Глава I . Необходимость гуманизации обучения младших школьников — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава I . Необходимость гуманизации обучения младших школьников

2020-04-01 188
Глава I . Необходимость гуманизации обучения младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение............................................................................................................. 2

Глава I. Необходимость гуманизации обучения младших школьников........ 6

Глава II. Организация учебного сотрудничества как основа гуманизации отношений школьников........................................................................................................ 6

Глава III. Практическая реализация гуманизации отношений между младшими школьниками на примере урока основ этикета в 1 классе.............................. 6

Заключение........................................................................................................ 6

Список используемой литературы................................................................... 6

 


Введение

 

Тема представляемой работы – «Гуманизация отношений младших школьников». Актуальность рассматриваемой темы заключается в следующем. В последнее время бурными темпами происходит изменение общей социокультурной ситуации, когда под влиянием потребностей и духовных течений эпохи в отечественной педагогике началось утверждение гуманистических идеалов образования. Научно-технический прогресс, произведший переворот в материальной культуре общества, придал ему совершенно иной облик и заметно изменил жизнь каждого человека. Однако, если материальная сторона жизни людей под влиянием развития науки и техники изменилась, то духовный мир не был затронут в той же степени. Все острее ощущается пробел, перед которым не раз останавливалась в бессилии наука, когда всех внешних проявлений цивилизации оказывалось недостаточно, чтобы создать настоящую гармоничную культуру и заставить людей подойти ближе к своей конечной цели - стать человечнее. Названная проблема является первостепенной для современной педагогики, для теории и практики воспитания.

В "Национальной доктрине образования в РФ", определяющей приоритет ценностей, стратегию и основные направления развития образования, подчеркивается важность создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов[1].

Представляется очевидным: российское начальное образование нуждается сейчас в существенном реформировании на основе принципов гуманизации. Эти принципы можно сформулировать следующим образом[2]:

· ребенка нужно рассматривать как субъекта всех видов деятельности, присущих младшему школьному возрасту, и прежде всего – учебной деятельности;

· совместно-поисковую учебную деятельность младших школьников следует организовать так, чтобы дети усваивали теоретические знания при решении учебных задач в процессе развернутых диалогов и дискуссий между собой с учителем (коллективное решение детьми учебных задач позволяет им раскрывать условия происхождения усваиваемых знаний, умений и навыков, рефлексировать на сами способы их усвоения, осуществлять его контроль и оценку);

· приоритетное значение в современном начальном образовании должно получить умственное, эстетическое, нравственное и физическое воспитание детей,

· первостепенное значение в начальном образовании имеют предметы эстетического цикла (литература, музыка, изобразительное искусство, театр) и физическая культура (с учетом именно этого значения нужно строить учебные планы начальной школы);

· в начальном образовании необходимо обеспечивать единство учения и творчества детей (такое единство влияет на развитие их учебной мотивации и эмоциональной сферы, на становление их самодеятельности);

· важнейшую роль в учебной деятельности младших школьников имеют значение учебники нового типа, материалы которых позволяют детям выполнять предметные и умственные действия, обеспечивают им возможности для общения и дискуссий (в этом случае учебники позволяют детям осуществлять не репродуктивную, а продуктивную работу);

· реализация указанных принципов гуманизации начального образования позволит придать ему подлинно развивающий характер (начальное образование получит возможность развивать у младших школьников воображение, рефлексирующее сознание и мышление, личностные действия, поступки, желание и умение учиться);

· осуществление развивающего начального образования предполагает особую подготовку учителя начальных классов, который может обучать и воспитывать детей в свете общих принципов гуманизации.

Чтобы через несколько лет иметь целостную систему развивающего начального образования, реализующую указанные принципы гуманизации, ведущими отечественными специалистами в области педагогики признается необходимость продолжения научно-практической работы по следующим направлениям[3]:

1. расширить и углубить исследования, связанные с определением психолого-педагогических условий формирования и развития субъекта учебной деятельности, условий организации совместной учебной деятельности младших школьников, средств и способов организации их диалогов и дискуссий;

2. проводить доработку учебно-методических материалов по всем предметам начальной школы с учетом результатов уже проведенных экспериментальных и теоретических исследований;

3. в течение ближайших лет создать программы, учебники и методические пособия по всем предметам начальной школы, которые удовлетворяли бы основным принципам гуманизации начального образования;

4. разработать и апробировать психодиагностические методики, позволяющие объективно определить уровень психического развития младших школьников, работающих по системе развивающего образования;

5. создать программы и пособия подготовки и переподготовки учителей, способных работать в начальных классах в соответствии с принципами гуманизации.

