Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-04-01 | 119 |
5.00
из
|
Заказать работу |
К проекту закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" были получены заключение Президента РФ, содержащее постатейные замечания, и поправки Правительства РФ. Это существенно улучшило законопроект в содержательном и редакционном плане.
К наиболее важным относятся поправки, исключившие из сферы деятельности данного законопроекта те нормы, которые затрагивают формирование (на региональном и местном уровне) Архивного фонда РФ, а также уточнения перечня и названий организаций, ответственных за формирование информационно-библиотечного фонда документов.
Положения об ОЭ муниципальных образований были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ. Уточнены термины и определения, использовавшиеся в проекте. Например, понятие "организация" в новой редакции статей употребляется в отношении любого юридического лица, независимо от его организационно-правовой формы, только такие юридические лица могут теперь выступать в качестве получателей ОЭ.
В законопроекте, согласно Гражданскому кодексу РФ, федеральным законам "Об информации, информатизации и защите информации" и "О государственной тайне", уточняется перечень документов, на которые не распространяется действие закона об ОЭ. Термины, использовавшиеся в проекте, приведены в соответствие с действующими государственными стандартами на произведения печати, неопубликованные документы, электронные издания, аудиовизуальную продукцию.
Учтена поправка Правительства РФ о формировании фонда патентных документов на электронных носителях. Впервые к функциям Российской книжной палаты отнесены сбор и распределение ОЭ фонограмм и видеофильмов. Устранено положение, согласно которому органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учетом своих потребностей самостоятельно определяли видовую структуру документов, входящих в состав ОЭ. Признано неоправданным включение в проект нормы о регистрации электронных изданий федеральным органом исполнительной власти, ответственным за государственную политику в области информатизации, так как эта норма не является предметом данного законопроекта. По предложению Правительства РФ в отдельных случаях, с учетом количества внесенных изменений, некоторые статьи были изложены в новой редакции. По предложению Президента РФ структура законопроекта приведена в соответствие со структурой уже действовавшего федерального закона об ОЭ.
Вместе с тем Государственная Дума не приняла три поправки Правительства РФ. Так, отклонено предложение Правительства РФ о сдаче ОЭ материалов в государственные архивы субъектов РФ и муниципальные архивы, так как оно не соответствовало предложению Президента РФ об исключении архивов субъектов РФ и муниципальных архивов из перечня получателей ОЭ. Не одобрено предложение, касающееся нормы об обязательной сдаче исходных материалов фильмов, созданных при полной или частичной поддержке государства: поскольку исходные материалы фильмов не являются ОЭ, эта норма не является предметом данного закона.
Статья 2 законопроекта (о приведении Правительством РФ своих нормативных актов в соответствие с законом) не затрагивает принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, поэтому она осталась в новом федеральном законе без изменений. (5, С. 16)
Главное в новом Законе
В целом закон обеспечил сокращение количества бесплатных ОЭ, отправляемых в депозитарии, в число которых теперь попали патентные и архивные организации федерального уровня. (Так получилось, что некоторые организации в силу амбиций их руководителей не пожелали участвовать в системе ОЭ, а потом слишком поздно спохватились). Также уточнены перечень получателей ОЭ на небумажных носителях и классификация документов, подпадающих под действие нового федерального закона: сюда включены теперь документы комбинированные и содержащие аналогичную информацию, зафиксированную на различных носителях.
Получила воплощение идея увеличить количество организаций - получателей ОЭ, занятых затем централизованным его распределением. Кроме РКП, по традиции распределяющей среди библиотек полные федеральные и профильные комплекты документов, аналогичные функции будут выполнять Федеральный институт промышленной собственности (для патентной документации) и НИЦ "Информрегистр" (для всех прочих электронных изданий).
В завершение целесообразно показать, насколько логично построена структура федерального бесплатного экземпляра в нашей стране по каждому из существующих сегодня видов документов.
