Понятие трудовых ресурсов и их классификация. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Понятие трудовых ресурсов и их классификация.

2020-04-01 139
Понятие трудовых ресурсов и их классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Трудовой потенциал.

Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используют понятия “рабочая сила” и “человеческий капитал”. Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал - это совокупность качеств которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, организации и общества.

Человеческий капитал характеризуется следующими компонентами:

· психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности;

· возможности нормальных социальных контактов;

· способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений;

· рациональность поведения;

· наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ;

· предложение на рынке труда.

Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты трудового потенциала:

· здоровье;

· нравственность и умение работать в коллективе;

· творческий потенциал;

· активность;

· организованность;

· образование;

· профессионализм;

· ресурсы рабочего времени.

Показатели, характеризующие эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так и к коллективу, к населению страны в целом.

Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта.

Трудовой потенциал – это ресурсная категория; он должен включать в себя источники, средства и ресурсы труда. Т. о. трудовой потенциал – это величина возможного участия трудящихся в производстве с учетом их личных особенностей.

При определении величины трудового потенциала и его использования, важным является правильный выбор показателя измерения. В качестве главного показателя объема принимается численность, а показателя использования – человек-час. Исследования, проведенные рядом ученых, показывают, что разница в оценке затрат труда в промышленности страны по величине отработанных человеко-часов и среднесписочной численности работников составляет пятнадцать процентов. Следовательно, среднесписочная численность работников, имеющая переменную величину, не может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики её можно применять только с поправочными коэффициентами. А так как разработка таких коэффициентов представляет довольно трудную задачу, то требуется нахождение нового объемного показателя.

В качестве основного объемного показателя трудового потенциала общепринятым является человеко-час. Он обладает стабильностью и возможностью применения во всех экономических расчетах.

Величина совокупного потенциального фонда рабочего времени производственного коллектива представляет собой разность между величиной календарного фонда и суммарной величиной нерезервообразующих неявок и перерывов. К нерезервообразующим относятся регламентированные затраты, которые по своей правовой и экономической сущности являются необходимыми и не могут служить резервом увеличения времени непосредственной работы. В этом фонде находит отражение весь объем потенциальных возможностей работающих за период времени.

Размеры величены трудового потенциала организации определяются по следующим формулам:

Фп = Фк – Тнп,

Фп = Ч •Д • Тсм,,

где Фп – совокупный потенциал фонд рабочего времени организации, ч.; Фк – величина календарного фонда рабочего времени, ч.; Тнп – нерезервообразующие неявки и перерывы, ч.; Ч – численность работающих, чел.; Д – количество дней работы в периоде, дн.; Тсм – продолжительность рабочего дня, ч.

Отсюда можно выразить и величину трудового потенциала общества по формуле:

,

где Фп общ – потенциальный фонд времени общества, ч.; Ч – численность населения, способного участвовать в общественном производстве по группам; Тр – законодательно установленная величина времени работы по группам работников в течение календарного периода. Она представляет собой произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.

Поскольку трудовой потенциал рассчитывается по всем гражданам, способным участвовать в процессе общественного производства, то и в расчет должны быть включены все группы работников с учетом харак­терных для них особенностей. Так как структура этих групп неоднородна по возможностям участия в общественном производстве, то для правильной оценки трудового потенциала общества, необходимо трудовой потенциал каждой из них привести к базовой величине.

Среди ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала, выделяют три:

· ожидаемая продолжительность жизни;

· уровень образования;

· реальный душевой валовый продукт (ДВП).

Взятые вместе они отражают три главных качества: здоровую жизнь, уровень знаний, достойный человека уровень жизни. Здесь следует отметить, что ни один индекс не способен полностью отразить такое многогранное понятие, как человеческий потенциал.

Однако не будем более подробно останавливаться на глобальных проблемах нашего общества и сузим наш взор до уровня предприятия.

 

Выводы и предложения.

В данной работе я попытался сделать некоторый анализ как теоретической так и практической стороны трудовых отношений на предприятии. Однако, по мере углубления в поставленные проблемы наступало понимание всей сложности и многогранности рассматриваемых вопросов, а потому невозможности всестороннего освещения данных проблем. Но всё же некоторые выводы и предложения, пользуясь данным материалом сделать можно.