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение проблемы гуманизации отношений младших школьников. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучение соответствующих разделов учебной педагогической и психологической литературы;

2. Рассмотрение методических аспектов организации учебного сотрудничества как основы гуманизации отношений школьников;

3. Практическая реализация гуманизаций отношений между младшими школьниками на примере конкретного урока. В качестве такового в работе рассматривается урок обучения основам этикета, проведенного автором в Леженской основной общеобразовательной школе Тимского района Курской области.

Гипотеза исследования: введение в учебную программу нетрадиционных гуманитарных дисциплин (таких, в частности, как «Основы этикета») способствует гуманизации отношений младших школьников.

Применительно к библиографии, посвященной данной проблеме, можно констатировать следующее. В последнее время проблема гуманизации отношений в среде младших школьников все шире проникает как в учебную педагогическую литературу, так и на страницы педагогической периодики. В частности, здесь можно отметить многочисленные публикации в таких журналах, как «Начальная школа», «Народное образование» и «Школьные технологии».

 


Организационный момент

Учитель. Сколько дети у нас гостей! Сколько вокруг хороших друзей! И не зря нам сейчас Хочется многое узнать. Мы волнуемся сейчас. Но... все получится у нас!

Девиз работы наш таков: "Когда я вижу - я запоминаю, Когда я делаю - я изучаю, Когда я знаю - я горжусь". (М. Монтессори).

Запоминайте, изучайте и гордитесь собой, мои маленькие академики. А теперь -- внимание! Открывается очередное заседание Академии вежливых наук.

2. Целеполагание

Учитель. Откройте "Букварь" на странице 28. Рассмотрите, пожалуйста, страницу. Что мы должны знать? О чем мы будем говорить'?

Дети. О том, как вести себя за столом:

- как пользоваться посудой,

- как правильно есть,

- вежливые слова за столом,

- поговорим о вилке.

Предметно-словарная работа.

Учитель: Что вы можете сказать о предмете и слове "вилка"?

Дети:

Вилка - столовый прибор,

Похожа на вилы, слово "вилка" больше слова "вилы", а предмет вилка меньше сил,

Произошло от слова "вилы",

Это однокоренные слова, корень – “вил”,

Раньше ее называли вила,

Слово многозначное, т.к. имеет несколько значений (штепсельная вилка),

В этом слове два слога,

В слове семь букв, семь звуков,

Предмет имеет разное количество зубьев,

Делают вилки из разных материалов.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на лист "Что чем едят" и добавьте, какие бывают вилки. (Демонстрация вилок в ходе ответов.)

Дети: Вилка для мясных блюд, вилка для десерта, вилка для рыбы, вилочка для фруктов, вилочка для лимона, вилка для сладостей, вилка для раскладки салата специальные вилки, электровилки и др.

Учитель: Почему возникла необходимость создания вилки? Как давно она возникла?

Давайте с вами вернемся на несколько сот лет назад. О том времени мы знаем по книгам.

Первобытные люди, неардентальцы, викинги все ели руками и очень небрежно. Общество развивалось. А единственным столовым прибором индивидуального пользования оставалась собственная пятерня. (Посмотрите на свою руку.)

И вот настала пора очень модных пышных кружевных воротников "жернова". Они были очень дорогими и, наверное, мешали класть пищу в рот руками. вот и пришлось “руку удлинить”. Придумали двузубое изделие с короткой ручкой. Этим изделием, похожим на небольшие вилы, итальянцы стали есть мясо.

Одна византийская принцесса, (все смотрят иллюстрацию), побывав в гостях, была потрясена вилкой до глубины души. Она ее поразила. " Хочу точно такую", -- подумала принцесса. Но не все мечты сбываются сразу. Прошло несколько десятилетий, и лишь в 1072 году в столице Византии, городе Константинополе, была изготовлена первая вилка. Она была из серебра и золота, имела два зубца и коротенькую ручку.