В соответствии с Федеральным законом 1994 г. и его уточнениями в 2002 г. российские производители документов доставляют в Российскую книжную палату следующее количество бесплатных ОЭ печатных изданий:
— 16 экземпляров книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на русском языке;
— 7 экземпляров изоизданий, нотных изданий, географических карт и атласов на русском языке;
— 9 экземпляров центральных газет и газет субъектов Российской Федерации на русском языке;
— 3 экземпляра многотиражных газет муниципальных образований и рекламных газет на русском языке;
— 4 экземпляра книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий, изоизданий, географических карт и атласов на языках народов РФ (за исключением русского) и иностранных языках;
— 3 экземпляра газет на языках народов РФ (за исключением русского) и иностранных языках;
— 4 экземпляра текстовых листовых изданий;
— 9 экземпляров авторефератов диссертаций и диссертаций в виде научных докладов;
— 10 экземпляров стандартов.
Особый путь предусмотрен для ОЭ официальных изданий: согласно статье 11 Федерального закона 1994 г. органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов Российской Федерации доставляют в Парламентскую библиотеку РФ после утверждения и регистрации по два экземпляра официальных документов, которые включаются в списки рассылки документов несекретного характера.
В Российскую государственную библиотеку для слепых направляются по два экземпляра изданий для слепых и слабовидящих.
Обязательный бесплатный экземпляр аудиовизуальных документов доставляется в следующем порядке:
— в Российскую книжную палату по три экземпляра фонограмм и видеофильмов;
— в Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм по два экземпляра фонопродукции, кинопродукции, видеопродукции, аудиовизуальной продукции на электронных носителях, созданной для телевидения и радиовещания;
— в Государственный фонд кинофильмов РФ — по одному экземпляру игровых, анимационных и научно-популярных фильмов в виде позитивной копии, а также аналогичных видеофильмов в виде копии на оригинальных носителях любых видов;
— в Российский государственный архив кинофотодокументов — по одному экземпляру документальных фильмов и киножурналов, документальных видеофильмов в виде копии на оригинальных носителях любых видов; по два экземпляра фотодокументов;
— в Российский государственный архив фонодокументов — по два экземпляра фонодокументов, за исключением фононопродукции, созданной для телевидения и радиовещания.
ОЭ электронных изданий:
— Производители программ для электронных вычислительных машин и баз данных доставляют в Межотраслевой НИИ «Интеграл» один экземпляр программ для ЭВМ, входящих в состав электронных изданий или являющихся самостоятельными изданиями.
— Производители документов в целях последующего распределения электронных изданий между библиотечно-информационными организациями доставляют в Научно-технический центр «Информрегистр» 4 экземпляра электронных изданий, за исключением электронных изданий для слепых и слабовидящих, программ для ЭВМ и баз данных, аудиовизуальных и патентных документов на электронных носителях. Исключительно ценно, что получатели ОЭ обязываются российским законодательством обеспечить его постоянное хранение и предоставление пользователям. Это требование составляет одну из краеугольных идей «Руководства» наряду с требованием подчеркнуть, что депозитарный фонд — составная часть культурного наследия страны.
4. Контроль за доставкой обязательного экземпляра и информирование об издании системы «Books in print»
Условия обеспечения полноценного текущего комплектования:
1) наличие достаточно полной и оперативной информации об издательской продукции;
2) соблюдение установленных правил (принципов, критериев) отбора;
3) наличие ресурсов, позволяющих библиотеке приобрести необходимые издания;
4) наличие средств, обеспечивающих доставку приобретенных изданий в библиотеку.
Важно рассмотреть сложившуюся ныне правовую обстановку относительно первого и четвертого из перечисленных условий, которые находятся в особой, как показано ниже, взаимозависимости.
Процессы, связанные с формированием свободного отечественного книжного рынка, привели к разрушению традиционной системы книгораспространения. Это вызвало следующие важные последствия:
1. Система информационного обеспечения текущего комплектования, действовавшая в эпоху государственного регулирования книжного рынка (до 1992 г.), практически не существует. Тематические планы выпускает незначительное число издательств.
2. Отмена цензуры, реформирование ее местных органов привели к утрате функций контроля за доставкой обязательных экземпляров документов.
Шилов В.В. в своей статье "Обязательный экземпляр. Проблемы контроля" (19, С. 3-7) отмечает, что важным шагом в решении проблемы информационного обеспечения текущего комплектования ныне признается образование российской библиографической системы "Books in print". Ее назначение — обеспечение оперативной связи между производителями документов, поставщиками, продавцами и потребителями (библиотеками, индивидуальными покупателями) с помощью ряда средств, основанных преимущественно на использовании электронной информации. В принципе нужна информация о печатающейся, подготавливаемой к печати, вышедшей в свет продукции, о наличии ее в продаже. Система должна обеспечивать сбор заказов, ретрансляцию по назначению и, естественно, гарантировать их выполнение. Организационно-правовая основа ее - договорные отношения между участниками.