Во-первых на предприятии следовало бы решить проблему доставки продукции клиентам. Для начала было бы не плохо сделать процесс покупки максимально удобным (следует отметить, что для оформления кредита в современной торговой компании нужно обойти 4 точки: кредитный отдел, касса, кредитный отдел и обратиться к продавцу-косультанту за уточнением вопросов доставки, в цехе же тоже 4 точки: бухгалтерия, касса, водитель и место отгрузки товара; как-то нехорошо получается). Однако эта проблема не первостепенна, поскольку в период хорошего спроса на продукцию цеха удаётся её продавать и при таких условиях.

Во-вторых в цехе необходимо отремонтировать(заменить) оборудование, это позволило бы сократить персонал организации и увеличить объёмы производства, в результате повысив заработную плату работникам предприятия (в виде премий), что помогло бы понизить текучку кадров и сформировать более сплочённый коллектив среди рабочих на предприятии.

Так же было бы неплохо расширить рекламную компанию в период со второй полвины осени по первую половину зимнего периода с целью захвата как можно большей части рынка. Однако при этом необходимо учесть тот факт, что производительность труда в зимний период снижается из-за климатических условий.

Так же было бы неплохо наладить работу с дебиторами по устранению задолженности.

Однако в целом можно констатировать, что предприятие не стоит на месте: происходит постепенная замена (ремонт) основных средств, расширяется штат сотрудников, растёт выручка, повышается производительность труда. В I-ом квартале 2002 г. удалось продать довольно большие объёмы продукции, что тоже довольно хорошо. Но всё же цех №16, как и большинство производственных предприятий, испытывает серьёзные проблемы, прежде всего финансового характера.

Данный период для предприятия явился довольно сложным в плане адаптации к рыночным условиям, свободной конкуренции. Однако он прошёл довольно успешно, можно сказать, что работа предприятия в 2002 г. несколько стабилизировалась, что должно существенно облегчить работу по прогнозированию и планированию дальнейшего развития.

Понятие трудовых ресурсов и их классификация.

Термин “трудовые ресурсы” возник в первые годы советской власти и использовался для нужд централизованного управления трудоспособным населением страны. В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда люди, длительное время не работающие без уважительных причин объявлялись “ведущими паразитический образ жизни” и преследовались по закону. Строгий статистический учёт трудоспособного населения был основой централизованного планирования административно-командной экономики.

Понятие “трудовые ресурсы” можно встретить и в настоящее время, хотя требования рыночной экономики делают необходимым переход отечественной статистики к принятому в международной практике учёту рабочей силы, рекомендованному Международной организацией труда (МОТ).

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, имеют большое значение для увеличения объёмов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и грамотного их использования зависят объём и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования и как результат – объём производства продукции, её себестоимость, прибыль и др.

Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются законодательно. Они менялись в разные периоды истории нашей страны. Так, в первой пятилетке (1929 – 1932 гг.) нижняя граница трудоспособного возраста составляла 14 лет, к концу второй пятилетки (1935 – 1937 гг.) – 16 лет. В годы Великой Отечественной Войны она вновь опустилась до 14 лет. В настоящее время нижняя граница трудоспособного возраста составляет 16 лет.

Для уяснения понятия “трудовые ресурсы”, необходимо знать, что во-первых, в зависимости от возраста всё население может быть разделено на 3-и группы:

· лица, моложе трудоспособного возраста (до 15 лет включительно);

· лица трудоспособного возраста (женщины от 16 до 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно);

· лица, старше трудоспособного возраста.

Во-вторых, в зависимости от способности к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных. При этом люди трудоспособного возраста могут быть нетрудоспособны (инвалиды I и II групп допенсионного возраста), и наоборот.

Исходя из вышесказанного, к трудовым ресурсам относятся:

· население в трудоспособном возрасте за исключением инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях;

· работающие лица пенсионного возраста;

· работающие подростки в возрасте до 16 лет.

По Российскому законодательству подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключительных случаях. Допускается так же, в целях подготовки молодёжи к труду, приём на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.

Экономически активное население (рабочая сила) – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы на рынке труда. Численность этой группы включает занятых и безработных.

К занятым в составе экономически активного населения относят лиц в возрасте 16 лет и старше, а тек же лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период:

· выполняли работу по найму за вознаграждение, а так же иную приносящую доход работу;

· временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки и др.;

· выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относят лиц в возрасте от 16 лет и более, которые в рассматриваемый период:

· не имели работы и заработка;

· зарегистрированы а органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

· занимались поиском работы (обращались в государственные или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали шаги к организации собственного дела);

· были готовы приступить к работе;

· проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости.