Пышные воротники вышли из моды, а вилка осталась. И по сей день этот удобный столовый прибор верой и правдой служит людям. Понадобилось примерно 700 лет, чтобы вилка вошла в народный обиход. Вилка по-прежнему служила в основном кухонным предметом, ею куски мяса доставали из общего котла. А вот столовая вилка была предметом роскоши.

Да, кажется вилку признали все. Но время от времени бывает и на эту восьмисотлетнюю старуху проруха...

В США началась борьба против того, чтобы американцы ели с помощью вилки. "Будем есть только с ножа!" Начались споры и разногласия. Не признали вилку и на Востоке. Например, в Китае рис едят палочками. А в Средней Азии излюбленное блюдо плов ловко и умело едят руками.

Вот какая судьба и жизнь нашей дорогой и так всем необходимой вилки! Об этом вы можете прочитать в книге "Я познаю мир. История вещей".

Попробуйте дома выполнить тест на умение пользоваться вилкой. Если вам удается съесть зеленый горошек, не накалывания его на зубцы вилки, этот столовый прибор вы освоили!

Работа с архаизмами

Первой - сначала, сперва, первым делом

На потом - вперед

Перст - палец

Первой - первым

Похоть - причуда, произвол

Лакомо - сладкое

Уста - губы

Ручник – полотенце.

Учитель: В каких книгах мы знакомились с правилами поведения за столом? Перечитывая эти правила, попробуйте, мои академики, дать несколько советов чистотоворок. (работа в парах, самостоятельно).

Дети, разбившись на группы, работают с книгами: "Книга для девочек", "Книга для мальчиков".

Ест - есть - ест - есть ты помог соседке сесть
Ул -ул - ул -ул сядь удобно ты на стул
Ми ми - ми- ми локти к телу ты прижми
Ди - ли - ди -ди кисти рук на стол клади
Ри ри ри - ри хлеб руками ты бери
Ми - ми - ми - ми в правую руку нож возьми, в левую руку вилку возьми
Ши ши- ши - ши за обедом не спеши
Жи -жи жи -жи спину крепко ты держи
Ай тай - ай - тай за столом ты не болтай, как заморский попугай
Чись ись -чись -ись кушать правильно учись
Ом - ом- ом- ом не разговаривайте с полным ртом
Ай - яй ай -яй в блюде ты не ковыряй
Ни - ни - ни - ни рот салфеткой ты не три, только губы промокни
Бу -будь - бу- будь вежливым конечно будь, про "спасибо" не забудь

Заключение

 

Духовность личности - это сопричастность ее к миру как таковому во всех его проявлениях, отраженная в гуманистических идеях.

Выделим ряд показателей духовного развития личности: сопереживание (сочувствие) другим людям и желание добра другому, способность оказывать помощь другим людям: жажда улучшения окружающей жизни, активное содействие такому улучшению, размышления о вечных проблемах жизни, о смысле жизни, самосовершенствование личности.

Психологическим механизмом формирования духовности личности является "вочеловечение" явлений окружающей действительности, расценивание явления с позиции жизни человека, основывающейся на Добре, Истине, Красоте.

Наука, искусство, философия, мораль, творческий труд выступают в качестве средства духовного развития личности. Но сами по себе средства не обеспечивают духовного развития. Они становятся фактором лишь при условии ориентации на человека.

Духовное развитие младшего школьника начинается там и только там, где есть ориентация на "другого человека" как такового, где учитывается "другая жизнь" как такая же ценностная, как твоя собственная.

Там же, где отсутствует гуманистическая ориентация на другого человека, не может быть духовности.

Гуманизация отношений в школе выступает первым элементом в системе совершенствования духовного развития младшего школьника.

Она заключается в следующем:

§ установление в школе в качестве традиционных норм доброжелательного, приветливого отношения к каждому человеку;

§ внедрение в школьный быт элементарных норм этикета как естественных для культурного современного человека;

§ соблюдение принципа уважения к человеку вне зависимости от его возраста, положения, способностей, должности, обеспеченности;

§ признание достоинств каждого человека и особенностей его, достойных уважения;

§ развитие доброты и заботливости по отношению к малышам, дружелюбия и расположенности по отношению к старшеклассникам, почтительности и деликатности по отношению к взрослым и старикам;

§ формирование коллективизма, развитие дружбы, воспитание взаимных отношений ответственной зависимости;

§ развитие сознательной дисциплины как воплощение высокого уважения к людям, позволяющим им быть свободными в достижении высоких качественных результатов предметной деятельности.

