Ознакомление детей со скульптурой малых форм — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Ознакомление детей со скульптурой малых форм

2020-03-31 489
Ознакомление детей со скульптурой малых форм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Ознакомление детей со скульптурой малых форм

Средства выразительности в скульптуре. Возможности воспитательного воздействия искусства на людей

Задачи ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства

Методика ознакомления детей с произведениями искусства

Своеобразие методики ознакомления детей со скульптурой малых форм

Анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства: скульптура малых форм («Детство», «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)

Заключение

Список используемой литературы

 


 

Введение

 

Одним из основных принципов работы дошкольного учреждения на современном этапе развития нашего общества, исходя из Концепции дошкольного воспитания, является гуманизация педагогического процесса. Ее основной смысл - поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка, удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развитие его способностей, творчества, воображения, обеспечение его эмоционального благополучия.

Важный путь в гуманизации педагогического процесса - усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитие художественно-творческих способностей всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. А одно из условий - приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной.

Лепка - один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Скульптор И.Я.Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного - тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Становление эстетического восприятия начинается в дошкольном возрасте под руководством взрослых, которые передают детям основы социальной культуры. Исследования советских ученых (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Н.Н. Поддьяков и др.) доказывают, что в основе передаваемого детям опыта должны лежать начальные формы логического подхода к объектам, что существенные сдвиги в развитии ребенка дают системные знания с выделением центрального связующего понятия. В искусстве это художественный образ. Так, в скульптуре ваятель через образы животных передает обобщенное понимание животного мира. Эмоциональное восприятие художественного образа, понимание специфики языка искусства формирует у детей постепенно эстетические суждения, оценки, начальные формы эстетического сознания.

 


 

Ознакомление детей со скульптурой малых форм

 

Анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства: скульптура малых форм («Детство», «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)

скульптура дошкольник воспитание изобразительный

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относится к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека.

Комплексные программы «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга» дают широкие возможности для ознакомления дошкольников с произведениями искусства, в том числе со скульптурой малых форм.

Основные цели в Программе «Детство» (работа коллектива кафедры дошкольной педагогики СПб ГПУ им. А.И Герцена: под ред. В.И. Логиновой.) - обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного. В программе «Детство», в соответствии ФГТ, выделено две части - основная и дополнительная. В основной части представлено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. В дополнительной части представлены программы, которые расширяют и углубляют основное образовательное содержание и позволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности.

В программе выделен раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки». Задачи раздела «Художественное творчество», в рамках которой происходит ознакомление дошкольников с произведениями искусства, в т.ч. со скульптурой малых форм:

- развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;

создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности;

амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта;

развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;

воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;

создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира;

формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».

В разделе «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» программы «Детство» выделены подразделы: «Рисование», «Аппликация», «Лепка». Содержание и особенности работы с детьми по приобщению их к искусству раскрываются в специальных методических пособиях. В программе «Детство» используются специальные методики разных авторов, например: И.А.Лыкова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и др. Анализ содержания раздела «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» и методических пособий по данной программе, в том числе ознакомление со скульптурой, выявил достаточно подробное раскрытие содержания этой образовательной области. Поквартально представлено содержание образования по обучению детей разным видам продуктивной деятельности. В подраздел «Конструирование» вошли виды работ, которые в других программах рассматриваются как художественный труд: работа с бумагой, тканью, природным материалом.

Программа «Детство» наполнена глубоким содержанием, направленным на развитие представлений, навыков, умений и отношений у детей в процессе приобщения дошкольников к изобразительному искусству: живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладному искусству, декоративно-оформительскому искусству. В программе указаны рекомендуемые произведения изобразительного искусства.

Следующая программа, в которой предполагается приобщение детей к искусству - «Радуга» (Т.Доронова, В.Гербова, Т.Гризик, Е.Соловьева и др. Институт общих проблем образования Минобразования России) - направлена на воспитание, образование и развитие детей от 2 до 7 лет.

«Радуга» включает 7 важных видов деятельности (7 цветов радуги) детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: изобразительная деятельность, математика; развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир. Желтый цвет - «Изобразительная деятельность и ручной труд»: обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Дети учатся рисовать карандашами, красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой. Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируется смыслообразующими игровыми мотивами - введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных содержаний, «обволакивающих» почти все занятия.

Программа методически хорошо проработана, достаточно детально прописаны цели обучения детей таким видам продуктивной деятельности как рисование и лепка, предлагаются методические рекомендации к проведению занятий для дошкольников. Менее подробно раскрыты аппликация и художественный труд как виды продуктивной деятельности носят прикладной характер.

В программе «Радуга» для каждой возрастной группы издается комплект пособий по каждому из направлений работы воспитателя. Пособия содержат перечень программных задач и методических рекомендаций. Ознакомление со скульптурой, в том числе малых форм реализуется в основном на примере народного и декоративно-прикладного искусства.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Василевой создана на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов. Программа предлагает вариативные формы обучения - каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание. В программе подробно описана эстетическая развивающая среда, даны рекомендации по её созданию, включая деятельность самих детей, их творчество.

Ознакомление дошкольников с природой, с произведениями искусства, с разными видами искусства, в частности скульптурой малых форм реализуется в разделе «Художественно-эстетическое воспитание», и в разных возрастных группах предусматривает:

- развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.), формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;

формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой, музыкально-художественной деятельности и др.;

обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач;

приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

В разделе большое значение придается развитию самостоятельной художественной деятельности; формированию стремления проявить себя в разнообразной деятельности: в рисовании, лепке, танцах, драматизациях, играх и т. д.