Первые выпуски каталогов "Books in print" показали их невысокую эффективность ввиду, главным образом, неполноты необходимой информации. В каталог, как правило, попадают остатки не распроданных тиражей. Выявилась имеющая экономический характер незаинтересованность издательств в проекте: если издание расходится обычным путем, нет нужды давать о нем информацию в каталоге. Но это не устраивает библиотеки, которым нужны гарантии поступления изданий.
В этих условиях должен работать механизм правовой защиты библиотек, правового обеспечения полноты комплектования их фондов. Концепция такого механизма: никто больше, чем библиотеки, не заинтересован в полноте и оперативности информации о текущей издательской продукции. Но для достижения полезного эффекта нужно наделить их соответствующими полномочиями.
Узловым моментом для рабочей эксплуатации системы на практике должно стать сочетание контроля за доставкой обязательного экземпляра с передачей информации об издании в систему "Books in print".
Собрать информацию, достаточно корректную, чтобы использовать ее как основу упомянутой информационной системы, способны только центральные библиотеки регионов. В отличие от Российской книжной палаты они могут непосредственно контактировать с местными производителями издательской продукции.
В настоящее время в таких субъектах Федерации, как края, области и автономные округа, самостоятельные книжные палаты не образованы. Назрела необходимость расширения функций региональных ЦБ и придания им статуса книжных палат региона, подобно тому, как это осуществлено ранее в некоторых национально-территориальных образованиях России. Такая мера требует законодательного оформления. В этом случае библиотеки получат возможность контролировать доставку обязательных экземпляров в своих и общегосударственных интересах.
Закон Российской Федерации "Об обязательном экземпляре" распределяет функции контроля за доставкой между Российской книжной палатой (общероссийский обязательный экземпляр) и региональными учреждениями по усмотрению органов государственной власти в регионах-субъектах РФ (местный обязательный экземпляр). Таким образом, после ликвидации системы Главлита и реформирования его местных органов, с одной стороны, и принятия упомянутого федерального закона — с другой, функции контроля за доставкой обязательных экземпляров оказались размытыми. Библиотеки, которые получают обязательные экземпляры, называют умопомрачительные цифры недопоставок.
Разделение функций по контролю за доставкой местного и федерального обязательных экземпляров между центральными и местными учреждениями ведет к неразберихе. В результате по поводу одних и тех же изданий в издающую организацию обращаются разные учреждения, причем в разное время. Таким способом невозможно обеспечить ни формирование единого информационного пространства в государстве, ни создание полноценной национальной и краеведческой библиографии. Необходимо, чтобы центральные библиотеки регионов имели право контролировать доставку по назначению полного комплекта обязательных экземпляров: как местного, так и федерального.
Важная сторона проблемы контроля за доставкой обязательных экземпляров — выбор объекта контроля: издательство или полиграфическое предприятие. Согласно существовавшим ранее "Единым правилам печатания произведений печати", обязанности доставки (высылки) обязательных экземпляров возлагались на типографии и печатно-множительные подразделения в издающих организациях. Подобная установка приводила к искажению механизма действия системы обязательных местных экземпляров, поскольку размещение полиграфических предприятий не соответствовало географии издательской деятельности. В результате многие областные библиотеки не получали обязательных местных экземпляров, хотя соответствующие издательства находились в одном с ними городе. Ныне при подготовке местного законодательства об обязательном экземпляре необходимо переходить от "полиграфического принципа" контроля к "издательскому принципу". В качестве объекта контроля за доставкой ОЭ нужно избрать именно те издательства и издающие организации, юридический адрес которых соответствует местоположению центральной библиотеки региона.