Гуманитаризация школьного образования на первоначальном этапе работы производится через введение в учебную программу гуманитарных дисциплин. В качестве такой дисциплины может выступать, например, этикет, изучение основ здорового образа жизни, краеведение и т.д. Их преподавание может быть обеспечено силами самой школы. Об успешном введении основ этикета для младших школьников свидетельствует педагогический опыт автора работы.

Предметно-вещный материальный мир, отчужденный от человека научно-техническим прогрессом и социальным неравенством людей, должен предстать перед ребенком одухотворенным, наполненным социальным значением и личностным смыслом, а каждый предмет - как носитель человеческого духа, творчества, усилия и отношения. Надо приучать детей видеть в предметном мире следы человеческой души и средства для духовной жизни - только тогда возможно формирование уважительного и заботливого отношения к материальному достоянию общества, личной собственности человека, но самое главное – друг к другу.


Список используемой литературы

 

1. Национальная доктрина образования в РФ. - М.,2001.

2. Концепция реформирования среднего образования в Российской Федерации. – М., 1996.

3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Педагогика, 1995.

4. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М.: Педагогика, 1996.

5. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Наука, 1983.

6. Гузеев В. Основа авторской технологии // Народное образование. - 1997. №9. - С.33-40.

7. Крупнов А.И. Гуманизация образования и развитие свойств личности. – М.: изд-во «Лексус», 2001.

8. Липецкий опыт рациональной организации урока. Сб.:статей./ Под ред.проф. М.А.Данилова, В.П.Стрезикозина, И.А.Пономарева. - М., Педагогика, 1983.

9. Общая психология. Е.А. Климов. М.: Юнити, 1999.

10. Основы педагогического мастерства / Под ред. Зязюна И.Я. - М.: Педагогика, 1989.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М.: издательский дом «Багиров», 1998.

Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока.- Воронеж, изд-во воронежского пед. института,1998.

Селевко Г.К. Взгляд на проблему // Народное образование. - 1997. №9. - С. 27-32.

Сиденко А.С., Чернушевич В.А. Как стать автором педагогической технологии // Школьные технологии. - 1996. - №6. - С. 84-96.

Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М.: изд-во «Оазис», 2000.

11. Смирнов С.Д. Курс «Гуманистические традиции образования». М.: Владос, 1996.

Степашко Л.А. Философия и история образования. М.: изд-во "МПСИ", 1999.

Структурное усвоение материала.- В кн.: К.А.Москаленко.(сборник педагогических статей).- Липецк, изд-во липецкого пед. института, 1995.

12. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.

Юдин ВВ. Сколько технологий в педагогике? // Школьные технологии. - 1999. - №3. - С. 34-40


[1] Национальная доктрина образования в РФ. - М.,2001. С. 15.

[2] Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М., 1996. С. 13-14.

[3] Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М., 1996. С. 15-16.

[4] Крупнов А.И. Гуманизация образования и развитие свойств личности. – М., 2001. С. 13.

[5] Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. С. 27.

[6] Основы педагогического мастерства / Под ред. Зязюна И.Я. - М., 1989. С. 44.

[7] См.: Селевко Г.К. Взгляд на проблему // Народное образование. - 1997. №9. - С.28.

[8] Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – М., 1999. С. 19.

 

[9] Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М., 1996. С. 31.

[10] Там же, с. 33.

[11] Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М., 1996. С. 45.

[12] Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. С. 81-110.

[13] См.: Крупнов А.И. Гуманизация образования и развитие свойств личности. - М., 2001. С. 71-74.

