединенные Штаты 60 95 408 664 194 165 -604 -99 243
Турция 13 80 139 25 14 42 -12 66 97
Чешская Республика 5 7 75 30 38 50 -25 -31 25
Швеция 3 2 48 19 21 33 -16 -19 15
Эстония 31 51 53 16 6 14 15 45 39
прочие 199 244 1 241 385 211 305 -186 33 936

Примечание - Источник: [18]

 

Результаты исследования в отношении роста миграционных настроений, пожалуй, верно отражают общую картину. Чуть ли не у каждого жителя Беларуси есть родственники или знакомые, которые высказывают желание уехать поработать за границу. Немало и тех, кто уже реализовал это намерение. Надо признать, с разным результатом: кому-то удалось неплохо заработать и повысить благосостояние, приобрести новые трудовые навыки и полезный опыт, а кому-то выпали горькое разочарование, финансовые и материальные потери. Трудовая миграция была и будет - наиболее мобильные работники всегда ищут применение своим знаниям и опыту, каждый человек волен сделать выбор в отношении рабочего места. Но должен быть готов принять на себя и связанные с этим риски.

По оценкам, 85-90 % всех трудовых мигрантов из Беларуси выезжают в Россию. Восточный вектор преимущественно выбирают жители небольших городов, где объективно меньше возможностей заработать по сравнению с крупными городами и столицей.

Впрочем, нельзя упрощенно смотреть на трудовую миграцию как на способ вырваться из бедности. Представителям наиболее уязвимых групп проблематично трудоустроиться и внутри страны (мешает низкая мотивация, недостаточная квалификация), не то что за ее пределами. Международную трудовую миграцию в основном выбирают относительно крепко стоящие на ногах люди, имеющие востребованную специальность и определенный трудовой опыт, которые намерены упрочить свое материальное положение.

Помнится, несколько лет назад работа в той же России казалась лакомым кусочком: заработок гораздо выше, языкового барьера нет да и отношение к нашим соотечественникам вполне лояльное. По словам экспертов, белорусских работников (как и украинских) ценят в России гораздо больше, чем приехавших из других стран СНГ. А вот в Европе к трудовым мигрантам из Беларуси, Украины и России относятся с большей настороженностью, чем к выходцам из стран Евросоюза. Хотя, надо признать, нарушений на западном векторе трудовой миграции фиксируется меньше, ведь оформляются рабочие визы на основании контрактов на трудоустройство. Однако в случае чего отстоять там свои интересы куда сложнее из-за языкового барьера.

По официально заключенным договорам отправляются на заработки немногие (это касается в первую очередь обладателей рабочих специальностей). Все-таки большинство мигрантов задействованы в теневом секторе со всеми вытекающими последствиями: отсутствие гарантий по оплате труда, фронтальные нарушения техники безопасности, рабочий день от рассвета до заката без выходных, тяжелые бытовые условия и прочие «прелести» гастарбайтерских будней. Одним словом, жизнь и труд на износ.

Квалифицированным специалистам, рассчитывающим на карьерный взлет, особо подняться не дают. Выбиться из средней прослойки в элиту крайне сложно.

Наиболее часто трудовые мигранты сталкиваются с недоплатой заработка. По данным одного из российских исследований, только у 25 % работающих белорусов были подписаны письменные договоры с нанимателями. Устные же договоренности впоследствии превращаются в «устные выплаты». Попадают белорусы в неприятное положение и из-за недобросовестных кадровых агентств. Типичный случай мошенничества: человек платит за некие информационные услуги, подписывая документы не читая, а потом оказывается без денег и рабочего места. Известны случаи не только обмана при расчете, но и факты попадания в рабство. В новостях также нередко озвучиваются трагические ситуации, когда белорусские рабочие получали травмы, а то и погибали на производстве в сопредельных странах.

Среди возвратившихся с заработков есть те, кто намерен продолжать свою трудовую деятельность за рубежом. Одни из них (меньшинство) мечтают со временем прочно обосноваться с семьей в другой стране, другие категоричны: мол, пока все удачно складывается, буду зарабатывать там, но жить - в Беларуси. Часть трудовых мигрантов не намерена вновь ехать за границу.

Однако надо иметь в виду, что основная часть трудовых мигрантов - молодежь в возрасте от 25 до 35 лет. Она более мобильна, более амбициозна, меньше привязана к родному месту, чем обремененные семьей, имеющие жилье взрослые мигранты. Например, разница в заработке в 30-40 % может удержать от выезда человека с детьми и квартирой, но вряд ли остановит молодежь. В условиях, когда в Беларуси снижается привлекательность рабочих мест на производстве для молодежи, уменьшается и ее приток в «непрестижные» сектора. В перспективе это чревато серьезной проблемой старения кадров. В последние годы наметилось увеличение среднего возраста работающих. Так, в 2007 году он составлял 39,8 года, а в 2010 году - уже 40,4 года.

Возможно, ситуацию на рынке труда Беларуси в некоторой степени поможет смягчить приход российских и иностранных нанимателей, которые будут готовы платить чуть больше, чем белорусские, но все же меньше, чем в России или Европе.

Массовый отток трудовых резервов наиболее остро ощущался в 2011-2012 годах в здравоохранении, на транспорте, в IT-сфере. И, конечно, в строительстве - эта тема была на гребне общественного и государственного внимания. В Беларуси (в первую очередь в Минске) приходилось привлекать на строительные объекты работников не только из других регионов республики, но и иностранцев.

По данным Национального статистического комитета, экспорт строительных услуг Беларуси в 2012 году возрос на 87,1 % к уровню 2011-го и составил 417,9 млн. долларов. Импорт строительных услуг также увеличился и достиг 610,9 млн. долларов (191,2 % к 2011 году).

