Государственная поддержка малого предпринимательства — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Государственная поддержка малого предпринимательства

2020-04-01 114
Государственная поддержка малого предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики. Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.

За последние годы в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства. На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны.

Государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 году Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“, в соответствии с которым были предусмотрены следующие меры поддержки малого бизнеса:

формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;

льготные условия для получения информационных, финансовых и материально-технических ресурсов, научно-технических разработок и технологий.

Для решения вопросов, связанных с дальнейшим развитием малого предпринимательства постановлением Правительства Республики Беларусь ежегодно принималась Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь, разрабатывались и утверждались мероприятия по ее выполнению.

Необходимо отметить, что реализация мероприятий указанных программ в значительной мере способствовала росту количества субъектов малого предпринимательства и сохранению темпов развития их деятельности.

Вместе с тем, возникла необходимость принятия нормативного правового акта, комплексно регулирующего порядок оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства в рамках программ государственной поддержки малого предпринимательства.

В этих целях, а также в соответствии с Планом первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 году, утвержденным 13 января 2009 г. Главой Администрации Президента Республики Беларусь В.В.Макеем и Премьер-министром Республики Беларусь С.С.Сидорским принят Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 № 255 ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства“. Он позволил значительно упростить доступ субъектов малого предпринимательства к бюджетным ресурсам, выделяемым в рамках реализации программ, а также ввести новые механизмы, такие как льготное кредитование и предоставление гарантий по кредитам, выдаваемым банками субъектам малого предпринимательства.

В соответствии с нормами названного Указа постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 утверждена Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы (далее - Государственная программа), которая предусматривает новые виды государственной финансовой поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков, гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и другие.

Основные задачи Государственной программы:

создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий;

преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства;

внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;

создание новых рабочих мест;

адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства;

содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства;

повышение престижа предпринимателей.

На ее реализацию в 2010 году планируется направить 492,8 млн. рублей (в том числе Белорусскому фонду финансовой поддержки предпринимателей - 327,6 млн. рублей) из средств республиканского бюджета на 2010 год.

В результате реализации мероприятий Государственной программы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году - 133 процентов, в 2012 году - 135 процентов. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году - до 115 процентов.

В целях дальнейшего формирования инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2008 г. № 825 утверждено Положение о центре поддержки предпринимательства в Республике Беларусь.

Согласно данному Положению центром поддержки предпринимательства (далее - центр) является организация, создаваемая на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства. Основными задачами центра являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами

В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которая на 1 января 2010 г. включала 52 центра и 9 инкубаторов малого предпринимательства. В 2009 году услугами центров воспользовались около 51 тыс. человек.

По актуальной для предпринимателей тематике (основы предпринимательской деятельности, охрана труда и техника безопасности, налогообложение, ведение бухгалтерского учета и отчетности, законодательство о труде, трудовая дисциплина и контрактная система, таможенное законодательство, защита прав потребителей и др.) центрами проведено 870 семинаров, участие в которых приняли около 21 тыс. человек.

Из общего количества клиентов центров начинающие предприниматели и предприниматели, работающие свыше 1 года, составили 60,6%, безработные - 3,9%, студенты - 11,1%, другие категории граждан - 24,4%.

В основном деятельность клиентов, обратившихся в центры за услугами, связана с розничной торговлей - 33,8%, осуществлением производственной деятельности - 15,4%, оказанием услуг - 13%, строительством - 7,5%, оптовой торговлей - 7,2%, оказанием транспортных услуг - 4,4%, не имеющие отношения к предпринимательству составили 18,7%.

На площадях инкубаторов в 2009 году размещалось 265 субъектов малого предпринимательства с численностью персонала 2564 человек.

Объем услуг, оказанных арендаторам инкубаторов - субъектам малого предпринимательства в 2009 году вырос на 57,2 % по сравнению с 2008 годом и составил 764 млн. рублей.

Кроме того, постоянно осуществляется информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства путем создания доступных условий для получения субъектами малого и среднего предпринимательства информации, необходимой для эффективного осуществления и развития предпринимательской деятельности.

В целях оказания информационной поддержки предпринимателям обеспечено функционирование веб-сайта информационной системы инфраструктуры поддержки предпринимательства www.svoedelo.by. Данный сайт дополнен разделом ”Реализация товаров отечественного производства“ (с подразделами: список предприятий, предлагающих продукцию отечественного производства, площадки мелкооптовой торговли товарами в Республике Беларусь, мониторинг участия малого бизнеса в продвижении белорусских товаров и другие).