 

Содержание

Введение............................................................................................................. 2

Глава I. Необходимость гуманизации обучения младших школьников........ 6

Глава II. Организация учебного сотрудничества как основа гуманизации отношений школьников........................................................................................................ 6

Глава III. Практическая реализация гуманизации отношений между младшими школьниками на примере урока основ этикета в 1 классе.............................. 6

Заключение........................................................................................................ 6

Список используемой литературы................................................................... 6

 


Введение

 

Тема представляемой работы – «Гуманизация отношений младших школьников». Актуальность рассматриваемой темы заключается в следующем. В последнее время бурными темпами происходит изменение общей социокультурной ситуации, когда под влиянием потребностей и духовных течений эпохи в отечественной педагогике началось утверждение гуманистических идеалов образования. Научно-технический прогресс, произведший переворот в материальной культуре общества, придал ему совершенно иной облик и заметно изменил жизнь каждого человека. Однако, если материальная сторона жизни людей под влиянием развития науки и техники изменилась, то духовный мир не был затронут в той же степени. Все острее ощущается пробел, перед которым не раз останавливалась в бессилии наука, когда всех внешних проявлений цивилизации оказывалось недостаточно, чтобы создать настоящую гармоничную культуру и заставить людей подойти ближе к своей конечной цели - стать человечнее. Названная проблема является первостепенной для современной педагогики, для теории и практики воспитания.

В "Национальной доктрине образования в РФ", определяющей приоритет ценностей, стратегию и основные направления развития образования, подчеркивается важность создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов[1].

Представляется очевидным: российское начальное образование нуждается сейчас в существенном реформировании на основе принципов гуманизации. Эти принципы можно сформулировать следующим образом[2]:

· ребенка нужно рассматривать как субъекта всех видов деятельности, присущих младшему школьному возрасту, и прежде всего – учебной деятельности;

· совместно-поисковую учебную деятельность младших школьников следует организовать так, чтобы дети усваивали теоретические знания при решении учебных задач в процессе развернутых диалогов и дискуссий между собой с учителем (коллективное решение детьми учебных задач позволяет им раскрывать условия происхождения усваиваемых знаний, умений и навыков, рефлексировать на сами способы их усвоения, осуществлять его контроль и оценку);

· приоритетное значение в современном начальном образовании должно получить умственное, эстетическое, нравственное и физическое воспитание детей,

· первостепенное значение в начальном образовании имеют предметы эстетического цикла (литература, музыка, изобразительное искусство, театр) и физическая культура (с учетом именно этого значения нужно строить учебные планы начальной школы);

· в начальном образовании необходимо обеспечивать единство учения и творчества детей (такое единство влияет на развитие их учебной мотивации и эмоциональной сферы, на становление их самодеятельности);

· важнейшую роль в учебной деятельности младших школьников имеют значение учебники нового типа, материалы которых позволяют детям выполнять предметные и умственные действия, обеспечивают им возможности для общения и дискуссий (в этом случае учебники позволяют детям осуществлять не репродуктивную, а продуктивную работу);

· реализация указанных принципов гуманизации начального образования позволит придать ему подлинно развивающий характер (начальное образование получит возможность развивать у младших школьников воображение, рефлексирующее сознание и мышление, личностные действия, поступки, желание и умение учиться);

· осуществление развивающего начального образования предполагает особую подготовку учителя начальных классов, который может обучать и воспитывать детей в свете общих принципов гуманизации.

Чтобы через несколько лет иметь целостную систему развивающего начального образования, реализующую указанные принципы гуманизации, ведущими отечественными специалистами в области педагогики признается необходимость продолжения научно-практической работы по следующим направлениям[3]:

1. расширить и углубить исследования, связанные с определением психолого-педагогических условий формирования и развития субъекта учебной деятельности, условий организации совместной учебной деятельности младших школьников, средств и способов организации их диалогов и дискуссий;

2. проводить доработку учебно-методических материалов по всем предметам начальной школы с учетом результатов уже проведенных экспериментальных и теоретических исследований;

3. в течение ближайших лет создать программы, учебники и методические пособия по всем предметам начальной школы, которые удовлетворяли бы основным принципам гуманизации начального образования;

4. разработать и апробировать психодиагностические методики, позволяющие объективно определить уровень психического развития младших школьников, работающих по системе развивающего образования;

5. создать программы и пособия подготовки и переподготовки учителей, способных работать в начальных классах в соответствии с принципами гуманизации.