Разумеется, для оформления своевременных заказов на издательскую продукцию (для библиотек это так называемые предварительные заказы) необходимо, чтобы издательства предоставляли информацию об изданиях, подготавливаемых к выходу в свет. Считается, что это требование противоречит интересам издательств, так как раскрывает тайну издательского портфеля. Это опасение преувеличено. Иначе говоря, издательский портфель распадается на три части: новинки, переводы, переиздания. Что касается новинок, издательство имеет дело с автором, который передал свою рукопись, очевидно, только в данное издательство. Анонсирование подобных произведений — сплошь и рядом. То же самое — переводы, осуществить их пиратским способом с должным качеством — вещь невыполнимая. Остаются переиздания. Поскольку первоисточники доступны, как правило, всем желающим их переиздать, то и проблема секретности переизданий надуманна. В данном случае выиграет тот, кто первым сумеет оценить коммерческий успех переиздания и организует его производство.
Тем не менее, возлагая на ЦБ региона функции контроля за доставкой обязательных экземпляров и право получения информации об изданиях, подготовленных к выпуску в свет, необходимо также законодательным образом возложить на библиотеку обязанность сохранять коммерческую тайну издательств и передавать информацию только по прямому назначению — для подготовки каталогов "Книга в наличии и печати".
Нам представляется, что ЦБ регионов смогут найти внутренние резервы для организации этой работы. Перераспределение функций в отделах комплектования и обработки в связи с общим сокращением объемов текущих поступлений, возможно, позволит изыскать необходимые резервы. Наиболее предпочтительный путь — возложение необходимых обязанностей на отделы краеведения.
Участие в системе требует от ЦБ регионов серьезных дополнительных усилий по сбору информации о местном книжном рынке, причем эту информацию они предоставляют бесплатно. В то же время самим библиотекам предлагается покупать продукт, фактически создаваемый их совместными усилиями. Эту ненормальную ситуацию можно исправить с помощью договоров между Российской книжной палатой и региональными учреждениями. Однако, используя их, трудно решить вопрос о равноправных партнерских отношениях. Конечно, беря на себя дополнительную нагрузку, внося существенный вклад в формирование единого информационного пространства, региональные ЦБ должны иметь доступ ко всей информации, в частности, получать каталоги "Books in print" на льготных условиях.
Можно предусмотреть также восстановление системы контроля за доставкой ОЭ с помощью возложения соответствующих обязанностей на налоговую инспекцию, поскольку затраты на печатание и доставку нужного числа экземпляров могут быть отнесены к себестоимости тиража или зачтены в качестве уплаты части налогов. Такой путь гипотетически возможен, но будущее все же за чисто библиотечным решением проблемы на федеральном уровне. Что касается контроля за доставкой обязательных экземпляров, правовая норма должна основываться на принципе единства исполнения, т. е. быть общегосударственной, а ее исполнение следует закрепить за региональными учреждениями.
Заключение
Обязательный экземпляр был введен в России более 200 лет назад. За долгую историю в нашей стране принимались различные постановления, уточняющие и изменяющие порядок доставки обязательного экземпляра в библиотеки и другие учреждения.
Переход страны к рыночной экономике, ликвидация цензуры, начавшееся в этот же период расширение издательского сектора и появление новых видов документов поставили систему ОЭ в сложное положение, так как заметно снизилась полнота его получения Российской книжной палатой.
Закон "Об обязательном экземпляре документов", принятый в 1994 году, сыграл важнейшую роль в формировании национальной системы комплектования информационно - библиотечных фондов страны на нормативно-правовой основе. Принятый в России впервые за всю ее историю Федеральный закон позволил довольно быстро навести порядок во взаимоотношениях поставщиков и получателей ОЭ. Этот же закон обусловил развитие законодательной инициативы на местах, т.е. в регионах.
Время потребовало модернизации Закона. С этой целью в 2002 г. 23 января был принят Государственной думой, 30 января одобрен Советом Федерации и 11 февраля подписан Президентом РФ В.В. Путиным Федеральный закон № 19 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов".
В целом закон обеспечил сокращение количества бесплатных ОЭ, отправляемых в депозитарии, в число которых теперь попали патентные и архивные организации федерального уровня. Также уточнены перечень получателей ОЭ на небумажных носителях и классификация документов, подпадающих под действие нового федерального закона: сюда включены теперь документы комбинированные и содержащие аналогичную информацию, зафиксированную на различных носителях.
Система предоставления обязательного экземпляра документов является особым способом гарантированного обеспечения полноты комплектования национальными документами фондов крупных научных библиотек федерального уровня, Центральных библиотек субъектов РФ и документами местного уровня муниципальных библиотек.
