Отношение человеческой свободы к промыслу Божию, предопределению и благодати — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Отношение человеческой свободы к промыслу Божию, предопределению и благодати

2020-04-01 148
Отношение человеческой свободы к промыслу Божию, предопределению и благодати 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Свобода человеческой воли не уничтожается промыслом Божиим, управляющим миром, ибо Бог представляет человеку побуждения и мотивы, а человек по своей свободной воле отдает предпочтение тому или другому мотиву. «Если же свобода наша состоит лишь в независимом, по нашему выбору, подчинении тем или иным действующим на нее побуждениям, то, очевидно, что добровольное подчинение ее промыслительной воле Божией не есть отрицание свободы; напротив, только таким подчинением воля человека восходит на ту степень, где она становится истинно свободною (свободою духа)». Если промысл ограничивает свободу действий тех, кто не хочет поступать по воле Божией, то он не уничтожает в них свободу желания, а «только удерживает последствия желания».

Человеческая свобода не отрицается и Божественным предопределением, ибо оно основано на Божественном всеведении, согласно которому Бог, сообразуясь со свободной волей личностных существ, направляет их к благим целям.

Божественная воля, спасающая человека, не связывает его волю, а соединяется с ней, сохраняя ее свободу подобно тому, как во Христе соединена человеческая природа с Божественной. Прп. Макарий Великий об этом говорит так: «Как сопротивная сила, так и благодать Божия оказываются побуждающими, а не приневоливающими, чтобы вполне сохранились в нас свобода и произвол. Посему-то и за те худыя дела, какия человек делает по наущению сатаны, не сатана более, но человек подвергается наказанию; потому что человек не насильно вовлечен в порок, но побужден к нему собственною своею волею. А подобно сему и в добром деле, благодать не себе приписывает сделанное, но человеку, и потому, присвояет ему славу, что сам для себя стал он виновником добраго. Ибо благодать не делает волю его непременною, связав, как сказано, приневоливающегою силою: но, пребывая в человеке, она дает место и произволу, чтобы явным сделалось, склонна ли его воля к добродетели, или к пороку. Ибо закон дан не естеству, но свободе произволения, которая может преклоняться и на доброе, и на худое».

Благодать Божия дает человеку и добрые желания, и силу их исполнить: «…Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.2:13). Свобода человека состоит в выборе доброго желания: «Предпочитать доброе изволение - дело желающаго; довершить же выбор добраго изволения - дело Божие. Для сего человек имеет нужду в Божией помощи». Прп Симеон Новый Богослов о границе человеческой свободы в деле спасения говорит, что «…самовластие осталось в нас после того, как мы сделались рабами греха, именно, что оно хранится лишь в нашем желании освобождения, а не в чем-либо большем. Почему нам надлежит приносить Христу сие желание, соединяя с ним и душевную заботу, сердечное искание, не чрез добрые дела, а чрез одну веру, дабы Христос, давший Себя в искупление за души наши, увидел, как всею душею, всем помышлением и всею крепостию желаем мы и ищем освободиться от злаго тиранства греха, и освободил нас от него божественною благодатию Своею. Между людьми никого нет свободнаго и самовластнаго, кроме одного Христа; а Он потому таков, что есть Бог и человек. С того времени, как Адам стал рабом греха, все люди, до скончания века, рабы суть, кроме тех, которые освобождаемы бывают Христом». «Поелику таким образом только в желании нашем сохранилось самовластие наше, то нам надобно вопервых возжелать освобождения от рабства, потом взыскать освободителя нашего Христа, а когда найдем Его, припасть к стопам Его и испрашивать у Него себе свободы: ибо никого нет свободнаго, кроме Христа и свободника Христова».

Искажением учения о свободе человеческой воли и ее отношении к благодати Божией является учение Пелагия. Он отрицал поврежденность человеческой природы первородным грехом и утверждал самодостаточность свободной воли человека для спасения. Это привело его к искажению и учения о благодати Божией и ее роли в спасении человека. Учение блж. Августина, который выступил против Пелагия, также является ошибочным. Он, наоборот, отрицал значение свободной воли в человеке после грехопадения и ее роли в спасении.

Учение Августина, пересаженное на безрелигиозную почву породило детерминизм (от лат. «детермино» - определяю, ограничиваю) - учение, которое отрицает в чловеке наличие свободы выбора и утверждает, что его свобода является кажущейся, т.е. его поведение определяется наиболее сильными мотивами из внешнего мира или из влечений собственной природы человека (Спиноза, Шопенгауэр). Учение Пелагия вылилось в другое ложное учение Нового времени - в индетерминизм, который настолько преувеличивает свободу человека, что отрицает зависимость человеческой воли от каких-либо мотивов.

Августин также учил о предопределении людей по спасению. Кальвин довел это учение до логического конца и стал учил о безусловном, двойном предопределении - одних ко спасению, других к осуждению. «Это представление по сути своей является лишь логическим завершением общей для всей Реформации идеи о безусловном разрушении хрехопадением природы человека». Противоречит православному учению о свободе человека высказанная Оригеном теория апокатастасиса, т.е. теория всеобщего спасения. Смысл его в том, что впоследствии все, даже злодеи и сам сатана, после различных наказаний будут спасены. Это учение было осуждено на V Вселенском Соборе, потому что оно противоречит евангельскому учению о вечности мук и учению о свободе отпавших от Бога тварных личностных существ.

Таким образом, согласно православному учению, могущественное действие промысла Божия и благодати Божией «…не сопровождается насилием и подавлением человеческих сил, а ведет к свободному подчинению их высшей силе. …Благодати принадлежит первенство в деле спасения, собственно благодать наше спасение и совершает. Можно сказать, что благодать есть причина нашего спасения, ибо ею совершается обожение нашего естествпа. А человек своей свободной деятельностью обеспечивает необходимые, но отнюдь не достаточные для спасения условия».



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.