Механизмы урегулирования конфликтов в подростковом возрасте — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механизмы урегулирования конфликтов в подростковом возрасте

2020-04-01 125
Механизмы урегулирования конфликтов в подростковом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Механизмы урегулирования конфликтов в подростковом возрасте

 

 

Абакан – 2010


Содержание

Введение

1. Теоретические основы изучения конфликтов в отечественных и зарубежных исследованиях

1.1 Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях.

1.2 Конфликт – как социальный феномен

1.3 Исследование методов урегулирования конфликтов

2. Эмпирическое исследование методов урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах

2.1 Особенности подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте

2.2 Характеристика малых групп и особенность возникновения конфликтов в подростковом возрасте

2.3 Опыт урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах за рубежом и в России

2.4 Программа исследования конфликтного поведения в подростковом возрасте

2.5 Рекомендации для педагогов по урегулированию конфликтов в подростковом возрасте в малых группах

Заключение

Список литературы

 

 


Введение

Актуальность исследования. История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда, и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей.

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Какое-либо эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и владеем механизмами разрешения. В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как психолого-педагогический конфликт.

Интерес к проблеме конфликтов формировался в отечественной науке давно, но наибольшее развитие он получил в настоящее время. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова, Н. И. Шевандрин, В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева, Л. С. Славина, В. И. Журавлев, О. Н. Громова, Г. М. Андреева, А. И. Шипилов и др.

В настоящее время основное внимание в психологии и педагогике уделяется изучению следующих направлений: конфликты в коллективе школьников (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины в подростковых коллективах (Б. С. Алишев, Т. А. Чистякова); конфликты между учениками и учителем (О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова).

Природа психолого-педагогического конфликта отличается тем, что в столкновении участвует ребенок, а не взрослый человек, обладающий опытом, умениями, разумом, волей, самоконтролем, саморегуляцией и прочими качествами, обретенными в ходе жизни. Кроме того, данный конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением, которое ребенку гораздо тяжелей вынести, чем взрослому.

Для развития потенциальных возможностей личности, ее внутренних ресурсов, интенсификации творческого начала подростков и их полноценной самореализации в учебно-воспитательном процессе необходимо изучение всех функциональных компонентов конфликта и средств, способствующих его конструктивному разрешению. Процесс преобразования и усовершенствования современной психолого-педагогической системы предполагает поиск новых идей, технологий, механизмов, форм и методов подготовки, учащихся к урегулированию и разрешению конфликтов.

Механизмы урегулирования конфликтов, используемые сегодня в школах Хакассии педагогами и психологами, в значительной степени основываются на интуиции. Как следствие, многие выпускники школ не готовы к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов.

Таким образом, возникает проблема, конфликты есть, а методов урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах у нас в республике Хакасия нет.

Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.

Объект исследования – процесс урегулирования конфликтов.

Предмет исследования – изучение методов урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть понятие конфликта – как социальный феномен.

3. Рассмотреть методы урегулирования конфликта.

4. Исследовать особенности подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте.

5. Дать характеристику малым группам и выявить особенности возникновения конфликтов в подростковом возрасте.

6. Изучить опыт урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах зарубежом и в России.

7. Опираясь на результаты исследования сформулировать общие рекомендации для педагогов необходимые для урегулирования конфликтов среди подростков.

Методологическими основами исследования служат теории конфликта Г.Зиммеля, Л. Гумпловича, Д. Т. Парсонда, Л. Козера, К. Боулдинга, которые исследовали структурно – содержательные характеристики и психологические особенности конфликта, а также исследования конфликтов в условиях школы А.Я. Анцупова, Д.И. Фельдштейна; психологическая концепция деятельного подхода (А.Н. Леонтьев, В.В. Столин).

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования,

2. Психологическое тестирование.

3. Методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие учащиеся седьмого класса МОУ Бискамжинская СОШ, Аскизского района, республики Хакасия в количестве 18 человек.

Теоретическая значимость заключается в выявлении методов урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах.

Практическая значимость. Проведенное исследование может быть использовано педагогами, работающими в среднем звене с целью урегулирования конфликтов в малых группах.