В «Программе воспитания и обучения дошкольников» конструктивно прописаны все задачи обучения и воспитания дошкольников в процессе ознакомления с изобразительным искусством, а также в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации и ручном труде). Однако следует отметить, что программа больше ориентирует педагогов ДОУ на формирование изобразительных и технических умений детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности, не достаточное внимание обращается на развитие творческих способностей дошкольников.

Лепка выделена в отдельную группу.

Первая младшая группа (от двух до трех лет). Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами. Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.). Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т.п. Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку

К концу года дети уже должны:знать, что из глины можно лепить, что она мягкая; раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу; лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться глиной.

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет). Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом (спичка); созданию предметов, состоящих из 2-3 частей, соединяя их путем прижатия друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку. Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать детям объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать у детей радость от восприятия результата общей работы.

Средняя группа (от четырех до пяти лет). Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прощипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прощипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с использованием стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки

Старшая группа (от пяти до шести лет). Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов: глины, пластилина и пластической массы. Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки), передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом. Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др. Формировать умение лепить по представлению персонажей литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество и инициативу.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п. Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.). Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки глины и пластилина, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы).

Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства. Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).Формировать умение украшать предметы декоративного искусства узорами. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом. Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа предмета

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет). Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику - коллективная композиция). Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.

Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), мелкую моторику пальцев; применять стеку; при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой, создавать индивидуальные и коллективные композиции из разноцветного пластилина.

Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что во всех вышеназванных программах для дошкольных учреждений сделана попытка ввести ребенка в мир искусства средствами, адекватными самой природе искусства.

Анализ программ по проблеме ознакомления дошкольников со скульптурой (малых форм) с целью их эстетического воспитания раскрывает особенности каждой программы, разнообразные подходы к организации педагогического процесса. Можно отметить, что содержание образования раскрыто в достаточной степени подробно в программах «Радуга», «Детство», «Программе воспитания и обучения дошкольников под редакцией М.А.Васильевой». Программы оснащены многими методическими рекомендациями и дидактическими материалами для обеспечения образовательной области «Художественное творчество», в т.ч. ознакомление со скульптурой малых форм.

Содержание программ «Детство» и «Программы воспитания и обучения дошкольников» могут в полной мере помочь педагогам раскрыть задачи, заложенные в рамках образовательной области «Художественное творчество» в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В программе «Радуга» содержание образовательной области отражено не достаточно полно и требуется дополнения из других парциальных программ.

Но независимо от индивидуальности каждой программы, их объединяет то, что авторы учитывают и интересы, и желания, и способности ребенка.

 


 

Заключение

 

В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем: общественных явлениях, природе и т.д.

Восприятие художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. Язык изобразительного искусства многообразен.

С младшего дошкольного возраста надо формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, в том числе скульптуре. Дети узнают, что такое скульптура, для чего она нужна, кто такой «скульптор». Различают по внешнему виду, из какого материала сделана скульптура, знают виды скульптуры.

Произведения скульптуры обычно передают образы в действии. Скульптура дает трехмерное изображение предмета. Скульптуру можно рассмотреть с разных сторон, поэтому важно поставить ее так, чтобы хорошо воспринимался силуэт фигуры, ее жест, движение.

В детском саду дети знакомятся в основном со скульптурой малых форм.

Знакомство со скульптурой должно проходить во всех возрастных группах. При рассматривании работ народных умельцев и произведений художников скульптуры малых форм обращаем внимание детей на выразительные стороны каждой фигурки: пластические особенности формы, изображение фактуры, мелких деталей, динамику. С этой целью используется малая скульптура, выполненная из разных материалов: фарфора, керамики, дерева, металла.

При ознакомлении со скульптурой, передающей объемную форму предметов, людей, животных, все внимание фиксируется на характере изображения персонажа. Важно иметь набор скульптур изображающих животных, птиц. Некоторые игрушки можно назвать скульптурными, это: цветные фарфоровые игрушки, работы богородских мастеров (фигурки людей, животных).

Таким образом, раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.

Анализ образовательных программ, по проблеме ознакомления дошкольников со скульптурой малых форм, с целью их эстетического воспитания раскрывает особенности каждой программы, разнообразные подходы к организации педагогического процесса. Каждая из них имеет свои особенности, но их объединяет то, что авторы учитывают и интересы, и желания, и способности ребенка.

 


 

Список используемой литературы

 

1. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников со скульптурой./ А.А.Грибовская. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 96 с.

.   Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие / Г.Г.Григорьева. - М.: Просвещение, 1999. - 344 с.

.   Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 244 с.

.   Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б.Косминская и др. - М.: Просвещение, 1977. - 149 с.

.   Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. - М.: Просвещение, 1979. - 272 с.

.   Программа воспитания и обучения в детскомсаду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

.   Пчелинцева Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб.-метод. Пособие / Е.В Пчелинцева - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. - 36 с.

.   Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детсада / Т. И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, С. Г.Якобсон; науч. рук. Е.В.Соловьёва. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.

.   Халезова Н.Б. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / Н. Б.Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В.Пантюхина. - М: Просвещение, 1986. - С.3-21.

.   Шайдурова Н.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Конспект лекций теоретического курса / Н.В.Шайдурова. - Барнаул: БГПУ, 2007. - 295 с.

Содержание

 

Введение

Ознакомление детей со скульптурой малых форм


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.