Таможенное регулирование экспортных операций — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таможенное регулирование экспортных операций

2020-04-01 179
Таможенное регулирование экспортных операций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Таможенные платежи при экспорте товаров

 

В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса РФ к таможенным платежам при экспорте товаров относятся вывозная таможенная пошлина и таможенные сборы.

Рассмотрим порядок их расчёта и уплаты.

Порядок исчисления и уплаты таможенных сборов

В соответствии со ст. 63.1 Таможенного кодекса РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, к которым, согласно ст. 357.1 Таможенного кодекса РФ, относятся:

· таможенные сборы за таможенное оформление;

·   таможенные сборы за таможенное сопровождение;

·   таможенные сборы за хранение.

Исчисление сумм таможенных сборов за таможенное оформление, согласно п. 1 ст. 357.4 Таможенного кодекса РФ, производится по ставкам, действующим на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Уплатить таможенные сборы за таможенное оформление товаров необходимо до или одновременно с подачей таможенной декларации, и сделать это вправе любое лицо.

Перечень товаров, освобождённых от таможенных сборов за таможенное оформление, приведён в п. 1 ст. 357.9 Таможенного кодекса РФ.

Ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров, согласно ст. 357.10 Таможенного кодекса РФ, устанавливаются Правительством РФ с учётом того, что размер таможенного сбора должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000 рублей. С 1 января 2005 года применяются ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров, установленные постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 (табл. 3.1.3).

Пример 2

Поскольку таможенная стоимость экспортируемых товаров составила 3 980 000 руб. (пример 1), то есть более 2 500 000, 01 руб., но не выше 5 000 000,00 руб., таможенный сбор за таможенное оформление экспортируемой лесопродукции составит 7 500 руб.

Таблица 3.1.3 Ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров

Таможенная стоимость товаров Сумма таможенного сбора, руб.
Не более 200 000,00 руб. включительно 500
От 200 000,01 руб. до 450 000,00 руб. включительно  1 000
От 450 000,01 руб. до 1 200 000,00 руб. включительно  2 000
От 1 200 000,01 руб. до 2 500 000,00 руб. включительно  5 500
От 2 500 000,01 руб. до 5 000 000,00 руб. включительно  7 500
От 5 000 000,01 руб. до 10 000 000,00 руб. включительно  20 000
От 10 000 000,01 руб. до 30 000 000,00 руб. включительно  50 000
Свыше 30 000 000,01 руб. 100 000

 

Вывозные таможенные пошлины

В соответствии со ст. 324 Таможенного кодекса РФ таможенные пошлины исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.

Исчисление сумм, подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, производится в валюте РФ, т.е. в рублях. При этом применяются ставки таможенных пошлин, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. В случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчёт иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый Центральным банком РФ для целей учёта и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Таможенные пошлины при вывозе товаров необходимо уплатить не позднее дня подачи таможенной декларации. При этом, согласно ст. 330 Таможенного кодекса РФ, организация имеет право вносить в кассу или на счёт таможенного органа авансовые платежи в счёт предстоящих таможенных платежей. Согласно п. 2 ст. 331 Таможенного кодекса РФ уплачивать таможенные пошлины и налоги плательщик может по собственному выбору, как в рублях, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком РФ, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе" ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ.

 


Экспорт товаров по договору комиссии

Таможенное регулирование экспортных операций

таможенный сбор пошлина учёт

1.1 Таможенное оформление экспортируемых товаров

 

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок таможенного оформления товаров и уплаты таможенных платежей, является Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ.

В соответствии со ст. 165 Таможенного кодекса РФ экспорт представляет собой таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Согласно ст. 166 Таможенного кодекса РФ экспорт товаров осуществляется при условии:

· уплаты вывозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом;

· соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

· выполнения иных требований и условий, установленных данным кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон № 164-ФЗ) импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений.

В исключительных случаях, согласно части 2 данной статьи, Правительство РФ может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ по перечню, определяемому Правительством РФ. В этом случае, согласно п. 1 п. ст. 24 Закона № 164-ФЗ, для осуществления экспорта необходимо будет получать лицензию Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ РФ). Кроме того, лицензия МЭРТ РФ на экспорт нужна в случаях:

· реализации разрешительного порядка экспорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

·   предоставления исключительного права на экспорт отдельных видов товаров;

·   выполнения Российской Федерацией международных обязательств.