Структура курсовой работы. Исследование включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Ученики Ранум Школе становяться медиаторами с 4-го класса, и некоторые из них продолжают участвовать в проекте до 9-го класса. Обычно новоиспеченные медиаторы не проводят собственных медиаций в первую пару лет деятельности. Они принимают участие в специальных курсах и таким образом обучаются. Когда они переходят в 5-й или в 6-й класс, большинство из них уже готовы к проведению некоторых простых медиаций с учениками младших классов.

Преимуществом такого значительного разброса возрастов является то, что у учеников есть возможность приобретения достаточно большого опыта в качестве медиаторов. Это означает, что они становятся все более профессиональными с возрастом, и со временем они могут делиться своими советами и руководствами с новыми медиаторами [25].

Медиаторы-ровесники обучаются социальным педагогом. Медиаторы-ровесники обучаются каждый год: частично в течение обучающего дня для медиаторов-новичков, частично – на следующий день для всех медиаторов – и новичков, и уже имеющих опыт проведения медиаций.

. В первый день социальный педагог освещает теоретические вопросы о том, что такое медиация, какова ее цель, какую роль выполняет медиатор и т.д. Кроме того, в первый день происходит работа с различными конкретными примерами применения медиации. На следующий день проводится только разбор конкретных примеров

В Новой Зеландии в некоторых школах Оклеенда действуют школьные конференции. Никого долгосрочного лишения права посещать занятия или исключения из школы подростка не может состояться без проведения перед этим школьной конференции.

Цель школьной конференции – предотвратить принятие неправильного решения, проведя встречу до того, как решение об отчислении или отстранении принято; рассмотреть все возникающие проблемы и трудности и избавиться от них с пользой для всех участников (ученика, учителя, и всей школы) и сделать это так, чтобы не приостанавливать на неопределённое время (или не прекращать) обучение подростка.

На школьной конференции присутствуют представители учеников и персонала школы; директор и один член Попечительского Совета; сам ученик и члены его семьи, включая не только родителей; ювенальный адвокат (т.е. профессиональный юрист с опытом работы в Ювенальном суде), или специалист по ювенальному праву, или представитель местной конторы по разрешению споров между соседями; представитель полиции, занимающийся делами несовершеннолетних (если проблема включает в себя уголовное преступление) или на школьника есть запись в Ювенальном суде; и один или несколько представителей местной общины, как связанные, так и не связанные со школой - возможно, консультант по проблемам с наркотиками, лидер местной культурной ли религиозной организации, тренер футбольной команды или другие люди, пользующиеся уважением у школьника и способные оказать на него влияние.

Такой состав людей необходим для того, чтобы рассмотреть все вопросы, поднятые учеником, а также возможную необходимость его отчисления из школы, поведение, повлекшее за собой эту необходимость, ответственность за это поведение и вероятные действия для устранения создавшейся проблемы.

После всего этого составляется план, который касается всех этих вопросов. План содержит пункты в пользу школы (например, пакт о ненасилии, обязательства по посещаемости). А также пункты в пользу ученика (например, помощь в решении трудностей с обучением, консультации по проблемам с алкоголем, пробное участие в баскетбольной команде или в другом кружке или группе по его желанию, обязательства родственников взять на себя больше ответственности или прекратить суровые наказания, например, битье). Некоторые пункты в пользу семьи (например, помощь с наблюдением за ребенком после школы, направление в церковные или общинные службы консультаций по различным проблемам, или даже включение в школьную общину); и некоторые элементы в пользу общины (например, удалить надписи на стенах, не общаться с хулиганами, вернуть ключи от транспортного средства).

Через два или три месяца снова созванная школьная конференция проверяет существующее положение вещей. На встрече составляется отчет и рекомендации (которые могут включать исключение из школы) для Попечительского Совета.

Результаты австралийских исследований работы школьных конференций в Новой Зеландии показали:

§ участники были в высшей степени удовлетворены самой процедурой конференции и её результатами;

§ наблюдался высокий уровень согласия правонарушителей с условиями соглашения;

§ отмечен низкий уровень повторных правонарушений;

§ большинство жертв стали чувствовать себя в большей безопасности, чем до конференции. Теперь они считают, что способны лучше справляться с подобными ситуациями;

§ высокий уровень понимания и сочувствия к жертвам со стороны правонарушителей;

§ руководители проекта почувствовали, что конференции укрепили школьные ценности;

§ родственники школьников в большинстве положительно отзывались о школе и выразили готовность поддержать ее в решении других вопросов;

§ как результат участия в конференциях, почти во всех школах, занятых в эксперименте, изменился подход к решению проблем с поведением учеников [20].