Для отнесения лица к категории “безработный”, необходимо одновременное наличие у него четырёх первых условий. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Экономически неактивное население – это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:

· учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;

· лица, получающие пенсии;

· лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;

· отчаявшиеся найти работу;

· другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

Поворот нашей страны от командно-административной экономики к рыночной делает бессмысленным использование понятия “трудовые ресурсы” в его прежнем содержании: не могут относиться к трудовым ресурсам категории лиц, которых иначе как принудительно к труду не привлечь. Поэтому в условиях рыночных отношений и свободного труда реальное значение для экономики имеет численность экономически активного населения.

 

Трудовой потенциал.

Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используют понятия “рабочая сила” и “человеческий капитал”. Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал - это совокупность качеств которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, организации и общества.

Человеческий капитал характеризуется следующими компонентами:

· психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности;

· возможности нормальных социальных контактов;

· способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений;

· рациональность поведения;

· наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ;

· предложение на рынке труда.

Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты трудового потенциала:

· здоровье;

· нравственность и умение работать в коллективе;

· творческий потенциал;

· активность;

· организованность;

· образование;

· профессионализм;

· ресурсы рабочего времени.

Показатели, характеризующие эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так и к коллективу, к населению страны в целом.

Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта.

Трудовой потенциал – это ресурсная категория; он должен включать в себя источники, средства и ресурсы труда. Т. о. трудовой потенциал – это величина возможного участия трудящихся в производстве с учетом их личных особенностей.

При определении величины трудового потенциала и его использования, важным является правильный выбор показателя измерения. В качестве главного показателя объема принимается численность, а показателя использования – человек-час. Исследования, проведенные рядом ученых, показывают, что разница в оценке затрат труда в промышленности страны по величине отработанных человеко-часов и среднесписочной численности работников составляет пятнадцать процентов. Следовательно, среднесписочная численность работников, имеющая переменную величину, не может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики её можно применять только с поправочными коэффициентами. А так как разработка таких коэффициентов представляет довольно трудную задачу, то требуется нахождение нового объемного показателя.

В качестве основного объемного показателя трудового потенциала общепринятым является человеко-час. Он обладает стабильностью и возможностью применения во всех экономических расчетах.

Величина совокупного потенциального фонда рабочего времени производственного коллектива представляет собой разность между величиной календарного фонда и суммарной величиной нерезервообразующих неявок и перерывов. К нерезервообразующим относятся регламентированные затраты, которые по своей правовой и экономической сущности являются необходимыми и не могут служить резервом увеличения времени непосредственной работы. В этом фонде находит отражение весь объем потенциальных возможностей работающих за период времени.

Размеры величены трудового потенциала организации определяются по следующим формулам:

Фп = Фк – Тнп,

Фп = Ч •Д • Тсм,,

где Фп – совокупный потенциал фонд рабочего времени организации, ч.; Фк – величина календарного фонда рабочего времени, ч.; Тнп – нерезервообразующие неявки и перерывы, ч.; Ч – численность работающих, чел.; Д – количество дней работы в периоде, дн.; Тсм – продолжительность рабочего дня, ч.

Отсюда можно выразить и величину трудового потенциала общества по формуле:

,

где Фп общ – потенциальный фонд времени общества, ч.; Ч – численность населения, способного участвовать в общественном производстве по группам; Тр – законодательно установленная величина времени работы по группам работников в течение календарного периода. Она представляет собой произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.

Поскольку трудовой потенциал рассчитывается по всем гражданам, способным участвовать в процессе общественного производства, то и в расчет должны быть включены все группы работников с учетом харак­терных для них особенностей. Так как структура этих групп неоднородна по возможностям участия в общественном производстве, то для правильной оценки трудового потенциала общества, необходимо трудовой потенциал каждой из них привести к базовой величине.

Среди ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала, выделяют три:

· ожидаемая продолжительность жизни;

· уровень образования;

· реальный душевой валовый продукт (ДВП).

Взятые вместе они отражают три главных качества: здоровую жизнь, уровень знаний, достойный человека уровень жизни. Здесь следует отметить, что ни один индекс не способен полностью отразить такое многогранное понятие, как человеческий потенциал.

Однако не будем более подробно останавливаться на глобальных проблемах нашего общества и сузим наш взор до уровня предприятия.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.