Отсутствие лицензии в вышеуказанных случаях является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ.

Согласно ст. 60 Таможенного кодекса РФ при вывозе товаров из РФ таможенное оформление данных товаров начинается в момент представления таможенной декларации (а в отдельных случаях, предусмотренных данным кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление) и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом РФ для помещения товаров под таможенный режим экспорта, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

В соответствии со ст. 123 Таможенного кодекса РФ при перемещении товаров через таможенную границу они подлежат декларированию таможенным органам.

Декларирование товаров, согласно ст. 124 Таможенного кодекса РФ, может производиться путём заявления в таможенной декларации самим декларантом либо таможенным брокером (представителем), причём перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ. В частности, в таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):

· заявляемый таможенный режим;

· сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), об отправителе и о получателе товаров;

·   сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров;

· сведения о товарах:

― наименование;

― описание;

― классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);

― наименование страны происхождения;

― наименование страны отправления (назначения);

― описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);

― количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения;

― таможенная стоимость;

· сведения об исчислении таможенных платежей:

― ставки вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

― применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

― применение тарифных преференций;

― суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

― установленный Центральным банком РФ на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учёта и таможенных платежей;

· сведения о внешнеэкономической сделке и её основных условиях;

·   сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

· сведения о производителе товаров;

· сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;

·   сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования;

· сведения о лице, составившем таможенную декларацию;

· место и дата составления таможенной декларации.

Таможенная декларация подписывается сотрудником организации, составившей данную декларацию, и удостоверяется печатью. Форма таможенной декларации устанавливается Государственным таможенным комитетом РФ (ГТК РФ).

Помимо самой таможенной декларации в таможенные органы необходимо представить также и документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, по перечню, установленному в ст. 131 Таможенного кодекса РФ, а именно:

· договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключённых при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок;

·   имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;

·   транспортные (перевозочные) документы;

·   разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

·   документы, подтверждающие происхождение товаров (в случаях, предусмотренных ст. 37 Кодекса);

·   платёжные и расчётные документы;

·   документы, подтверждающие сведения о декларанте; а также документы, подтверждающие право декларанта на получение льгот по уплате таможенных платежей, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ, либо на уменьшение налоговой базы.

Согласно п. 4 ст. 129 Таможенного кодекса РФ таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории РФ, подаётся до их убытия с таможенной территории РФ. Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом, причём согласно п. 1 ст. 132 Таможенного кодекса РФ по запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган обязан незамедлительно выдать письменное подтверждение о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов (в том числе и в форме электронного документа).

В соответствии со ст. 137 Таможенного кодекса РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории РФ по желанию декларанта может применяться упрощённый порядок декларирования:

· подача неполной таможенной декларации в соответствии со ст. 135 Таможенного кодекса РФ (если декларант по не зависящим от него причинам не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией);

·   подача периодической таможенной декларации согласно ст. 136 Таможенного кодекса РФ (при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган);

·   периодическое временное декларирование в соответствии со ст. 138 Таможенного кодекса РФ.

Упрощённый порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Таможенным кодексом и иными правовыми актами РФ, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.

При отказе таможенного органа в применении упрощённого порядка декларирования российских товаров таможенный орган уведомляет об этом декларанта с указанием условий, выполнение которых необходимо для применения такого порядка.

В частности, согласно ст. 138 Таможенного кодекса РФ при вывозе с таможенной территории РФ российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

После убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определённый период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта с учётом срока, необходимого декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации, но не более 90 дней со дня, следующего за днём истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.

Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом.

Однако при этом необходимо учитывать, что в отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода.

При оформлении временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации. Убытие российских товаров с таможенной территории РФ в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации, не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 1 и 2 ст. 122 Таможенного кодекса РФ.

При использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом этой декларации.

Выбытие российских товаров с таможенной территории РФ в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации, не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 1 и 2 ст. 122 Таможенного кодекса РФ.

При использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом этой декларации. Ставки вывозных таможенных пошлин также применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган.

Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пеня в указанном случае не начисляется.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со ст. 355 Таможенного кодекса РФ.

Особенности уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи определяются ст. 312 и 314 Таможенного кодекса РФ.

