Трудовые ресурсы и эффективность их использования. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Трудовые ресурсы и эффективность их использования.

2020-04-01 107
Трудовые ресурсы и эффективность их использования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как видно из таблицы (прил. 7), среднесписочная численность работников предприятия стабильно растёт. Наибольший прирост произошёл в период со II-го квартала 2001 г. по IV-ый квартал 2002 г. (в предыдущей главе было отмечено, что в этот же период состоялся наибольший прирост товарной продукции предприятия (прил. 1)), однако такой рост произошел в основном за счёт вспомогательных повременщиков. В прирост численности работников за весь рассматриваемый период наибольший вклад внесли сдельщики основные (что вполне естественно, поскольку эта категория работников занимает наибольший удельный вес) и вспомогательные сдельщики (относительный прирост этой категории работников за весь рассматриваемый период максимален: 66,7%, при общем приросте численности работников на 17,5%). Наименьший относительный прирост численности произошёл в группе производственных повременщиков: это единственная категория работников, которую не затронул общий рост численности персонала. Прирост численности контролёров качества производимой продукции, по понятным причинам, происходил наиболее синхронно с ростом общей численности персонала организации: относительный прирост численности этой группы работников за весь рассматриваемый период составил 23%.

Явочная численность работников предприятия в зависимости от общего числа работников варьирует в пределах от 7 до 9 человек за квартал, в целом это число соответствует количеству отпускников. Однако на предприятии имеют место и прогулы, опоздания, основная их масса приходится на период после праздников, но это не наносит существенного ущерба производственному процессу на предприятии. Пропуски по болезни в цехе почти отсутствуют. В целом посещаемость на предприятии можно охарактеризовать как допустимую: в строительных организациях бывает и хуже.

Теперь перейдём к анализу текучести кадров. Из таблицы видно, что количество выбывших работников довольно сильно зависит от временного фактора: как правило в I-ом и IV-ом кварталах (в зимний период) выбытие увеличивается за счёт увольнения по собственному желанию. Прежде всего это связано с тяжёлыми условиями труда: зимой в цехе холодно (отопления, разумеется, нет), основной рабочий инструмент – лопата, размер заработной платы оставляет желать лучшего, если добавить сюда ещё низкое социальное положение, то всё встанет на свои места. По этим причинам мало кто из рабочих трудится на предприятии длительное время: при первой возможности люди стараются сменить работу. Низкие требования к работникам в сочетании с высокой текучкой кадров превратили цех в некий “перевалочный пункт”: люди приходят сюда с заведомой целью поработать немного, а затем найти что-то более подходящее, к слову скажу, что среди рабочих не мало людей после армии. Так же есть ряд работников, которые трудятся вахтовым методом: работают некоторое время, затем увольняются, потом, когда деньги кончаются, снова устраиваются на работу. С точки зрения формирования единого рабочего коллектива такое положение вещей, безусловно, является отрицательным моментом, но эта болезнь не только данного предприятия, но и многих других организаций нашего города, работающих в строительной отрасли. Однако такое положение вещей справедливо лишь для рабочих. Среди специалистов и служащих текучка кадров незначительна: заработная плата у них значительно выше, чем у рабочих, для района, в котором находится предприятие это высокий уровень, к тому же гораздо более хорошие условия труда, что даёт им все основания держаться за свои места.

Динамика принятых работников определяется прежде всего количеством выбывших: доля принятых на вновь открытые рабочие места довольно низка. Численность выбывших работников легко удаётся возобновить за счёт высокого уровня безработицы в данном микрорайоне города, а потому высокая текучка кадров не сильно влияет на производственный процесс: недостаток рабочих рук удаётся быстро восстановить.

Коэффициент оборота рабочей силы по выбытию формируется за счёт работников, переведённых в другие предприятия и отправленных в армию, причём доля второго фактора значительно выше. В связи с этим сезонность динамики данного коэффициента объясняется ритмичностью призывов. Что касается первого фактора, то здесь можно отметить, что основным направлением перевода работников является головное предприятие, однако, как видно из таблицы такие перемещения происходят не часто.

Коэффициент текучести формируется за счёт уволенных и выбывших по собственному желанию. Он значительно превышает коэффициент оборота рабочей силы по выбытию и формируется в основном за счёт выбывших по собственному желанию (причины этого явления были рассмотрены выше).

Коэффициент оборота рабочей силы по приёму превышает как первый, так и второй коэффициенты, что связано с расширением численности работников на предприятия. Его величина в большей степени зависит от количества выбывших работников, поскольку их численность необходимо компенсировать.