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение проблемы гуманизации отношений младших школьников. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучение соответствующих разделов учебной педагогической и психологической литературы;

2. Рассмотрение методических аспектов организации учебного сотрудничества как основы гуманизации отношений школьников;

3. Практическая реализация гуманизаций отношений между младшими школьниками на примере конкретного урока. В качестве такового в работе рассматривается урок обучения основам этикета, проведенного автором в Леженской основной общеобразовательной школе Тимского района Курской области.

Гипотеза исследования: введение в учебную программу нетрадиционных гуманитарных дисциплин (таких, в частности, как «Основы этикета») способствует гуманизации отношений младших школьников.

Применительно к библиографии, посвященной данной проблеме, можно констатировать следующее. В последнее время проблема гуманизации отношений в среде младших школьников все шире проникает как в учебную педагогическую литературу, так и на страницы педагогической периодики. В частности, здесь можно отметить многочисленные публикации в таких журналах, как «Начальная школа», «Народное образование» и «Школьные технологии».

 


Глава I. Необходимость гуманизации обучения младших школьников

 

Гуманизация — слово многозначное, это:

· прогрессивное движение эпохи. Возрождение, провозгласившее принцип свободного развития человеческой личности, освобождение от оков феодализма и католицизма.

· отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству. Говоря о гуманистической педагогике, мы оба эти понятия соединяем (свободное развитие человеческой личности, уважение к человеческому достоинству)[4].

Гуманизм в педагогике — сложное, многомерное явление. Его нельзя свести к простой, но емкой формуле “любовь к детям”, хотя без нее невозможен никакой гуманизм. Изменилось взаимодействие учителя и родителя, руководителя и учителя. Иными должны стать и взаимодействия: учитель начальных классов, учитель-предметник. Учитель учится всю жизнь.

Последние годы в различных кругах российского образования обсуждают проблему гуманизации. Проблема гуманизации образования поднималась многими великими педагогами в разные периоды (Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Януш Корчак, Ш. Амонашвили, К.Д. Ушинский и другие). Гуманистический потенциал несут педагогические и психологические принципы, утверждаемые российскими психологами Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, В. Т. Кудрявцевым, С. Л. Новоселовой, Т. А. Репиной, Н. Н. Поддьяковым, В. Э. Чудновским, И. С. Якиманской и др.

На новом витке обсуждения данной проблемы приходит понимание особой актуальности гуманизации и гуманитаризации как разумной альтернативы технократизации. Гуманизация — защита интересов человека во всех сферах человеческой деятельности, установление примата человека над машиной. Смена приоритетов в системе образования с учебных программ и планов и т.д. на человека с его особенностями (и прежде всего на ученика). Приоритетным фактором в обучении с гуманистических позиций является личность ученика.

Гуманизация образования — это гуманное (человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать», переделать. Возлюбить ближнего своего. Чтобы, как говорится в народе, «какой родился — такой сгодился». «Гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он уже есть, с такой жизнью, которой он уже живет, и включить в содержание своих общений с ним его жизнь во всех ее проявлениях, интересоваться этой жизнью, стать ее соучастником. Умение и готовность принятия других людей, в частности учеников, такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, не давая оценок этим особенностям, то есть толерантность, является основой гуманизации. В образовании это предполагает готовность педагога обучать разных детей по-разному и ценить не оценивая...»[5]

Гуманизация образования, ставящая в центр педагогических усилий личность ребенка, является одной из важнейших проблем в педагогике и школьной практике. Очень важно, чтобы процесс образования воспринимался ребенком не только как необходимость, а вызывал позитивные чувства и проходил в условиях психологического комфорта.

Обращение к проблеме гуманизации обусловлено усиливающимся неблагополучием в семье, отсутствием подлинной гуманности в работе с детьми, перегрузкой школьников, ростом детской преступности, состоянием здоровья детей и многим другим.

В детской среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в успехе. Все это весьма серьезные симптомы ухудшения нравственного и психического состояния школьников.

Но проблемы такого уровня в условиях непрерывно изменяющейся экономической ситуации не могут быть решены усилиями собственно системы образования, а тем более одного района, школы. Необходима мощная поддержка государства и совместные условия всех заинтересованных сторон.