Если по истечении четырёх месяцев со дня принятия временной таможенной декларации российские товары не будут вывезены с таможенной территории РФ, таможенная декларация, в которой такие товары были заявлены к вывозу, будет считаться непредставленной.

По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает указанный срок, но не более чем еще на четыре месяца.


1.2 Порядок определения таможенной стоимости товара

 

При заполнении грузовой таможенной декларации экспортёру необходимо указывать таможенную стоимость товара. Кроме того, налоговой базой для исчисления таможенных пошлин и налогов, согласно ст. 322 Таможенного кодекса РФ, также является именно таможенная стоимость товаров (или в отдельных случаях их количество).

Согласно ст. 323 Таможенного кодекса РФ определять таможенную стоимость необходимо по методам, установленным законодательством РФ, с использованием достоверной и документально подтверждённой информации. Таможенные органы на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимают решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.

При этом:

· если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого;

· при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров;

· в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут являться недостоверными и (или) недостаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.

Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, утверждён Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. № 1461. В этом документе сказано, что определение таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, осуществляется применительно к разделу III Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" по Правилам применения порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, утвержденным Приказом Государственного таможенного комитета РФ (ГТК РФ) от 27.08.1997 г. № 522.

Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. В таможенную стоимость вывозимых товаров также включаются следующие расходы, понесённые покупателем, но не включённые в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки:

1) комиссионные и брокерские вознаграждения;

2) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;

)   стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

)   соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт вывозимых товаров следующих товаров и услуг:

· сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью вывозимых товаров;

·   инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров;

·   вспомогательные материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров;

·   инженерная проработка, опытно-конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи;

·   лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров;

· поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории РФ;

· налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории РФ, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами РФ они не подлежат компенсации продавцу при ввозе товаров с таможенной территории РФ.

Вышеуказанные расходы включаются в таможенную стоимость товара при условии, если они:

· действительно имели или будут иметь место;

· подтверждены документально на основе объективных и количественно определяемых данных;

· не были включены в цену товара, предусмотренную контрактом.

Если определение и документальное подтверждение величины этих расходов не представляется возможным, таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена на основе цены сделки.

Пример 1

В соответствии с заключённым внешнеторговым договором российская организация-экспортер ОАО «Альфа» обязуется поставить японской фирме лесопродукцию на условиях CFR стоимостью $ 100 000. Экспорт осуществляется без участия посредника. Курс евро, установленный ЦБ РФ, на дату подачи таможенной декларации (и её принятия таможенным органом) составляет 39,8 руб.

Поскольку условия CFR подразумевают обязанность поставщика за свой счёт нанять перевозчика (зафрахтовать судно), доставить груз в порт отправки и осуществить погрузку товаров на корабль в порту отправки, ОАО "Альфа" оплатило вышеуказанные транспортные услуги. Однако данные расходы на транспортировку груза не должны включаться в расчёт таможенной стоимости товара, поскольку исходя из условий поставки, предусмотренных в договоре, они уже включены в контрактную стоимость товара. Следовательно, таможенная стоимость товаров составляет $ 100 000, а в рублевом выражении - $ 100 000 х 39,8 =3 980 000 руб.

При отсутствии сделки купли-продажи в отношении вывозимых товаров (например, при безвозмездных и компенсационных поставках, при поставках по договору аренды) или в случае невозможности использования цены сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости эта стоимость определяется либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учёта продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортёром при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории РФ, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров. При определении таможенной стоимости указанных товаров должны учитываться все вышеперечисленные расходы.

В случае невозможности использования представленных декларантом сведений таможенная стоимость вывозимого товара определяется на основе сведений о ценах на идентичные или однородные товары либо исходя из калькуляции стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров с учётом расходов, связанных с экспортом. При определении идентичных и однородных товаров следует руководствоваться статьями 20 и 21 Закона РФ "О таможенном тарифе".

Корректировка таможенной стоимости товаров - например, в случае технических ошибок, повлиявших на величину заявленной таможенной стоимости, необоснованного выбора метода определения таможенной стоимости и в иных случаях, предусмотренных законодательством, - производится в соответствии с одноименным Положением, утверждённым Приказом ГТК РФ от 26.12.2003 № 1546.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.