Заслуживает внимание опыт альтернативного способа урегулирование конфликтов в Российских школах. В 2001 году Центр судебно-правовой реформы впервые в России начал создавать в школах «Службы примирения» и осуществлять образовательную и методическую поддержку этой деятельности. Службы существуют в Москве, Великом Новгороде, Петрозаводске, Перми, Лысьве, Кормовищи, Волгограде, Томске, Тюмене, Урайе.

Зачем нужны школьные службы примирения? Трудные подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Административное и уголовное наказание не работает с причинами конфликта и с чувствами конфликтующих. Используемый службами восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет подросткам, избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем. Практика школьной жизни не всегда способствует социализации подростков в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликт, которые обычно практикуются подростками и учителями, не редко оставляют подлинные конфликты неразрешёнными.

Цель службы - сменить административно-карательную направленность взрослых и опору на силу у школьников на восстановительный способ разрешения конфликтов. Задача службы сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Важным результатом разрешения конфликта является а) преодоление враждебности между сторонами и б) участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации. Встречи участников конфликта, организуемые ведущими (нейтральным посредником) за «столом переговоров», называются программой примирения. Ведущий необходим в связи с тем, что сторонам тяжело общаться конструктивно и самим осуществлять поиски выхода из ситуации. Здесь появляется потребность в позиции нейтрального ведущего, который не выносит решение, не является судьёй, адвокатом, воспитателем или советчиком, а снижает «градус эмоций» и помогает сторонам построить диалог для достижения соглашения. Ведущий в равной степени поддерживает обе стороны, и поэтому он легко находит с ними контакт [33].

В службе примирения в качестве ведущих при поддержке взрослого куратора работают сами школьники. Это важно, поскольку:

§ Подростки лучше знают ситуацию в школе;

§ Ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят взрослому;

§ Деятельность в качестве ведущего меняет подростков, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться;

§ Это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по урегулированию конфликтов) передаётся детям.

Цель ведущих - организовать такой диалог между сторонами, чтобы они избавились от негативных переживаний, связанных с конфликтом и сами нашли способ решения ситуации.

Состав службы примирения: 2-4 пары подготовленных ведущих из учеников школы 5-10 класса, взрослый, курирующий службу и несколько подростков в «группе поддержки» (например, рисуют стенгазеты по ШСП).

В качестве кураторов работают социальные педагоги (Новгород), заместители директора по УВР (Москва), руководитель детской внешкольной организации (Петрозаводск) и уполномоченный по правам ребенка (Волгоград).

Передача информации о конфликтах школьные службы примирения получают от социальных педагогов, из ящика обращений, от сверстников и при этом соблюдается конфиденциальность.

В службы обращаются по разным типам ситуации: конфликты между учениками, ученик-учитель, ученик-группа (ситуации изгоев), кражи, драки, вымогательство, «стрелки», порча имущества, длительные прогулы, национальные конфликты и прочее.

Программа школьной службы примирения состоит из трёх этапов:

1. Предварительные встречи с каждой из сторон конфликта (а при необходимости и с родителями)

2. Примирительная встреча

3. Последующая работа по ресоциализации и реабилитации участников (если требуется).

Вывод: из всего выше сказанного следует, что урегулировать конфликты в подростковом возрасте в малых группах можно следующими способами: медиация ровесников, школьные конференции и школьные службы примирения.

С тех пор, как школы начали использовать медиацию ровесников, количество продолжительных конфликтов между учениками снизилось, так как многие проблемные ситуации разрешаются с помощью медиации еще до того, как они перерастут в конфликт. На практике это означает большее благополучие в школе и, соответственно, лучшие условия обучения для учеников школы.

Результаты исследований показали, что школьные конференции помогают сообща рассмотреть все возникающие проблемы и трудности решения конфликтов и избавиться от них с пользой для всех участников (ученика, учителя, и всей школы).