В Министерстве архитектуры и строительства констатируют, что кадровая ситуация в отрасли стабилизировалась, отток рабочих строительных специальностей за рубеж прекратился. Существует разница в уровне оплаты труда строителей в Беларуси и России и для ее нивелирования необходимо оказывать экспорт услуг. Уехавшие белорусские специалисты начинают возвращаться. Они хотят работать на зарубежных рынках, но под эгидой белорусских организаций.

По данным Белстата, численность принятых на работу в строительные организации республики в 2012 году составила почти в 7,8 тыс., в том числе на дополнительно введенные рабочие места - 3,2 тыс., а уволены 116,3 тыс. человек. Соотношение принятых работников и уволенных составило 84 % и остается самым низким среди видов деятельности. Для сравнения: транспорт и связь - 91,1 %, обрабатывающая промышленность - 91,3 %, промышленность - 91,7 %, образование - 93,5 %, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 94,4 %. В сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования этот показатель составил 110,9 %, здравоохранении и предоставлении социальных услуг -104,5%, финансовой деятельности - 104,1 %, гостиницах и ресторанах -102,2 %, а в целом по Беларуси - 95,2 % (приняты на работу 875,8 тыс. человек, в том числе на созданные рабочие места - 51,8 тыс., уволены 919,8 тыс. работников). В экономике республики в прошлом году было занято 4 млн. 571,1 тыс. человек - на 1,8 % меньше по сравнению с 2011 годом.

В Министерстве труда и социальной защиты отметили, что спрос на работников на конец 2012 года формировался в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность (22,5 % их числа), строительство (17,1 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (11,8 %), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (10 %), транспорт и связь (9,8 %), здравоохранение и предоставление социальных услуг (7,1 %) [15, c. 37].

Как известно, миграция является резервом восполнения потерь человеческих ресурсов. Для стабилизации демографической ситуации необходимо, с одной стороны, проведение масштабной компенсирующей иммиграции на основе дифференцированного подхода к различным категориям мигрантов с учетом национальных интересов, а с другой - сохранение и приумножение собственного интеллектуального и творческого потенциала.


 

2.2 Регулирование международной миграции рабочей силы

 

Беларусь ориентирована на создание цивилизованных условий для экспорта и импорта рабочей силы.

В частности, на привлечение мигрантов в Беларусь Национальной программой демографической безопасности на 2011- 2015 годы предусмотрено финансирование в объеме 2,8 млрд. рублей в год. Следует отметить, что географические соседи Беларуси уже привлекают иностранцев для работы в целях возмещения естественной убыли населения и пополнения трудовых ресурсов. Показатель миграционного прироста, предусмотренный нац- программой дембезопасности, - 60 тыс. человек за пятилетие.

Государство заинтересовано в том, чтобы в Беларусь приезжали люди в трудоспособном возрасте, с определенным уровнем образования. Потенциал белорусского сельского хозяйства, а также наличие благоустроенного жилья в сельской местности позволяют рационально расселить мигрантов в регионах, имеющих дефицит трудовых ресурсов. Прибывшие иностранные граждане в Беларуси преимущественно заняты в качестве строителей, сельхозрабочих, тренеров, поваров.

Одной из задач Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год является регулирование процессов внешней трудовой миграции в целях обеспечения необходимого баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы. Для этого необходимо организовать мониторинг миграционных процессов в сфере трудовых ресурсов. В планах - совершенствование учета миграционных потоков, прежде всего между странами, входящими в ЕЭП. Предусматривается актуализировать перечень профессий рабочих и должностей служащих, потребность в которых в республике не удовлетворяется.

Целесообразно вплотную заняться проблемой денежных переводов трудящихся-мигрантов. Необходимо совершенствовать механизмы учета средств, создавать условия, которые бы привлекали мигрантов к банковской системе. Пока же большинство трудовых мигрантов используют неформальные каналы переправки: передают заработанные за границей деньги через своих знакомых или привозят на родину сами. Такая ситуация характерна для ближайших стран - России, Польши, Украины. К сожалению, многие белорусы-мигранты не осведомлены о соглашениях по взаимозачетам подоходного налога, не знают, как правильно регулируются эти вопросы, а некоторые просто избегают афишировать свои заграничные заработки.

По сведениям Национального банка и Министерства финансов, объем денежных переводов трудящихся-мигрантов в Беларусь не превышает 1 % ВВП в год. Объем денежных переводов мизерный, если сравнивать с другими странами СНГ. Так, в Таджикистане денежные переводы трудящихся- мигрантов из-за границы на родину оцениваются в 47-50 % ВВП. Объем денежных переволов в Молдову (одного из крупных игроков на поле трудовой эмиграции) в пользу физических пип через коммерческие банки за2012 год возрос на 50 млн. долларов и достиг 1,5 млрд. долларов. При этом около 1,3 млрд. долларов поступило в страну посредством различных систем быстрых денежных переводов.

Решение проблемы переводов имеет несколько преимуществ: это и безопаснее для соотечественников, работающих за рубежом, и поддерживало бы экономику государства - поставщика рабочей силы. В перспективе белорусы могли были использовать эти средства для инвестиций в новый бизнес или для долгосрочных сбережений в виде банковских вкладов.

Трудовая миграция оказывает неоднозначное влияние на социальную политику Беларуси. С одной стороны, жители страны получают определенный эффект от дополнительных доходов в виде трансфертов от трудовых мигрантов. Причем они зарабатывают валюту, что способствует увеличению ее поступлений из-за рубежа. Трудовые мигранты в процессе работы за границей приобретают новый опыт, знания, осваивают современные технологии, повышают свою конкурентоспособност


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.