Затраты труда основных и вспомогательных работников имеют тенденцию к постоянному повышению за счёт роста численности работников. Однако в связи с тем, что большую часть рабочих предприятия составляют сдельщики, данный показатель не так важен, поскольку не имеет под собой материальной основы с точки зрения работника (ему платят за количество выпущенной продукции, а не за время работы). При неполной загрузке мощностей предприятия рабочих могут отпускать и раньше, при выполнении намеченной нормы. Конечно же количество реально отработанных часов при этом не считают, а потому каждый отработанный день условно считается равным 8 часам.

Затраты труда руководителей и специалистов варьируется в основном за счёт фактора сезонности. В период отпусков несколько большая часть работников этой категории уходит на заслуженный отдых. Иная картина обстоит с рядовыми работниками: их численность более равномерно распределена по времени отпусков.

Показатель выработки работников имеет тенденцию к повышению. Это связано прежде всего с ростом объёмов продаж. Наибольший прирост выработки произошёл во II-ом квартале 2001 г. В этот же период на предприятии произошёл резкий скачёк выручки (в 2,17 раза), однако во II-ом и III-ем кварталах 2002 г. произошло снижение данного показателя на 9,8%, что связано с снижением производства в результате снижения спроса. Однако если произвести корректировку данного показателя по инфляции, то получится, что выработка работников за весь рассматриваемый период выросла лишь на 8%. Что вполне объяснимо тем, что обновление основных средств за данный период времени было незначительным, что вызвано прежде всего их высокой изношенностью.

Теперь несколько слов следует сказать о мотивации труда. Сразу следует сказать о том, что при низкой заработной плате рабочих в сочетании с тяжёлыми условиями труда является прежде всего денежное вознаграждение, поскольку другие потребности человека (самовыражение, самоуважение, самоутверждение) возникают при несколько большей заработной плате и лучших условиях труда. Но денег на предприятии не хватает, а потому мотивировать работников к хорошему труду в таких условиях остаётся лишь при помощи проявления повышенного внимания к работникам-стажистам. Однако это всё же это не достаточно эффективно без достаточного материального стимулирования.

Стимулирование руководителей и специалистов в силу более высокой оплаты труда более разнообразно по своим методам, в силу гораздо более хороших условий труда и относительно нормальной заработной платы. Здесь большое значение приобретают взаимоотношения на предприятии, прежде всего между руководителями и подчинёнными. Из кратковременного пребывания на предприятии создалось впечатление, что обстановка в коллективе довольно тёплая, коллектив достаточно сплочённый и созданы довольно неплохие условия для труда данной группы работников.

На этой обнадёживающей ноте мы переходим к заключительной части курсовой работы.


Выводы и предложения.

В данной работе я попытался сделать некоторый анализ как теоретической так и практической стороны трудовых отношений на предприятии. Однако, по мере углубления в поставленные проблемы наступало понимание всей сложности и многогранности рассматриваемых вопросов, а потому невозможности всестороннего освещения данных проблем. Но всё же некоторые выводы и предложения, пользуясь данным материалом сделать можно.

Во-первых на предприятии следовало бы решить проблему доставки продукции клиентам. Для начала было бы не плохо сделать процесс покупки максимально удобным (следует отметить, что для оформления кредита в современной торговой компании нужно обойти 4 точки: кредитный отдел, касса, кредитный отдел и обратиться к продавцу-косультанту за уточнением вопросов доставки, в цехе же тоже 4 точки: бухгалтерия, касса, водитель и место отгрузки товара; как-то нехорошо получается). Однако эта проблема не первостепенна, поскольку в период хорошего спроса на продукцию цеха удаётся её продавать и при таких условиях.

Во-вторых в цехе необходимо отремонтировать(заменить) оборудование, это позволило бы сократить персонал организации и увеличить объёмы производства, в результате повысив заработную плату работникам предприятия (в виде премий), что помогло бы понизить текучку кадров и сформировать более сплочённый коллектив среди рабочих на предприятии.

Так же было бы неплохо расширить рекламную компанию в период со второй полвины осени по первую половину зимнего периода с целью захвата как можно большей части рынка. Однако при этом необходимо учесть тот факт, что производительность труда в зимний период снижается из-за климатических условий.

Так же было бы неплохо наладить работу с дебиторами по устранению задолженности.

Однако в целом можно констатировать, что предприятие не стоит на месте: происходит постепенная замена (ремонт) основных средств, расширяется штат сотрудников, растёт выручка, повышается производительность труда. В I-ом квартале 2002 г. удалось продать довольно большие объёмы продукции, что тоже довольно хорошо. Но всё же цех №16, как и большинство производственных предприятий, испытывает серьёзные проблемы, прежде всего финансового характера.

Данный период для предприятия явился довольно сложным в плане адаптации к рыночным условиям, свободной конкуренции. Однако он прошёл довольно успешно, можно сказать, что работа предприятия в 2002 г. несколько стабилизировалась, что должно существенно облегчить работу по прогнозированию и планированию дальнейшего развития.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.