Школьные службы примирения призваны сменить административно-карательную направленность урегулирования конфликтов среди подростков, на организацию диалога между конфликтующими сторонами, причём в качестве ведущего привлекаются сами учащихся.

 

Рекомендации для педагогов по урегулированию конфликтов в подростковом возрасте в малых группах

 

Из всего сказанного следует, что у подростков наблюдается повышенный уровень агрессивности и конфликтности, большая часть из них не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе особое внимание при работе с подростками должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулированию конфликтов. Педагоги должны научить подростков адекватным методам урегулирования конфликтов. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать каковы могут быть проявления конфликтности в этом возрасте. В связи с этими знаниями строить воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение агрессивности и конфликтности. В школе этот процесс может быть связан с открытием «Школьной службой примирения», которая поможет подросткам выйти из конфликта с наименьшими потерями. Также от социальных педагогов и психологов требуется включение самих подростков в процесс работы школьных служб примирения и специального обучения школьников-медиаторов методам урегулирования конфликтов. Это даст возможность ребятам действовать в конфликтных ситуациях ненасильственными методами, применяя методики и процедуры последовательного решения проблемы через переговоры, медиацию и принятия решения на основе консенсуса. А также позволить преподавателям управлять поведением учеников без силовых способов принуждения и подчинения, акцентируя внимание на личную ответственность и самодисциплину.


Заключение

Подводя итог работы, отметим, что цели исследования выполнены, поставленные задачи достигнуты, методы исследования проведены.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликта показал, что наибольшее количество исследований принадлежит представителям зарубежной социологии и психологии. Интерес отечественных ученых к проблеме конфликта возрос лишь в последнее десятилетие. Лидирующее положение в изучении конфликта занимают психология, социология. Однако относительно небольшое количество работ в данном направлении свидетельствует, что в отечественной науке эта проблема исследована недостаточно.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.

Выделяется четыре типа конфликта: внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой. А так же они бывают скрытными или явными.

Конфликт может выполнять как позитивные (конструктивные), так и негативные (деструктивные) функции.

Каждый конфликт имеет более или менее чётко выраженную структуру: объект конфликтной ситуации, цели и субъективные мотивы, условие, среду возникновения, наличие оппонентов, повод или причину.

Динамика конфликта включает ряд основных стадий: возникновение объективной конфликтной ситуации, осознание, переход к конфликтным отношениям и разрешение конфликта.

Урегулирование конфликта – это процесс его разрешения с помощью посредника. Участие посредника возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.

Существует достаточно много методов урегулирования конфликтов. Их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

§ внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

§ структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

§ межличностные методы или стили поведения в конфликтной ситуации;

§ переговоры;

Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходной, сложный, трудный, критический. С повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности.

Перечислить все причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте не представляется возможным. Но в целом конфликт вызывается, следующими группами причин, обусловленными:

· личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью;

· психологическими особенностями подростковых взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями лидера, плохой психологической коммуникацией в малых группах.

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Основываясь на психологических, социологических и педагогических исследованиях, можно выделить основные особенности возникновения конфликтов в малых подростковых группах:

· это связано с гендерными особенностями подросткового возраста;

· со стороны индивидуума, связано: с индивидуально-психологическими особенностями; системой потребностей, мотивов, интересов; различиями представлений о себе, ее "Я – образ";

· со стороны группы, связано: с проблемой соотношения уровня нормативного поведения; со стилем лидерства; с эффективностью групповой деятельности; со способом разрешения внутригрупповых противоречий.

Как показал обобщённый зарубежный и российский опыт, урегулировать конфликты в подростковом возрасте в малых группах можно следующими методами: медиацией ровесников, школьные конференции и школьные службы примирения, причём с обязательным привлечением к урегулированию конфликтов самих подростков.

Изучение агрессивности и конфликтности подростков показало, что у них наблюдаются высокие уровни вербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызывает у них чувство вины.

В конфликтных ситуациях 33% подростков предпочитают стратегию соперничества, что усугубляет конфликт.

В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для педагогов, необходимые для урегулирования конфликтов.

 


Список литературы

1.Андреев, В.И. Конфликтология: исскуство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов [Текст] / В.И.Андреев. – М.: Народное образование, 1995. – 128 с.