Одним из ведущих принципов гуманизации является здоровый образ жизни. По данным Минздрава РФ, низкий исходный уровень здоровья, при котором 60% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 10-15 % страдают хроническими заболеваниями, не позволяет им быстро адаптироваться к школьным нагрузкам и приводит к дальнейшему ухудшению здоровья, а зачастую является причиной плохой успеваемости. Ученые отмечают, что на состояние здоровья детей влияет множество различных факторов, среди которых более 20% составляет внутришкольная среда.

Серьезный вопрос, связанный с необходимостью гуманизации образования - педагогический коллектив. Каким ему сегодня быть? У коллектива, думается, должна быть единая цель. Каждый учитель, как в оркестре, должен знать свою “партию”, чтобы “произведение” зазвучало. А.С. Макаренко еще в 30-е годы сказал, что лучше иметь в коллективе 5 посредственных воспитателей, объединенных общей идеей, чем десять талантов, которые тянутся в разные стороны[6].

Особенно важно это для учителей начальной школы. От общих взглядов учителей зависит многое: подготовка малышей к школе, комплектование первых классов, выбор дидактических систем, да и вся концепция развития школы. Учитель начальных классов сегодня оказался перед выбором огромного количества технологий, систем.

Понимая, что современная начальная школа не дает ощутимых результатов в развитии младших школьников, прочных осознанных знаний, учителя начали изучать и “внедрять” различные предлагаемые технологии, программы. В настоящее время развивающее обучение является основным в системе обучения. Выделяют 5 основных линий развивающего обучения, 5 учебно-методических комплектов.

I линия. «Начальная школа XXI века»

    Разработана под руководством Виноградовой. Авторами учебников и методических пособий: Журова, Рудницкая, Евлокимова, Иванов, Кузнецова, Ефросинина.

II линия. «Школа 2100»

    Разработали этот курс Буневич, петерсон, Вахрушев, Данилов, Пронина.

III линия. «Гармония».

    Разрабатывали следующие авторы: Кубасова, Горецкий, Бетинькова, Истомина, Соловейчик, Конышева.

IV линия по системе Занкова

    Этот курс составлен авторами: Нечаева, Полякова, Аргинская, Казаков, Дмитриева, Свиридова, Чутко, Родионова, Чуракова.

V линия по системе Эльконина-Давыдова

    Составители: Чудинова, Пенкин, Некрасов, Александрова, Цукерман, Огаркова, Бугринин.

Гуманизация современного образования ставит и такой непростой вопрос, как проблема агрессивных, психически неуравновешенных детей. Откуда они? Сегодня таких детей порядка 20%[7], и их заставляют учиться по тем же программам, что “среднего” ученика. Но им природой этого не дано. Мы что-то можем скорректировать, но изменить природу человека невозможно. Ненависть к школе появляется не только у учащихся, которые не могут осилить школьные программы, но и у отличников, потому что зачастую им это удается за счет чувства долга, необходимости, а не интереса, внутренней потребности.

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:

1) педагогической запущенностью

2) социальной запущенностью

3) отклонениями в состоянии здоровья

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

 Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (П. П. Блонский. Трудные школьники. М., 1930; В. П. Кащенко и Г. В. Мурашев. Исключительные дети, дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. М., 1929; Л. С. Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, М., 1936 и другие). Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике). С развитием педологии трудными детьми стали заниматься в основном педологи. В этот период научные, марксистские позиции постепенно подменялись ненаучными; большую часть трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, для них предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой обучения и т. д. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и фактическое прекращение изучения трудных детей, работы по предупреждению и преодолению этого явления. И только в конце 50-х годов стали вновь появляться отдельные работы, посвященные проблеме педагогической трудности детей (Л. С. Славина, В.А. Сухомлинский, Г. П. Медведев, В. Матвеев, Л. М. Зюбин, Э. Г. Костяшкин и др.).

Именно на почве успехов и неуспехов в учебе деформируется, а то и ломается детская личность. Стоят ли учебные знания того, чтобы из-за них унижать, а то и третировать ребенка?

Психологи утверждают, что только 10-15% школьников имеют задатки в области интеллектуальной деятельности[8]. Следовательно, только 10-15% учащихся могут быть хорошистами или отличниками. Для остальных детей современные школьные требования непосильны. Нужны гуманные технологии, учитывающие закономерности мыслительной деятельности ребенка, дифференциация содержания образования, использование активных методов обучения, пересмотр школьной отметки и способов оценки знаний.

В у<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.