Закон «Об обязательном экземпляре документов» и дополнения к нему определяют политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда РФ и развития системы национальной библиографии.
Важно отметить, что Закон стал важным фактором спасения библиотек, и, прежде всего национальных, от угрожавшего им информационного вакуума.
Радикальные изменения в координации работы национальных библиотек с Государственным архивом печати в преддверии XXI в. предполагаются в связи с внедрением новых информационных технологий, их развитием, обеспечивающим дальнейший прогресс электронных методов передачи информации, в том числе полных текстов книг, статей, сведений из справочников и энциклопедий. В условиях "телекоммуникационной революции" и совершенствования электронной аппаратуры, скорее всего, будет пересмотрена политика вторичного отбора изданий для фондов национальных библиотек и определятся дальнейшие пути их взаимодействия с Государственным архивом печати РКП.
Список используемой литературы
1 Бесстремянная Ю. Еще раз об обязательном экземпляре: Из опыта работы РГБ /Ю. Бесстремянная // Библиотека. - 1998. - № 12. - С. 28-31
2 Бесстремянная Ю. Как заполнить "пробелы"? /Ю. Бесстремянная // Библиотека. - 2001. - № 2. - С. 28-30
3 Василенко Г. Главное - взаимодействие /Г. Василенко, Т. Кириллова // Библиотека. - 1996. № 12. - С. 4-6
4 Гриханов Ю.А. Эволюция обязательного экземпляра на рубеже столетий. - М.: Пашков Дом, 2002. – 12 с.
5 Джиго А.А. Законодательная база обязательного экземпляра документов: тенденции развития /А.А. Джиго // Библиография: Профессиональный журнал. - 2001. - № 3. - С. 15-18
6 Джиго А.А. Новое в законе "Об обязательном экземпляре документов" /А.А. Джиго, К.М. Сухоруков // Библиография: Профессиональный журнал. - 2002. - № 2. - С. 17-25
7 Ершова Е. Концепция распределенного национального фонда /Е. Ершова, Л. Толчинская // Библиотека. - 1996. - № 10. - С.4-7
8 Издательства могут позаботиться о своем бессмертии // С.-Петерб. ведомости. – 1994. – 30 ноября
9 Инькова Л.М. На пути реализации государственной библиотечной политики /Л.М. Инькова // Библиотековедение. - 1996. - № 3. - С. 3-9
10 Книга: Энциклопедия. –М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. – 800 с.: илл.
11 Об обязательном экземпляре документов: Федеральный Закон от 19.12.1994 // Библиотека. - 1995. - № 3. - С. 49-56
12 Обязательный экземпляр электронных документов: иметь или не иметь?: Материалы семинара секции нац. б-к в рамках 64-й сессии ИФЛА в Амстердаме, 1998 г.: Рефераты докладов // Библиотековедение. – 1999. - № 3. – С.146-156
13 Сланская М.В. Еще раз о проекте федерального закона Российской Федерации об обязательном экземпляре документов /М.В. Сланская// НТБ. – 1994. - № 12. – С. 3-9
14 Соляник А.А. Закон Украины «Об обязательном экземпляре документов» /А.А. Соляник // НТБ. – 2000. - № 9. – С. 91-96
15 Соляник А.А. Местный обязательный экземпляр за рубежом /А.А. Соляник // НТБ. – 1994. - № 12. – С. 10-19
16 Справочник библиотекаря / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Миникина. – Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб., 2001. – 224 с.
17 Толчинская Л. Местный обязательный экземпляр: юридический статус и содержание /Л. Толчинская, Н. Стародуюова // Библиотека. - 1995. - №12. - С.52-53
18 Федеральный закон № 19 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов"//Рос. Газ. 14 февраля 2002 г. С 5 - 6.
19 Шилов В.В. Обязательный экземпляр. Проблемы контроля /В.В. Шилов// Научные и технические библиотеки. - 1997. - № 8. - С. 3-7
20 Шпанцева С. Обязательный экземпляр - совсем не обязательный? /С. Шпанцева, С. Кузнецова // Библиотека. - 2000. - № 3. - С. 19-21
21 Эйдемиллер И.В. Региональное законодательство об обязательном экземпляре документов: современное состояние, проблемы, перспективы /И.В. Эйдемиллер// Библиотека и закон: Справочник. – М., 1998. – Вып. 11. – С. 99-130
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!