2.Андреев, В.И. Основы педагогической психологии [Текст] / В.И.Андреев. – М., 1995. – 128 с.

3.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Г.М.Андреева. – М.: Наука, 1994. – 324 с.

4.Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. – M: Юнити, 1999. – 551 с.

5.Громова, О.Н. Конфликтология [Текст]: курс лекций / О.Н. Громов. – М.: Изд-во ЭКМОС,2000. – 320 с.

6.Дойч, М.С. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы [Текст] / М.С.Дойч // Социально – политический журнал. - 1997. – № 1. – С. 19-21.

7.Донцов, А.И. Психология коллектива [Текст] / А.И.Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208 с.

8.Ершов, А.А. Внутригрупповые конфликты [Текст] / А.А. Ершов. – Л.: Нева, 1973. - С. 59-60.

9.Заиченко, Н.У. Структурно – содержательные характеристики и психологические особенности конфликта [Текст] / Н.У.Заиченко // Мир психологии. – 1998. – № 4. – С. 262-272.

10.Игнатьев, А.А. Как урегулировать конфликты в организациях: советы зарубежных конфликтологов отечественным менеджерам [Текст] / А.А.Игнатьев, Е.И.Степанов // Прикладная психология. – 1998. – № 4. – С. 16 – 24.

11.Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л.Коломинский. – М.: Мысль, 1976. – 241с.

12.Коновалов, А.Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы [Текст] / А. Ю. Коновалов // Восстановительная ювенальная юстиция: сб. статей. - М.: МОО Центр «СПР», 2005. С. 113.

13.Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Изд-во "Лань", 1999. – 448 с.

14.Кривцова, С.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления [Текст] / С.В.Кривцов. – М., 1986. – 180 с.

15.Кричевский, Р.Л. Психология малой группы [Текст] / Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 206 с.

16.Крутецкий, В.А. Психология подростка [Текст] / В.А.Крутецкий. – М., 1965. – 210 с.

17.Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М., 2003. – 199 с.

18.Левитов, Н.Д. Психологические особенности подростков [Текст] /Н.Д.Левитов. – М., 1999. – 58с.

19.Лукашенок, О.Н. Конфликтологический этюд для учителя [Текст] / О.Н.Лукашенок, Н.Е.Шуркова. - М.: Изд-во. "Российское педагогическое агенство", 1998. – 80 с.

20.Мак Элри, Ф. Дисциплина в школе и восстановительное правосудие [Электронный ресурс] // Дисциплина в школе и права школьников.- Окленд, Новая Зеландия: Фонд правовых исследований (Legal Research Foundation), 1996. – Режим доступа:

21.Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для вузов: В 3 книгах. Книга 1 – Общие основы психологии. - М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997. – 688 с.

22.Обозов, Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения [Текст]: метод. Пособие / Н.Н.Обозов. – СПб: МАЛИ, 1993. – 46 с.

23.Первышева, Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации подростков: диссертация кандидата психологических наук / Е.В.Первышева.– М., 1989. – 157 с.

24.Психологический словарь [Текст] / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1990. – 494 с.

25.Решение конфликтов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www/gigglepotz/com/reace.htm

26.Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]: книга для учителя / М.М.Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – 128с.

27.Сегрева, А.С. Разрешение социального конфликта: личностно-центрированная модель [Ст. изд. Мексика]; пер. с англ [Текст] / А.С. Сегрева, Н. Арайза // Вопросы психологии. – 1993. – № 5. – С. 109 – 113.

28.Собчик, Л.Н. Диагностика межличностных отношений [Текст] / Л.Н.Собчик. - М.: МКЦ, 1990. – 47 с.

29.Советский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. A. M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1984. – 1600 с.

30.Сосин, В.А. Урегулирование и разрешение конфликтов: проблема посредничества в прикладной исследовательской практике запада [Текст] / В.А.Сосин // Психологический журнал. Том 15 - 1994. – № 5. – С. 131 – 141.

31.Фельдштейн, Д.И. Конфликты в условиях школы [Текст] / Д.И.Фельдштейн //Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. – М., 1988. – С. 4-17.

32.Хащенко, В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экспериментальных условиях жизнедеятельности [Текст] / А.В.Хащенко // Психологический журнал. Том 14. – 1993. – № 3. – С. 38 – 46.