В целях систематизации и актуализации нормативных предписаний, содержащихся в вышеназванных актах законодательства, а также с учетом новых экономических реалий развития общества и накопленного за прошедший период опыта в сфере поддержки субъектов малого предпринимательства 1 июля 2010 г. Глава государства подписал Закон Республики Беларусь № 148-З “ О поддержке малого и среднего предпринимательства“. Со вступлением в силу данного Закона государственная поддержка малого и среднего предпринимательства будет осуществляться государственными органами и иными государственными организациями в соответствии с их компетенцией по следующим основным направлениям:

определение и реализация государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства;

осуществление защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;

разработка и реализация республиканских, отраслевых и региональных программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

содействие развитию системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие развитию системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

формирование и развитие системы информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие формированию и развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;

содействие созданию и развитию системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;

организация проведения научно-исследовательских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства;

реализация предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства видов финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Анализ Министерства экономики показывает, что системой поддержки, предусмотренной Законом, будут охвачены практически все субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь.

Кроме того, законодательное закрепление критериев отнесения субъектов хозяйствования к субъектам малого и среднего предпринимательства позволит в большей степени обеспечить оказание адресной поддержки. Это будет способствовать значительному повышению вклада малого и среднего предпринимательства в выполнении показателей экономического роста страны.

Вместе с тем, необходимо находить пути к совершенствованию государственной поддержки малого предпринимательства. Основными направлениями должны стать:

1. создание общих условий для развития предпринимательской деятельности:

оптимизация системы государственного регулирования предпринимательской деятельности, координация контрольно-разрешительной деятельности;

пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, и на этой основе вовлечение в предпринимательскую деятельность населения страны, в том числе молодежи и социально-незащищенных групп;

защита прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства;

вовлечение субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, в систему поддержки межрегионального и международного экономического сотрудничества;

информационно-аналитическое обеспечение деятельности по поддержке малого предпринимательства;

2. усиление государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в следующих формах:

имущественной поддержки;

финансовой поддержки;

информационной поддержки;

поддержки в продвижении производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг);

консультационной поддержки;

правовой поддержки;

поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

поддержки субъектов малого предпринимательства, реализующих молодежные предпринимательские проекты;

3. дальнейшее развитие и обеспечение деятельности системы поддержки субъектов малого предпринимательства:

развитие и обеспечение деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей;

развитие и обеспечение деятельности микрофинансовых организаций;

имущественное обеспечение деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;

организационное обеспечение функционирования и развития организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;

организационно-методическое сопровождение системы поддержки инновационной деятельности;

программно-коммуникационное обеспечение деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.


Заключение

 

Результаты проводимой работы по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата в Республике Беларусь были положительно оценены экспертами Всемирного банка - Республика Беларусь по итогам исследований ”Ведение бизнеса” по 2009 и 2010 годам сохраняет свои позиции в четверке стран-лидеров по числу проведенных реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности.

В отчете банка ”Ведение бизнеса 2010“ Беларусь заняла 58 место, улучшив свой рейтинг на 24 пункта (в отчете по 2008 году позиция нашей страны составляла 110 место, по 2007 году - 123).

В настоящее время реализуются меры по достижению еще более высоких позиций в отчете Всемирного банка ”Ведение бизнеса” с целью скорейшего вхождения республики в число тридцати стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. Достижение данной цели вне зависимости от достигнутых успехов по тем или иным направлениям требует постоянного проведения реформ, в том числе с учетом рекомендаций Всемирного банка и положительного опыта зарубежных стран. Особое внимание будет уделено мероприятиям по совершенствованию условий налогообложения, кредитования, ведения международной торговли.

Таким образом, государство намерено самым активным образом продолжить системную работу по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, ибо поступательное движение вперед невозможно без активизации предпринимательства.

Однако развитие бизнеса - это двусторонний процесс. И если одна из сторон (государство или бизнес) что-то делает неправильно, то движение замедляется. Поэтому предпринимательской сфере необходимо направлять свои основные усилия на увеличение своего вклада в экономический рост на благо всего общества.

Любой бизнес оказывает влияние на общество, но сам не может обойтись без общества и государства, регулирующего условия его деятельности.



Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.