33.Школьная служба примирения: конструктивное решение конфликтов между учащимися [Текст] / //Директор школы. – 2007. - №8. – С. 86-89.

 

 

Механизмы урегулирования конфликтов в подростковом возрасте

 

 

Абакан – 2010


Содержание

Введение

1. Теоретические основы изучения конфликтов в отечественных и зарубежных исследованиях

1.1 Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях.

1.2 Конфликт – как социальный феномен

1.3 Исследование методов урегулирования конфликтов

2. Эмпирическое исследование методов урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах

2.1 Особенности подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте

2.2 Характеристика малых групп и особенность возникновения конфликтов в подростковом возрасте

2.3 Опыт урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах за рубежом и в России

2.4 Программа исследования конфликтного поведения в подростковом возрасте

2.5 Рекомендации для педагогов по урегулированию конфликтов в подростковом возрасте в малых группах

Заключение

Список литературы

 

 


Введение

Актуальность исследования. История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда, и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей.

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Какое-либо эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и владеем механизмами разрешения. В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как психолого-педагогический конфликт.

Интерес к проблеме конфликтов формировался в отечественной науке давно, но наибольшее развитие он получил в настоящее время. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова, Н. И. Шевандрин, В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева, Л. С. Славина, В. И. Журавлев, О. Н. Громова, Г. М. Андреева, А. И. Шипилов и др.

В настоящее время основное внимание в психологии и педагогике уделяется изучению следующих направлений: конфликты в коллективе школьников (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины в подростковых коллективах (Б. С. Алишев, Т. А. Чистякова); конфликты между учениками и учителем (О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова).

Природа психолого-педагогического конфликта отличается тем, что в столкновении участвует ребенок, а не взрослый человек, обладающий опытом, умениями, разумом, волей, самоконтролем, саморегуляцией и прочими качествами, обретенными в ходе жизни. Кроме того, данный конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением, которое ребенку гораздо тяжелей вынести, чем взрослому.

Для развития потенциальных возможностей личности, ее внутренних ресурсов, интенсификации творческого начала подростков и их полноценной самореализации в учебно-воспитательном процессе необходимо изучение всех функциональных компонентов конфликта и средств, способствующих его конструктивному разрешению. Процесс преобразования и усовершенствования современной психолого-педагогической системы предполагает поиск новых идей, технологий, механизмов, форм и методов подготовки, учащихся к урегулированию и разрешению конфликтов.

Механизмы урегулирования конфликтов, используемые сегодня в школах Хакассии педагогами и психологами, в значительной степени основываются на интуиции. Как следствие, многие выпускники школ не готовы к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов.

Таким образом, возникает проблема, конфликты есть, а методов урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах у нас в республике Хакасия нет.

Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.

Объект исследования – процесс урегулирования конфликтов.

Предмет исследования – изучение методов урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть понятие конфликта – как социальный феномен.

3. Рассмотреть методы урегулирования конфликта.

4. Исследовать особенности подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте.

5. Дать характеристику малым группам и выявить особенности возникновения конфликтов в подростковом возрасте.

6. Изучить опыт урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах зарубежом и в России.

7. Опираясь на результаты исследования сформулировать общие рекомендации для педагогов необходимые для урегулирования конфликтов среди подростков.

Методологическими основами исследования служат теории конфликта Г.Зиммеля, Л. Гумпловича, Д. Т. Парсонда, Л. Козера, К. Боулдинга, которые исследовали структурно – содержательные характеристики и психологические особенности конфликта, а также исследования конфликтов в условиях школы А.Я. Анцупова, Д.И. Фельдштейна; психологическая концепция деятельного подхода (А.Н. Леонтьев, В.В. Столин).

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования,

2. Психологическое тестирование.

3. Методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие учащиеся седьмого класса МОУ Бискамжинская СОШ, Аскизского района, республики Хакасия в количестве 18 человек.

Теоретическая значимость заключается в выявлении методов урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах.

Практическая значимость. Проведенное исследование может быть использовано педагогами, работающими в среднем звене с целью урегулирования конфликтов в малых группах.

Структура курсовой работы. Исследование включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.